Эмпирическое исследование проблемы влияния стилей семейного воспитания на устойчивость самооценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 11:10, дипломная работа

Краткое описание

Задачи:
проанализировать теоретические подходы в контексте изучаемой проблемы исследования;
изучить особенности самооценки младших школьников и стили воспитания их в семье;
выявить степень влияния семейного воспитания на формирование самооценки

Содержание

Введение 2
Глава I. Теоретический анализ проблемы влияния семейного воспитания на самооценку ребенка 5
1.1. Понятие самооценки 5
1.2. Особенности самооценки у младших школьников 12
1.3. Семья как фактор формирования адекватной самооценки у детей 17
1.4. Основные психологические модели детско-родительских отношений 20
1.4.1. Психоаналитическая модель детско-родительских отношений 22
1.4.2. Бихевиористская модель детско-родительских отношений 24
1.4.3. Гуманистическая модель детско-родительских отношений 26
1.5. Стили и типы семейного воспитания 30
Глава II. Эмпирическое исследование проблемы влияния стилей семейного воспитания на устойчивость самооценки 37
2.1. Организация и методы исследования 37
2.2. Описание и анализ результатов исследования 42
Заключение 52
Выводы 54
Список используемой литературы 55
Приложение 58

Вложенные файлы: 1 файл

2.doc

— 578.00 Кб (Скачать файл)

Главные идеи организации  воспитания как бихевиоральной (поведенческой) терапии состоят в том, что  родители рассматриваются, с одной стороны, как элементы среды, с другой — как агенты социализации и «конструкторы» поведения ребенка. Чтобы модифицировать поведенческие реакции ребенка, надо научиться анализировать поведение в терминах стимулы, последствия, подкрепления, опереться на обусловленное проявление любви к ребенку.

 

1.4.3. Гуманистическая модель детско-родительских отношений

 

«Гуманистическая» модель семейного воспитания – среди  которых один из наиболее известных  подходов к пониманию воспитания в семье разработан А. Адлером, автором индивидуальной теории личности.

По А. Адлеру, человек — существо социальное, развитие личности рассматривается в первую очередь через призму социальных отношений. В теории личности, разработанной А.Адлером, подчеркивается, что у каждого человека есть врожденное чувство общности, или социальный интерес (т.е. естественное стремление к сотрудничеству), а также стремление к совершенству, в котором реализуется уникальность личности и творческие свойства человеческого «я» [39].

Фундамент личности, или стиль жизни, закладывается  и прочно закрепляется в детстве, основан на усилиях, направляемых на преодоление чувства неполноценности, на компенсацию и выработку превосходства. Семейная атмосфера, установки, ценности, взаимоуважение членов семьи и здоровая любовь (прежде всего матери) способствуют развитию у ребенка широкого социального интереса. А. Адлер рассматривает воспитание не только с точки зрения пользы для отдельной семьи и ребенка, но и как деятельность родителей, ощутимо влияющую на состояние общества в целом.

Основными понятиями  семейного воспитания, по Адлеру, являются: равенство, но не тождественность между родителями и детьми как в области прав, так и в области ответственности; сотрудничество; естественные результаты.

Последователем  А.Адлера был педагог Р.Дрейкурс, который развил и конкретизировал  взгляды ученого, внедрил практику консультаций и лекций для родителей. Задачи воспитания родителями своих детей он видел в:

•   уважении уникальности, индивидуальности и неприкосновенности детей с самого раннего возраста;

•   понимании  детей, проникновении в их образ мышления, умении разбираться в мотивах и значении их поступков;

•   выработке  конструктивных взаимоотношений с  ребенком;

•   нахождении собственных приемов воспитания с целью дальнейшего развития ребенка как личности.

Сформулированные  Дрейкурсом методы воспитания по-прежнему представляют интерес для родителей. Родителям следует строить свои взаимоотношения с детьми на их искренней поддержке, но нельзя при этом допускать безграничной свободы. В сотрудничестве с ребенком нужно определить обязанности каждого и его ответственность. Установленные ограничения создают у ребенка чувство безопасности и придают уверенность в правильности своих действий [23].

При решении  конкретных задач психолог предлагает соблюдать такие принципы: невмешательство  родителей в конфликты между детьми; равное участие всех членов семьи в домашних делах; понимание каждым членом семьи того, что он сам ответствен порядок в своей комнате и своих вещах.

Особое внимание Дрейкурс обращает на истолкование негативного поведения детей, направленного на родителей и учителей. При этом формы неправильного поведения рассматриваются как ошибочные подходы, используя которые дети стараются найти себе место внутри семьи или группы и обеспечить чувство сопричастности, безопасности и признания.

