Эмпирическое исследование проблемы влияния стилей семейного воспитания на устойчивость самооценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 11:10, дипломная работа

Краткое описание

Задачи:
проанализировать теоретические подходы в контексте изучаемой проблемы исследования;
изучить особенности самооценки младших школьников и стили воспитания их в семье;
выявить степень влияния семейного воспитания на формирование самооценки

Содержание

Введение 2
Глава I. Теоретический анализ проблемы влияния семейного воспитания на самооценку ребенка 5
1.1. Понятие самооценки 5
1.2. Особенности самооценки у младших школьников 12
1.3. Семья как фактор формирования адекватной самооценки у детей 17
1.4. Основные психологические модели детско-родительских отношений 20
1.4.1. Психоаналитическая модель детско-родительских отношений 22
1.4.2. Бихевиористская модель детско-родительских отношений 24
1.4.3. Гуманистическая модель детско-родительских отношений 26
1.5. Стили и типы семейного воспитания 30
Глава II. Эмпирическое исследование проблемы влияния стилей семейного воспитания на устойчивость самооценки 37
2.1. Организация и методы исследования 37
2.2. Описание и анализ результатов исследования 42
Заключение 52
Выводы 54
Список используемой литературы 55
Приложение 58

Вложенные файлы: 1 файл

2.doc

— 578.00 Кб (Скачать файл)

Так в результате проведения методики Дембо-Рубинштейн на выборке испытуемых были получены данные, которые представлены в таблицах и графиках.

Прежде всего, следует отметить, что в выборке  испытуемых младших школьников в 100% случаев показатель идеальной самооценки, как и указывал автор методики (С.Я. Рубиншейн), оказался на высоком  полюсе шкалы. 

         Данные об актуальной самооценке отражены в  таблице 1 приложения 1.

Обобщенные  данные об актуальной самооценке по данному  тесту представлены в таблице 1 приведенной  ниже. 

 

Таблица 1

Обобщенные  данные теста Дембо-Рубинштейн

N= 50

Уровень самооценки

Здоровье

Ум

Характер

Счастье

Общий уровень  самооценки 

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Высокий

8

16

18

36

5

10

8

16

4

8

Средний

16

32

26

52

32

64

23

46

40

80

Низкий

26

52

6

12

13

26

19

38

6

12


 

Как видно из  данных расположенных в таблице, 100% удовлетворенности собой по всем четырем качествам у младших школьников  не наблюдается. Однако очень много школьников с низким уровнем самооценки по шкалам теста.

По уровню удовлетворенности  собой в выборке младших школьников преобладают низкие значения по шкалам «здоровье» (52% испытуемых). На высоком уровне удовлетворены своим здоровьем только 16% испытуемых. Остальные 32% отмечают средний уровень удовлетворенности.

По показателю «ум» школьники более высокого о  себе мнения: так 52% на среднем уровнем себя оценивают по данному показателю, 36% на высоком уровне, и только 12% на низком уровне.

По шкале  «характер» данные разнятся в значительной степени, так только 10 % детей на высоком  уровне удовлетворены своим характером,  64% на среднем уровне и 26% на низком уровне удовлетворены своим характером. Таким образом, можно сказать, что дети по данной шкале не слоны к высоким оценкам.

По шкале  «счастье» также уровень самооценки не высокий. Так только 16% отмечают высокий  уровень самооценки себя по состоянию счастья, 46% оценивают его как среднее, и  38% отмечают низкий уровень самооценки счастья.

Итак, обобщая  можно сказать, что наиболее удовлетворены  собой младшие школьники по показателям  «ум» (36%). Примерно одинаково распределяется высокая степень удовлетворенности собой у младших школьников по показателям «здоровье» (16%) и «счастье» (16%). Наименее удовлетворены дети своим характером, по данной шкале менее всего детей с высоким уровнем самооценки.

Суммируя данные по всем шкалам, мы вывели совокупный уровень самооценки каждого ребенка. 

Как оказалось  в данной выборке значительно  преобладают дети со средним уровнем  самооценки, таких испытуемых 80% от всего объема выборки. Детей с  низким уровнем самооценки оказалось 12%и с высоким уровнем только 8%.

