Эмоции. Стресс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 10:17, реферат

Краткое описание

Эмоции – это элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.
В зависимости от длительности, интенсивности, предметности или неопределенности, а также качества эмоций, все эмоции разделяют на эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения.
Стрессу, как эмоциональному состоянию, подвержены все. Стресс не только зло, но и великое благо, потому что стресс помогает повышению сопротивляемости организма, тренирует его запретные механизмы, что позволяет человеку избежать синдрома эмоционального выгорания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Эмоции. Виды эмоций……………………………………………………..4
1.1 Эмоциональные состояния…………………………………………..5
2. Стресс……………………………………………………………………….9
2.1 Преодоление стресса……….……………………………………….11
2.2 Личность и стресс……………………………………………...........13
3. Синдром выгорания. ……………………………………………………..16
3.1 Общие характеристики синдрома выгорания……………………..17
3.2 Распространённость синдрома эмоционального выгорания..........19
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы. ……………………………………………………………..21

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по психологии.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

2.1 Преодоление стресса.

Очень важную роль в лечении стресса играет психотерапия  - лечение психологическими средствами (словом, внушением и т.д.). Назовем лишь  несколько   распространенных   методов   психотерапии: групповой  метод  –  для  разрешения  трудностей  в  общении,  самопознании, приобретении  автономной  самооценки  и   т.д.;   семейный   метод   –   для гармонизации супружеских взаимоотношений, воспитания  детей;  аутотренинг  – для волевого воздействия на вегетативные проявления; музыкотерапия и  многое другое.

Характер  питания  может  оказывать   влияние  на  стрессовую  реакцию, поэтому  выработаны  рекомендации  по  диетотерапии  стрессовых   состояний. Хорошо сбалансированное  питание  играет  важную  роль  для  сохранения  как физического, так и психического здоровья человека.

     Важную роль при лечении стрессовых состояний играет  фармакологическое вмешательство,  для  эффективности  которого  очень  важно  значение   имеют взаимоотношения пациента и врача.

     Произвольная  регуляция  дыхания  также   используется   в   качестве мероприятия, направленного на  снижение    стресса.  Сознательный контроль дыхания, т.е. регуляция дыхательных  движений,  является,  по  всей вероятности, самым древним из известных методов борьбы со стрессом.

Клиническое  применение   поведенческих   аутогенных   релаксационных методик, также оказываюсь весьма полезным при лечении чрезмерного стресса и его проявлений.

        При лечении стрессовых  состояний может быть  использована  также и медитация  –  концентрация  внимания   на   объекте,   предназначенном   для сосредоточения.

       Среди эффективных способов лечения и управления стрессом,  возникающим в  ходе  профессиональной  и  других  видов  деятельности  человека,  хорошо зарекомендовала себя аутогенная тренировка. Она является  одним  из  методов релаксации.  При  аутогенной  тренировке  обеспечивается  полное  сохранение самоконтроля, упражняется воля человека; при этом не исключаются проявления инициативы и творческого  подхода.  Она позволяет не  только  предупредить вредные последствия стресса и  возникновение  некоторых  заболеваний,  но  и повысить  общую  работоспособность,  тренировать  волю,  внимание,   память, овладеть своими  эмоциями,  выработать  навыки  самонаблюдения.  Аутотренинг направлен на перестройку сознания человека.  Лица,  занимающиеся  аутогенной тренировкой,   приобретают    способность    быть    спокойными,    бодрыми, уравновешенными в течении всего дня,  в  нужное  время  засыпать,  управлять своим настроением.

Гипноз  также  может  быть  использован  для профилактики  и лечения   психофизиологического стрессового  возбуждения.  В   состоянии гипноза у человека уменьшается периферическая сфера осознания. Гипноз  можно использовать для индуцирования  состояния  глубокой  релаксации;  далее  для избегания стрессов и  наконец,  для  того,  чтобы  помочь  больному  развить уверенность в себе. Гипноз может быть использован пациентом для того,  чтобы купировать стрессовые состояние.

 Одним из самых эффективных средств  укрепления  здоровья  и  повышения способностей организма противостоять воздействию  стрессорных  раздражителей является использование физических упражнений, т.е. «выбивание» психического стресса  физическим.  Физические  упражнения  и спорт  являются   наилучшим способом предотвращения отрицательных последствий стресса. Хотя физические упражнения сами по себе  являются  интенсивной формой стресса,  они  сильно  отличаются  от  стрессовой  реакции,  участвующей   в развитии хронических заболеваний.