Негативное  поведение преследует вполне определенные цели [23].

Требование  внимания различными способами, в том  числе причиняя беспокойство, вызывая раздражение, особенно если в этом дети видят единственный способ, чтобы родители их заметили, занимались ими.

Демонстративное неповиновение  является следствием ложного вывода детей о том, что они могут  самоутвердиться, настояв на исполнении своих желаний, доказав свою силу в противоборстве со взрослым.

Месть, возмездие, желание  причинять боль другим иногда кажутся детям единственным способом чувствовать себя «важными», значимыми.

Утверждение своей несостоятельности  или неполноценности, демонстрация подлинного или воображаемого бессилия помогают отказываться от общения, поручений, ответственности.

Многие дефектные типы поведения — неуспеваемость, лень, ночное недержание мочи, ложь, воровство — могут быть выражением стремления к одной из перечисленных целей. Взрослый, высказав ребенку свое предположение о причинах плохого поведения, должен внимательно относиться к его эмоциональным  проявлениям, ориентироваться на спонтанную реакцию, особую улыбку или блеск в глазах, рефлекс признания. Затем в подходящее время можно попытаться раскрыть смысл поступка в гипотетической, неосуждающей манере. При таком подходе дети могут по-новому осознать свои действия, опираясь на логические рассуждения взрослого.

Чтобы дефектные цели детей  изменились, родителям нужно преодолеть привычное стремление усилить нажим  на ребенка и творчески подойти к поиску адекватных приемов установления новых, конструктивных взаимоотношений.

В русле представлений  Адлера и Дрейкурса находится  программа выработки позитивной дисциплины детей, которую разработали педагоги Д.Нельсен, Л.Лотт и Х.С.Гленн [24]. Основные идеи воспитания, по их мнению, состоят в следующем:

    1. контроль родителями собственного поведения (в том числе принятие обязанностей, ответственности, режима, установленного порядка);
    2. признание права на собственную жизнь — и для родителя, и для ребенка;
    3. поддержание чувства достоинства и уважения к себе и ребенку;
    4. перспективная цель воспитания — формирование здоровой самооценки и жизненных навыков детей, чтобы они были полноправными членами общества и счастливыми людьми. Этой целью должны постоянно руководствоваться родители в поиске ответа на бесчисленные проблемные ситуации.

Ключевые понятия  данной системы воспитания — сотрудничество, соучастие; творческий гибкий подход в отношении разных детей; эмоциональная честность; атмосфера любви, поощрения, ободрения.

 

1. 5. Стили  и типы семейного воспитания

 

Понятийный  аппарат детско-родительских отношений  достаточно широк и многозначен: родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родительского отношения; типы отношений «мать—ребенок»; типы позитивного и ложного родительского авторитета; типы (стили) воспитания детей; черты патогенных типов воспитания; параметры воспитательного процесса; семейные роли ребенка; стили общения, предлагаемые взрослыми в семье и школе [27].

Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Понятия родительская позиция и родительская установка используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка — менее однозначна.

Описаны различные  варианты родительских позиций, установок, родительского (чаще материнского) отношения [27].

А. Я. Варга  выделяет симбиоз (чрезмерная эмоциональная  близость), авторитарность, эмоциональное  отвержение («маленький неудачник») [5].

В. Н.Дружинин выделяет стили: поддержка, разрешение; приспособление к потребностям ребенка; формальное чувство долга при отсутствии подлинного интереса к ребенку; непоследовательное поведение []. Позиции-шаблоны, калечащие семейные, в том числе и детско-родительские отношения: заискивающий «миротворец»; «обвинитель»; расчетливый «компьютер»; сбитый с толку, «отвлекающийся».

В. Сатир определяет, что позитивная модель поведения  — гибкая, или уравновешенная, где различные приемы используются не автоматически, а сознательно, с учетом последствий своих действий [26].

Характер и  степень влияния на ребенка определяет множество отдельных факторов и, прежде всего, личность самого родителя как субъекта взаимодействия: его  пол (тот же, что и у ребенка, или противоположный); возраст (юная, несовершеннолетняя мать, пожилой родитель, родитель позднего ребенка); темперамент и особенности характера родителя (активный, нетерпеливый, вспыльчивый, властный, снисходительный, небрежный, сдержанный и др.); религиозность; национально-культурная принадлежность (европейская, английская, немецкая, японская, американская и другие модели воспитания); социальное положение; профессиональная принадлежность; уровень общей и педагогической культуры [26].

