Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 23:41, курсовая работа
Психологическое изучение мотивации и ее формирование - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности. Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего раз вития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются в ходе формирования. Само по себе формирование является целенаправленным, если учитель сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который предшествовал формированию, и с теми планами, которые были намечены.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧИТЕЛЯ……………………………………………………..8
1.1. Соотношение понятий «мотив» и «мотивация»…………………..8
1.2. Сущность и структура педагогической деятельности
учителя начальных классов………………………………………………9
1.3 Мотивация педагогической деятельности………………………..14
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧИТЕЛЯ………………………………………………………………………16
2.1. Организация и методы исследования ……………………………..16
2.2. Результаты изучения мотивационной сферы учителя
начальных классов………………………………………………………20
2.3. Анализ эффективности мотивации учителя начальных классов...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...29
Для обработки результатов исследования была использована форма, приведенная в (Приложении 2). Получены следующие данные.
Таблица 1.
Мотивация по видам мотивов
Распределение ответов | ||||||
28-35лет |
35-39лет |
39-43года | ||||
число ответов |
% к итогу |
число ответов |
% к итогу |
число ответов |
% к итогу | |
внутренние мотивы |
21 |
38,9 |
32 |
44,4 |
48 |
64,0 |
внешние положительные мотивы |
12 |
22,2 |
24 |
33,3 |
19 |
25,3 |
внешние отрицательные мотивы |
21 |
38,9 |
16 |
22,3 |
8 |
10,7 |
Итого |
54 |
100,0 |
72 |
100,0 |
75 |
100,0 |
На основании проведенной нами методики получили, что педагогическая деятельность учителей начальных классов мотивирована внутренними мотивами не в полной мере.
Преобладают внешние мотивы над внутренними (61,1% против 38,9%). При этом среди внешних мотивов доля отрицательных больше (38,9% против 22,2%).
В средней возрастной группе
картина меняется: растет доля
внутренних мотивов, уменьшается
доля внешних. В старшем возрасте
на долю внутренних мотивов
приходится уже 64%, а доля внешних
отрицательных мотивов
Проанализируем, какие мотивы являются доминирующими. Для этого используем форму, приведенную в (Приложении 3).
Таблица 2.
Анализ доминирования мотивов
Преобладающие мотивы |
Число ответов | |||||
28-35лет |
35-39лет |
39-43года | ||||
число учащихся |
% к итогу |
число учащихся |
% к итогу |
число учащихся |
% к итогу | |
внутренние |
5 |
27,8 |
10 |
41,7 |
20 |
80,0 |
внешние положительные |
4 |
22,2 |
4 |
16,7 |
2 |
8,0 |
внешние отрицательные |
2 |
11,1 |
2 |
8,3 |
1 |
4,0 |
не доминирует |
7 |
38,9 |
8 |
33,3 |
2 |
8,0 |
Итого |
18 |
100,0 |
24 |
100,0 |
25 |
100,0 |
Для 2/3 учителей важными в профессиональной деятельности являются внутренние мотивы; для 1/3 учителей являются внешние положительные мотивы; у 4 учителей преобладают внешние отрицательные мотивы; у 4 сочетание внешних положительных и внешних отрицательных мотивов и преобладание их над внутренними мотивами.
Мы предполагали, что в педагогической деятельности учителей начальных классов будут преобладать внутренние мотивы работы.
В результате исследования было выявлено, что у 15 учителей преобладают внутренние мотивы работы, у 7 – внешние положительные мотивы, у 4 – внешние отрицательные мотивы оказались наравне с внешними положительными мотивами, у 4преобладают внешние отрицательные мотивы.
