Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 17:50, курсовая работа
Цель данного исследования: изучение особенностей развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми нарушениями.
Задачи исследования:
- охарактеризовать развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников в норме;
- выявить особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми нарушениями;
- провести эксперимент по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми нарушениями в процессе коррекционной работы.
Введение…………………………………………………..…………………………………С. 2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития
эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми
нарушениями…….………………………………………………………………..………...С. 4
1.1. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников в норме…………….…….С. 4
1.2. Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников
с речевыми нарушениями………………………………………………………….……….С. 9
Глава 2. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников
с речевыми нарушениями в процессе коррекционной работы………………….…....…С. 14
2.1. Методика эксперимента…………………………………..…………………………..С. 14
2.2. Организация логопедической работы с целью развития
эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми
нарушениями ………………………………………………..…………………….…….….С. 18
2.3. Анализ результатов исследования……………………………………….…..……….С. 20
Заключение……………………………………………………………………….………..С. 23
Список литературы…………………………………………………………...……………С. 26
Приложения…………………………………………………………………..…………….С. 27
Методика применяется при работе с детьми старшей и подготовительной групп детского сада (то есть рассчитана на детей старшего дошкольного возраста) и проводится поэтапно с выполнением трех заданий:
1) составление проективного рассказа;
2) определение ребенком эмоционального состояния человека;
3) работа с картинками.
Методика «Проективные рассказы». Для участия в данном задании произвольно отбираются шесть детей группы. Задание проводится индивидуально с каждым ребенком.
Педагог дает ребенку следующую инструкцию: «Мне интересно, как ты живешь в группе. Я хочу узнать о тебе и других детях побольше. Чтобы нам поближе познакомиться, давай вместе поиграем. Сейчас я буду рассказывать тебе истории про мальчика (девочку), а ты будешь мне помогать. Я начну рассказывать, а ты продолжишь. Только говорить нужно очень быстро, чтобы мы смогли рассказать как можно больше историй».
Затем ребенку предлагается серия проективных рассказов. Имя ребенка должно совпадать с именем персонажа рассказа. В целом рассказы носят нейтральный характер. Взрослый с помощью интонации поддерживает интерес ребенка к деятельности.
Рассказ 1. (Имя ребенка) должен выступать на празднике. Он выучил стихотворение, надел нарядный костюм. А что случилось потом?
Рассказ 2. (Имя ребенка) играет со своим другом в группе. Его позвал к себе воспитатель. А что случилось потом?
Рассказ 3. (Имя ребенка) завтракает. Вот он уже все съел. А что случилось потом?
Рассказ 4. (Имя ребенка) обедает. Больше ему есть совсем не хочется. А что случилось потом?
Рассказ 5. (Имя ребенка) испачкал стол красками. А что было потом?
Продолжение рассказа, которое придумывает сам ребенок, фиксируется в протоколе. Взрослый дает лишь общую оценку продолжениям каждого из рассказов. Они могут носить положительный, нейтральный и отрицательный характер. Например: «Саша должен выступать на празднике. Он выучил стихотворение. А что случилось потом?..»
Начало рассказа (говорит взрослый) |
Продолжение рассказа (говорит ребенок) |
Оценка взрослого |
Саша должен выступать на празднике. Он выучил стихотворение. А что случилось потом?..
|
Потом он вышел выступать и лучше всех рассказал стихотворение. Потом, когда нужно было выступать, он все забыл. Мама расстроилась. Потом дети выступали на празднике, рассказы- вали стихи. |
Положительное окончание рассказа Отрицательное окончание Нейтральное окончание
|
После заполнения протокола на каждого ребенка (всего обследуемых 6) по каждому предложенному рассказу определяется общее количество положительных, отрицательных и нейтральных продолжений рассказов.
Если по результатам опроса детей более 75 % ответов от общего количества носят отрицательный характер, это рассматривается как негативное эмоциональное самочувствие детей в группе.
Методика «Определение ребенком эмоциональных состояний человека».
Для участия в данном задании произвольно отбираются шесть детей группы. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком.
Для выполнения задания необходимы:
• набор из 6 фотографий с изображением лиц в двух противоположных эмоциональных состояниях (радость, грусть);
• набор картинок с изображением ситуаций и персонажей (4 картинки);
• набор картинок с изображением ситуаций. Вместо персонажей на картинках - белое пятно;
• набор изображений лиц (веселых и грустных).
Выполнение задания:
1. Ребенку
предъявляют набор фотографий
с изображением двух
2. Ребенку предъявляют набор картинок с изображением ситуаций:
а) мальчик (девочка) с мамой идут в детский сад, у мальчика (девочки) грустное лицо;
б) мальчик (девочка) с мамой идут в детский сад, у мальчика (девочки) веселое лицо;
в) мальчик (девочка) играет со сверстниками, у мальчика (девочки) грустное лицо;
г) мальчик (девочка) играет со сверстниками, у мальчика (девочки) веселое лицо.
