Эмпирическое исследование особенностей креативности у подростков с различными типами акцентуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 00:19, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Подростковый возраст занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда в процессе построения нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Его обычно характеризуют как переломный, переходный, критический. Этот возраст является сенситивным периодом развития креативности, оказывающим влияние на становление личности в целом. Феномен креативности изучали такие ученые как К. Роджерс, Е. Торренс, Дж. Гилфорд, Х. Гейвин, В. Н. Козленко, В. Г. Каменская, И. Е. Мельникова и др.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
ГЛАВА I. Теоретический подход в изучении акцентуаций характера и креативности в подростковом возрасте………………………………………5
Определение акцентуаций характера и их влияние на развитие подростка…………………………………………………………………...5
Различные подходы к пониманию креативности……………………….10
Особенности развития креативности в подростковом возрасте……….12
Вывод по главе I…………………………………………………………………17
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование особенностей креативности у подростков с различными типами акцентуаций…………………………..18
Описание применяемых методик………………………………………..18
Методы статистической обработки……………………………………..24
Анализ и интерпретация полученных данных…………………………26
Вывод по главе II………………………………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………..35
Список литературы……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Взаимосвязь особенностей креативности и типов акцентуаций у подростков.docx

— 294.94 Кб (Скачать файл)

Беглость. Этот показатель определяется подсчетом числа завершенных фигур. Максимальный балл равен 10.

Гибкость. Этот показатель определяется числом различных категорий ответов. Для определения категории могут использоваться как сами рисунки, так и их названия (что иногда не совпадает). Категории ответов, оцениваемых 0 или 1 баллом за оригинальность, значительно удобнее определять по списку № 1 отдельно для каждой стимульной фигуры. Далее приведен список № 2, включающий 99% ответов. Для тех ответов, которые не могут быть включены ни в одну из категорий этого списка, следует применять новые категории с обозначением их «XI», «Х2» и т. д. Однако это требуется очень редко.

Оригинальность. Максимальная оценка равна 2 баллам для неочевидных ответов с частотой менее 2%, минимальная – 0 баллов для ответов с частотой 5% и более, а 1 балл засчитывает-ся за ответы, встречающиеся в 2 – 4,9% случаев. Данные об оценке категории и оригинальности ответа приведены в списке № 1 для каждой фигуры в отдельности. Поэтому интерпретацию результатов целесообразно начинать, используя этот список.

Премиальные баллы за оригинальность ответов, в которых испытуемый объединяет несколько исходных фигур в единый рисунок. Торренс считает это проявлением высокого уровня творческих способностей, поскольку такие ответы довольно редки. Торренс считает необходимым присуждать дополнительные баллы за оригинальность при объединении в блоки исходных фигур: объединение двух рисунков – 2 балла; объединение 3 – 5 рисунков – 5 баллов; объединение 6 – 10 рисунков – 10 баллов. Эти премиальные баллы добавляются к общей сумме баллов за оригинальность по всему заданию.

Разработанность. При оценке тщательности разработки ответов баллы даются за каждую значимую деталь (идею), дополняющую исходную стимульную фигуру, как в границах ее контура, так и за ее пределами. При этом, однако, основной простейший ответ должен быть значимым, иначе его разработанность не оценивается.

Один балл дается за:

  • каждую существенную деталь общего ответа. При этом каждый класс деталей оценивается один раз и при повторении не учитывается. Каждая дополнительная деталь отмечается точкой или крестиком один раз;
  • цвет, если он дополняет основную идею ответа;
  • специальную штриховку (но не за каждую линию, а за общую идею);
  • тени, объем, цвет;
  • украшение, если оно имеет смысл само по себе,
  • каждую вариацию оформления (кроме чисто количественных повторений), значимую по отношению к основному ответу. Например, одинаковые предметы разного размера могут передавать идею пространства;
  • поворот рисунка на 90° и более, необычность ракурса (вид изнутри, например), выход за рамки задания большей части рисунка;
  • каждую подробность в названии сверх необходимого минимума. Если линия разделяет рисунок на две значимые части, подсчитывают баллы в обеих частях рисунка и суммируют их. Если линия обозначает определенный предмет – шов, пояс, шарф и т. д., то она оценивается 1 баллом.

 

Интерпретация результатов тестирования.

1. Беглость, или продуктивность. Этот показатель не является  специфическим для творческого  мышления и полезен прежде  всего тем, что позволяет понять  другие показатели КТТМ. Данные  показывают что большинство детей 1–8 классов выполняют от 7 до 10 заданий, а старшеклассники – от восьми  до десяти заданий. Минимальное  количество выполненных заданий (менее пяти) встречается чаще  всего у подростков (5–8 классы).