Результаты анкетирования показали, что осознанием недостаточности достигнутых результатов и желанием их улучшить руководствуются в своей инновационной деятельности 20 % педагогов; высоким уровнем профессиональных притязаний, сильной потребностью в достижении высоких результатов – 20 %; потребностью в контактах с интересными, творческими людьми – 53, 3 %; желанием создать хорошую, эффективную школу для детей – 20 %; потребностью в новизне, обновлении, смене обстановки, преодолении рутины – 26,6 %; потребностью в лидерстве – 6, 6%; потребностью в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей – 20%; потребность в самовыражении, самосовершенствовании – 20%; ощущением собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенностью в себе 20 %; желанием проверить на практике полученные знания о новшествах – 6,6%; потребность в риске – 0%; материальными причинами: повышением заработной платы, возможностью пройти аттестацию и т.д. – 46,6 %; стремлением быть замеченным и по достоинству оцененным – 40 %.
Анкетирование показало низкий уровень восприимчивости педагогов к новому; оптимальный уровень информационной готовности педагогического коллектива к инновациям; преобладание таких антиинновационных барьеров, как большая учебная нагрузка, личные причины, плохое здоровье. Большинство педагогов воспринимают новшества умеренно. Не стремятся быть среди первых, но и не хотят быть среди последних.
В своей инновационной деятельности педагоги в первую очередь руководствуются мотивами, связанными с потребностью в контактах с интересными и творческими людьми, с материальными причинами: повышением заработной платы, возможностью пройти аттестацию и т. д., со стремлением быть замеченным и по достоинству оцененным. Мотивы, связанные с самоусовершенствованием не играют у педагогов значительной роли.
Таблица 3.
Шкала мотивации профессиональной деятельности
№ |
ВМ |
ВПМ |
ВОМ |
Результат |
1 |
2,5 |
3 1/3 |
3,5 |
ВОМ > ВПМ > ВМ |
2 |
4,5 |
1 2/3 |
2,5 |
ВМ > ВОМ > ВПМ |
3 |
4 |
3 2/3 |
2 |
ВМ > ВОМ > ВПМ |
4 |
3,5 |
3 1/3 |
2 1/2 |
ВМ > ВПМ > ВОМ |
5 |
4,5 |
4 2/3 |
3 |
ВМ > ВПМ > ВОМ |
6 |
5 |
3 |
1 |
ВМ > ВПМ > ВОМ |
7 |
3,5 |
3 |
5 |
ВОМ > ВМ > ВПМ |
8 |
5 |
4 2/3 |
2 |
ВМ > ВПМ > ВОМ |
9 |
3 |
4 |
4 |
ВПМ = ВОМ > ВМ |
10 |
4,5 |
4 1/3 |
4 |
ВМ > ВПМ > ВОМ |
11 |
4 |
1 1/3 |
1 |
ВМ > ВПМ > ВОМ |
12 |
3 |
2 |
1 |
ВМ > ВПМ > ВОМ |
13 |
4 |
2 2/3 |
4 1/2 |
ВОМ > ВМ > ВПМ |
14 |
4 |
2 2/3 |
1 |
ВМ > ВПМ > ВОМ |
15 |
4 |
3 |
3 |
ВМ > ВПМ > ВОМ |
16 |
4 1/2 |
3 |
4 |
ВМ > ВОМ > ВПМ |
17 |
4 |
3 |
3 1/2 |
ВМ > ВОМ > ВПМ |
18 |
5 |
4 |
3,5 |
ВМ > ВПМ > ВОМ |
19 |
5 |
4 2/3 |
4 |
ВМ > ВПМ > ВОМ |
20 |
3,5 |
4 1/3 |
3,5 |
ВМ = ВОМ < ВПМ |
21 |
4,5 |
4 2/3 |
4 |
ВМ > ВПМ > ВОМ |
22 |
5 |
4 1/3 |
3 1/2 |
ВМ > ВПМ > ВОМ |
23 |
5 |
4 1/3 |
4 |
ВМ > ВПМ > ВОМ |
24 |
5 |
4 |
2 |
ВМ > ВПМ > ВОМ |
Таким образом, педагоги в первую очередь руководствуются мотивами, связанными с потребностью в контактах с интересными и творческими людьми, с материальными причинами: повышением заработной платы, возможностью пройти аттестацию и т. д., со стремлением быть замеченным и по достоинству оцененным. Мотивы, связанные с самоусовершенствованием не играют у педагогов значительной роли.
