Эмоционально- волевая сфера детей с речевыми нарушениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 17:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования: изучение особенностей развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми нарушениями.
Задачи исследования:
- охарактеризовать развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников в норме;
- выявить особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми нарушениями;
- провести эксперимент по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми нарушениями в процессе коррекционной работы.

Содержание

Введение…………………………………………………..…………………………………С. 2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития
эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми
нарушениями…….………………………………………………………………..………...С. 4
1.1. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников в норме…………….…….С. 4
1.2. Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников
с речевыми нарушениями………………………………………………………….……….С. 9
Глава 2. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников
с речевыми нарушениями в процессе коррекционной работы………………….…....…С. 14
2.1. Методика эксперимента…………………………………..…………………………..С. 14
2.2. Организация логопедической работы с целью развития
эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми
нарушениями ………………………………………………..…………………….…….….С. 18
2.3. Анализ результатов исследования……………………………………….…..……….С. 20
Заключение……………………………………………………………………….………..С. 23
Список литературы…………………………………………………………...……………С. 26
Приложения…………………………………………………………………..…………….С. 27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая. Эмоционально-волевая сфера детей с речевыми наруше.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 1. Сравнительная оценка развития эмоционально-волевой сферы детей с речевыми нарушениями до и после коррекционных занятий (методики «Проективные рассказы» и «Определение ребенком эмоционального состояния человека»)

№ п/п

Методика

До коррекционных занятий

После коррекционных занятий

1.

Проективные рассказы

79 %

63 %

2.

Определение ребенком эмоционального состояния человека

65 %

58 %


 

Результаты диагностики с помощью методик «Проективные рассказы» и «Определение ребенком эмоционального состояния человека» позволяют утверждать, что испытуемые (дети с речевыми нарушениями) до коррекционных занятий имели негативное эмоциональное самочувствие. Об этом говорит тот факт, что в среднем по группе по тесту «Проективные рассказы» испытуемые имели показатель 79 %, а по методике «Определение ребенком эмоционального состояния человека» - 65 %.

После коррекционных занятий ситуация меняется: теперь эти показатели понизились соответственно с 79 % до 63 % и с 65% до 58 %. Это говорить о том, что эмоционально самочувствие детей улучшилось

На рисунке 1 это наглядно видно графически.

 

Рис. 1. Сравнительная оценка развития эмоционально-волевой сферы детей с речевыми нарушениями до и после коррекционных занятий (методики «Проективные рассказы» и «Определение ребенком эмоционального состояния человека»)

Результаты диагностики с помощью методики «Разложи картинки» подтвердила показатели предыдущей части эксперимента. Это видно из таблицы 2 и рисунка 2.

Мы видим, что средний показатель по группе составляет до коррекции 1,5 балла, после коррекции – 2,2 балла. То есть, до коррекции большинство детей правильно раскладывают картинки, но не могут обосновать свои действия. Значит их эмоциональные реакции в целом неадекватны. Только двое испытуемых имели показатель 2 балла. Они правильно раскладывали картинки, обосновывали свои действия, То есть, их эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

После коррекции трое детей имею показатель 2 балла, двое 3 балла, и один – 1 балл. То есть теперь двое из испытуемых могут обосновать свой, их эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.

 

 

 

 

 

Таблица 2. Сравнительная оценка развития эмоционально-волевой сферы детей с речевыми нарушениями до и после коррекционных занятий (методика «Разложи картинки») в баллах

Дети

До коррекционных занятий

После коррекционных занятий

Саша М.

1

2

Лена Р.

1

2

Вера Л.

2

3

Миша Д.

1

1

Ира В.

1

2

Юра В.