Учитывая взаимозависимость  отношений в семье, их описывают через те роли, которые выполняет ребенок. По мнению А. С. Спировской, роль ребенка можно четко выделить в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно, годами сохраняя застывшие, ригидные, уже не соответствующие реалиям отношения. Роль — это набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, сочетание чувств, ожиданий, действий, щенок, адресованных ребенку взрослыми [35].

Наиболее типичны  четыре роли: «козел отпущения», «любимчик», «примиритель», «беби». «Козел отпущения» — это объект для явления взаимного недовольства супругов-родителей. «Любимчик» заполняет эмоциональный вакуум в супружеских отношениях, забота и любовь к нему чрезмерно преувеличены. Напротив, при сильной близости супругов друг к другу ребенок раз и навсегда остается в семье только ребенком, «беби» с очень ограниченными правами. «Примиритель» вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты, и таким образом занимает важнейшее место в структуре семьи.

В.Н.Дружинин выделяет и другие роли: «ребенок-обуза»; «ребенок-раб», «ребенок-любовник» (одинокая, как правило, мать настаивает на «отношениях для двоих», закрепощает ребенка в узах своей любви); «ребенок как оружие» в борьбе с супругом; ребенок — «заместитель  мужа» (от него требуют постоянного внимания, заботы, чтобы он  был рядом и делился своей личной жизнью) [23].

Нарушения семейной среды, семейной атмосферы можно  классифицировать с точки зрения удовлетворения важнейших, по  мнению 3. Матейчека, человеческих потребностей — в активном  контакте со средой и в активном контроле внешней действительности. Окружение в крайних вариантах может быть излишне устойчивым либо предельно изменчивым; при этом параметры контроля варьируют от обособленности до зависимости [27].

1. Ультраустойчивая, эмоционально безучастная среда  формирует социальную гипоактивность: пассивность, незаинтересованность, аутизацию, задержку речевого  и психического развития.     

2. Изменчивая  эмоционально безучастная среда  провоцирует гиперактивность: беспокойство, несосредоточенность, неравномерность, запаздывание психического развития.

3. Ультраустойчивая  среда в сочетании с эмоциональной  зависимостью влечет за собой  избирательную гиперактивность,  направленную на одного человека, часто в виде поведенческих провокаций.

4. Изменчивая  среда, эмоциональная зависимость  развивают общую социальную гиперактивность,  поверхностность контактов    и чувств ребенка.

Подобная модель социальной среды используется для  интерпретации нарушений воспитания в детских домах и в семьях.

Выделяют также  три спектра отношений, составляющих любовь родителей к своему ребенку: симпатия—антипатия, уважение—пренебрежение, близость—дальность (А. С. Спиваковская). Сочетание этих аспектов отношений позволяет описать некоторые типы родительской любви.

Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула  родительского семейного воспитания такова: «Хочу, чтобы мой ребенок  был счастлив, и буду помогать ему  в этом».

Отстраненная  любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком). «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним».

Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). «Мой ребенок не такой, как все. Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю».

Любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция). «Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит».

Отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная  дистанция). «Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание  иметь с ним дело».

Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная  дистанция). «Я мучаюсь, беспредельно страдаю оттого, что мой ребенок так неразвит, неумен, упрям, труслив, неприятен другим людям».

Преследование (антипатия, неуважение, близость). «Мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!»

Отказ (антипатия, большая межличностная дистанция). «Я не хочу иметь дела с этим негодяем» [27].

Оптимальная родительская позиция должна отвечать трем главным требованиям: адекватности, гибкости и прогностичности.

Адекватность  позиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребенка, на умении увидеть, понять и уважать его индивидуальность. Родитель не должен концентрироваться только на том, чего он хочет в принципе добиться от своего ребенка; знание и учет его возможностей и склонностей — важнейшее условие успешности развития.

Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения, способов воздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. «Закостенелая», инфантилизирующая позиция ведет к барьерам общения, вспышкам непослушания, бунта и протеста в ответ на любые требования.

Прогностичность позиции выражается в ее ориентации на «зону ближайшего развития» ребенка  и на задачи завтрашнего дня; это  опережающая инициатива взрослого, направленная на изменение общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития. Одним из основных психолого-педагогических понятий для определения различных типов семейного воспитания является стиль родительского отношения, или стиль воспитания. Как социально-психологическое понятие, стиль обозначает совокупность способов и приемов общения по отношению к партнеру. Различают общий, характерный и конкретный стили общения. Родительский стиль — это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения иного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку.

Информация о работе Эмпирическое исследование проблемы влияния стилей семейного воспитания на устойчивость самооценки