Эмоциональный интеллект алкоголиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования — выявление особенностей эмоционального интеллекта алкоголиков.
Задачи:
1. Определить теоретические основы эмоционального интеллекта и эмоциональной креативности, выявить и охарактеризовать отдельные характеристики;
2. Выявить общий уровень эмоционального интеллекта алкоголиков;

Вложенные файлы: 1 файл

начало.docx

— 79.11 Кб (Скачать файл)

Нам представляется, что  интеллект как адаптивная функция  дает безусловное преимущество в  ориентации и активности в окружении. Такое понимание, вслед за Пиаже, представляется нам особенно актуальным для эмоционального интеллекта, который  связан с общими когнитивными способностями  пороговыми отношениями. Средний уровень  интеллекта необходим, но недостаточен для эмоциональной и социальной адаптивности индивида к окружению. Безусловно, такой сложный вопрос требует более детального обсуждения и эмпирического обоснования.

Методики, основанные на моделях  способностей, обладают неплохой критериальной  валидностью и измеряют некие  конструкты, отличные от всех уже выделенных в психологии способностей и личностных факторов. Однако пока остается неясным, как эмоциональный интеллект  соотносится с этими уже выделенными  конструктами. Также большой вопрос вызывает подсчет баллов, так как  в подавляющем большинстве методик  он основан на консенсусе и оценках  экспертов, что не исключает конформность к социальным нормам. Однако подобная конформность характерна и при разработке других тестов, включая и тесты  на интеллектуальные способности.

Не меньший интерес  вызывает выявление конструктов, лежащих  в основе эмоционального интеллекта, и их измерение единой методикой. Р.Робертс, Дж.Мэттьюс, М.Зайднер и  Д.Люсин предлагают набор таких  конструктов применительно к  роли эмоционального интеллекта в адаптации  и приводят список методик и отдельных  шкал для их измерения [3]. Сюда входят такие конструкты, как темперамент, переработка информации, уверенность в своей эмоциональной компетентности, эмоциональные знания и навыки [11].

 

 

1.4 Эмоциональный интеллект проблемы категориальности

 

В современной психологии наблюдается дифференциация общего интеллекта на множество отдельных  видовых форм: практический интеллект (Р.Стернберг), социальный интеллект (Э.Торндайк), эмоциональный интеллект (Дж.Мэйер, П.Сэловей), натуралистический, духовный, экзистенциальный интеллект (Х.Гарднер), синтезированный интеллект (Ф.Дитман-Коли, П.Болтс), адаптивный интеллект (С.Берт, Д.Уотсон), эффективный интеллект (Р.Пеллегрино, М.Политис), профессиональный интеллект (М.Смульсон). Выделение указанных  конструктов способствовало расширению сферы изучения интеллектуального  потенциала личности, но, вместе с тем, их теоретико-методологическая ограниченность осложняет возможность проведения прикладных исследований.

Научный статус эмоционального интеллекта недостаточно высок вследствии построения нескольких альтернативных моделей эмоционально-интеллектуального  конструкта [11], в связи с неопределенностью структурной организации эмоционального интеллекта [11]. Недостаточно конкретизированными являются категориальные характеристики эмоционального интеллекта. В связи с этим, цель данной работы состоит в проведении категориального анализа содержательных характеристик эмоционального интеллекта и близких по происхождению понятий: социальный интеллект, эмоциональная компетентность, эмоциональное мышление, эмоциональная одаренность, эмоциональная креативность.

В психологии эмоционального интеллекта выделяются несколько ведущих  теорий: теория эмоционально-интеллектуальных способностей Дж.Майера, П.Сэловея, Д.Карузо; теория эмоциональной компетентности Д.Гоулмена; не когнитивная теория эмоционального интеллекта Р.Бар-Она; двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта Д.Люсина. Содержательной характеристикой эмоционального интеллекта, которая объединяет перечисленные теории, является совокупность способностей к пониманию и управлению собственными эмоциями, пониманию и управлению эмоциями других людей.

История появления эмоционального интеллекта связана с радикальной  переоценкой подходов к изучению особенностей взаимодействия эмоциональных  и когнитивных процессов: от деформационного  воздействия эмоций к их регулирующей функции в процессе познания. В  связи с этим, И.Васильев критически отмечает, что «недооценка роли эмоций в познании заменилась прямо противоположной  позицией – переоценкой этой роли» [6, с. 58]. Вместе с тем, активизация исследований эмоционального интеллекта не только мало способствовала конкретизации характеристик эмоционального познания, но также явилась стимулом для смешения концептов отдельных понятий, связанных с эмоционально-интеллектуальной обработкой информации.

