Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 11:10, дипломная работа
Задачи:
проанализировать теоретические подходы в контексте изучаемой проблемы исследования;
изучить особенности самооценки младших школьников и стили воспитания их в семье;
выявить степень влияния семейного воспитания на формирование самооценки
Введение 2
Глава I. Теоретический анализ проблемы влияния семейного воспитания на самооценку ребенка 5
1.1. Понятие самооценки 5
1.2. Особенности самооценки у младших школьников 12
1.3. Семья как фактор формирования адекватной самооценки у детей 17
1.4. Основные психологические модели детско-родительских отношений 20
1.4.1. Психоаналитическая модель детско-родительских отношений 22
1.4.2. Бихевиористская модель детско-родительских отношений 24
1.4.3. Гуманистическая модель детско-родительских отношений 26
1.5. Стили и типы семейного воспитания 30
Глава II. Эмпирическое исследование проблемы влияния стилей семейного воспитания на устойчивость самооценки 37
2.1. Организация и методы исследования 37
2.2. Описание и анализ результатов исследования 42
Заключение 52
Выводы 54
Список используемой литературы 55
Приложение 58
Так в результате проведения методики Дембо-Рубинштейн на выборке испытуемых были получены данные, которые представлены в таблицах и графиках.
Прежде всего, следует отметить, что в выборке испытуемых младших школьников в 100% случаев показатель идеальной самооценки, как и указывал автор методики (С.Я. Рубиншейн), оказался на высоком полюсе шкалы.
Данные об актуальной самооценке отражены в таблице 1 приложения 1.
Обобщенные данные об актуальной самооценке по данному тесту представлены в таблице 1 приведенной ниже.
Таблица 1
Обобщенные данные теста Дембо-Рубинштейн
N= 50
Уровень самооценки |
Здоровье |
Ум |
Характер |
Счастье |
Общий уровень самооценки | |||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% | |
Высокий |
8 |
16 |
18 |
36 |
5 |
10 |
8 |
16 |
4 |
8 |
Средний |
16 |
32 |
26 |
52 |
32 |
64 |
23 |
46 |
40 |
80 |
Низкий |
26 |
52 |
6 |
12 |
13 |
26 |
19 |
38 |
6 |
12 |
Как видно из данных расположенных в таблице, 100% удовлетворенности собой по всем четырем качествам у младших школьников не наблюдается. Однако очень много школьников с низким уровнем самооценки по шкалам теста.
По уровню удовлетворенности
собой в выборке младших
По показателю «ум» школьники более высокого о себе мнения: так 52% на среднем уровнем себя оценивают по данному показателю, 36% на высоком уровне, и только 12% на низком уровне.
По шкале
«характер» данные разнятся в значительной
степени, так только 10 % детей на высоком
уровне удовлетворены своим
По шкале
«счастье» также уровень
Итак, обобщая можно сказать, что наиболее удовлетворены собой младшие школьники по показателям «ум» (36%). Примерно одинаково распределяется высокая степень удовлетворенности собой у младших школьников по показателям «здоровье» (16%) и «счастье» (16%). Наименее удовлетворены дети своим характером, по данной шкале менее всего детей с высоким уровнем самооценки.
Суммируя данные по всем шкалам, мы вывели совокупный уровень самооценки каждого ребенка.
Как оказалось в данной выборке значительно преобладают дети со средним уровнем самооценки, таких испытуемых 80% от всего объема выборки. Детей с низким уровнем самооценки оказалось 12%и с высоким уровнем только 8%.
В целом можно сказать, что в выборке младших школьников преобладают средние значения по самооценке, учащиеся склонны оценивать себя положительно, однако имеющееся распределение между низким, средними, высокими значениями самооценки все таки отражают тенденцию к развитию у детей правильных представлений о себе.
Данные, полученные в результате использования теста ТОРО приведены в таблице 2 приложения 1. Обобщенно полученные результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Данные о выраженности типов детско-родительских отношений в выборке испытуемых
N= 50
Принятие |
Кооперация |
Симбиоз |
Авторитарная гиперсоциализация |
Маленький неудачник | ||||||
Уровень |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Высокий |
17 |
34% |
19 |
38% |
18 |
36% |
21 |
42% |
3 |
6% |
Средний |
29 |
58% |
28 |
56% |
25 |
50% |
24 |
48% |
29 |
58% |
Низкий |
4 |
8% |
3 |
6% |
7 |
14% |
6 |
12% |
18 |
36% |
Итак, в результате проведения теста на выявление типа семейного отношения было обнаружено, что в выборке родителей, воспитывающих детей младшего школьного возраста, доминантные стили семейного воспитания сильно не выражены: по всем шкалам теста преобладают средние оценки.
Например, по выраженности
стиля «принятие – отвержение»
58% родителей демонстрируют
По выраженности
стиля «кооперация» оказалось, что
56% родителей демонстрируют
По шкале «симбиоз» 36% родителей демонстрируют высокий уровень симбиотических отношений, 50% средний уровень и 14% низкий уровень. Данные результаты показывают, что родители ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родители постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок им кажется маленьким и беззащитным.
