Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 17:15, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть и проанализировать понятие «эмоциональный интеллект», а также способы его диагностики.
В работе были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ теоретических исследований по проблеме эмоционального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии.
2. Описать особенности и составляющие эмоционального интеллекта.
3. Обозначить предпосылки развития эмоционального интеллекта.
4. Исследовать проявление эмоционального интеллекта и способы его диагностики, основанные на предложенных моделях.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, РАЗВИТИЕ 5
1.1 История становления понятия эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии 5
1.2 Структура эмоционального интеллекта 10
1.3 Предпосылки развития эмоционального интеллекта……………………13
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….20
ГЛАВА 2. МОДЕЛИ, МЕТОДИКИ И СПОСОБЫ ДИАГНОСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА 22
2.1 Модели эмоционального интеллекта………………………………………22
2.2 Методики и способы диагностики эмоционального интеллекта 27
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Исходя из этих определений, можно сказать, что человек, обладающий высоким уровнем интеллекта, обладает способностью, управлять собственными эмоциями, понимать эмоции других людей. И этого будет говорить, о том, что данному человеку будет легко налаживать контакты с окружающим миром (людьми), так, как ЭИ отражает внутренний мир, который непосредственно связан с поведением личности.
Обратимся к П. Сэловею, согласно его представлению об эмоциональном интеллекте в его структуру входят следующие способности:
Охарактеризуем каждый структурный компонент и их значение в процессе межличностного взаимодействия.
Распознавание эмоций является проблематичным для личностей с выраженной алекситемией. Термин «алекситемия» («чувство без слов») был введён американским психиатром Сифнесом. Существенными чертами алекситемического конструкта являются: трудности в идентификации и описании своих чувств; неспособность к дифференциации чувств и телесных ощущений; недостаток воображения, ригидность и конкретность» [14, с. 23].
Термин «алекситемия», уже упоминался в истории становления понятия эмоционального интеллекта в клинической психологии.
Степень эмоциональной экспрессивности влияет на качество межличностных отношений. Так, чрезмерная сдержанность приводит к тому, что человек воспринимается как холодный, равнодушный, высокомерный, что вызывает у окружающих удивление или неприязнь.
Я. Рейковский (1979) приводит следующие причины трудностей в выражении эмоций:
Можно выделить следующие причины трудностей в понимании индивидуальных различий эмоций других людей:
«В настоящее время существует потребность в дальнейшем исследовании феномена эмоционального интеллекта, его структуры, путей его развития, что откроет реальную возможность оптимизации взаимоотношений через более глубокое осознание эмоциональных процессов и состояний, возникающих между людьми в процессе межличностного взаимодействия. Развитие эмоционального интеллекта может рассматриваться как значимый фактор повышения психологической культуры общества в целом» [2, с. 85].
1.3 Предпосылки
развития эмоционального
Считается, что существует две группы предпосылок развития эмоционального интеллекта. К первой относится биологические, в которую входят следующие: уровень эмоционального интеллекта родителей, правополушарный тип мышления, наследственные задатки эмоциональной восприимчивости, свойства темперамента, особенности переработки информации. Ко второй относятся социальные, в которую входят: синтония (умение сопереживать другим людям), закономерно сменяющаяся рационализацией, степень развития самосознания ребенка, уверенность в эмоциональной компетентности, уровень образования родителей и семейный доход, эмоционально благополучные отношения между родителями, андрогинность, внешний локус контроля, религиозность.
Таким образом, выявлено, что в основе биологических предпосылок для развития способностей ЭИ лежат врожденные различия, касающиеся функциональной асимметрии мозга и свойств темперамента. Социальные предпосылки складываются в семейном окружении.
Рассмотрим проведенные исследования, где изучались биологические и социальные предпосылки развития ЭИ.