2

3

Всего

1,5

2.2


 

Таким образом, у испытуемых после коррекционных занятий значительно улучшилось самочувствие, эмоции стали более яркими и осознанными, адекватными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Одним из компонентов психической готовности ребенка к обучению в школе является эмоционально-волевая готовность (наличие познавательного мотива, эмоциональная устойчивость, стремление к достижению результата своей деятельности и т.д.). Особенностью детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет является недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объем мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела), слабость артикуляционной и тонкой моторики, - все это снижает коммуникативные возможности детей.

А ведь общение со сверстниками становится все более привлекательным для дошкольника, поскольку именно этот период сензитивен для формирования ситуативно-деловой формы общения с другими детьми.

Любой педагог ДОУ в своей повседневной практике постоянно сталкивается с проблемой развития эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста. Образовательный процесс в ДОУ должен обеспечивать эмоциональный комфорт, волевое поведение ребенка, психологический, стабильно-положительный климат, гуманные отношения, личностно-ориентированное общение, показателями чего являются: жизнерадостное, активное, эмоционально-положительное состояние ребенка, его успешная адаптация в будущем к школьному учреждению и высокий уровень волевого усилия.

Развитие эмоционально-волевой сферы у дошкольников с нарушениями речи имеет характерные особенности. Многим детям с речевыми нарушениями свойственна пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведении, повышенная тревожность.

У детей с речевыми нарушениями отмечается отчетливое доминирование свойства эксцентричности, когда дети проявляют живой интерес к окружающему как источнику получения помощи, информации.

Речевой дефект способствует формированию неадекватной самооценки: ощущению своей малоценности, робости, неуверенности в своих возможностях

В большинстве случаев, реакция детей с речевыми нарушениями на неуспех отличается от той, которая наблюдается норме. Так, после удачно выполненного задания дети переходят не к более трудному, а к более легкому заданию.

В ходе данного исследования был проведен эксперимент с целью развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми нарушениями в процессе коррекционной работы.

Экспериментальное исследование проводилось на базе ДОУ. Испытуемыми выступили 6 детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (6 -7 лет).

Для достижения цели эксперимента использовалась адаптивная методика Е. В. Кучеровой.  Цель данной методики: получить общее представление о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей в группе по результатам кратковременного наблюдения, индивидуальных собеседований и индивидуальных экспериментов с детьми.

Методика применяется при работе с детьми старшей и подготовительной групп детского сада (то есть рассчитана на детей старшего дошкольного возраста) и проводится поэтапно с выполнением трех заданий: составление проективного рассказа; определение ребенком эмоционального состояния человека; работа с картинками.

Эксперимент проводился в три этапа. На первом этапе мы проводили диагностику эмоционально-волевой сферы детей с речевыми нарушениями. На втором этапе: проводилась коррекционная работа по исправлению нарушений в эмоционально-волевой сфере детей с речевыми нарушениями. На третьем этапе проводилась повторная диагностика для выявления результата исследования.

При организации логопедической работы с целью развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми нарушениями мы исходили из того, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра. Именно в игре совершенствуется личность ребенка, развивается мотивационно-потребностная сфера, произвольность поведения, умственные способности, преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм, а при помощи выразительных действий формируется и чувственная сфера.

Исходя из вышеизложенного, в коррекционные занятия испытуемых были включены игры и упражнения, направленные на формирование произвольности, развитие эмоциональной сферы и умения общаться.

Результаты диагностики с помощью методик «Проективные рассказы» и «Определение ребенком эмоционального состояния человека» позволяют утверждать, что испытуемые (дети с речевыми нарушениями) до коррекционных занятий имели негативное эмоциональное самочувствие. Об этом говорит тот факт, что в среднем по группе по тесту «Проективные рассказы» испытуемые имели показатель 79 %, а по методике «Определение ребенком эмоционального состояния человека» - 65 %.

