Эмпирическое исследование профессионального самоопределения старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в анализе исследования познавательных интересов в контексте профессиональной ориентации старших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
обозначить сущность профессионального самоопределения;
рассмотреть изучение личностных качеств школьников в целях профориентации социальным педагогом или психологом;
выделить психологические факторы, влияющие на профессиональное самоопределение;
учебная мотивация у старших школьников;
выявить организационное методическое оснащение эмпирической части исследования;
обозначить основные результаты эмпирического исследования;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические подходы к профессиональному самоопределению в социальной педагогике и психологии…………………………………………6
1.1. Сущность профессионального самоопределения 6
1.2. Изучение личностных качеств школьников в целях профориентации социальным педагогом или психологом 11
Глава 2. Психологические особенности профессионального самоопределения старших школьников…………………………………………………………….17
2.1. Психологические факторы, влияющие на профессиональное самоопределение 17
2.2. Учебная мотивация у старших школьников 21
Глава 3. Эмпирическое исследование профессионального самоопределения старшеклассников………………………………………………………………..25
3.1. Организационное методическое оснащение эмпирической части исследования 25
3.2. Основные результаты эмпирического исследования 28
3.3. Социально-педагогическая программа профессиональной ориентации старших школьников 37
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы…………………………………………………………….43

Вложенные файлы: 1 файл

Исследование познавательных интересов в контексте профессиональной ориентации старших школьников.docx

— 473.95 Кб (Скачать файл)

 

«ДДО» Климов Е.А. 11 «А» класс

 

Тип профессии

Величины %

Человек - человек

19

Человек - техника

31

Человек худ. Образ

8

Человек - знак

38

Человек - природа

4


 

«ДДО» Климов Е.А. 11 «Б» класс

 

Тип профессии

Величины %

Человек - человек

47

Человек - техника

5

Человек худ. Образ

11

Человек - знак

16

Человек - природа

21


 

 

3.3. Социально-педагогическая программа профессиональной ориентации старших школьников

 

Разработана и апробирована на базе МОУ СОШ №20 г., Первомайского района города Мурманска.

Целевая аудитория: учащиеся старших классов средней школы.

Цель данной программы: выявление психологических особенностей личности подростка оказывающих влияние на профессиональное определение.

Основные задачи программы:

      1. Выявление психологических особенности личности каждого учащегося, которые оказывают влияние на профессиональную ориентацию.
      2. Оказание учащимся социально-педагогической помощи, в профессиональной ориентации.
      3. Содействие учащимся старших классов в выборе профессии.

Этапы программы.

Первый этап: Первый этап. Сбор информации, изучение нормативно – правовой базы, беседа с преподавателями.

Второй этап: Диагностический. На данном этапе проводится социально-педагогическая диагностика, профессиональных предпочтений и психологических особенностей личности с использованием методик:

  • дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова;
  • исследование темперамента (Г. Айзенка);
  • методика «Карта интересов»;
  • анкетирование, направленное на определение типа интеллекта согласно теории Говарда Гарднера.

Третий этап. Обобщение и заключение.

Проведение личной беседы с каждым учащимся, выработка рекомендации по предпочтительному спектру профессий с учетом логических особенностей личности.

В заключение второй главы выпускной квалификационной работы следует отметить, что разработанная социально-педагогическая программа профессиональной ориентации старших школьников с ориентирована на актуализацию уже имеющихся у учащихся знаний и непосредственный выбор профессии. Программа составлена с учетом типичных трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся, их родители, классные руководителем на этапе профессионального самоопределения. В ходе реализации учащиеся совместно с социальным педагогом знакомятся с возможными вариантами выбора образовательного и (или) профессионального маршрута, изучают собственные интересы, потребности и склонности, а также способности к общению и саморегуляции, тип интеллекта, достижения в учебной и досуговой деятельности.

Социальный педагог помогает старшим школьникам осознать собственные жизненные цели, ценности труда, информирует учащихся и их родителей о различных учебных заведениях, способствует самостоятельному и осознанному принятию ими решения. Социально-педагогическая программа профессиональной ориентации старших школьников предусматривает проведение психолого-педагогического консилиума с участием социального педагога, родителей, классного руководителя, администрации школы и психолога. Результатом реализации системы должны стать осознанный самостоятельный выбор учащимися профессионального пути и профессиональное самоопределение старшекласников.

 

Заключение

 

Изучение учащихся в целях профориентации (предварительная профдиагностика), как уже было сказано выше, составляет одну из важных составных частей профориентации школьников. На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.

Ценностные ориентации. Личность формируется в процессе постоянных взаимоотношений с людьми. Все особенности, присущие личности, социально обусловлены. Поэтому ценностные ориентации можно определить как направленность личности на усвоение (создание) общественных ценностей в соответствии с конкретными потребностями.

