Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 23:41, курсовая работа
Психологическое изучение мотивации и ее формирование - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности. Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего раз вития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются в ходе формирования. Само по себе формирование является целенаправленным, если учитель сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который предшествовал формированию, и с теми планами, которые были намечены.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧИТЕЛЯ……………………………………………………..8
1.1. Соотношение понятий «мотив» и «мотивация»…………………..8
1.2. Сущность и структура педагогической деятельности
учителя начальных классов………………………………………………9
1.3 Мотивация педагогической деятельности………………………..14
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧИТЕЛЯ………………………………………………………………………16
2.1. Организация и методы исследования ……………………………..16
2.2. Результаты изучения мотивационной сферы учителя
начальных классов………………………………………………………20
2.3. Анализ эффективности мотивации учителя начальных классов...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...29
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ
мотивационной среды
Инструкция: Уважаемый педагог! Оцените соответствие предложенных ниже утверждений положению дел в вашем коллективе по 10-балльной шкале, где 0 баллов – полностью не соответствует, 10 баллов – полностью соответствует (обведите соответствующий балл).
1 |
2 |
Утверждения |
Баллы |
Ожидаемые от учителей результаты инновационной деятельности четко определены |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Эти результаты известны каждому учителю |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Существуют вознаграждения за достижение высоких результатов |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Размеры вознаграждения известны каждому учителю |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Вознаграждения имеют ценность |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Отношение к учителю зависит от его активности в инновационной деятельности |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Система контроля и экспертизы обеспечивает объективную оценку результатов работы |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
И каждый учитель уверен в объективной оценке результатов его работы |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Положительные результаты работы участников инновационной деятельности будут обязательно известны всему профессиональному сообществу ОУ |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Получаемые вознаграждения соответствуют результатам труда в реализации инновационных проектов |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Учителя не сомневаются в справедливости распределения вознаграждения |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Учителя не сомневаются, что ожидаемые от них результаты соответствуют их возможностям |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Достижение ожидаемых результатов не требует постоянного чрезмерного напряжения |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Учителя не сомневаются, что существуют необходимые для достижения ожидаемых результатовусловия |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
В процессе работы учителя испытывают положительные эмоции чаще, чем отрицательные |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Обработка результатов
Обработка результатов производится путем простого математического подсчета суммы баллов всех заполненных анкет. Чем ближе полученная сумма к максимальному количеству баллов, тем благоприятнее созданные в ОУ условия для высокой мотивации педагогов на участие в инновационных проектах. Чем ниже результат, тем мотивационная среда менее благоприятна для работы.
На основе полученных результатов может быть построен графический профиль мотивационной среды ОУ, а также определены демотивирующие факторы.
Приложение 2
АНКЕТА
Определение
мотивов
трудовой деятельности
педагогов
Инструкция: Уважаемый педагог! Выберите из списка 5 наиболее важных лично для вас мотивирующих факторов и поставьте напротив "галочку". Затем напротив выбранных факторов в соответствии с их значимостью для вас поставьте цифры от 5 до 1 в порядке убывания (5 – самый значимый для вас фактор, 1 – наименее значимый из пяти выбранных).
1 |
2 |
3 |
Фактор |
Выбор |
Значимость |
Уровень доходов (заработная плата) |
||
Близость места работы к дому |
||
Возможность продвигаться по карьерной лестнице |
||
Возможность профессионального роста |
||
Возможность получения кредитов |
||
Возможность управления другими людьми |
||
Обучение за счет компании |
||
Большие полномочия |
||
Гибкий график работы |
||
Возможность самореализации |
||
Комфортные условия труда |
||
Нормированный рабочий день |
||
Отношения с непосредственным руководителем |
||
Признание, ощущение значимости в компании |
||
Работа по специальности, в соответствии с образованием |
||
Работа ради общения, возможность занять свободное время |
Спасибо!
Обработка результатов
Обработка результатов производится путем анализа ответов, может иметь графическую или табличную форму.
Приложение3
ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1
Название методики: Шкала мотивов профессиональной деятельности
Возраст: 31 год
ФИО: Владимирова Надежда Анатольевна
Стаж работы: 11 лет
Мотивы профессиональной деятельности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
В очень незначительной мере |
В достаточно незначительной мере |
В небольшой, но и в немаленькой мере |
В достаточно большой мере |
В очень большой мере | |
1. Денежный заработок |
|||||
2. Стремление к продвижению по работе |
|||||
3. Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег |
|||||
4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей |
|||||
5. Потребность в достижении |
|||||
6. Удовлетворение от самого |
|||||
7. Возможность наиболее полной
самореализации именно в |
Результат: ВОМ > ВПМ > ВМ
Интерпретация: В педагогической деятельности данной учительницы преобладают внешние отрицательные мотивы.
ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ № 2
Дата проведения исследования: 16.12.2011 г. Пол: женский
Название методики: Шкала мотивов профессиональной деятельности
Возраст: 42 года
ФИО: Захаренко Вера Васильевна
Стаж работы: 22 года
Мотивы профессиональной деятельности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
В очень незначительной мере |
В достаточно незначительной мере |
В небольшой, но и в немаленькой мере |
В достаточно большой мере |
В очень большой мере | |
1. Денежный заработок |
|||||
2. Стремление к продвижению по работе |
|||||
3. Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег |
|||||
4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей |
|||||
5. Потребность в достижении |
|||||
6. Удовлетворение от самого |
|||||
7. Возможность наиболее полной
самореализации именно в |
Результат: ВМ > ВОМ > ВПМ
Интерпретация: В профессиональной деятельности данной учительницы преобладают внутренние мотивы, то есть для нее имеет значение сама деятельность.
ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ № 3
Дата проведения исследования: 19.12.2011 г. Пол: женский
Название методики: Шкала мотивов профессиональной деятельности
Возраст: 32 года
ФИО: Глагольева Алла Юрьевна
Стаж работы: 11 лет
Мотивы профессиональной деятельности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
В очень незначительной мере |
В достаточно незначительной мере |
В небольшой, но и в немаленькой мере |
В достаточно большой мере |
В очень большой мере | |
1. Денежный заработок |
|||||
2. Стремление к продвижению по работе |
|||||
3. Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег |
|||||
4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей |
|||||
5. Потребность в достижении |
|||||
6. Удовлетворение от самого |
|||||
7. Возможность наиболее полной
самореализации именно в |
Результат: ВМ > ВПМ > ВОМ
Интерпретация: Для данной учительницы имеет значение сама деятельность.
ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ № 4
Дата проведения исследования: 19.12.2011 г. Пол: женский
Название методики: Шкала мотивов профессиональной деятельности
Возраст: 36 лет
ФИО: Конивец Екатерина Александровна
Стаж работы: 15 лет
Мотивы Профессиональной деятельности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
В очень незначительной мере |
В достаточно незначительной мере |
В небольшой, но и в немаленькой мере |
В достаточно большой мере |
В очень большой мере | |
1. Денежный заработок |
|||||
2. Стремление к продвижению по работе |
|||||
3. Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег |
|||||
4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей |
|||||
5. Потребность в достижении |
|||||
6. Удовлетворение от самого |
|||||
7. Возможность наиболее полной
самореализации именно в |
Результат: ВМ > ВПМ > ВОМ
Интерпретация: Для данной учительницы имеет значение сама деятельность.
ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ № 5
Дата проведения исследования: 20.12.2011 г. Пол: женский
Название методики: Шкала мотивов профессиональной деятельности
Возраст: 36 лет
ФИО: Берегова Надежда Георгиевна
Стаж работы: 20 лет
Мотивы профессиональной деятельности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
В очень незначительной мере |
В достаточно незначительной мере |
В небольшой, но и в немаленькой мере |
В достаточно большой мере |
В очень большой мере | |
1. Денежный заработок |
|||||
2. Стремление к продвижению по работе |
|||||
3. Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег |
|||||
4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей |
|||||
5. Потребность в достижении |
|||||
6. Удовлетворение от самого |
|||||
7. Возможность наиболее полной
самореализации именно в |
Результат: ВМ > ВПМ > ВОМ
Интерпретация: Оптимальный мотивационный комплекс.
ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ № 6
Дата проведения исследования: 21.12.2011 г. Пол: женский
Название методики: Шкала мотивов профессиональной деятельности
Возраст: 42 лет
ФИО: Дубинкина Людмила Ивановна
Стаж работы: 23 года
Мотивы профессиональной деятельности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
В очень незначительной мере |
В достаточно незначительной мере |
В небольшой, но и в немаленькой мере |
В достаточно большой мере |
В очень большой мере | |
1. Денежный заработок |
|||||
2. Стремление к продвижению по работе |
|||||
3. Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег |
|||||
4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей |
|||||
5. Потребность в достижении |
|||||
6. Удовлетворение от самого |
|||||
7. Возможность наиболее полной
самореализации именно в |
Информация о работе Эмпирические исследование мотивации учителя