2. Гибкость. Этот показатель  оценивает разнообразие идей  и стратегий, способность переходить  от одного аспекта к другому. Иногда этот показатель полезно  соотнести с показателем беглости  или даже вычислить индекс  путем деления показателя гибкости  на показатель беглости и умножения  на 100%. Напомним, что если испытуемый  имеет низкий показатель гибкости, то это свидетельствует о ригидности  его мышления, низком уровне информированности, ограниченности интеллектуального  потенциала и (или) низкой мотивации.

3.  Оригинальность. Этот  показатель характеризует способность  выдвигать идеи, отличающиеся от  очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных. Тот, кто получает высокие значения  этого показателя, обычно характеризуются  высокой интеллектуальной активностью  и неконформностью. Оригинальность  решений предполагает способность  избегать легких, очевидных и  неинтересных ответов. Как и гибкость, оригинальность можно анализировать в соотношении с беглостью с помощью индекса, вычисляемого описанным выше способом.

4.  Разработанность. Высокие  значения этого показателя характерны  для учащихся с высокой успеваемостью, способных к изобретательской  и конструктивной деятельности. Низкие – для отстающих, недисциплинированных  и нерадивых учащихся. Показатель  разработанности ответов отражает  как бы другой тип беглости  мышления и в определенных  ситуациях может быть как преимуществом, так и ограничением, в зависимости  от того, как это качество проявляется.

 

Опросник К. Леонгарда – С. Шмишека [19]

Опросник Шмишека - личностный опросник, который предназначен для диагностики типа акцентуации личности, является реализацией типологического подхода к ее изучению. Опубликован Г. Шмишеком в 1970 году. Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда, который считает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты составляют стержень, ядро личности. В случае яркой выраженности основные черты становятся акцентуациями характера. Соответственно личности, у которых основные черты ярко выражены, названы Леонгардом «акцентуированными».

Опросник содержит 10 шкал, в соответствии с десятью выделенными Леонгардом типами акцентуированных личностей, и состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет».

Для обработки результатов следует подсчитать количество ответов «да» и количество ответов «нет» по каждой шкале с помощью приведенного ключа (приложение 4). Каждое совпадение с ключом равно 1 баллу.  Максимальная сумма баллов равна 24. Учитывая неоднозначную количественную представленность исследуемых шкал, вводится коэффициент выравнивания, вследствие чего сумма полученных «сырых» баллов умножается на дифференцированный коэффициент. Так, при 8 утверждениях в шкале полученный результат умножается на 3, при 12 – на 2, при 4 – на 6.

 

2.2. Методы статистической  обработки

Для поиска взаимосвязи между особенностями креативности и типами акцентуаций данные подвергались корреляционному (по Пирсону) анализу. Коэффициент корреляции Пирсона (r-Пирсона) применяется для исследования взаимосвязи двух переменных, измеренных в метрических шкалах на одной и той же выборке. Он позволяет определить, насколько пропорциональная изменчивость двух переменных.

Данный коэффициент разработали Карл Пирсон, Фрэнсис Эджуорт и Рафаэль Уэлдон в 90-х годах XIX века. Коэффициент корреляции изменяется в пределах от минус единицы до плюс единицы.

По направлению корреляционная связь может быть:

1. Прямая, когда с увеличением  значения одного признака увеличивается  значение другого. Коэффициент корреляции  со знаком (+).

2.  Обратная, при которой  увеличение значения одного признака  ведет к уменьшению значения  другого. Коэффициент корреляции  со знаком (-).

Степень, сила или теснота корреляционной связи определяется по величине коэффициента корреляции.

Сила связи не зависит от ее направленности и определяется по абсолютному значению коэффициента корреляции. Максимальное возможное абсолютное значение коэффициента корреляции r = 1,00; минимальное r = 0.

Используется две системы классификации корреляционных связей по их силе: общая и частная.

Таблица 2.

Общая классификация корреляционных связей

1) сильная, или тесная 

при коэффициенте корреляции r >0,70;

2) средняя 

при 0,50<r<0,69;

3) умеренная 

при 0,30<r<0,49;

4) слабая 

при 0,20<r<0,29;

5) очень слабая 

при r<0,19.

   

 

 

Таблица 3.

Частная классификация корреляционных связей

1) высокая значимая корреляция

при r, соответствующем уровню статистической значимости р<0,01;

2) значимая корреляция

при r, соответствующем уровню статистической значимости р<0,05;

3) тенденция достоверной связи

при r, соответствующем уровню статистической значимости р<0,10;

4) незначимая корреляция

при r, не достигающем уровня статистической значимости.


 

 

Две эти классификации не совпадают. Первая ориентирована только на величину коэффициента корреляции, а вторая определяет, какого уровня значимости достигает данная величина коэффициента корреляции при данном объеме выборки. Чем больше объем выборки, Тем меньшей величины коэффициента корреляции оказьюается достаточно, чтобы корреляция была признана дортоверной. В результате при Малом объеме выборки может оказаться так, что сильная корреляция окажется недостоверной. В то же время при больших объемах выборки Даже слабая корреляция может оказаться достоверной.

