Экспериментальное исследование психологической готовности ребенка к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 13:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является определение сущности психологической готовности дошкольника к обучению в школе, структурно-функциональных характеристик ГОШ, выявление проблем препятствующих формированию психологической готовности дошкольника.

Содержание

Введение
3 стр.
Глава 1. Теоретические исследования психологической готовности детей к обучению в школе

5 стр.
1.1. Определение психологической готовности детей к школьному обучению

5 стр.
1.2. Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу

8 стр.
1.3. Проблемы психологической готовности к школе и их причины
14 стр.
Выводы к 1 главе
18 стр.
Глава 2. Экспериментальное исследование психологической готовности ребенка к обучению в школе

19 стр.
2.1. Методология проведения исследования детей
19 стр.
2.1.1. Социометрический эксперимент
20 стр.
2.1.2. Диагностика личностной готовности ребенка к школе
23 стр.
2.1.3 Диагностика интеллектуальной готовности ребенка
27 стр.
2.1.4 Диагностика социально-психологическая готовность к школьному обучению.

37 стр.
Выводы ко 2 главе
39 стр.
Заключение
42 стр.
Список используемой литературы
43 стр.
Приложение
45 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая конечный вариант.doc

— 421.50 Кб (Скачать файл)

8. Немаловажное значение для успехов в учении имеют коммуникативные черты характера ребенка, в частности его общительность, контактность, отзывчивость и покладистость, а также волевые черты личности: настойчивость, целеустремленность, упорство и др.

На практике мы нередко сталкиваемся с отставанием  детей в учении, которое нельзя полностью объяснить отсутствием  у них каких-либо способностей. В этой связи возникает задача выявления и устранения возможных других психологических причин задержек в развитии детей, происходящих в начальных классах школы.

Ученики с психологической  неготовностью к обучению, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следят за происходящим в классе, нарушают дисциплину. Имея завышенную самооценку, они обижаются на замечания, когда учитель или родители выражают недовольство их поведением, они жалуются на то, что уроки неинтересные, школа плохая и учительница злая.

Выводы. 

К существующим индивидуальным различиям в познавательных процессах необходимо относиться спокойно, так как они выражают собой не столько общее недоразвитие ребенка, сколько его индивидуальность, проявляющуюся, в частности, в том, что у ребенка может доминировать один из типов восприятия окружающей действительности: практический, образный или логический. В начальный период учебной работы с такими детьми следует прежде всего опираться на те стороны познавательных процессов, которые у них более всего развиты, не забывая, конечно, о необходимости параллельного совершенствования остальных.

 
 
 
 
 
 

 

Выводы по 1 главе

Психологическая подготовка детей к обучению в  школе занимает одно из самых важных мест в жизни ребенка, поэтому  к этому процессу надо готовиться заранее. И, конечно же, главными помощниками в этом нелегком начинании должны быть в первую очередь родители и педагоги. Исследование особенностей познавательных процессов позволяет определить на какой стадии развития находится ребенок, по результатам дать оценку.

Внимание, речь, память, мышление, восприятие, воображение - все это должно быть развиваться своевременно и целенаправленно. Внимание должно быть произвольным. Его возникновение - важное новообразование этого возраста. Ребенок еще не в состоянии «заставить себя» сосредоточить внимание, поэтому родители должны ему помогать. В ряду других способностей, обеспечивающих успех деятельности не только учащегося, но и музыканта, художника, писателя, конструктора, сенсорные способности занимают ведущее место. Они дают возможность с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. У ребенка нужно развивать все виды памяти, поскольку развитие этих процессов является одной из самых важных предпосылок готовности детей к обучению в школе. Важное место занимают творческие способности, которые способствуют развитию познавательных процессов.

Психологическая подготовка это нелегкий труд, главное - желание ребенка развивать свои навыки, умения и быть готовым изменить свой социальный статус дошкольника на школьника.

На сегодняшний день практически  общепризнанно, что готовность к  школьному обучению – многокомпонентное  образование, которое требует комплексных  психологических исследований.

 

Глава 2. Экспериментальное  исследование психологической готовности ребенка к обучению в школе

2.1. Методика проведения исследования детей

Диагностика исследования психологической готовности детей к школе проводилась с детьми подготовительной группы детского сада №300 г. Ташкента. Обследовались дети подготовительной группы “Знайка”  в количестве 32 детей, которые собираются поступать в школу в 2013 году.

ЦЕЛЬ исследования: изучить влияние социальной адаптированности на уровень психологической готовности личности к обучению в школе.

