Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 17:50, курсовая работа
Цель данного исследования: изучение особенностей развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми нарушениями.
Задачи исследования:
- охарактеризовать развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников в норме;
- выявить особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми нарушениями;
- провести эксперимент по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми нарушениями в процессе коррекционной работы.
Введение…………………………………………………..…………………………………С. 2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития
эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми
нарушениями…….………………………………………………………………..………...С. 4
1.1. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников в норме…………….…….С. 4
1.2. Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников
с речевыми нарушениями………………………………………………………….……….С. 9
Глава 2. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников
с речевыми нарушениями в процессе коррекционной работы………………….…....…С. 14
2.1. Методика эксперимента…………………………………..…………………………..С. 14
2.2. Организация логопедической работы с целью развития
эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми
нарушениями ………………………………………………..…………………….…….….С. 18
2.3. Анализ результатов исследования……………………………………….…..……….С. 20
Заключение……………………………………………………………………….………..С. 23
Список литературы…………………………………………………………...……………С. 26
Приложения…………………………………………………………………..…………….С. 27
Таблица 1. Сравнительная оценка развития эмоционально-волевой сферы детей с речевыми нарушениями до и после коррекционных занятий (методики «Проективные рассказы» и «Определение ребенком эмоционального состояния человека»)
№ п/п |
Методика |
До коррекционных занятий |
После коррекционных занятий |
1. |
Проективные рассказы |
79 % |
63 % |
2. |
Определение ребенком эмоционального состояния человека |
65 % |
58 % |
Результаты диагностики с помощью методик «Проективные рассказы» и «Определение ребенком эмоционального состояния человека» позволяют утверждать, что испытуемые (дети с речевыми нарушениями) до коррекционных занятий имели негативное эмоциональное самочувствие. Об этом говорит тот факт, что в среднем по группе по тесту «Проективные рассказы» испытуемые имели показатель 79 %, а по методике «Определение ребенком эмоционального состояния человека» - 65 %.
После коррекционных занятий ситуация меняется: теперь эти показатели понизились соответственно с 79 % до 63 % и с 65% до 58 %. Это говорить о том, что эмоционально самочувствие детей улучшилось
На рисунке 1 это наглядно видно графически.
Рис. 1. Сравнительная оценка развития эмоционально-волевой сферы детей с речевыми нарушениями до и после коррекционных занятий (методики «Проективные рассказы» и «Определение ребенком эмоционального состояния человека»)
Результаты диагностики с помощью методики «Разложи картинки» подтвердила показатели предыдущей части эксперимента. Это видно из таблицы 2 и рисунка 2.
Мы видим, что средний показатель по группе составляет до коррекции 1,5 балла, после коррекции – 2,2 балла. То есть, до коррекции большинство детей правильно раскладывают картинки, но не могут обосновать свои действия. Значит их эмоциональные реакции в целом неадекватны. Только двое испытуемых имели показатель 2 балла. Они правильно раскладывали картинки, обосновывали свои действия, То есть, их эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
После коррекции трое детей имею показатель 2 балла, двое 3 балла, и один – 1 балл. То есть теперь двое из испытуемых могут обосновать свой, их эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.
Таблица 2. Сравнительная оценка развития эмоционально-волевой сферы детей с речевыми нарушениями до и после коррекционных занятий (методика «Разложи картинки») в баллах
Дети |
До коррекционных занятий |
После коррекционных занятий |
Саша М. |
1 |
2 |
Лена Р. |
1 |
2 |
Вера Л. |
2 |
3 |
Миша Д. |
1 |
1 |
Ира В. |
1 |
2 |
Юра В. |
2 |
3 |
Всего |
1,5 |
2.2 |
Таким образом, у испытуемых после коррекционных занятий значительно улучшилось самочувствие, эмоции стали более яркими и осознанными, адекватными.
Заключение
Одним из компонентов психической готовности ребенка к обучению в школе является эмоционально-волевая готовность (наличие познавательного мотива, эмоциональная устойчивость, стремление к достижению результата своей деятельности и т.д.). Особенностью детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет является недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объем мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела), слабость артикуляционной и тонкой моторики, - все это снижает коммуникативные возможности детей.
А ведь общение со сверстниками становится все более привлекательным для дошкольника, поскольку именно этот период сензитивен для формирования ситуативно-деловой формы общения с другими детьми.
Любой педагог ДОУ в своей повседневной практике постоянно сталкивается с проблемой развития эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста. Образовательный процесс в ДОУ должен обеспечивать эмоциональный комфорт, волевое поведение ребенка, психологический, стабильно-положительный климат, гуманные отношения, личностно-ориентированное общение, показателями чего являются: жизнерадостное, активное, эмоционально-положительное состояние ребенка, его успешная адаптация в будущем к школьному учреждению и высокий уровень волевого усилия.
Развитие эмоционально-волевой сферы у дошкольников с нарушениями речи имеет характерные особенности. Многим детям с речевыми нарушениями свойственна пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведении, повышенная тревожность.
У детей с речевыми нарушениями отмечается отчетливое доминирование свойства эксцентричности, когда дети проявляют живой интерес к окружающему как источнику получения помощи, информации.
