Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 14:27, курсовая работа
Актуальность исследования: толерантность как психологическая категория до сих пор остается недостаточно раскрытой. Психология толерантности, предложенная Г.Л. Бардиер в качестве отдельной ветви социальной психологии, только переживает период становления. Недостаточно охарактеризована структура толерантности, её сущностные характеристики и компоненты. Концепции психологии толерантности многообразны и не всегда согласованны, а область профессиональной толерантности до сих пор остаётся практически неисследованной.
Введение______________________________________________________3
Глава I. Теоретический анализ формирования профессиональной толерантности у детей младшего школьного возраста_________________5
1.1 Определение, критерии и виды толерантности____________________5
1.2 Сущность понятия «профессиональная толерантность»____________12
1.3 Специфика проявления и формирования профессиональной толерантности в младшем школьном возрасте______________________16
Выводы по первой главе________________________________________20
Глава II. Эмпирическое исследование профессиональной толерантности у младших школьников__________________________________________21
2.1 Организация и методы исследования____________________________21
2.2 Результаты исследования профессиональной толерантности у младших школьников__________________________________________________28
2.3 Программа формирования профессиональной толерантности детей младшего школьного возраста___________________________________35
Выводы по второй главе________________________________________37
Заключение___________________________________________________37
Литература_______________________
Из таблицы 1 наглядно видно, что дети для людей, изображенных на картинках, чаще всего выбирают такие эмоции как «улыбка», «радость», «смех».
Рассмотрим детально результаты исследования эмоционального компонента социальной толерантности по показателю «Эмоции» в отдельности по каждому его виду.
На рисунке 4 отображены
результаты выборов эмпатий детьми
к карточкам с изображениями
людей разных профессий. Дети младшего
школьного возраста выбирали все
предложенные эмоции для представителей
социальной группы «профессии», кроме
эмоции «грусть». Большинство детей
выбирали такие эмоции как «радость»,
«улыбка», «смех». Следовательно у
младших школьников преобладает
эмоционально-положительное
Рисунок 4. Выбор эмоций для профессий детьми младшего школьного возраста (в %)
Эмоцию «злость» дети выбрали для трех представителей профессии: для милиционера– 20% детей, для учителя – 10% детей и для художника– 5% детей. Наименьшее количество детей младшего школьного возраста выбрали эмоцию «страх»: для карточек «художник» 5% детей и «балерина» 5% детей. В этих случаях к представителям профессий у детей младшего школьного возраста складывается эмоционально-негативное отношение, близкое к интолерантному. Таким образом, можно сделать вывод, что дети младшего школьного возраста проявляют профессиональную толерантность по показателю «эмоции» на высоком уровне, то есть в большей степени эмоционально-положительное толерантное отношение к представителям профессий.
Таким образом, эмоциональный компонент младших школьников проявляется на высоком уровне в отношении к представителям разных профессий.
2.3. Программа формирования профессиональной толерантности у детей младшего школьного возраста.
Работа с младшими
школьниками по формированию профессиональной
толерантности строилась на принципах
сотрудничества, экологии взаимоотношений,
правоведения, поэтому целесообразно
установление в образовательном
учреждении отношений взаимопонимания,
доверительности и взаимной требовательности
между педагогами, с одной стороны,
и учащимися – с другой; обеспечение
благоприятного социально-психологического
климата в образовательном
Программа "формирование профессиональной толерантности у детей младшего школьного возраста" предназначена для реализации в 1-4 классах. Она направлена на развитие умения управлять своим поведением, эмоциями, общением и включает когнитивный (информирование по вопросам толерантности и повышение психологической культуры, эмоционально-волевой, аффективный - самосовершенствование коммуникативных навыков с позиции толерантного взаимодействия и развитие умений эмоциональной саморегуляции в процессе общения и деятельности) и поведенческий (развитие толерантных качеств) компоненты.
За основу программы были взяты разработки занятий Власовой Натальи, Соколовой Ирины и Львовой Елены.
При выборе форм и методов проведения занятий мы учитывали возраст, психофизиологические, половые и индивидуальные особенности детей.