Эмоциональный интеллект  и социальный интеллект. Частичное  отождествление данных понятий связано  с выделением в структуре эмоционального интеллекта ряда способностей социально-коммуникативной  направленности: социальные навыки, осознание  социальных взаимодействий (Д.Гоулмен), способность к перцептивно-интерпретативному  распознаванию эмоций в межличностном  контексте [19]. Вместе с тем, выделенные способности соответствуют также традиционному пониманию социального интеллекта, как совокупности ментальных способностей, связанных с обработкой социальной информации и способствующих успешности межличностного взаимодействия (Э.Торндайк, Г.Оллпорт).

Взаимосвязанность конструктов  эмоционального и социального интеллекта оценивается современными учеными  неоднозначно. В отдельных работах  эмоциональный интеллект рассматривается  в контекстуальных границах социального  интеллекта (Е.Власова, Р.Риггио); в иных исследованиях способности к социальному взаимодействию основываются на предваряющем развитии отдельных структурных компонентов эмоционального интеллекта (Д.Гоулмен).

Объединяющей категорией для эмоционального и социального  интеллекта выступает «общение». Каждый из выделенных видов интеллекта предполагает реализацию способностей к распознаванию  и интерпретации эмоциональных  состояний других людей. Вместе с  тем, отличительной характеристикой, в данном случае, выступает направленность общения.

Коммуникативный потенциал  эмоционального интеллекта направлен, преимущественно, на продуцирование и  осмысление собственных эмоциональных  переживаний относительно ситуаций межличностного общения, тогда как  возможности социального интеллекта ориентированы на коммуникативное  взаимодействие.

Актуализация эмоционального интеллекта происходит в сфере эмоционального общения (эмоциональное отношение, эмоциональное воздействие), социального  интеллекта – в сфере межличностного общения; для эмоционального интеллекта коммуникация является стимулом, для  социального интеллекта – целевым  предназначением.

Эмоциональный интеллект, эмоциональная  компетентность, эмоциональное мышление. Хронологически, понятие эмоциональной  компетентности было введено в область  психологии почти одновременно с  понятием эмоционального интеллекта. В 1990 году К.Саарни объединила в составе  эмоциональной компетентности совокупность когнитивных способностей, социальных навыков и эмоционального опыта. Недостаточная операционализация  понятия способствовала методологической неопределенности: смешению структурных  характеристик эмоционального интеллекта и эмоциональной компетентности. В частности, Д.Гоулмен выделил  в составе эмоциональной компетентности два отдельных компонента («личностную  компетентность» и «социальную  компетентность») и включил в их состав элементы, которые входят в структуру эмоционального интеллекта.

Понятие «эмоциональное мышление»  также недостаточно операционализировано. Содержательная сущность понятия трактуется неопределенно (Орме, 2003), что препятствует четкой дифференциации характеристик  эмоционального мышления и эмоционального интеллекта.

Вместе с тем, И.Андреева [3], в результате анализа проблемы соотношения перечисленных выше понятий, определяет их категориальную сущность. По мнению ученой, эмоциональная компетентность представляет собой совокупность разнообразных знаний, умений и навыков, тогда как содержательность эмоционального мышления ограничивается действенностью когнитивной сферы: процессом переработки эмоциональной информации. В данном случае объединяющей категорией является «познание».

В рамках выделения инструментального, динамического, статического аспектов познания целесообразно рассмотрение схемы: извлечение – обработка –  организация – применение. В соответствии с данной схемой, эмоциональное мышление отражает процесс переработки эмоциональной  информации, эмоциональная компетентность – обеспечивает систематическую  организацию обработанного материала. Эмоциональный интеллект, являясь  инструментом познания, выполняет двоякую  роль: одновременно осуществляет извлечение и применение эмоциональных знаний. Таким образом, эмоциональное мышление отражает процесс, эмоциональная компетентность – результат, эмоциональный интеллект  – средства эмоционального познания.

Эмоциональный интеллект, эмоциональная  одаренность, эмоциональная креативность. Объединяющей категорией является «творчество»: в литературе рассматривается функциональность эвристического потенциала эмоционального интеллекта, творческие проявления эмоциональной  одаренности, компонентный состав эмоциональной  креативности.