Источником активности личности служат потребности, под которыми мы понимаем состояние личности, вызванное необходимостью вступать в связи с окружающей средой для того, чтобы обеспечить свое существование. Различают первичные (органические) потребности и вторичные, или духовные. Удовлетворение таких потребностей, как потребности в профессиональном самоопределении или самоутверждении, происходит в процессе практической деятельности человека, причем только в том случае, если выбранная профессия по душе.

Каждая личность стремится к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют ее целям и интересам. Применительно к профессиям можно выделить следующие ценности:

  • самоутверждение в обществе, в ближайшей социальной среде – быть полезным людям, обществу; авторитет в обществе; признание родных, знакомых, друзей;
  • самосовершенствование и самовыражение – интересная работа; применение своих знаний, умений, способностей; творческий характер труда; постоянное общение с людьми; стать мастером своего дела; романтика;
  • материально-практические, утилитарные ценности – хороший заработок; должность, удовлетворяющая личность, перспектива продвижения по службе; физически легкая работа.

Таким образом, сама трудовая деятельность выступает как ценность. Наличие интереса к конкретной профессии возможность овладения ею. В результате потребность реализуется.

Главную роль в выборе ценностей имеют мотивы, которые в свою очередь зависят от интересов и потребностей личности, целей этой личности.

По виду мотивы можно разделить на шесть групп: общая мотивировка; романтика профессий; мотивы познавательного характера; мотивы, в которых подчеркивается общественная значимость профессии; ссылка на пример; немотивированный выбор.

Стремясь к удовлетворению своих потребностей, человек ставит перед собой конкретную цель, которая в ряде случаев совпадает с мотивом.

Удовлетворение потребностей, интересов, реализация цели немыслимы без решения конкретных задач, выполнения соответствующей работы. Поэтому в каждом случае человек выбирает объект, явление или деятельность (профессию). Таким образом, выбор обеспечивает потребности личности».

Выбор профессии должен быть согласован с индивидуальными особенностями личности.

В результате выполнения выпускной квалификационной работы мы проанализировали основные научные подходы к профессиональному самоопределению личности, выявили психологические особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте.

В ходе эмпирического исследования мы проверили связь психологических особенностей личности старшеклассников с их профессиональным самоопределением.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что профессиональное самоопределение старшеклассников зависит от их личностных психологических особенностей, т.е. тезис выдвинутый нами в гипотезе полностью подтвердился.

 

Список литературы

 

  1. Анохина, Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования /Т.В. Анохина // Новые ценности образования. – 2009. - №6. – С.34-36.
  2. Арефьев, И.П. Профориентация учащихся в «Технологии» /И. П. Арефьев // Школа и производство. – 2008. - №4. – С. 56-59.
  3. Баранникова, А.В. Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования / А. В. Баранникова. – М.: АСТ Астрель, 2008. – 221 с.
  4. Битянова, М.И. Я выбираю профессии в первый раз / М.И. Битянова // Методическая газета «Школьный психолог». – 2009. - №2. – С.29-30.
  5. Битянова, М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / М.Р. Битянова. – СПб: Питер, 2008. – 304 с.
  6. Божович, Л.И. Избранные психологические труды / Л.И. Божович – М.: Просвещение, 2009. – 236 с.
  7. Данилова, Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Е.Е. Данилова – М.: Академия, 2008. – 160 с.
  8. Даутова, О.Б. Самоопределение личности школьника в выборе профессии / О.Б. Даутова – М.: СПб.: КАРО, 2009. – 352 с.
  9. Дубровина, И.В. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет / И. В. Дубровина, Б. С. Круглов. – М.: Педагогика, 2008. – 129 с.
  10. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников / Н. Н. Захаров. – М.: Педагогика, 2008. – 321 с.
  11. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 198 с.
  12. Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 2008. – 321 с.
  13. Кравцова, Е.В. Концепция профильного обучения – вариант окончательный и утвержденный. Модернизация: шаг в будущее / Е.В. Кравцова // Учительская газета. – 2008. - №42. – С. 13-36.
  14. Кравцова, Е.В. Концепция профильного обучения в учреждениях общего и среднего образования / Е.В. Кравцова // Школьные технологии. – 2008. - № 4. – С. 79-91.
  15. Лернер, П.С. Модель самоопределения выпускников профильных классов средней общеобразовательной школы / П.С. Лернер – М.: ИОСО РАО, 2008. – 66 с.
  16. Максимов, В.Г. Профессиональная ориентация школьников / В.Г. Максимов. – М.: Предагогика, 2009. – 196 с.
  17. Митина, Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие / Л.М. Митина. – М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 2008. – 184 с.
  18. Попова, М.В. Психология как учебный предмет в школе / М.В. Попова. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 288 с.
  19. Поташник, М.М. Эксперимент в школе: организация и управление / М.М. Поташник. – М.: Педагогика, 2008. – 287 с.
  20. Пряжников, Н.С. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников / Н.С. Пряжников. – М.: ИД Первое сентября, 2008. – 256 с.
  21. Сазонова, А. Д. Профессиональная ориентация учащихся / А.Д. Сазонова. – М.: Просвещение, 2009. – 223 с.
  22. Титкова, М.С. Организация системы психолого-педагогической поддержки учащихся в условиях перехода на предпрофильное и профильное обучение / М.С. Титкова // Методическая газета «Школьный психолог». – 2008. - №5. – С. 25-29.
  23. Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А. П. Чернявская – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. – 279 с.
  24. Чистякова, С.Н., Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников / С.Н. Чистякова П.С. Лернер Н.Ф.Родичев Е.В. Титов. – М.: Новая школа, 2008. – 311 с.
  25. Юсфин, С.М. Педагогическая поддержка в школе / С. М. Юсфин // Народное образование. – 2009. - №6. – С. 78-83.