Занятия построены с учетом того, что младшие школьники еще не до конца адаптировались к школе после ДОУ. Не смотря на то, что ведущим видом деятельности этого возраста является учебная деятельность, дети все равно уделяют большую часть времени игре. Поэтому каждое занятие содержит в себе задания, требующие усидчивость и интеллектуальные усилия, а также задания, построенные в форме игры. Занятия, построенные таким образом, являются наиболее интересными для младших школьников и помогают им легче усвоить учебный материал.
При составлении
программы были использованы следующие
формы и методы: рассказ, беседа,
сюжетно-ролевые и
Сюжетно-ролевая игра позволяет детям примерить на себя роль любого специалиста, во время игры учитель может помочь правильному формированию профессиональной толерантности.
Беседы с детьми выполняют функцию просвещения, дети узнают об особенностях каждой профессии, ее достоинствах, что формирует у них положительное отношение к разным специалистам.
Дидактические игры, головоломки, кроссворды помогают развить у детей не только профессиональную толерантность, но и логическое мышление, моторику, воображение и фантазию детей.
В начале каждого занятия проводятся упражнения на приветствие и сплочение коллектива. Это нужно для создания положительного настроя на работу у детей и для снятия физического и психического напряжения.
В конце занятия проводятся физкультминутки для расслабления и снятия усталости.
Смена видов деятельности во время занятия помогает детям лучше усваивать материал. Яркие и красочные картинки и презентации способствуют привлечению внимания детей, что также помогает лучшему усвоению материала.
Таким образом, формированию
профессиональной толерантности у
младших школьников способствовали:
создание устойчивой мотивации к
профессиональному образу жизни; создание
и накопление в детском коллективе
положительных традиций и обычаев
профессионального образа жизни; формирование
ассоциативных связей с понятиями
и символами различных
Выводы по II главе.
В результате диагностического исследования было выявлено, что все показатели («понимание», «признание», «интерпретация чувств», «эмоции») находятся на высоком уровне. На среднем уровне все показатели проявляются лишь у не значительного количества всех детей. Низкий уровень не у кого из детей выявлен не был.
Работа по воспитанию профессиональной толерантности должна быть систематической, комплексной, основанной на возрастных, половых и психологических особенностях, учитывающей уровень имеющихся знаний и умений. Работа с младшим школьником должна строиться с использованием красочных иллюстраций и развивающих игр.
Для формирования профессиональной толерантности большое значение имеют методы и приемы, организационные формы занятий. Это познавательные беседы, сюжетно-ролевые и дидактические игры, различные головоломки и кроссворды.
Заключение
Исследование профессиональной
толерантности у младших
1. Воспитание толерантной личности является в настоящее время одной из важнейших общественных проблем. Трудности взаимопонимания, которые закономерно возникают у людей вследствие профессиональных и других различий в ситуации их постоянного интенсивного взаимодействия, ведут к росту психологической напряженности, культурной нетерпимости, агрессии, которые невозможно преодолеть без решающего вклада со стороны психологической науки. Поэтому необходимо воспитывать толерантность у детей с малых лет.
2.Организация жизнедеятельности детей младшего школьного возраста на толерантной основе объединяет в себе: наполнение ненасильственным отношением взаимодействий между людьми, отношением к природе, различных видов деятельности, уважение прав человека, обучение бесконфликтному взаимодействию, общению, сотрудничеству, создания альтернатив для осуществления детьми свободного выбора, активное взаимодействие по проблемам воспитания и обучения в духе толерантности родителей, создание позитивной атмосферы в школе, изучение положительных моментов из многообразия жизненных явлений, особенностей людей и др.
3.Формирование толерантности это – поэтапный процесс целенаправленной деятельности всех субъектов образовательного социума, который характеризуется наличием деструктивных факторов, ведущих к формированию интолерантности. Поэтому особую значимость приобретают педагогические механизмы перехода от интолерантной среды к толерантной, которые помогут пресечению проявлений интолерантности и доминированию толерантных взаимоотношений.
4.Задачи, поставленные в начале исследования, выполнены. Описаны теоретические аспекты понятия толерантности как принципа социально- педагогической деятельности, выявлена сущность принципа толерантности в начальной школе.