По шкале
«авторитарная
Выразительные данные получены при анализе выраженности стиля «маленький неудачник». Так оказалось, что только 6% родителей отметили высокий уровень и 58% отметили средний уровень выраженности данного типа отношений к ребенку, и 36% не отметили у себя данный тип детско-родительских отношений. Это говорит о том, что в направлении инфантилизации ребенка действуют все же небольшой процент родителей. Только 6% родителей демонстрируют стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность, остальные же позволяют ребенку быть самостоятельным и принимать ряд значимых для себя решений без вмешательства взрослых.
Для более детального анализа выраженности типа детско-родительских отношений были высчитаны средние показатели по каждой шкале в общей выборке родителей. Данные представлены в виде гистограммы (рисунок №1).
Рисунок 1. Выраженность типов детско-родительских отношений (N=50)
Таким образом,
как показывают данные гистограммы,
наиболее выражен стиль «принятие»,
что отражает степень эмоциональной
привязанности родителей к
На втором месте по выраженности стиль «кооперация», что выражается в стремлении родителей участвовать наиболее полно в жизни ребенка. Высокие значения по шкале «авторитарная гиперсоциализация» отражают тенденцию к установлению контроля над жизнью и поступками детей. На третьем месте по выраженности оказался стиль «симбиоз», что также выражается в стремлении лишить ребенка личной самостоятельности. На последнем месте по значимости стиль «маленький неудачник».
Следующей задачей исследования выступает определение взаимосвязи уровня самооценки и типа детско-родительских отношений. Для этого данные по тесту Дембо-Рубинштейн и тесту ТОРО были подвергнуты корреляционному анализу с помощью выяснения коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Этот метод выбран потому, что он универсален и не требует единообразия измерений, перевода измерений в единую шкалу.
Данные корреляционного анализа представлены в таблице 3.
Таблица 3
Коэффициенты корреляции между показателями самооценки и типами детско-родительских отношений
N= 50
Самооценка | |||||
Здоровье |
Ум |
Характер |
Счастье |
Общий уровень | |
«Принятие» |
p= 1,99* |
p= 2,32* |
p= 3,12** |
p= 3,25** |
p= 3,33** |
«Кооперация» |
p=0,65 |
p= 2,03* |
p=0,69 |
p= 1,99* |
p= 2,99** |
«Симбиоз» |
p=0,26 |
p=0,621 |
p=0,21 |
p=1,14 |
p= 1,25 |
«Авторитарная гиперсоц-я» |
p=0,65 |
p=0,57 |
p= - 2,45* |
p= -2,41* |
p= -2,35* |
«Маленький неудачник» |
p= - 2,01* |
p=0,98 |
p= - 3,14** |
p=- 3,18** |
p=-3,54** |
Пояснение к таблице:
* - p достоверен на 5% уровне значимости;
** - p достоверен на 1% уровне значимости;
курсивом выделены статистически не достоверные коэффициенты.
Из данных размещенных в таблице как видно, что не все типы детско-родительских отношений выступают по отношению к самооценке обуславливающими факторами. Анализируя данные можно сказать следующее:
Статистически
связанными с самооценкой
по шкале «здоровье» оказались
стили «принятие» и «маленький
неудачник». Стили «кооперация», «симбиоз»
«авторитарная
Оказывается, что
чем выраженнее у родителей стиль
«принятие», тем более высокий
уровень самооценки здоровья у детей
младшего школьного возраста. Интегральное
эмоциональное отношение к
Однако с выраженностью стиля «маленький неудачник» от обратного оказывается связана самооценка здоровья. Так получается, что чем выше у родителей выраженность в поведении данного типа отношения, тем ниже у детей самооценка своего здоровья. Другими словами, поведение родителей связанное с инфантилизацией ребенка, ограничением его свободы и самостоятельности становится фактором формирования низкой самооценки по параметру «здоровье».
Статистически связанными с самооценкой по шкале «ум» оказываются такие типы детско-родительских отношений как «принятие» и «кооперация». Получается что чем выше у родителей выраженность данных типов отношений к детям, тем более высокий уровень самооценки своих умственных возможностей у детей. Остальные типы детско-родительских отношений оказываются индифферентными факторами по отношению к самооценке детьми своего интеллекта.
Статистически связанными с самооценкой по шкале характер «Принятие», «Кооперация», «Маленький неудачник», «Авторитарная гиперсоциализация». Это означает, что дети положительно оценивают свой характер, если воспитываются в семье, в которой родители придерживаются типа отношений «принятие» или «кооперация», в свою очередь дети склонны отрицательно оценивать свой характер, если воспитываются в семье, в которой родители придерживаются отношений по типу «маленький неудачник» и «авторитарная гиперсоциализация».
Статистически связанными с самооценкой по шкале «счастье» оказываются также типы отношений «Принятие», «Кооперация», «Маленький неудачник», «Авторитарная гиперсоциализация». Это также означает, что дети положительно оценивают свою жизнь по уровню счастья, если воспитываются в семье, в которой родители придерживаются типа отношений «принятие» или «кооперация», и отрицательно оценивают уровень своей «счастливости», если воспитываются в семье, в которой родители придерживаются отношений по типу «маленький неудачник» и «авторитарная гиперсоциализация».