Начнем с биологических предпосылок. «В исследованиях Д.Д. Гуастелло и С.Дж. Гуастелло была выявлена значимая корреляция между уровнем ЭИ детей и их матерей, в то время как между уровнем ЭИ детей и их отцов такая корреляция отсутствовала. На основании полученных результатов было выдвинуто предположение, что отношения «отец—сын» связаны с низким уровнем эмоционального интеллекта и поведения» [1, с.57]. «Связано это с тем, что мать проводит с ребенком больше времени, а отец меньше, но в процессе взросления семейная связь не будет иметь такого значения» [25, с.195.]Следовательно, можно сказать, что уровень ЭИ у родителей будет влиять опосредованно.
Прежде всего, нужно сказать о том, что ЭИ будет напрямую связан с асимметрией мозга, речь идет о правом полушарии. «Правополушарный тип мышления связан с невербальным интеллектом, он способствует точному распознаванию эмоциональной окраски речи» [15, с. 90].
«Доминирование правого полушария выступает, на мой взгляд, в качестве определенного наследственного задатка эмоциональной восприимчивости, которая характеризует успешность адаптации эмоционального отклика на стимул к обстоятельствам. Слабо развитая эмоциональная восприимчивость частично наследственна и предполагает незрелые и непроработанные чувства. Для лиц, у которых она развита высоко, характерно сочетание удовлетворения личных потребностей с интересами общества»[24, с.149].
Темперамент следует отнести к врожденным задаткам эмоциональной восприимчивости. Возникает вопрос, как связан ЭИ – способность и темперамент. «В исследовании В.М. Русалова и СИ. Дудина установлено, что темперамент и способности взаимодействуют друг с другом прежде всего через характеристики активности — эргичность, пластичность и темп. Наряду с активностью базовым параметром темперамента является эмоциональность. Высокий уровень последней может рассматриваться как показатель ЭИ, поскольку предполагает когнитивный анализ эмоциональной информации на достаточно высоком уровне. При этом проявления эмоциональности преобладают у экстравертов» [16, с.30].
«С такими свойствами темперамента,
как экстраверсия и нейротизм, связаны
особенности переработки
К социальным предпосылкам ЭИ относят синтонию. «На мой взгляд, развитие синтонии связано, в первую очередь, с эмоциональными реакциями окружения на действия ребенка. Становлению синтоничности ребенка препятствует, во-первых, гиперопека и переоценка его родителями. В условиях постоянной заботы родителей, их чрезмерной любви у ребенка нет необходимости стремиться к установлению эмоционального контакта со взрослыми, вследствие чего механизмы, позволяющие сделать это, не формируются. Во-вторых, развитие синтонии блокируется, если ребенок, потенциально способный к установлению эмоционального контакта, лишается такой возможности из-за безразличия или враждебности окружения. Асинтоничность, возникшая, как следствие депривации потребности в эмоциональном контакте, затрудняет процесс выражения эмоций субъектом и понимания его партнерами по общению.
Синтоничность ребенка — необходимый этап его психического развития. Однако по мере становления логического, причинно-следственного мышления синтония сменяется эмпатией, которая представляет собой не столько эмоциональное созвучие с состоянием другого человека, сколько его распознавание. В связи с развитием склонности к рефлексии происходит естественное ослабление синтонности в пользу так называемой шизоидизации — стремление отгородится от внешнего мира и аффективного влияния окружающих »[1, с.59].
«Согласно теории А. Эллиса (А-В-С), жизненная ситуация, в которой оказывается человек (активирующее событие А), не влечет за собой непосредственные эмоциональные и поведенческие реакции (С). Между ними лежит когнитивное опосредствующее звено (В) — система идей, убеждений, верований, — которое и выступает как причина эмоциональных и поведенческих реакций» [22, с. 120].
