Эмоционально- волевая сфера детей с речевыми нарушениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 17:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования: изучение особенностей развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми нарушениями.
Задачи исследования:
- охарактеризовать развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников в норме;
- выявить особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми нарушениями;
- провести эксперимент по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми нарушениями в процессе коррекционной работы.

Содержание

Введение…………………………………………………..…………………………………С. 2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития
эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми
нарушениями…….………………………………………………………………..………...С. 4
1.1. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников в норме…………….…….С. 4
1.2. Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников
с речевыми нарушениями………………………………………………………….……….С. 9
Глава 2. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников
с речевыми нарушениями в процессе коррекционной работы………………….…....…С. 14
2.1. Методика эксперимента…………………………………..…………………………..С. 14
2.2. Организация логопедической работы с целью развития
эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми
нарушениями ………………………………………………..…………………….…….….С. 18
2.3. Анализ результатов исследования……………………………………….…..……….С. 20
Заключение……………………………………………………………………….………..С. 23
Список литературы…………………………………………………………...……………С. 26
Приложения…………………………………………………………………..…………….С. 27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая. Эмоционально-волевая сфера детей с речевыми наруше.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

Методика применяется при работе с детьми старшей и подготовительной групп детского сада (то есть рассчитана на детей старшего дошкольного возраста) и проводится поэтапно с выполнением трех заданий:

1) составление  проективного рассказа;

2) определение  ребенком эмоционального состояния человека;

3) работа с  картинками.

Методика «Проективные рассказы». Для участия в данном задании произвольно отбираются шесть детей группы. Задание проводится индивидуально с каждым ребенком.

Педагог дает ребенку следующую инструкцию: «Мне интересно, как ты живешь в группе. Я хочу узнать о тебе и других детях побольше. Чтобы нам поближе познакомиться, давай вместе поиграем. Сейчас я буду рассказывать тебе истории про мальчика (девочку), а ты будешь мне помогать. Я начну рассказывать, а ты продолжишь. Только говорить нужно очень быстро, чтобы мы смогли рассказать как можно больше историй».

Затем ребенку предлагается серия проективных рассказов. Имя ребенка должно совпадать с именем персонажа рассказа. В целом рассказы носят нейтральный характер. Взрослый с помощью интонации поддерживает интерес ребенка к деятельности.

Рассказ 1. (Имя ребенка) должен выступать на празднике. Он выучил стихотворение, надел нарядный костюм. А что случилось потом?

Рассказ 2. (Имя ребенка) играет со своим другом в группе. Его позвал к себе воспитатель. А что случилось потом?

Рассказ 3. (Имя ребенка) завтракает. Вот он уже все съел. А что случилось потом?

Рассказ 4. (Имя ребенка) обедает. Больше ему есть совсем не хочется. А что случилось потом?

Рассказ 5. (Имя ребенка) испачкал стол красками. А что было потом?

Продолжение рассказа, которое придумывает сам ребенок, фиксируется в протоколе. Взрослый дает лишь общую оценку продолжениям каждого из рассказов. Они могут носить положительный, нейтральный и отрицательный характер. Например: «Саша должен выступать на празднике. Он выучил стихотворение. А что случилось потом?..»

Начало рассказа (говорит взрослый)

Продолжение рассказа

(говорит ребенок)

Оценка взрослого

Саша должен выступать на празднике. Он выучил

стихотворение.

А что случилось

потом?..

 

 

 

 

Потом он вышел выступать и лучше всех рассказал стихотворение.

Потом, когда нужно

было выступать, он все

забыл. Мама расстроилась.

Потом дети выступали

на празднике, рассказы-

вали стихи.

Положительное окончание рассказа

 Отрицательное окончание рассказа 

 Нейтральное окончание рассказа 

 


 

После заполнения протокола на каждого ребенка (всего обследуемых 6) по каждому предложенному рассказу определяется общее количество положительных, отрицательных и нейтральных продолжений рассказов.

Если по результатам опроса детей более 75 % ответов от общего количества носят отрицательный характер, это рассматривается как негативное эмоциональное самочувствие детей в группе.

