Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 00:48, реферат
Цель работы - изучение особенностей ценностных ориентаций у студентов педагогического ВУЗа.
Задачи:
1.Изучить литературу по теме исследования, рассмотреть теоретические аспекты проблемы.
2. Подобрать методики для исследования ценностных ориентаций у студентов.
3. Провести сравнительный анализ результатов исследования ценностных ориентаций студентов 1 и 5 курсов и сформулировать выводы.
|ВВЕДЕНИЕ | |
|Глава 1. Теоретические аспекты изучения мотивации в студенческом возрасте | |
|1.1. Определения понятия ценностных ориентаций | |
|. Место и роль системы ценностных ориентаций в структуре личности и её развитии | |
|1.3. Социально-психологические особенности студенческого возраста | |
|Выводы | |
|Глава 2. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций у студентов | |
|2.1. Организация и методы исследования. | |
|2.2. Анализ результатов исследования ценностных ориентаций у студентов 1 курса | |
|2.3. Анализ результатов исследования ценностных ориентаций у студентов 5 курса | |
|2.4. Сравнительный анализ результатов исследования ценностных ориентаций у студентов 1 и 5 курсов | |
|Выводы | |
|ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
|СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Структурный характер системы
ценностных ориентации личности, ее многоуровневость
и многомерность определяют возможность
реализации ею целого ряда разноплановых
функций. Система ценностных ориентации
личности, занимая промежуточное
положение между внутренними
установками и нормами
Как уже отмечалось, система
ценностных ориентаций является важным
регулятором активности человека, поскольку
она позволяет соотносить индивидуальные
потребности и мотивы с осознанными
и принятыми личностью
Регулятивная функция ценностных ориентации личности охватывает все уровни системы побудителей активности человека. Как замечает в этой связи А.Г. Здравомыслов, «специфика действия ценностных ориентации состоит в том, что они функционируют не только как способы рационализации поведения, их действие распространяется не только на высшие структуры сознания, но и на те, которые обозначаются обычно как подсознательные структуры. Они определяют направленность воли, внимания, интеллекта».
По нашему мнению, система ценностных ориентаций личности, выполняющая одновременно функции регуляции поведения и определения его цели, связывающая в единое целое личность и социальную среду, является именно таким психологическим органом.
В следующем параграфе мы намерены рассмотреть психологическую характеристику студенчества.
1.3. Социально-психологические
особенности студенческого
Студенческий
возраст представляет собой
Студенческий
возраст, по утверждению Б.Г.
Ананьева, является сензитивным
периодом для развития
С точки зрения
возрастной психологии, в студенческом
возрасте изменяются черты
Студент (от лат. studens, род. падеж studentis - усердно работающий, занимающийся), учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения. В Древнем Риме и в средние века студентами называли любых лиц, занятых процессом познания. С организацией в XII веке университетов термин «студент» стал употребляться для обозначения обучающихся (первоначально и преподающих) в них лиц; после введения ученых званий для преподавателей (магистр, профессор и др.) - только учащихся [34].
Студенчество как особая группа возникла в Европе в XII веке одновременно с первыми университетами. Средневековое студенчество было крайне неоднородно как в социальном, так и в возрастном отношениях. С развитием капитализма и повышением социальной значимости высшего образования роль студенчества в жизни общества возрастает. Студенчество является не только источником пополнения квалифицированных кадров, интеллигенции, но и само составляет довольно многочисленную и важную социальную группу. Хотя высокая стоимость высшего образования и наличие целого ряда других социальных барьеров делали его доступным в большинстве случаев только для состоятельных слоев общества, и само оно давало получившим его людям значительные привилегии, уже в 19 - нач. 20 вв. студенчество отличилось высокой политической активностью и играло заметную роль в общественной жизни.
Анализ социальной структуры
студентов педагогического
Но есть еще и социокультурный
аспект этой проблемы, в какой социальной
среде имеются оптимальный, материальные
и культурные условия для формирования
комплекса личностных качеств, требуемых
для получения высшего
Какие же изменения происходят в социальной структуре студенчества в настоящее время? В чем выражается наиболее существенные особенности его социальной культуры, как осуществляется его воспроизводство?
