Экспериментальное исследование психологической готовности ребенка к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 13:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является определение сущности психологической готовности дошкольника к обучению в школе, структурно-функциональных характеристик ГОШ, выявление проблем препятствующих формированию психологической готовности дошкольника.

Содержание

Введение
3 стр.
Глава 1. Теоретические исследования психологической готовности детей к обучению в школе

5 стр.
1.1. Определение психологической готовности детей к школьному обучению

5 стр.
1.2. Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу

8 стр.
1.3. Проблемы психологической готовности к школе и их причины
14 стр.
Выводы к 1 главе
18 стр.
Глава 2. Экспериментальное исследование психологической готовности ребенка к обучению в школе

19 стр.
2.1. Методология проведения исследования детей
19 стр.
2.1.1. Социометрический эксперимент
20 стр.
2.1.2. Диагностика личностной готовности ребенка к школе
23 стр.
2.1.3 Диагностика интеллектуальной готовности ребенка
27 стр.
2.1.4 Диагностика социально-психологическая готовность к школьному обучению.

37 стр.
Выводы ко 2 главе
39 стр.
Заключение
42 стр.
Список используемой литературы
43 стр.
Приложение
45 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая конечный вариант.doc

— 421.50 Кб (Скачать файл)

На основании  анализа и интерпретации проведенного нами исследования мы можем сделать  следующие выводы:

 - Психологическая готовность к обучению в школе детей дошкольного возраста не зависит от социальной адаптированности.

- Социальная адаптированность личности в дошкольном возрасте зависит от установки психологического климата в группе и от воспитателя.

- Организация режима дня в группе непосредственно влияет как на социальную адаптированность ребенка, так и на психологическую готовность к школе.

Группа, в которой проводился эксперимент - подготовительная. Большая часть времени, около 45%, в группе используется воспитателем для проведения занятий (математика, логика, русский язык, естествознание и т.д.), 40 % времени – отведено на прием пищи и отдых, и только 15% времени – дети могут провести в игре, но опять таки в это время дети приходят в сад и уходят из сада.  В игре, как известно, формируется социальная адаптированность, т.е один из ее компонентов – коммуникативные способности. Таким образом, дети в основном заняты больше подготовкой к школе, чем налаживанием отношений в группе.

- Языковой барьер негативно влияет на социальную адаптированность. Из общего количества детей, у которых социометрический статус  «Принятые» и «Непринятые», 44% детей с трудом говорят на русском языке. В тоже время большинство детей группы, включая вышеупомянутых, посещают воскресные  школы, что положительно влияет на психологическую готовность к школе.

- В группе аккумулированы дети различных возрастных категорий. 22% детей – четырехлетки, 42% - пятилетки, 36% - шестилетки. Соответственно, у различных возрастных категорий различные игры и интересы, что негативно влияет на социальную адаптированность.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Значительное  разнообразие подходов к пониманию сущности и закономерностей готовности детей к обучению в школе обусловлено качественным своеобразием, многоплановостью феноменов школьной готовности и, в конечном итоге, сложностью внутренней организации и механизмов функционирования предмета исследования.

В результате проведенного нами экспериментального исследования гипотеза, выдвинутая в данной работы была опровергнута.

Психологическая готовность детей к обучению в школе в своем развитии подчиняется общим и возрастным закономерностям онтогенеза и является вариантом всеобщего свойства человеческой индивидуальности - готовности к деятельности.

Развитие и формирование психологической готовности к школьному обучению детерминировано совокупностью сложно взаимодействующих внешних и внутренних, по отношению к структуре индивидуальности в целом, условий. Существенное влияние на формирование готовности и успешность обучения в первоначальный период оказывают: содержание и организация дошкольного образования, семейная ситуация развития ребенка, особенности функционального развития и состояние здоровья. Влияние социальных и биологических факторов на индивидуальное развитие учащихся и успешность школьного обучения имеет неоднозначный характер.

Исследования  психологической готовности дошкольника к обучению в школеи и практическая работа с дошкольниками должна быть ориентирована на целостную индивидуальность ребенка во всем многообразии ее проявлений в реальной деятельности.

Процесс социализации личности в дошкольном возрасте находится  на начальном этапе развития, а уровень психологической подготовленности к обучению в школе в этом возрасте параллелен процессу социализации. Таким образом взаимовлияния социальной адаптированности и психологической готовности дошкольника к обучению в школе не выявлен.

 

 

Список используемой литературы

1. Каримов И.А. Модернизация страны и построение сильного гражданского общества – наш главный приоритет. - Т.:2010 г.

2. Абрамова Г.С. Практическая психология: учебник для студентов вузов. М.: Академический проект, 2003.

3. Ананьев Б.Г., Сорокина А.И. Подготовительный период в первом классе и формирование готовности детей к обучению. М.: Знание, 2000.

4. Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе. М.: Знание, 2003.

5. Бине А. Измерение умственных способностей. СПб.: Союз, 2001.

6. Божович Л.И Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. М.: Знание, 2002.

7. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. – СПб.: Речь, 2005.

8. Венгер Л А. Психологические вопросы подготовки детей к учению в школе. М: Мир. 1999.