В последнее время  в  США  завоевал  широкое  признание  как  средство эффективной борьбы со стрессом массаж. Массаж снимает мышечное  напряжение, снижает кровяное давление, развивает гибкость и упругость мышц.

  В обычной, повседневной  жизни умение сохранять  внутреннее  равновесие поможет    обрести покой и легче переносить  стрессовые  события.   В экстремальных условиях это умение может спасти жизнь.

 

    1.  Личность и стресс.

 

 

«Деловые люди, не умеющие бороться с беспокойством, умирают молодыми,» — это слова доктора Алексиса Карреля, лауреата Нобелевской премии по медицине. Беспокойство, тревожность, нарушения сна, — всё это признаки чрезмерного стресса, разрушающего организм. Конечно, не во всех своих стрессах виноваты мы сами. Конечно, окружающий нас мир полон суеты, забот, волнений, неприятных сюрпризов. Однако многое зависит и от нас самих. Ведь развитие стресса и связанных с ним недомоганий связано и с нашим отношением к стрессору (фактору, вызывающему стресс). А на это отношение влияют и характер человека, и его опыт, и надежды...

В 60-х годах нашего столетия было совершенно чётко установлено, что  определённые личностные черты связаны  с большей подверженностью стрессу  и вызываемым им заболеваниям, в  частности сердечным. Эти личностные черты назвали «тип А». Вероятность того, что человек типа А заболеет сердечным недугом, в два раза больше, нежели у более пассивной личности типа Б, являющейся полной противоположностью типа А.

Какие же особенности характеризуют  личность типа А? Как правило, это напористый, всегда готовый твёрдо отстаивать свою точку зрения человек с развитым чувством ответственности. Он чрезвычайно активен и всегда готов интенсивно работать. Ему постоянно не хватает времени, и поэтому он привык ускорять все, что делает. Он тороплив, опрометчив, нетерпелив, с трудом выносит стояние в очередях.

Такой человек постоянно ведет  высокий темп жизни для достижения выбранной им цели. Он начинает скучать, если занимается только одним делом, и поэтому постоянно участвует  в разнообразных видах деятельности, часто меняет род занятий. Это вызывает необходимость приспосабливаться к новым условиям, адаптироваться к ним. Его образ жизни по интенсивности и темпу значительно превышает средние человеческие возможности, т.е. он работает «на износ».

Человек типа А честолюбив: он хочет  достичь успеха и проявляет настойчивое  желание признания и выдвижения. Он постоянно стремится к соревнованию, конкуренции, к состязательности. Часто  он агрессивно ведет себя с встречающимися на его пути людьми, бывает раздражительным и нетерпеливым.

Речь у человека типа А, как правило, громкая, взрывчатая. Для него характерно непреодолимое желание спорить; бывает, он не только перебивает людей, когда они говорят, но и заканчивает  за них фразы, а порой даже те или  иные истории, которые они рассказывают.

Такие люди любят самостоятельность. По сравнению с личностью типа Б, индивидуум типа А в состоянии  стресса более склонен работать в одиночестве. Это дает ему возможность  самому устанавливать сроки завершения работы и увеличивать свою рабочую нагрузку. Однако увеличение нагрузки повышает уровень стресса у этого человека и ограничивает возможность получить поддержку товарищей по работе и подчинённых. Последнее, в свою очередь, может вызывать у него чувство недовольства коллегами.

Люди типа А обычно добиваются высоких результатов и быстро занимают определённое положение в обществе. Именно на них, как правило, и держатся все нововведения, творческие разработки во всех сферах жизни.

Это хорошо для общества, для других людей, но плохо — для них самих. Постоянно работая «на пределе» своих возможностей, человек типа А создает для своего организма условия хронического стресса. Чрезмерный стресс приводит к разнообразным расстройствам. Это могут быть и эмоциональные нарушения (тревожность, беспокойство, вспыльчивость, раздражительность, угрюмость, подавленность), и ухудшение умственных способностей (рассеянность, заторможенность, забывчивость, невозможность сосредоточиться), и склонность к излишней выпивке и курению, и дрожь в руках, и нарушения сна...

Кроме того, стрессовые перегрузки катастрофически  влияют на работоспособность: уменьшается  производительность труда, снижается  способность к преодолению нагрузок, ухудшаются отношения между работниками  и психологический микроклимат  в коллективе. Понижение работоспособности, в свою очередь, ещё больше усугубляет стресс (ведь для личности типа А высокий темп работы очень важен), и порочный круг замыкается...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Синдром выгорания.