Для тестирования использовался  блок методик:

- Диагностическая методика «Секрет» («Подарок») разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой, выявляющая положения ребенка в группе ДОУ;

- Тест «Мотивационная готовность», диагностирующий внутреннюю мотивационную позицию школьника (по Т.Д. Марцинковской);

- «Oриентировочный тест школьной зрелости» Керна-Йерасика, определяющий уровень готовности ребебенка к обучению в школе;

- Методика  «Узнай фигуры», диагностирующая память на предмет узнавания;

- Методика «Запомни рисунки», предназначенная для определения объема кратковременной зрительной памяти;

- Методика «Выучи слова» А.Р. Лурия, определяющая динамику процесса заучивания;

- Методика «Запомни и расставь точки», диагностирующая объем внимания ребенка;

- Методика «Найди и вычеркни", предназначена для определения продуктивности и устойчивости внимания;

- Методика "Четвертый лишний", разработаная для обследования образно-логического мышления;

- Методика «Определение способностей обобщать, абстрагировать и классифицировать».

Тестирование  проводилось индивидуально. Время, затраченное на каждого ребенка 30-40 мин.

 

2.1.1. Социометрический эксперимент

Для определения  социальной адаптированности дошкольников мы провели социометрический эксперемент.

Понятие «социальная адаптация» в психологии начало широко использоваться с середины 60-х годов 20 века. В общем определении социальная адаптация - это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды или результат этого процесса.

Психолог С.С. Степанов трактует социальную адаптацию как активное приспособление к условиям социальной среды путём усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. По Ж. Пиаже, процесс социальной адаптации выступает как «единство процессов аккомодации, т. е. как двусторонний процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды».

Социометрия – метод количественного измерения отношений между людьми в реальных группах. Он был разработан известным американским психиатром и социологом Джекобом Леви Морено. Суть социометрии, по мнению автора, в том, что она «имеет дело с внутренней структурой социальных групп, которые можно сравнивать с ядерной природой атома или физиологической структурой клетки». [13]

В результате социометрической процедуры, построенной как эксперимент с целью выявления желаний человека совместно с кем-либо участвовать в определённой деятельности, определяются предпочтительные выборы (или отвержения), их взаимность. Результаты заносятся в социометрические таблицы, представляются графически в виде социограмм. 

Диагностическая методика «Секрет» («Подарок») разработана  Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой

Цель: выявление положения (социометрического статуса) ребенка в группе детского сада, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия.

Эксперимент проводится педагогом-психологом и (или) старшим  воспитателем индивидуально с каждым ребенком, желательно в первой половине дня. Дети с воспитателем находятся в групповой комнате. Педагог-психолог приглашает одного из детей группы в спальную комнату (или раздевалку), предлагает сесть за стол, на котором заранее разложены картинки или игрушки в количестве трех предметов.

Инструкция.

Сегодня все  дети вашей группы по секрету, чтобы  пока никто не знал об этом, дарят  друг другу картинки (игрушки). Здесь  на столе лежат картинки (игрушки), которые ты можешь подарить. А другие дети подарят тебе, ведь сегодня все друг другу дарят. Ты хочешь подарить картинки (игрушки) детям вашей группы? (Получив положительный ответ, взрослый продолжает). Тогда выбери, пожалуйста, картинку (игрушку), которая тебе больше всех нравится. Кому из детей вашей группы ты хочешь ее подарить? Почему?

Получив ответ, взрослый предлагает положить подарок  под подушку названному сверстнику, если эксперимент проводится в спальне, или в шкафчик, если с ребенком беседуют в раздевалке.

Кому из детей  ты хочешь подарить вторую картинку (игрушку)? Почему? А третью? После того, как все подарки разложены, взрослый задает ребенку вопросы: «Есть в вашей группе такие дети, которым тебе совсем не хочется дарить? Почему? Как ты думаешь, кто из детей тебе подарит? Почему? А кто из детей не захочет тебе дарить? Почему?» Ответы фиксируются в протоколе. По окончании эксперимента взрослый благодарит ребенка и просит его хранить секрет. Чтобы исключить возможность сговора, ребенка провожают в другое помещение. Когда все дети группы сделают свой выбор, педагог-психолог выявляет детей, которые ничего не получили, и кладет им 1 или 2 картинки (игрушки), а затем приглашает всех в спальную (или раздевальную) комнату, чтобы получить подарки от сверстников. При этом желательно регистрировать поведение и высказывания детей.

Анализ результатов.

  Социометрический статус ребенка  в системе межличностных отношений.