9. Венгер Л.А., Венгер.А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М: Знание, 1994.

10. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии.- М.: Просвещение, 2004.

11. Гизелл А. Умственное развитие ребенка: Методика диагностики умственного развития ребенка от рождения до 6 лет.- M.:Просвещение, 2010.

12. Гуревич К.М. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования. М.: Педагогика, 2001.

13. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Образование, 1998.

14. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. – М.: Новая школа,1998.

15. Иванова Н.В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении: Учебное пособие. - Череповец: ЧГУ, 2002.

16. Кеэс П.Я. Определение интеллектуальной подготовленности к обучению в школе при помощи обучающих тестов.- Таллин.: Взор, 1997.

17. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1998.

18. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. - Минск: Университет, 1997.

19. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.- М.: Педагогика, 1999.

20. Лаврова Г.Н. Методы диагностики и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста. - Челябинск: ЮУрГу, 2005.

 21. Лаврова Г.Н.  Комплекс методик диагностики психического развития детей. -Члябинск: Психологический Центр ПсиХРОН, 2004.

22. Леонтьев А. Н., Лурия А. Р., Смирнов А. А, О диагностических методах психологического исследования школьников. Хрестоматия по возрастной и педагогически психологии. - М.: Педагогика, 1995.

23. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в дошкольном возрасте. - М.: Просвещение, 2003.

24. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 2004.

25. Немов Р.С. Психология. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики книга 3.- М.: Педагогика, 2002.

26. Пономаренко  В. В. Практическая характерология  с элементами прогнозирования  и управления поведением. – Ростов  на Дону.: Феникс, 2006.

27. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. Книга 1.- М.: ВЛАДОС, 1996.

28. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. Книга 2.- М.: ВЛАДОС, 1996.

29. Соколова А.В. Экспрессдиагностика. –М.: Просвещение, 2007.

30. Шадриков В.Д. Готовность детей к обучению.- М.: Просвещение,1996.

 

 

Приложение 1 
приложение 2 
приложение 3 

Приложение 4.

Набор вопросов, предлагающих ребенку выбор одного из вариантов поведения. 
1. Если бы было две школы - одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая - только с уроками пения, рисования и физкультуры, то в какой из них ты бы хотел учиться?

2. Если бы  было две школы - одна с уроками  и переменками, а другая только  с переменками и никаких уроков, то в какой из них ты бы хотел учиться?

3. Если бы  было две школы - в одной  ставили бы за хорошие ответы  пятерки и четверки, а в другой  давали бы сладости и игрушки,  то в какой из них ты бы  хотел учиться? 
4. Если бы было две школы - в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все, что хочешь, то в какой из них ты бы хотел учиться?

5. Если бы  было две школы - в одной  задавали бы уроки на дом,  а в другой нет, то в какой из них ты бы хотел учиться?

6. Если бы  у вас в классе заболела  учительница и директор предложил  ее заменить другой учительницей  или мамой, то кого бы ты  выбрал?

7. Если бы  мама сказала: "Ты у меня  еще маленький, тебе трудно  вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год", то согласился бы ты с таким предложением?

8. Если бы  мама сказала: "Я договорилась  с учительницей, что она будет  ходить к нам домой и заниматься  с тобой. Теперь тебе не придется  ходить по утрам в школу", то согласился бы ты с таким предложением?

9. Если бы  соседский мальчик спросил тебя: "Что тебе больше всего нравится  в школе?", то что бы ты  ответил ему?

 

 

 

Приложение 5.

Задание 1

Задание 2

Задание 3

 

 

 


 

 

Приложение 6.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


 

Приложение 7

 

 

 

Приложение 8.

 

 

 

приложение 9.

1. Назови свою  фамилию, имя, отчество.

2. Назови фамилию,  имя, отчество мамы, на им.

3. Ты девочка  или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь, женщиной или мужчиной?

4. У тебя есть  брат, сестра? Кто старше?

5. Сколько тебе  лет? А сколько будет через  год? Через два года?

6. Сейчас утро  или вечер? День или утро?

7. Когда ты  завтракаешь — вечером или  утром? Обедаешь — утром или днем? Что бывает раньше — обед или ужин?

8. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

9. Кем работает  твой отец, мать?

10. Ты любишь  рисовать? Какого цвета этот карандаш (ленточка, платье)?

11. Какое сейчас  время года — зима, весна, лето  или осень? Почему ты так считаешь?

12. Когда можно  кататься на санках — зимой  или летом?

13. Почему снег  бывает зимой, а не летом?

14. Что делает  почтальон, врач или учитель?

15. Зачем нужны в школе  звонок или парта?

16. Ты сам(а) хочешь пойти  в школу?

17. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

18. Каких животных ты  знаешь?

19. Каких ты знаешь птиц?

20. Кто больше: корова или  коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у собаки или у петуха?

21. Что больше — 8 или  5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.

22. Что нужно сделать,  если нечаянно сломаешь чужую  вещь?

 


Информация о работе Экспериментальное исследование психологической готовности ребенка к обучению в школе