 

В современном обществе меняется отношение людей к работе. Люди теряют уверенность в стабильности своего социального и материального положения, в гарантированности рабочего места. Обостряется конкуренция за престижную и высокооплачиваемую работу. Параллельно идут процессы узкой специализации в профессии и, одновременно, глобализации со смежными отраслями. Быстро меняются запросы рынка труда. Падает рейтинг ряда социально значимых профессий – медицинских работников, учителей, учёных. Как следствие, растет психическое, эмоциональное напряжение, которое связанно со стрессом на рабочем месте. Выявляются тревога, депрессия, психосоматические расстройства, зависимости от психоактивных веществ (включая алкоголь, наркотики и др.). Всё это является симптомами синдрома эмоционального выгорания.

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности.

СЭВ - это процесс постепенной  утраты эмоциональной, когнитивной  и физической энергии, проявляющийся  в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. В литературе в качестве синонима синдрома эмоционального выгорания, используется термин "синдром психического выгорания".

Так же это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Это приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. "Выгорание" - отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда "выгорание" отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Иногда СЭВ (в иностранной литературе - "burnout") обозначается понятием "профессиональное выгорание", что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации под влиянием профессиональных стрессов.

 

    1. Общие характеристики синдрома выгорания

 

     Синдром эмоционального выгорания проявляется в:

а) чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как  это было прежде);

б) дегуманизации (развитие негативного  отношения к своим коллегам и клиентам);

в) негативном самовосприятии в профессиональном плане — недостаток чувства профессионального  мастерства.

Выделяют три основных фактора, играющие существенную роль в синдроме эмоционального выгорания — личностный, ролевой и организационный.

Личностный фактор. Проведенные исследования показали, что такие переменные, как возраст, семейное положение, стаж данной работы, никак не влияют на эмоциональное выгорание. Но у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин, у них отсутствует связь мотивации (удовлетворенность оплатой труда) и развития синдрома при наличии связи со значимостью работы как мотивом деятельности, удовлетворенностью профессиональным ростом.

Ролевой фактор. Установлена связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и эмоциональным выгоранием. Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие синдрома эмоционального сгорания, а при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке. Способствуют развитию эмоционального выгорания те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий.

Организационный фактор. Развитие синдрома эмоционального выгорания связано с наличием напряженной психоэмоциональной деятельности: интенсивное общение, подкрепление его эмоциями, интенсивное восприятие, переработка и интерпретация получаемой информации и принятие решений. Другой фактор развития эмоционального выгорания — дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера. Это нечеткая организация и планирование труда, недостаточность необходимых средств, наличие бюрократических моментов, многочасовая работа, имеющая трудноизмеримое содержание, наличие конфликтов как в системе «руководитель — подчиненный», так и между коллегами.

Выделяют еще один фактор, обусловливающий синдром эмоционального выгорания — наличие психологически трудного контингента, с которым приходиться иметь дело профессионалу в сфере общения (тяжелые больные, конфликтные покупатели, «трудные» подростки и т.д.).

 

 

    1. Распространенность синдрома эмоционального выгорания

    

Среди профессий, в которых СЭВ  встречается наиболее часто (от 30 до 90% работающих), следует отметить врачей, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов. Почти 80% врачей психиатров, психотерапевтов, психиатров-наркологов имеют различной степени выраженности признаки синдрома выгорания; 7,8% - резко выраженный синдром, ведущий к психосоматическим и психовегетативным нарушениям. По другим данным, среди психологов-консультантов и психотерапевтов признаки СЭВ различной степени выраженности выявляются в 73% случаев; в 5% определяется выраженная фаза истощения, которая проявляется эмоциональным истощением, психосоматическими и психовегетативными нарушениями. Среди медицинских сестер психиатрических отделений признаки СЭВ обнаруживаются у 62,9%. Те или иные симптомы выгорания имеют 85% социальных работников.

По данным английских исследователей, среди врачей общей практики обнаруживается высокий уровень тревоги - в 41% случаев, клинически выраженная депрессия - в 26% случаев. Треть врачей использует медикаментозные средства для коррекции эмоционального напряжения, количество употребляемого алкоголя превышает средний уровень. В исследовании, проведенном в нашей стране, у 26% терапевтов отмечен высокий уровень тревожности, а у 37% - субклиническая депрессия. Признаки СЭВ выявляются у 61,8% стоматологов.

СЭВ обнаруживается у трети сотрудников  уголовно-исполнительной системы, непосредственно  общающихся с осужденными, и у трети сотрудников правоохранительных органов.

 

Заключение.

Эмоции – это элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и  хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.

Информация о работе Эмоции. Стресс