Статус ребенка  определяется путем подсчета полученных им выборов. 
Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из четырех 
статусных  категории:1 - «звезды» (5 и более выборов), II   - «предпочитаемые»   (3-4   выбора);   III- «принятые»  ( 2 выбора);   IV   - «непринятые» (0 выборов).

Если в эксперименте использовался отрицательный критерий («Кому бы ты не стал давать картинку?» («Секрет»), появляется статусная категория «отверженных». Группа дошкольников может иметь полную или неполную статусную структуру. I и II статусные группы являются благоприятными, III и IV - неблагоприятными. Исходя из этого определяется, насколько благоприятен статус каждого ребенка в группе. Иными словами, насколько ребенок желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему дети симпатию. В зависимости от этого можно говорить об эмоциональном климате группы для каждого воспитанника: теплый, благоприятный или холодный, отчуждающий.

В результате проведенного опроса в группе было опрошено 42 ребенка и выявлено их отношение друг к другу. (Приложение 1, 2) По итогам исследования было выявлено, что в группе 17% «Звезд» (дети у которых 5 и более выборов), 15% «Предпочитаемых» (дети у которых 3-4 выбора), 24% «Принятых» (дети у которых 2 выбора) и 44% «Непринятых» (дети у которых 1 или 0 выборов).

Таким образом, можно сделать выводы, что сплоченности в группе не наблюдается. В группе преобладают неблагоприятные статусные группы. Почти около половины детей в группе ведут себя изолировано, они не желаны в системе межличностных отношений, остальные не испытывают к ним симпатий. Мы предполагаем, что это вызвано рядом причин. Во-первых, дети данной группы разной возрастной категории, в связи с чем у них совершенно различные интересы и игры. Около 21% детей не  достигли возраста 5 лет, соответсвенно  их познавательные процессы еще не достигли уровня большинства детей группы. Во-вторых, около 24 % детей в общении стает языковой барьер, что тоже негативно влияет на социальный статус детей в группе.

 

 

2.1.2. Диагностика личностной готовности ребенка к школе

Личностная  готовность, которая включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы.

 

    1. Тест "Мотивационная готовность", диагностирующий внутреннюю позицию школьника (по Т.Д. Марцинковской).

Инструкция.

Ребенку говорят: "Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить, какой вариант ответа тебе нравится больше".

Проведение  теста. Ребенку читают вслух вопросы, причем время на ответ не ограничивается. Каждый ответ фиксируют, так же как и все дополнительные замечания ребенка. (Приложение 4)

Анализ результатов.

За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный - 0 баллов. Внутренняя позиция считается  сформированной, если ребенок набрал 5 баллов и больше. Если в результате анализа результатов обнаружатся слабые, неточные представления ребенка о школе, то необходимо провести работу по формированию у ребенка мотивационной готовности к школе. (Приложение 4)

По итогам беседы были получены следующие результаты. У 3% детей определен очень высокий уровень мотивации, у 44% детей – высокий уровень мотивации, у 44% детей – средний уровень мотивации, у 6% детей – средний уровень мотивации, и у 3% детей мотивация учения совершенно не сформирована. (Приложение 10,11 )

Таким образом, у большинства детей группы мотивационная  готовность к школе сформирована, она имеет либо высокий, либо средний уровень развития, что, в свою очередь, говорит о сформированности общих знаний о школе, ее предназначении, а также поведении в школе.

 

2."Oриентировочный тест школьной зрелости" Керна-Йерасика.

Инструкция.

Ребенку предлагают сциальный бланк теста: лист нелинованной бумаги величиной примерно с развернутый тетрадный лист, одна сторона которого чистая (для выполнения задания 1), а другая разделена по горизонтали на две равные части (для выполнения заданий 2 и 3); в верхней половине слева помещен образец письменных букв, а справа оставлено место для его воспроизведения ребенком. Аналогично в нижней половине слева помещен образец точек для воспроизведения, а справа - свободное место. Выполнение теста начинается с рисования человека. [27]

Задание 1. Здесь нарисуй какого-нибудь человека. Так, как ты это сумеешь. (Пять образцов для оценки выполнения теста приведены в приложении 5).

Задание 2. Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не учился писать, но попробуй, может быть, ты тоже сумеешь. Хорошенько посмотри, как это написано, и здесь, рядом (справа) на этом пустом месте, напиши тоже так. (Пять образцов для оценки приведены в приложении 5).

Задание 3. Посмотри - здесь точечки. Нарисуй здесь рядом такие же. (Пять образцов для оценки приведены в приложении 5).

Анализ результатов.

Задание 1. Рисунок мужской фигуры.

Информация о работе Экспериментальное исследование психологической готовности ребенка к обучению в школе