Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 22:47, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение влияния акцентуации подростков на подверженность интернет зависимости.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ литературы по теме исследования..
Определить особенности акцентуации подростков.
Исследовать влияние акцентуации характера на уровень формирования компьютерной зависимости.
Введение 3 стр.
ГЛАВА 1. Теоретическое изучение интернет зависимости и акцентуаций характера у подростков
1.1 Влияние информационных технологий на психическое состояние человека 5 стр.
1.2 Психологическая характеристика видов общения в Интернет 11 стр.
1.3 Психологические особенности старших подростков 21 стр.
1.4 Акцентуация характера и ее виды 25 стр.
1.5 Влияние Интернета на подростков 29 стр.
Выводы по главе 36 стр.
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение влияние акцентуации характера на уровень формирования компьютерной зависимости у подростков
2.1 Организация эмпирического исследования характеристика психодиагностических методик 37 стр.
2.2.Анализ результатов исследования влияния акцентуаций
характера. 40 стр.
2.3.Анализ результатов исследования компьютерной
зависимости. 42 стр.
2.4 Сравнительный анализ. 43 стр.
Вывод по главе. 45 стр.
Заключение. 46 стр.
Список литературы. 52 стр.
Оглавление:
Введение
ГЛАВА 1. Теоретическое изучение интернет зависимости и акцентуаций характера у подростков
1.1 Влияние информационных технологий
на психическое состояние человека
1.2 Психологическая характеристика видов общения в Интернет 11 стр.
1.3 Психологические особенности старших
подростков
1.4 Акцентуация характера и ее виды
1.5 Влияние Интернета
на подростков
Выводы по главе
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение влияние акцентуации характера на уровень формирования компьютерной зависимости у подростков
2.1 Организация эмпирического исследования
характеристика психодиагностических
методик
2.2.Анализ результатов
исследования влияния
характера.
2.3.Анализ результатов исследования компьютерной
зависимости.
2.4 Сравнительный анализ.
Вывод по главе.
Заключение.
Список литературы.
Приложение
Введение
Сегодня ,объективно оценивая содержание и значимость пройденного пути независимого развития ,мы, естественно ,испытываем чувство гордости и радости за наши весомые успехи, признания во всем мире. Этих высоких рубежей в ходе строительства новой жизни мы достигли полностью отказавшись от старых, изживших себя идеологической системы и подходов.
Несомненно, результаты работы, полученные ценой преодоления многочисленных тяжелых испытаний на этом сложном пути прежде всего благодаря твердой воли нашего трудолюбивого народа, его решимости и самоотверженности, мы видим сегодня во всех сферах и отраслях ,в каждом регионе страны.Особенно надо отметить создание широких возможностей для молодого поколения нашей страны и в этой связи провозглашение 2008 года Годом молодежи, оказание все сторонней помощи в получении знаний и навыков вступающим в жизнь юношам и девушкам, обретении ими достойного места в обществе. Политика нашего государства направлена на воспитание гармонично развитого поколения и на пути к этой цели нас ожидает множество преград которые мы преодолеем.[1,2]
Бурное развитие компьютерных технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение Интернета оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. Создание воспитательного пространства - это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Сегодня существенно изменяется структура досуга детей и подростков. Существенную роль в воспитательном процессе занимает компьютер. Он сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги. Человек же – существо мыслящее. Информация для него имеет гораздо большее значение, чем для любых других живых существ. Компьютер является мощным инструментом обработки и хранения информации, кроме того, благодаря компьютеру стали доступными различные виды информации. Такие особенности компьютера порождают к зависимости.
Интернет зависимость - патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Изучали зависимость зарубежные психологи М. Шоттон, Ш. Текл, К. Янг, Т. Больбот. Исследования этих авторов указывают на то, что на формирование компьютерной зависимости влияют не только желание и острая необходимость в уходе от реальности, потребность в полном отождествлении себя с персонажем компьютерной игры или личные проблемы, но и индивидуальные особенности человека. К таким особенностям относят акцентуацию характера, который определяет устойчивое поведение человека.
Целью данного исследования является изучение влияния акцентуации подростков на подверженность интернет зависимости.
Задачи исследования:
Гипотеза мы предполагаем что, вид акцентуации отражается на подверженности подростка к интернет зависимости.
Исходя из цели исследования, можно выделить его предмет: взаимосвязь акцентуации подростков и их подверженность интернет зависимости.
Объектами исследования стали дети подростки в возрасте от 14 до 16.
1.1 Влияние информационных технологий на психическое состояние человека
В настоящее время можно говорить о двух сторонах в психологическом изучении взаимодействия человека и компьютера: с одной стороны, необходимо изучение вопроса о том, как усовершенствовать работу человека с компьютером и какие проблемы при этом возникают, а с другой стороны, важно исследовать, как изменяется сам человек, приспособившись к работе в новой коммуникативной среде. Изучение психологических последствий применения информационных технологий относится именно ко второму кругу психологических проблем в этой области.