В целом можно  сказать, что в выборке младших  школьников преобладают средние  значения по самооценке, учащиеся склонны  оценивать себя положительно, однако имеющееся распределение между  низким, средними, высокими значениями самооценки все таки отражают тенденцию к развитию у детей правильных представлений о себе.

Данные, полученные в результате использования теста  ТОРО приведены в таблице 2 приложения 1. Обобщенно полученные результаты представлены в таблице 2.

 

Таблица 2.

Данные о  выраженности типов детско-родительских отношений в выборке испытуемых

N= 50

 

Принятие 

Кооперация

Симбиоз

Авторитарная  гиперсоциализация

Маленький неудачник

Уровень

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Высокий

17

34%

19

38%

18

36%

21

42%

3

6%

Средний

29

58%

28

56%

25

50%

24

48%

29

58%

Низкий

4

8%

3

6%

7

14%

6

12%

18

36%


 

Итак, в результате проведения теста на выявление типа семейного отношения было обнаружено, что в выборке родителей, воспитывающих детей младшего школьного возраста, доминантные стили семейного воспитания сильно не выражены: по всем шкалам теста преобладают средние оценки.

Например, по выраженности стиля «принятие – отвержение» 58% родителей демонстрируют средний  уровень принятия, 34% высокий уровень  принятия и только 8% низкий уровень принятия или отвержение ребенка.

По выраженности стиля «кооперация» оказалось, что 56% родителей демонстрируют средний  уровень, 38% высокий уровень и 6% низкий уровень. То есть наибольшее количество родителей все же демонстрируют  поведение, выражающее в заинтересованности  в делах и планах ребенка, старании во всем помочь ребенку, сочувствии ему. Родители высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывают чувство гордости за него. Они поощряют инициативу и самостоятельность ребенка, старается встать на его точку зрения в спорных ситуациях.

По шкале  «симбиоз» 36% родителей демонстрируют  высокий уровень симбиотических отношений, 50% средний уровень и 14% низкий уровень. Данные результаты показывают, что родители ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родители постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок им  кажется маленьким и беззащитным.

По шкале  «авторитарная гиперсоциализация» получены данные  о том, что примерно одинаковое количество родителей стремятся к  сильному  и среднему доминированию в отношениях с ребенком. Так 42% родителей показывают высокий уровень авторитарности в отношениях, 48% средний уровень авторитарности и только 12% низкий уровень. Данные результаты говорят о том, что большой процент от выборки родителей  требуют от детей безоговорочного послушания и дисциплины, они стараются навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

Выразительные данные получены при анализе выраженности стиля «маленький неудачник». Так оказалось, что  только 6% родителей отметили  высокий уровень и 58% отметили средний уровень выраженности данного типа отношений к ребенку, и 36% не отметили у себя данный тип детско-родительских отношений.  Это говорит о том, что в направлении инфантилизации ребенка действуют все же небольшой процент родителей. Только 6% родителей демонстрируют стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность, остальные же позволяют ребенку быть самостоятельным и принимать ряд значимых для себя решений без вмешательства взрослых.

Для более детального анализа выраженности типа детско-родительских отношений были высчитаны средние  показатели по каждой шкале в общей  выборке родителей. Данные представлены в  виде гистограммы (рисунок №1).


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Выраженность типов детско-родительских отношений (N=50)

Таким образом, как показывают данные гистограммы, наиболее выражен стиль «принятие», что отражает степень эмоциональной  привязанности родителей к ребенку, степень принятия его индивидуальности. Высокие показатели говорят о том, что в данной выборке родителей адекватно развиваются базовые эмоциональные отношения.

На втором месте  по выраженности стиль  «кооперация»,  что выражается  в стремлении родителей участвовать наиболее полно в жизни ребенка. Высокие значения по шкале «авторитарная гиперсоциализация»  отражают тенденцию к установлению контроля над жизнью и поступками детей. На третьем месте по выраженности оказался стиль «симбиоз», что также выражается в стремлении лишить ребенка личной самостоятельности. На последнем месте по значимости стиль «маленький неудачник».