2.3. Анализ эффективности мотивации учителя
начальных классов
Исследование направленности учебной мотивации представлено в виде графика Анализируя полученные данные можно сделать вывод, что у учителей средней возрастной категории- 58%, у младшей - 52%. Большинство учителей (67%) имеют внутреннею направленность мотивации, а у подавляющего большинства (75%) доминирует внешняя направленность мотивации.
Рис. 1. Соотношение уровня внешней и внутренней мотивации.
Как показывают психологические исследования (Л.И. Божович, Л.С. Славина, А.Д. Андреева и др.), мотивация характеризуется устойчивым доминированием мотива самоутверждения.
В структуре учебной
Таблица 3.
Среднегрупповые ранги по группам учебных мотивов
Среднегрупповые ранги по группам учебных мотивов | |||
Мотивы |
| ||
28-34 |
34-38 |
38-43 | |
1. Долга и ответственности |
7 |
6 |
5 |
2. Самоопределения и |
6 |
7 |
1 |
3. Благополучия |
1 |
1 |
7 |
4. Престижа |
5 |
5 |
4 |
5. Избегания неприятностей |
2 |
4 |
6 |
6. Содержания (учебно-познавательный) |
4 |
2 |
2 |
7. Процесса (учебно-познавательный) |
3 |
3 |
3 |
Повышения уровня мотивации является важным условием для любой организации или учреждения в плодотворном решении стоящих задач. Эффективный работник – это работник высоко квалифицированный, мотивированный специалист. Мотивация сотрудников одно из важнейших вопросов для любого руководителя. Какие цели – личные и профессиональные – они ставят и решают? Чем они заинтересованы? Каковы мотивы у человека выбравшего профессию педагог?
Для того что бы учителя не меняли место работы, свою профессию в школе нужна мотивационная среда. Как правило в этом направлении выделяют три состовляющих:
Преобладание системы стимулирующих воздействий на персонал организации. В этом случае организация делает упор на использование различных стимулов (как правило, материальных) для повышения заинтересованности сотрудников организации в производительном труде.
Преобладание системы мотивационного управления персоналом организации. Здесь предполагается, что целенаправленная воспитательная деятельность руководства внутри организации, сочетается с актуализацией энтузиазма работников при персональной их ответственности за порученный участок работы.
Гармоничное сочетание комплекса стимулирующих воздействий и мотивационного управления персоналом, при охватывающем (базовом) характере мотивационной политики. Этот подход можно считать наиболее оптимальным, снимающим крайности первых двух подходов (7).
При разработке системы
Таким образом мотивационная среда создается благодаря мотивации работы каждого учителя, что позволяет повышать его профессиональные качества нацеленные на положительные конечные результаты учебно-воспитательного процесса нашей новой школы. А внедрение системы мотивационного управления позволяет освоить новые научные методические и психологические технологии, обеспечивать возможность участия всех членов коллектива в управлении учреждением.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное нами исследование позволяет сформулировать следующие выводы.
1. В теоретической части данной
работы был представлен обзор
научно-психологических
2) Наиболее полная структура педагогической деятельности у А.К. Марковой. Она включает в себя 10 групп умений учителя. Существуют два типа учителей – это учителя, ориентированные на результат, и учителя, ориентированные на развитие.
3) Есть два вида притяжения
к педагогической деятельности:
целенаправленное притяжение и
вынужденное притяжение. Целенаправленное
притяжение обусловлено
4) Педагоги в первую
очередь руководствуются
В результате исследования было выявлено, что у 15 учителей преобладают внутренние мотивы работы, у 7 – внешние положительные мотивы, у 4 – внешние отрицательные мотивы оказались наравне с внешними положительными мотивами, у 4 преобладают внешние отрицательные мотивы.
СПИСОК использованной ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Эмпирические исследование мотивации учителя