Обычно принято ориентироваться на вторую классификацию, поскольку она учитывает объем выборки. Вместе с тем, необходимо помнить, что сильная, или высокая, корреляция - это корреляция с коэффициентом r>0,70, а не просто корреляция высокого уровня значимости.

 

2.3. Анализ и интерпретация полученных данных

В исследовании принимали участие 23 школьника лицея №11 г. Новокузнецка. Среди них  12 мальчиков и  11 девочек. Их возраст был в диапазоне от 10 до 11 лет.

При исследовании особенностей креативности мы использовали данные, полученные с помощью теста креативности П. Торренса для определения беглости, гибкости, оригинальности и разработанности мышления. Полученные данные были занесены в таблицу 4.

 

 

 

 

Таблица 4

Результаты проведения методики П. Торренса

№ п/п

Ф.И.

ПОКАЗАТЕЛИ  КРЕАТИВНОСТИ

Гибкость

Беглость

Оригинальность

Разработанность

1

Ч.М.

8

10

11

23

2

Т.А.

9

10

6

19

3

Б.Е.

10

10

11

30

4

С.О.

8

9

11

22

5

С.А.

8

10

11

20

6

М.А.

9

10

9

22

7

К.А.

9

10

5

34

8

У.И.

5

10

9

21

9

Ч.Г.

9

10

11

17

10

К.А.

9

10

11

22

11

М.О.

9

10

4

16

12

К.Е.

9

10

5

15

13

Ц.К.

9

10

9

26

14

Л.Я.

10

10

7

20

15

С.Г.

7

7

0

6

16

Ц.П.

8

9

5

16

17

Г.К.

5

10

0

0

18

З.А.

7

10

6

17

19

М.И.

9

10

10

34

20

А.Г.

8

10

5

54

21

С.Е.

8

10

5

19

22

Ч.М.

8

9

16

22

23

Р.Р.

9

10

14

23


 

 

Среди полученных данных было выделено три уровня развития показателей креативности. Мы рассчитали процентное соотношение этих уровней по каждому показателю креативности и полученные данные занесли в таблицу 5, а также представли в виде диаграммы 1.

Таблица 5

Количество подростков (%) с различным уровнями показателей креативности

 

Высокий уровень

Средний уровень

 

Низкий уровень

 

Гибкость

82%

9%

9%

Беглость

95%

5%

0%

Оригинальность

9%

52%

39%

Разработанность

4%

57%

39%


 

 

Диаграмма 1

Из таблицы и диаграммы видно, что большинство детей имеет высокий уровень гибкости и беглости мышления – 82% и 95% и средний уровень оригинальности и разработанности мышления – 52% и 57%. Данные показатели соответствуют возрастной норме.

На следующем этапе исследования были определены акцентуации личности  подростков, полученные с помощью опросника К. Леонгарда – С. Шмишека. Результаты занесены в таблицу 6.

 

Таблица 6

Результаты проведения опросника К. Леонгарда – С. Шмишека

№ п/п

АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА

Демонстартивность

Застревание

Педантичность

Возбудимость

Гипертимность

Дистимность

Тревожность

Экзальтированность

Эмотивность

Циклотимность

1

18

18

14

18

24

12

15

24

18

21

2

10

14

10

21

24

3

12

12

18

21

3

14

10

16

12

24

18

15

24

12

21

4

8

6

10

18

21

15

12

18

18

21

5

14

14

12

15

24

6

12

24

15

21

6

10

14

10

21

18

12

21

24

21

24

7

14

10

4

15

21

6

6

12

15

12

8

14

16

10

15

21

6

3

12

12

21

9

16

22

10

18

18

9

12

24

12

21

10

6

16

8

21

21

6

6

18

18

18

11

6

14

4

15

12

12

0

18

15

24

12

16

14

10

15

15

6

9

18

18

18

13

10

12

8

15

21

6

9

24

12

24

14

6

12

6

15

18

9

12

18

9

24

15

12

22

14

15

18

6

6

18

18

12

16

14

22

8

18

12

9

9

24

18

18

17

21

14

6

21

15

3

12

6

6

18

18

14

16

10

24

24

9

9

24

18

21

19

6

20

8

18

21

6

15

18

21

24

20

10

12

18

18

12

24

18

18

18

9

21

16

12

10

9

24

6

6

6

12

21

22

16

22

12

21

24

3

15

24

15

18

23

10

14

8

9

12

6

15

24

18

15

Среднее

12,2

14

9,8

16,8

19

8,6

11

18,7

16

19,4

Информация о работе Эмпирическое исследование особенностей креативности у подростков с различными типами акцентуаций