Эмоциональная одарённость  проявляется в непринуждённости и нестандартности выражения  эмоций, но с учётом ситуации и уместностью  эмоционального поведения [7]. Эмоциональная креативность трактуется как способность к эффективному и аутентичному переживанию эмоций. Основными структурными компонентами эмоциональной креативности являются: подготовленность (обучение пониманию эмоциональных переживаний), новизна (способность переживать необычные, с трудом поддающиеся описанию эмоции), эффективность/аутентичность (умение выражать эмоции искусно и искренне) [3].

Анализируя содержательные характеристики эмоционального интеллекта и эмоциональной креативности, И.Андреева указывает на более широкое смысловое  поле последнего из понятий; существенным различием между понятиями, по мнению ученой, является «новизна эмоциональной реакции» [3, с.15].

Эвристический потенциал  эмоционального интеллекта функционально  связан с вигильностью (от лат. vigil – наблюдательный, бдительный) – способностью к направленности и сосредоточенности на новых впечатлениях, переживаниях [13]. В исследовании Е.Власовой содержатся данные о возрастании эвристической продуктивности в связи с функциями эмоционального самоосознания [7].

В эвристическом процессе переживания и выражения эмоций, рассмотренные выше понятия дифференцируются в зависимости от области функционирования: эмоциональная креативность способствует продуцированию новых эмоций, эмоциональный  интеллект обеспечивает их фиксирование и осмысление, эмоциональная одаренность  связана с вариативностью их выражения.

 

 

 

 

 

1.5 Понятие эмоциональной креативности

 

Появление понятия ≪эмоциональная креативность≫ в психологии связано с логикой развития двух независимых подходов. В области психологии эмоций понятие эмоциональной креативности зарождается как закономерное и логически необходимое следствие конструктивистского взгляда на эмоции. В социально-конструктивистской теории эмоций Дж. Эверилла ключевым является понятие ≪эмоциональный синдром≫. Эмоции, согласно Дж. Эвериллу, не являются биологически запрограммированными реакциями, а конструируются социумом, и очевидно, что есть кто-то, кто отвечает за их создание. Способность влиять на структуру и содержание эмоциональных синдромов и называется эмоциональной креативностью.

Другая область, в которой  появление понятия эмоциональной  креативности практически неизбежно  – это когнитивная психология.

Изучение интеллектуальных и творческих процессов с момента  возникновения психологии как науки  занимает в ней одно из ведущих  мест. Относительно недавно (в начале 1990-х годов) в психологии появилось  понятие эмоционального интеллекта, который в общем виде определяется как способность к пониманию  и управлению своими и чужими эмоциями (Salovey, Mayer, 1990). На первый план здесь выходит  необходимость решать задачи на эмоциональном  материале, и в этом смысле он противопоставляется ≪обычному≫, предметному интеллекту. Как правило, корреляции тестовых показателей эмоционального интеллекта с ≪обычным≫ интеллектом различаются в зависимости от того, какой вид ≪предметного≫ интеллекта рассматривается: для вербальных шкал корреляции составляют порядка 0,3, а для невербальных оказываются нулевыми или даже слабоотрицательными. Эти результаты можно трактовать как наличие связи эмоционального интеллекта с кристаллизованным, но отсутствия такой связи с флюидным. По всей видимости, в развитии эмоционального интеллекта достаточно большую роль должен играть опыт взаимодействия в эмоционально-нагруженных ситуациях.

Если для решения задач  на эмоциональном уровне требуется  какая-то особая способность, то для  проявления креативности в области  эмоций необходимо существование такой  же специальной способности, которая  логичным образом получила название ≪эмоциональная креативность≫. С точки зрения Д. В. Ушакова, модель, позволяющая описывать соотношение разных видов интеллекта и креативности, включает в себя 2 параметра. С одной стороны, это тип кодирования информации, который может быть предметным и эмоциональным.

С другой стороны – это  тип когнитивных процессов. Первый тип процессов можно назвать  комбинаторными – они включают в  себя логические операции внутри уже  построенной модели задачи, разнообразные ≪счетные≫ операции, поиск одного правильного решения.

  Эти процессы вслед за Дж. Гилфордом часто называют конвергентным мышлением. Второй тип процессов, в противоположность первому, связан с некомбинаторными операциями – с обнаружением необычных свойств объекта и построением на их основе новой модели задачи, с решением нестандартных задач, с дивергентным мышлением. Способность к решению комбинаторных задач с предметным содержанием можно назвать ≪предметным≫ интеллектом, способность к решению некомбинаторных задач с предметным содержанием – креативностью, способность к решению комбинаторных задач на эмоциональном материале – эмоциональным интеллектом, а решение некомбинаторных задач с эмоциональным содержанием – эмоциональной креативностью.

Информация о работе Эмоциональный интеллект алкоголиков