Методика «Определение ребенком эмоциональных состояний человека».

Для участия в данном задании произвольно отбираются шесть детей группы. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком.

Для выполнения задания необходимы:

•  набор из 6 фотографий с изображением лиц в двух противоположных эмоциональных состояниях (радость, грусть);

• набор картинок с изображением ситуаций и персонажей (4 картинки);

•  набор картинок с изображением ситуаций. Вместо персонажей на картинках - белое пятно;

•  набор изображений лиц (веселых и грустных).

Выполнение задания:

1.  Ребенку  предъявляют набор фотографий  с изображением двух эмоциональных  состояний  (радость,  грусть).  Взрослый фиксирует положительные  и отрицательные ответы ребенка. После ответов на вопросы ребенок  должен нарисовать грус гное и веселое лица,

2.  Ребенку  предъявляют набор картинок с  изображением ситуаций:

а) мальчик (девочка) с мамой идут в детский сад, у мальчика (девочки) грустное лицо;

б) мальчик (девочка) с мамой идут в детский сад, у мальчика (девочки) веселое лицо;

в)  мальчик (девочка) играет со сверстниками, у мальчика (девочки) грустное лицо;

г)  мальчик (девочка) играет со сверстниками, у мальчика (девочки) веселое лицо.

Психолог задает вопросы ребенку: «Почему у мальчика (девочки) грустное (веселое) лицо? У тебя такое бывает?» Затем фиксируются положительные и отрицательные ответы ребенка. После ответов на вопросы ребенок должен выбрать, какое лицо у него бывает чаще - грустное или веселое.

3. Ребенку предъявляется  набор картинок, иллюстрирующих  ситуации, где изображение лица персонажа отсутствует. Ребенку предлагается также набор веселых и грустных лиц, которые можно использовать, чтобы закрыть белое пятно и придать персонажу грустный или веселый вид. Ситуации могут быть следующими.

•  (Имя ребенка) идет с мамой в детский сад.

•  (Имя ребенка) с детьми на прогулке.

•  (Имя ребенка) на занятиях.

•  (Имя ребенка) играет с детьми в группе.

•  (Имя ребенка) поет в музыкальном зале.

•  (Имя ребенка) бегает на физкультурных занятиях.

•  (Имя ребенка) играет дома.

Взрослый объясняет ребенку, что делает персонаж, которого зовут так же, как и ребенка. Взрослый просит ребенка, используя набор лиц, закрыть белое пятно и придать персонажу грустный или веселый вид. Фиксируются положительные или отрицательные решения. Взрослый просит ребенка рассказать, почему у персонажа такое лицо.

После проведения обследования педагог определяет индивидуальное и общее количество положительных и отрицательных ответов и решений детей. Если по результатам эксперимента более 60 % ответов отрицательные, это принимается как свидетельство негативного эмоционального самочувствия детей в группе.

Методика «Разложи картинки»

Для участия в этом задании произвольно отбирается шесть детей группы. Задание выполняется индивидуально. Для этого необходим набор картинок с изображением различных ситуаций из жизни детей.

Набор состоит из восьми картинок:

1. Дети бегут к воспитателю.

2. Ребенок разговаривает  со взрослым.

3. Дети идут  на прогулку парами.

4. Дети играют  в группе.

5. Дети занимаются, сидя за столами.

6. Двое взрослых  и один ребенок стоят рядом  и смотрят друг на друга.

7.  Два ребенка  и один взрослый стоят рядом  и смотрят друг на друга.

8. Дети сидят  на стульчиках.

В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.

Инструкция к тесту: разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.
Обработка результатов теста.
- 0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
- 1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
- 2 балла – правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
- 3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.

 

2.2. Организация логопедической  работы с целью развития эмоционально-волевой  сферы дошкольников с речевыми  нарушениями

 

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра. Именно в игре совершенствуется личность ребенка, развивается мотивационно-потребностная сфера, произвольность поведения, умственные способности, преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм, а при помощи выразительных действий формируется и чувственная сфера.