Следующей задачей  исследования выступает определение  взаимосвязи уровня самооценки и  типа детско-родительских  отношений. Для этого данные по тесту Дембо-Рубинштейн и тесту ТОРО были подвергнуты корреляционному анализу с помощью выяснения коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Этот метод выбран потому, что он универсален и не требует единообразия измерений, перевода измерений в единую шкалу.

Данные корреляционного анализа представлены в таблице 3.

Таблица 3

Коэффициенты  корреляции между показателями самооценки и типами детско-родительских отношений

N= 50

 

Самооценка

 

Здоровье 

Ум 

Характер 

Счастье

Общий уровень 

«Принятие» 

p= 1,99*

p= 2,32*

p= 3,12**

p= 3,25**

p= 3,33**

«Кооперация» 

p=0,65

p= 2,03*

p=0,69

p= 1,99*

p= 2,99**

«Симбиоз»

p=0,26

p=0,621

p=0,21

p=1,14

p= 1,25

«Авторитарная гиперсоц-я»

p=0,65

p=0,57

p= - 2,45*

p= -2,41*

p= -2,35*

«Маленький  неудачник»

p= - 2,01*

p=0,98

p= - 3,14**

p=- 3,18**

p=-3,54**


Пояснение к  таблице:

* - p достоверен на 5% уровне значимости;

** - p достоверен на 1% уровне значимости;

курсивом выделены статистически не достоверные коэффициенты.

Из данных размещенных  в таблице как видно, что не все типы детско-родительских отношений выступают по отношению к самооценке обуславливающими  факторами. Анализируя данные можно сказать следующее:

 Статистически  связанными с самооценкой   по шкале «здоровье» оказались  стили «принятие» и «маленький  неудачник». Стили «кооперация», «симбиоз»  «авторитарная гиперсоциализация»  остаются индифферентными  факторами  по отношению к самооценке  детьми своего здоровья.

Оказывается, что  чем выраженнее у родителей стиль  «принятие», тем более высокий  уровень самооценки здоровья у детей  младшего школьного возраста. Интегральное эмоциональное отношение к ребенку  со стороны родителей становится фактором формирования положительной самооценки по шкале «здоровье».

Однако с  выраженностью стиля «маленький неудачник» от обратного оказывается  связана самооценка здоровья. Так  получается, что чем выше у родителей  выраженность в поведении данного  типа отношения, тем ниже у детей самооценка своего здоровья. Другими словами, поведение родителей связанное с инфантилизацией ребенка, ограничением его свободы и самостоятельности становится фактором формирования низкой самооценки по параметру «здоровье».

Статистически связанными с самооценкой  по шкале «ум» оказываются такие типы детско-родительских отношений как «принятие» и  «кооперация». Получается что чем выше у родителей выраженность данных типов  отношений к детям, тем более высокий уровень самооценки своих умственных возможностей у детей. Остальные типы детско-родительских отношений оказываются индифферентными факторами по отношению к самооценке детьми своего интеллекта.

Статистически связанными с самооценкой  по шкале  характер «Принятие»,  «Кооперация»,   «Маленький неудачник», «Авторитарная гиперсоциализация». Это означает, что дети положительно оценивают свой характер,  если воспитываются в семье, в которой родители придерживаются типа отношений «принятие» или «кооперация», в свою очередь дети склонны отрицательно оценивать свой характер, если воспитываются в семье, в которой родители придерживаются отношений по типу «маленький неудачник» и «авторитарная гиперсоциализация».

Статистически связанными с самооценкой  по шкале  «счастье» оказываются также  типы отношений «Принятие»,  «Кооперация»,   «Маленький неудачник», «Авторитарная гиперсоциализация». Это также  означает, что дети положительно оценивают свою жизнь по уровню счастья,  если воспитываются в семье, в которой родители придерживаются типа отношений «принятие» или «кооперация», и отрицательно оценивают уровень своей «счастливости», если воспитываются в семье, в которой родители придерживаются отношений по типу «маленький неудачник» и «авторитарная гиперсоциализация».

Информация о работе Эмпирическое исследование проблемы влияния стилей семейного воспитания на устойчивость самооценки