«Индивидуальные системы верований могут содержать как рациональные идеи, так и иррациональные. Понятие «иррациональная идея» означает мысль, возникшую экспромтом под влиянием аффективно заряженной части сознания. К оценке происходящего человек может применить как разумные, реалистические идеи, так и эмпирически необоснованные, не поддающиеся логическому объяснению иррациональные идеи. Рациональные утверждения (например, «Это не самое худшее, я смогу вынести это») уменьшают эмоциональный дистресс и снижают интенсивность как «неуместных» эмоций (гнева, тревоги, депрессии), так и «уместных» (раздражения, беспокойства, печали). Иррациональные убеждения и соответствующее им непродуктивное эмоциональное поведение складываются как следствие неконструктивного взаимодействия когнитивных и аффективных процессов, описанного X. Джекинсом как «дистрессовые стереотипы» поведения. Неадекватные модели поведения родителей в стрессовой ситуации фиксируются в раннем опыте. В дальнейшем при достаточно сильном напоминании о прежнем дистрессовом опыте люди помимо своей воли «превращаются в нечто, ведущее себя как живой автоматический проигрыватель». Человек начинает действовать нерационально, он говорит неуместные вещи, совершает беспомощные поступки, испытывая при этом чувства, не адекватные настоящей ситуации» [1, с. 59].
Уровень развития самосознания. Зависит от узкого ближайшего окружения ребенка, способствуют развитию самоотношения (образ Я) и самооценки. «Основы реалистичного восприятия себя и самопринятия закладываются на ранних стадиях онтогенеза, определяясь исходным принятием ребенка со стороны родителей» [18, с. 98]. Уровень развития самосознания выступает в качестве предпосылки управления собственными эмоциями.
Чем выше уровень
образования родителей и
Гендерные особенности воспитания. «Известно, что паттерны эмоциональных различий среди взрослых мужчин и женщин изначально детерминированы разными подходами к воспитанию детей. Различия в социализации девочек и мальчиков продиктованы неосознанным стремлением родителей подготовить детей к выполнению соответствующих тендерных ролей . Гендерные различия обнаруживаются, прежде всего, тем, что ЭИ у женщин проявляется в большей степени на уровне межличностных отношений, а у мужчин — на внутриличностном уровне ЭИ» [24, с. 151].
«Андрогинностъ как предпосылка эмоционального интеллекта может формироваться в результате определенной стратегии воспитания в семье, при которой у девочек поощряются самоконтроль и выдержка, в то время как проявления эмпа-тии и нежных чувств у мальчиков не встречают осуждения взрослых. Андро-гинные испытуемые в отличие от индивидов с маскулинными и феминными характеристиками проявляют большую эмоциональную гибкость: в зависимости от ситуации они могут быть то независимыми и сильными, то мягкими, заботливыми и добрыми. По-видимому, андрогин-ные индивиды сочетают в себе продуктивные эмоциональные стратегии, присущие как женскому, так и мужскому полу. Иными словами, им свойственно сочетание выраженных способностей как к распознаванию и выражению, так и к самоконтролю эмоций. Взаимосвязь андрогиннос-ти и ЭИ обнаружена в исследовании Д.Д. Гуастелло, С.Дж. Гуастелло.
Первоначально в семье, а затем под влиянием ближайшего окружения ребенка у него формируются эмоциональные знания и навыки, которые аналогичны когнитивным. Эти навыки могут иметь в большей степени имплицитный, чем эксплицитный характер. Имплицитные навыки можно соотнести с кристаллизованным интеллектом, эксплицитные — с декларативными знаниями об эмоциях» [1, с.62].
«Локус контроля формируется в процессе социализации и становится в дальнейшем устойчивым личностным качеством. Результаты исследований показывают, что испытуемые с внутренним локус-контролем чаще осуждают себя и более сензитивны к ситуации, когда осуждают других, в то время как их коллеги с внешней локализацией контроля более склонны прощать как других, так и себя. Способность к прощению связана с осознанием собственных эмоций и управлением ими, эмпатией по отношению к обидчику. Это означает, что внешний локус контроля и способность к прощению предполагают достаточно высокий уровень развития когнитивных способностей, связанных с обработкой эмоциональной информации» [19, с.97].