5.Гипотеза, выдвинутая нами, подтверждена – мы предположили, что формирование профессиональной толерантности младших школьников будет осуществляться эффективно, если:
1. Своевременно будет проведена диагностическая работа;
2. Будет разработана и внедрена программа формирования профессиональной толерантности с учетом возраста, психологических, половых и индивидуальных особенностей детей.
Литература
1. Агапов, О.Д. Толерантность
как социальная форма: от
2. Алексеева, Е.В.
Психологические основы
3. Асмолов, А.Г. О смыслах понятия «толерантность» [текст]/ А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А.Шайгерова // Век толерантности: научно-публицистический вестник. – 2001. – Вып. 1-2. – С. 8-18.
4. Асташова, Н.А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений [текст] // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : Сб. науч.-метод. Ст. – 2-е изд., стереотип. – М.:, 2003. – С. 74-85.
5. Бардиер, Г. Л. Социальная психология толерантности: автореф. дис… д-ра психол. наук: 19.00.05 [текст] / Г.Л. Бардиер; СПбГУ. – С.-Пб., 2007. – 120 с.
6. Бахтин, М.М. К философии поступка [текст] // Философия и социология науки и техники: Ежегодник 1984-1985. – М., 1986. – С.36, 37-38.
7. Безюлева, Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение. [текст] / Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова. – М.: Вербум-М, 2003. – 168 с.
8. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [текст] / В.В. Бойко. – М.: Филинъ, 1996. – 472с.
9. Бондырева, С.К. Толерантность: введение в проблему [текст] / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. – 240 с.
10. Безюлева, Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение. [текст] / Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова. – М.: Вербум-М, 2003. – 168 с.
11. Собкина, В.С. Возрастные особенности формирования толерантности. Труды по социологии образования. Т. VIII. Вып. XIV [текст] / Под ред. В.С. Собкина. – М.: Центр социологии образования РАО, 2003. – 208 с.
12. Гриншпун, И.Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности: к вопросу о толерантности как психическом явлении [текст] / И.Б. Гриншпун // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч. метод. ст. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. – С. 31 – 40.
13. Декларация принципов толерантности (утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года) [текст] // Век толерантности: научно-публицистический вестник. – 2001. – Вып. 1-2.–С.5-8.
14. Кибакин, М. В. Социальная терпимость российских военнослужащих: методология исследования, состояние, механизм формирования: дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.08 [текст] / М.В. Кибакин; РГБ – М., 2004. – 439 c.
15. Кожухарь, Г.С. Проблема толерантности в межличностном общении [текст] / Г.С. Кожухарь // Вопросы психологии. – 2006. – №2. – С. 3-12.
16. Комлев, Н.Г. Словарь иностранных слов [текст] / Н.Г. Комлев. – М.: ЭКСМО, 2006. – 672с.
17. Кузнецова, Ю.
В. Структурные компоненты
18. Лебедева, Н.М. Методология
этнопсихологического исследования этнической
толерантности в поликультурных регионах
России [электронный ресурс] // (http://ppf.uni.udm.ru/conf_
19. Мацковский, М. С. Толерантность как объект социологического исследования [текст] // Межкультурный диалог: исследования и практика / Под ред. Г. У. Солдатовой, Т.Ю.Прокофьевой, Т. Л. Лютой. М.: Центр СМИ МГУ им. М.В.Ломоносова, 2004.
20. Почебут, Л. Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности [текст] / Л. Г. Почебут. – С.-Пб.: СПбГУ, (2007). – 281с.
21. Радченко, О.Е. Толерантность как императив профессиональной деятельности специалиста по социальной работе [текст] / О.Е. Радченко // Социальная работа: история, теория, практика. – 2007. – № 6. – С. 74-82.
22. Сабиров, А.Г. Толерантность как свойство русского человека [текст] / А.Г. Сабиров // Теория и практика толерантности: этнокультурные и межконфессиональные аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Нижнекамск, 5 декабря 2008 г. / отв. ред. О.Д. Агапов. – Казань: Познание, 2009. – С. 3-5.
23. Садыкова, Н.У.
Феномен толерантности в
24. Самсонова, Н.В. Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования: монография [текст] / Н.В. Самсонова. – Калининград: КГУ, 2002. – 308 с.
Информация о работе Эмпирическое исследование профессиональной толерантности у младших школьников