Речевой дефект способствует формированию неадекватной самооценки: ощущению своей малоценности, робости, неуверенности в своих возможностях
В большинстве случаев, реакция детей с речевыми нарушениями на неуспех отличается от той, которая наблюдается норме. Так, после удачно выполненного задания дети переходят не к более трудному, а к более легкому заданию.
В ходе данного исследования был проведен эксперимент с целью развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми нарушениями в процессе коррекционной работы.
Экспериментальное исследование проводилось на базе ДОУ. Испытуемыми выступили 6 детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (6 -7 лет).
Для достижения цели эксперимента использовалась адаптивная методика Е. В. Кучеровой. Цель данной методики: получить общее представление о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей в группе по результатам кратковременного наблюдения, индивидуальных собеседований и индивидуальных экспериментов с детьми.
Методика применяется при работе с детьми старшей и подготовительной групп детского сада (то есть рассчитана на детей старшего дошкольного возраста) и проводится поэтапно с выполнением трех заданий: составление проективного рассказа; определение ребенком эмоционального состояния человека; работа с картинками.
Эксперимент проводился в три этапа. На первом этапе мы проводили диагностику эмоционально-волевой сферы детей с речевыми нарушениями. На втором этапе: проводилась коррекционная работа по исправлению нарушений в эмоционально-волевой сфере детей с речевыми нарушениями. На третьем этапе проводилась повторная диагностика для выявления результата исследования.
При организации логопедической работы с целью развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми нарушениями мы исходили из того, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра. Именно в игре совершенствуется личность ребенка, развивается мотивационно-потребностная сфера, произвольность поведения, умственные способности, преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм, а при помощи выразительных действий формируется и чувственная сфера.
Исходя из вышеизложенного, в коррекционные занятия испытуемых были включены игры и упражнения, направленные на формирование произвольности, развитие эмоциональной сферы и умения общаться.
Результаты диагностики с помощью методик «Проективные рассказы» и «Определение ребенком эмоционального состояния человека» позволяют утверждать, что испытуемые (дети с речевыми нарушениями) до коррекционных занятий имели негативное эмоциональное самочувствие. Об этом говорит тот факт, что в среднем по группе по тесту «Проективные рассказы» испытуемые имели показатель 79 %, а по методике «Определение ребенком эмоционального состояния человека» - 65 %.
После коррекционных занятий ситуация меняется: теперь эти показатели понизились соответственно с 79 % до 63 % и с 65% до 58 %. Это говорить о том, что эмоционально самочувствие детей улучшилось
Результаты диагностики с помощью методики «Разложи картинки» подтвердила показатели предыдущей части эксперимента. Средний показатель по группе составляет до коррекции 1,5 балла, после коррекции – 2,2 балла. То есть, до коррекции большинство детей правильно раскладывают картинки, но не могут обосновать свои действия. Значит их эмоциональные реакции в целом неадекватны. Только двое испытуемых имели показатель 2 балла. Они правильно раскладывали картинки, обосновывали свои действия, То есть, их эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
После коррекции трое детей имею показатель 2 балла, двое 3 балла, и один – 1 балл. То есть теперь двое из испытуемых могут обосновать свой, их эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.
Таким образом, у испытуемых после коррекционных занятий значительно улучшилось самочувствие, эмоции стали более яркими и осознанными, адекватными.
Это говорит, что коррекционные занятия с целью развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми нарушениями проведенные нами с детьми с речевыми нарушениями оказались эффективными.
Список литературы
1. Валявко С.М. Особенности
мотивации старших
2. Волковская, Т.Н. Логопсихология.
Программа и учебно-
3. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим
недоразвитием речи. – М.: Книголюб, 2004. – 104 с.
4. Диагностика эмоционально-
5. Иванова, Н.В. Особенности самооценки младших школьников с общим недоразвитием речи и ее формирование на логопедических занятиях//Логопед. 2007. № 3. С. 111–120.
6. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихология. – М.: Академия, 2006. – 320 с.
7. Калягин В.А. Становление логопсихологии// Практическая психология и логопедия. 2006. № 4 (21). С. 5–7.
8. Калягин В.А., Овчинникова
Т.С. Энциклопедия методов
9. Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические
и психологические аспекты. – СПб.: Речь, 2006. – 380 с.
10. Косякова О.О. Логопсихология. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 254 с.
11. Соловьева, Л.Г. Диалогическое
взаимодействие дошкольников с
речевыми нарушениями//
12. Трошин, О.В. Логопсихология. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 256 с.
13. Фоменко Е.А. Проблема
развития и коррекции
Приложения
Приложение 1
Примерное содержание занятия по ознакомлению с эмоциями.
1 этап. Приветствие. (На наших занятиях используется как ритуал – “Все обнялись”).
2 этап. Упражнения:
1) Тренировка поочередного
2) Мимическая гимнастика –
3 этап.
1) Проведение беседы об эмоциях;
2) Проведение этюда “Любопытный” (участвует каждый ребенок);
3) Упражнение по определению
эмоции: игра “ Колобки” (“Кубики”).
Цель: научить определять эмоцию
по пиктограмме;
4) Проведение игр, направленных на развитие
познавательных процессов: память, внимание,
воображение и пр.;
4 этап.
Упражнение, направленное на саморасслабление: “Медвежата в берлоге”.
5 этап.
Окончание занятия.
Обсуждение темы – что запомнилось больше всего, что было не понятно.
Информация о работе Эмоционально- волевая сфера детей с речевыми нарушениями