После коррекционных занятий ситуация меняется: теперь эти показатели понизились соответственно с 79 % до 63 % и с 65% до 58 %. Это говорить о том, что эмоционально самочувствие детей улучшилось

Результаты диагностики с помощью методики «Разложи картинки» подтвердила показатели предыдущей части эксперимента. Средний показатель по группе составляет до коррекции 1,5 балла, после коррекции – 2,2 балла. То есть, до коррекции большинство детей правильно раскладывают картинки, но не могут обосновать свои действия. Значит их эмоциональные реакции в целом неадекватны. Только двое испытуемых имели показатель 2 балла. Они правильно раскладывали картинки, обосновывали свои действия, То есть, их эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

После коррекции трое детей имею показатель 2 балла, двое 3 балла, и один – 1 балл. То есть теперь двое из испытуемых могут обосновать свой, их эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.

Таким образом, у испытуемых после коррекционных занятий значительно улучшилось самочувствие, эмоции стали более яркими и осознанными, адекватными.

Это говорит, что коррекционные занятия с целью развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми нарушениями проведенные нами с детьми с речевыми нарушениями оказались эффективными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Валявко С.М. Особенности  мотивации старших дошкольников  с общим недоразвитием речи: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.10. – М., 2006. – 189 с.

2. Волковская, Т.Н. Логопсихология. Программа и учебно-методические  рекомендации (для дефектологических  факультетов педагогических вузов)// Специальная психология. 2006. № 1-2. С. 58–66.

3. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим

недоразвитием речи. – М.: Книголюб, 2004. – 104 с.

4. Диагностика эмоционально-личностного  развития дошкольников 3-7 лет/Составитель  Н.Д. Денисова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 202 с.

5. Иванова, Н.В. Особенности  самооценки младших школьников с общим недоразвитием речи и ее формирование на логопедических занятиях//Логопед.  2007. № 3. С. 111–120.

6. Калягин В.А., Овчинникова  Т.С. Логопсихология. – М.: Академия, 2006. – 320 с.

7. Калягин В.А. Становление  логопсихологии// Практическая психология и логопедия. 2006. № 4 (21). С. 5–7.

8. Калягин В.А., Овчинникова  Т.С. Энциклопедия методов психолого-педагогической  диагностики лиц с нарушениями  речи. – СПб.: КАРО, 2004. – 432 с.

9. Корнев, А.Н. Основы логопатологии  детского возраста: клинические

и психологические аспекты. – СПб.: Речь, 2006. – 380 с.

10. Косякова  О.О. Логопсихология. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 254 с. 

11. Соловьева, Л.Г. Диалогическое  взаимодействие дошкольников с  речевыми нарушениями//Дефектология. 2007. № 4. С. 37–45.

12. Трошин, О.В. Логопсихология. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 256 с.

13. Фоменко Е.А. Проблема  развития и коррекции эмоционально-волевой  сферы старших дошкольников//Фестиваль  педагогических идей «Открытый  урок// http://festival.1september.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

Приложение 1

 

Примерное содержание занятия по ознакомлению с эмоциями.

1 этап. Приветствие. (На наших занятиях  используется как ритуал –  “Все обнялись”).

2 этап. Упражнения:

1) Тренировка поочередного напряжения  и расслабления мышц, развитие произвольности. Исходное положение – лежа на спине. (“Удержи позу”, “Льдинка”, “Солнышко и тучка” и т.д.).

2) Мимическая гимнастика – упражнение  “Пчелка мешает спать”.

3 этап.

1) Проведение беседы об эмоциях;

2) Проведение этюда “Любопытный” (участвует каждый ребенок);

3) Упражнение по определению  эмоции: игра “ Колобки” (“Кубики”). Цель: научить определять эмоцию  по пиктограмме; 
4) Проведение игр, направленных на развитие познавательных процессов: память, внимание, воображение и пр.;

4 этап.

Упражнение, направленное на саморасслабление: “Медвежата в берлоге”.

5 этап.

Окончание занятия.

Обсуждение темы – что запомнилось больше всего, что было не понятно.

Информация о работе Эмоционально- волевая сфера детей с речевыми нарушениями