Исходя из вышеизложенного, в коррекционные занятия испытуемых были включены игры и упражнения, направленные на формирование произвольности, развитие эмоциональной сферы и умения общаться.

Цели упражнений.

  1. Тренировка узнавания эмоций по внешним проявлениям;
  2. Формирование у детей моральных представлений;
  3. Коррекция поведения через ролевые игры, инсценировки, игры-драматизации;
  4. Снижение эмоционального напряжения;
  5. Обучение приемам расслабления с целью умения различать напряжение и расслабление мышц.

Методика проведения занятий.

Продолжительность занятий 30 – 40 минут. Все занятия имеют гибкую структуру, исходя из поставленных целей и индивидуальных особенностей каждого ребенка в группе. Основанием для построения занятий служат принципы обучения: принцип интегрирования (включаются элементы ИЗО, драматизации и т.д.), системности и последовательности, преемственности, доступности, наглядности, творческой активности и самостоятельности и пр.

На начальном этапе занятий мы знакомили детей с основными эмоциями: интерес, радость, удивление, отвращение, гнев, презрение, страх, чувство вины, стыд.

Наиболее часто использовались следующие игровые упражнения:

Интерес – “Что там происходит?”, “Любопытный” (различные варианты), “Живая шляпа” и др.

Удивление – “Фокусник (модификация этюда М.И.Чистяковой – “Удивление”), “Сюрприз”

“Живая шляпа” (по мотивам рассказов Н.А.Носова) и др.

Радость – “Сюрприз”, “Два клоуна”,“Паровозик с клоунами”, “Встреча с другом”,“Семечко”, “Новая игрушка” и др.

Гнев – “Гневливая гиена”, “Хмурый орел”, “Драчливые воробьи” и др.

Отвращение, презрение – “Грязь”, “Соленый чай” и др.

Чувство вины, стыда – “Разбитая ваза”, “Упрямый лягушонок” (по произведениям С.Михалкова) и др.

Очень часто ситуации предлагают и сами ребята после беседы. После каждой эмоции мы знакомимся с пиктограммами, символизирующими эти эмоции.

Более длительное время уделялось работе со страхами: проигрывание всевозможных этюдов, проведение бесед, рисование, сказки.

На следующем этапе работы мы включали в свои занятия игры и этюды, направленные на сопоставление различных черт характера и эмоций.

1. Так, например, проигрывая этюды  по русской народной сказке  “Бука” мы сопоставляем черты  характера “злой – радостный”. По сказке“Два жадных медвежонка”  – “жадный – добрый”;по мотивам  стихотворения А. Бродского“Новичок”; по мотивам сказки “три поросенка” – “робкий – смелый”; по мотивам стихотворения С.Михалкова “Упрямый лягушонок” – “зазнайство –совестливость, чувство вины”; игры “Воробьиная семья” - “гнев – раскаяние”; и др.

2. Игры и упражнения на узнавание  эмоций: “Волшебные шары”, “Кубики” (различные вариации), “Колобки” (модификация игры В.М.Минаевой “Снежинки”); игровые упражнения по стихотворению Н.А.Екимовой “Облака” и др.

3. В каждое занятие включались  упражнения на развитие мимических  и пантомимических движений: “Пчелка мешает спать”, “Люблю – не люблю” (2 варианта), “Повтори интонацию”, “Повтори выражение лица”, “Театр”, “Смешной зоопарк” и др.

4. Обязательно в каждое занятие  включены упражнения, направленные  на умение напрягать и расслаблять  мышцы своего тела: “Насос и мячи”, “Снеговик”, “Надувная игрушка”, “Пузыри”, “Царство сна”, “Ленивые зверята”, “Солнышко и тучка”, “Льдинка”, “Белье на веревке” и т.д.

В Приложениях 1 и 2 приведены примеры занятий по ознакомлению с эмоциями и сопоставлению черт характера.

 

2.3. Анализ результатов исследования

 

Результаты диагностики эмоционально-волевого развития детей с речевыми нарушениями до коррекционных занятий и после представлены в таблицах 1-2 и рисунке 1.

Информация о работе Эмоционально- волевая сфера детей с речевыми нарушениями