 

Приложения

Приложение 1

Связь типов профессий с психологическими особенностями личности

Наименование типа профессии

Главный предмет труда в данном типе профессий

Примеры отдельных профессий, специальностей

Виды учебной деятельности, внеурочной и внешкольной, в которых частично представлены элементы соответствующего предмета труда

Ведущие психологические качества, необходимые для данной профессии

Биономические (человек – природа)

Живые организмы, биологические, микробиологические процессы

Полевод, животновод, агроном, зоотехник, ветеринарный врач, лесоустроитель

Лабораторные работы по биологии, работа на пришкольном участке, в живом уголке, в юннатских кружках, в саду, в огороде, уход за животными

Любовь к природе, интерес к биологии, наблюдательность, устойчивость внимания, склонность к учету наблюдений, потребность в двигательной активности

Технономические (человек – техника)

Технические системы, вещественные предметы, материалы, энергия

Слесарь, токарь, монтажник конструкций, радиомеханик, инженер-технолог

Лабораторные, практические работы по физике, химии, электротехнике, работа в технических кружках, техническое моделирование, ремонт бытовой техники

Способности к геометрии, физике, интерес к технике, к новым механизмам, пространственное воображение, технический склад мышления, склонность к практическому труду, сенсомоторная координация, память на движения

Социономические (человек – человек)

Люди, группы, коллективы

Официант, продавец, медсестра общего профиля, преподаватель, воспитатель

Разбор характеристик литературных героев, исторических личностей, поведения окружающих, выполнение работ на уроках обслуживающего труда, выполнение общественно-организаторской работы, шефской воспитательной работы, участие в коллективных мероприятиях

Общительность, эмоциональная устойчивость, организаторские, коммуникативные качества, устойчивость и распределение внимания, доброжелательность, тактичность, справедливость, чуткость к состояниям других людей, умение владеть собой

Сигнономические (человек - знаковая система)

Условные знаки, шифры, коды, естественные или искусственные языки (формулы и т.д.)

Наборщик, корректор, стенографистка-машинистка, программист-вычислитель, бухгалтер, экономист, ученый-теоретик

Выполнение письменных работ по разным предметам, чтение, ведение записей, дневников, упорядочение, накопление и хранение разного рода сведений (вырезок из газет, выписок, карточек), перевод с одного языка на другой, выполнение вычислений, подсчетов, чертежей, схем

Способность к алгебре (абстрактное мышление), устойчивость внимания, концентрация внимания, переключение внимания, кратковременная и долговременная память, склонность к обобщению, способность к малоподвижной работе (усидчивость), стремление к точности и тщательности в работе, отсутствие выраженной экстраверсии и повышенного нейротизма

Артономические (человек – художественный образ)

Художественные образы, их части, элементы, свойства

Маляр, копировщик рисунков, художник – оформитель, музыкант – исполнитель, композитор, писатель, живописец

Разбор художественных особенностей произведений литературы, искусства, выполнение заданий на уроках рисования, пения, участие в оформлении класса, школы, домашней обстановки, личных вещей, участие в художественной самодеятельности, в соответствующих студиях

Потребность в самовыражении, наглядно-образное представление, яркое воображение, склонность к творчеству, гибкость чувств, мышления, развитость функциональных способностей (слух, зрение, речь, вкус и т.п.), преобладание первой сигнальной системы (художественный тип по И.П.Павлову), повышенная чувствительность при оценке произведений искусства

Информация о работе Эмпирическое исследование профессионального самоопределения старшеклассников