Психолог задает вопросы ребенку: «Почему у мальчика (девочки) грустное (веселое) лицо? У тебя такое бывает?» Затем фиксируются положительные и отрицательные ответы ребенка. После ответов на вопросы ребенок должен выбрать, какое лицо у него бывает чаще - грустное или веселое.
3. Ребенку предъявляется набор картинок, иллюстрирующих ситуации, где изображение лица персонажа отсутствует. Ребенку предлагается также набор веселых и грустных лиц, которые можно использовать, чтобы закрыть белое пятно и придать персонажу грустный или веселый вид. Ситуации могут быть следующими.
• (Имя ребенка) идет с мамой в детский сад.
• (Имя ребенка) с детьми на прогулке.
• (Имя ребенка) на занятиях.
• (Имя ребенка) играет с детьми в группе.
• (Имя ребенка) поет в музыкальном зале.
• (Имя ребенка) бегает на физкультурных занятиях.
• (Имя ребенка) играет дома.
Взрослый объясняет ребенку, что делает персонаж, которого зовут так же, как и ребенка. Взрослый просит ребенка, используя набор лиц, закрыть белое пятно и придать персонажу грустный или веселый вид. Фиксируются положительные или отрицательные решения. Взрослый просит ребенка рассказать, почему у персонажа такое лицо.
После проведения обследования педагог определяет индивидуальное и общее количество положительных и отрицательных ответов и решений детей. Если по результатам эксперимента более 60 % ответов отрицательные, это принимается как свидетельство негативного эмоционального самочувствия детей в группе.
Методика «Разложи картинки»
Для участия в этом задании произвольно отбирается шесть детей группы. Задание выполняется индивидуально. Для этого необходим набор картинок с изображением различных ситуаций из жизни детей.
Набор состоит из восьми картинок:
1. Дети бегут к воспитателю.
2. Ребенок разговаривает со взрослым.
3. Дети идут на прогулку парами.
4. Дети играют в группе.
5. Дети занимаются, сидя за столами.
6. Двое взрослых и один ребенок стоят рядом и смотрят друг на друга.
7. Два ребенка и один взрослый стоят рядом и смотрят друг на друга.
8. Дети сидят на стульчиках.
В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.
2.2. Организация логопедической
работы с целью развития
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра. Именно в игре совершенствуется личность ребенка, развивается мотивационно-потребностная сфера, произвольность поведения, умственные способности, преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм, а при помощи выразительных действий формируется и чувственная сфера.
Исходя из вышеизложенного, в коррекционные занятия испытуемых были включены игры и упражнения, направленные на формирование произвольности, развитие эмоциональной сферы и умения общаться.
Цели упражнений.
Методика проведения занятий.
Продолжительность занятий 30 – 40 минут. Все занятия имеют гибкую структуру, исходя из поставленных целей и индивидуальных особенностей каждого ребенка в группе. Основанием для построения занятий служат принципы обучения: принцип интегрирования (включаются элементы ИЗО, драматизации и т.д.), системности и последовательности, преемственности, доступности, наглядности, творческой активности и самостоятельности и пр.
На начальном этапе занятий мы знакомили детей с основными эмоциями: интерес, радость, удивление, отвращение, гнев, презрение, страх, чувство вины, стыд.
Наиболее часто использовались следующие игровые упражнения:
Интерес – “Что там происходит?”, “Любопытный” (различные варианты), “Живая шляпа” и др.
Удивление – “Фокусник (модификация этюда М.И.Чистяковой – “Удивление”), “Сюрприз”
“Живая шляпа” (по мотивам рассказов Н.А.Носова) и др.
Радость – “Сюрприз”, “Два клоуна”,“Паровозик с клоунами”, “Встреча с другом”,“Семечко”, “Новая игрушка” и др.
Гнев – “Гневливая гиена”, “Хмурый орел”, “Драчливые воробьи” и др.
Отвращение, презрение – “Грязь”, “Соленый чай” и др.
Чувство вины, стыда – “Разбитая ваза”, “Упрямый лягушонок” (по произведениям С.Михалкова) и др.
Очень часто ситуации предлагают и сами ребята после беседы. После каждой эмоции мы знакомимся с пиктограммами, символизирующими эти эмоции.
Более длительное время уделялось работе со страхами: проигрывание всевозможных этюдов, проведение бесед, рисование, сказки.
На следующем этапе работы мы включали в свои занятия игры и этюды, направленные на сопоставление различных черт характера и эмоций.
1. Так, например, проигрывая этюды
по русской народной сказке
“Бука” мы сопоставляем черты
характера “злой – радостный”.
По сказке“Два жадных
2. Игры и упражнения на
3. В каждое занятие включались
упражнения на развитие
4. Обязательно в каждое занятие
включены упражнения, направленные
на умение напрягать и
В Приложениях 1 и 2 приведены примеры занятий по ознакомлению с эмоциями и сопоставлению черт характера.
2.3. Анализ результатов исследования
Результаты диагностики эмоционально-волевого развития детей с речевыми нарушениями до коррекционных занятий и после представлены в таблицах 1-2 и рисунке 1.
Информация о работе Эмоционально- волевая сфера детей с речевыми нарушениями