Во-первых, среди родителей студентов сравнительно немного незанятых (безработных, неработающих пенсионеров, инвалидов и т. д.). Т. е. социальная структура студенчества, по сравнению с социальной структурой общества выглядит как более благополучная, является структурой «улучшенного» типа. Во-вторых, социальный состав студенчества является достаточно пестрым: в нем широко представлены и традиционные, и новые страты: часть из студентов имеют детей, свои семьи, работу, занимаются бизнесом, частным предпринимательством и проходят обучение на заочном отделении. В-третьих, доминирующей группой являются студенты - выходцы из семей специалистов с высшим образованием. В-четвертых, студенчество быстро пополняется представителями нового для нас слоя - молодыми людьми из семей, где один из родителей, а то и оба родителя - владельцы частных фирм в различных слоях бизнеса.
К числу специфических особенностей студенчества следует отнести еще несколько типичных черт. Прежде всего, такую, как престиж. Как отмечалось выше, студенчество является наиболее подготовленной, образованной частью молодежи, что, несомненно, выдвигает его в число передовых групп молодежи. Это в свою очередь предопределяет формирование специфических черт психологии студенческого возраста.
Стремясь завершить обучение
в ВУЗе и таким образом реализовать
свою мечту о получении высшего
образования, большинство студентов
осознают, что ВУЗ является одним
из средств социального
Общность целей в получении высшего образования, единый характер ценностей труда - учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах ВУЗа способствует выработке у студенчества сплоченности. Это проявляется в многообразии форм коллективистской деятельности студентов.
Другой важной особенностью
является то, что активное взаимодействие
с различными социальными образованьями
общества, а также специфика обучения
в ВУЗе приводят студенчество к большой
возможности общения. Поэтому довольно
высокая интенсивность общения -
это специфическая черта
Значимой чертой студенчества
является также напряженный поиск
смысла жизни, стремление к новым
идеям и прогрессивным
Профессиональные планы у молодежи возникают под влиянием различных средств воздействия - мнения родителей, учителей, друзей, книг, передач и т. д.
Сейчас ВУЗ для большинства школьников представляется очень высокой ценностью. Стремление молодежи в ВУЗы, сопровождается столь высоким конкурсом, что он немедленно выявляет все огрехи в преподавании, особенно в сельской школе.
Несомненно, что успех
работы ВУЗа по подготовке высококвалифицированных
специалистов во многом зависит от
качественного набора пополнения студентов.
Однако следует учитывать, что у
принятого в ВУЗ молодого человека
многие разочарования возникают
в результате его недостаточной
осведомленности о будущей
Для студентов годы обучения
- один из важнейших периодов их жизни.
Это время получения
Выбор будущей профессии всегда индивидуален, поскольку он представляет собой часть личностного самоопределения, нахождения будущим специалистом своего призвания. Критерием его эффективности оказывается удовлетворенность своим делом и положением в обществе, а также местом, занимаемом в профессиональном мире.
Определенная доля незрелости
в профессиональном поведении молодежи,
особенно до перехода от обучения к
профессиональной деятельности, вполне
естественна и обусловлена
Выводы по главе 1
Подводя итоги, можно сказать
следующее: во-первых, изменения в
портрете студенчества по социальному
происхождению и по уровню жизни
(а они довольно тесно связаны)
указывают на нарастание дифференциации,
неоднородности, различий в студенческой
массе. Постепенно приоритет в формировании
студенчества переходит к слоям,
более адаптированным к экономическим
реалиям нашего общества. Если этот
процесс будет развиваться и
дальше, то доступ беднейших слоев
к высшему образованию, окажется
сильно затруднен. Во-вторых, стабилизация
воспроизводства студенческой молодежи
показывает, что интерес к высшему
образованию сохранился, что также
нашло отражение в "подъеме"
его ценности в иерархии инструментальных
ценностей студентов. Однако противоречия,
возникающие между институтом высшего
образования, и различными другими
сегментами общества приводят к нарастанию
дисфункциональных последствий. Они
многообразны по своим проявлениям
и просматриваются, в частности,
в неудовлетворенности
Профессиональное
Очевидно, что в молодости
человек строит жизненные планы
на получение образования и
Таким образом, становление ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности.
В удовлетворении личных и
индивидуальных потребностей через
посредство общественно полезной деятельности
реализуется отношение индивида
к обществу и соответственно соотношение
личностного и общественно
Ценностные ориентации, являясь, таким образом, психологическим органом, механизмом личностного роста и саморазвития, сами носят развивающийся характер и представляют собой динамическую систему ценностей, которые мы рассмотрим в эмпирической части нашей работы.
Информация о работе Эмпирическое исследование ценностных ориентаций у студентов