В исследованиях, посвященных
непосредственно
Однако применение информационных технологий может оказывать влияние на другие виды деятельности и даже на всю личность в целом. Как отмечается в работе Ю.Д. Бабаевой и А.Е. Войскунского «Психологические последствия информатизации», воздействие процессов информатизации на деятельность может происходить и прямо, через трансформацию и опосредование самой деятельности и появление новых ее видов, связанных с информационными технологиями, и косвенно, через многократное опосредование некомпьютеризированных видов деятельности[5]. Такое косвенное многократное опосредование может происходить, например, при просмотре фильмов, созданных с помощью компьютерной графики. При этом компьютеризированная деятельность может оказывать воздействие на другие виды деятельности по-разному. Характерно и то, что одни преобразования накладываются на другие, приводя и к нейтрализации психологических последствий информатизации, и к их увеличению. Распространяющиеся, глобальные преобразования психических явлений могут приводить к изменению всей мотивационно-личностной сферы субъекта, которое может носить и выраженный негативный характер. Примерами такого негативного изменения личности могут служить: увлечение компьютерными играми (игромания), увлечение глобальной компьютерной сетью Интернет (Интернет-зависимость), программированием и информационными технологиями в целом (хакерство).
Все эти виды увлечений
при разной феноменологии имеют
близкие психологические
Описания такого рода
вовлеченности в деятельность можно
встретить и применительно к
другим видам увлечения информационным
Указанная вовлеченность в деятельность во многом сходна и с описаниями субъекта, находящегося в «виртуальной реальности» – реальности компьютерной игры или информационного пространства (например, в чате). Как и при переживании опыта потока, виртуальная реальность существует для субъекта актуально «здесь и теперь» , в ней «нет прошлого и будущего». Об этом состоянии было сказано, что «действия и их осознание сливаются», у человека, «находящегося в виртуальной реальности, создается впечатление, что он непосредственно участвует в событиях» . Таким образом, другой общей чертой, объединяющей разные виды личностных изменений под влиянием информатизации, является ощущение присутствия в виртуальной реальности, которое характерно для всех этих видов деятельности .
В связи с появлением виртуальных реальностей встает вопрос о негативных последствиях их распространения, связанный с тем, что «в этих системах человек может потерять ориентиры в мире, перестать понимать, что реально, а что иллюзорно» .
В настоящее время трудно говорить об этих проблемах в широком масштабе, так как виртуальные реальности еще не получили столь широкого распространения, однако существуют частные области, в которых остро стоит проблема «ухода» от реального мира в мир компьютерных игр или программ. Такими проблемными областями являются исследования изменений личности под влиянием информационных технологий это: увлечение компьютерными играми, путешествиями (т.н. «навигацией») по компьютерным сетям и хакерство.
Особого разговора заслуживает деятельность пользователей в Интернете, которая имеет множество особенностей по сравнению с любым другим применением информационных технологий.
В посвященных Интернет и WWW трудах обрисовывается некая «социальная виртуальная реальность», простирающаяся, по выражению М. Коула, в «пятом измерении»[5]и разделенная на относительно замкнутые субпространства, заполненная хорошо или не очень хорошо систематизированными текстами (от энциклопедий и архивов до частных записок и песенок) и вербальными либо визуальными образами (в том числе – отчужденными от субъекта автопроекциями реальных либо мнимых людей). Активнее всего исследуется «социальное» измерение – например, культурные, языковые и психологические особенности группового взаимодействия, регулирующие общение и отношения между удаленными партнерами правила (т.н. «сетевой этикет»), закономерности формирования и характеристики функционирования складывающихся виртуальных общностей, принципы самовыражения личности и изменения «сетевой» идентичности, вероятность возникновения «наркотического» типа зависимости от Интернет (Интернет-аддикции) и способы терапии «аддиктов», парадигмы покупательского поведения пользователей Интернет и их «отзывчивость» к рекламным воздействиям, стереотипы создания и восприятия социальных объектов в «киберпространстве», стратегии осуществления познавательной деятельности в условиях оперирования гипертекстовыми структурами, перспективы переноса в реальную деятельность приобретенных в виртуальной реальности навыков и умений и т.д.
Такого рода проблемам посвящены статьи в тематических сборниках и журналах, в числе которых немало электронных публикаций.
При этом социальные и психологические последствия применения Интернет оцениваются достаточно трезво: наряду с преувеличенно-восторженной оценкой значения Интернет для психического и соматического здоровья многих категорий пользователей (скажем, для переживших психологическую травму, для одиноких людей или для инвалидов), для социального, экономического и экологического развития регионов, для интенсификации процесса обмена мнениями в рамках всемирной «электронной деревни», в популярной и научной литературе представлены и альтернативные данные. Например, обосновывается мнение, согласно которому активное применение компьютерных сетей не ведет к демократизации процессов выработки и принятия решений в бюрократических структурах. Неоднократно замечалось, что на электронные письма, приходящие в организации, подолгу, либо совсем – не отвечают, а почтовые ящики популярных людей катастрофически переполнены, так что им приходится отказываться от общения посредством электронной почты и организовывать нечто вроде web-порталов.