Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 08:11, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть этапы развития и становления социальной психологии в России.
Исходя из поставленной выше цели, следует выделить следующие задачи курсовой работы:
Рассмотреть социальную психологию как науку (определение социальной психологии, ее задачи, предмет изучения)
Изучить этапы становления и развития социальной психологии в России за все время существования данной науки
Рассмотреть современное состояние социальной психологии в России
Введение2 стр.
Глава 1. Предмет и задачи социальной психологии4 стр.
Глава 2. Этапы развития социальной психологии в России8 стр.
2.1 Первый период (60-е годы ХIХв – начало ХХ века)10 стр.
2.2 Второй период (20-е гг. – первая половина 30-х годов ХХ века)14 стр.
2.3 Третий период (вторая половина 30-х – вторая половина 50-х годов)17 стр.
2.4 Четвертый период (вторая половина 50-х – первая половина 70-х гг. ХХ века)20 стр.
Глава 3. Социальная психология в современной России22 стр.
Заключение30 стр.
Список используемой литературы32 стр.
Социально психологическому фактору принадлежит решающая роль в ходе исторического процесса, разработка психологии массовых социальных движений, одной из разновидностей которых есть революционное движение. Действующие силы – герои и толпа. Толпа выступает, как самостоятельное социально-психологическое явление. Вожак управляет толпой. Его выдвигает толпа. Он аккумулирует разрозненные чувства, инстинкты, мысли. Отношения между героем и толпой определяются: данным историческим моментом данного строя; личными качествами героя, психологическими настроениями толпы. Функция героя – управлять настроением толпы, использовать толпу для достижения цели.
Исследуя проблему взаимодействия героя с толпой, межличностное общение людей, он, в качестве механизмов общения выделяет:
В толпе нередко существует автоматическое подражание, «нравственная или психическая зараза».
Вывод Михайловского: психологическими факторами развития общества являются подражание, общественное настроение и соц. поведение.
Социально-психологическая проблематика в правоведении представлена теорией Л.И.Петражицкого. Он – один из основателей субъективной школы в правоведении. Он считал, что психология представляет собой фундаментальную науку, которая должна стать основой общественных наук. Реально существуют только психические явления, а социально-исторические образования представляют собой их проекции, эмоциональные фантазмы. Развитие морали, этики, эстетики – главный продукт народной психики. Его интересовал вопрос о мотивах человеческих поступков, о социальных нормах поведения. Истинный мотив поведения человека – эмоции.
Особое место занимает Бехтерев
Бехтерев выделяет системообразующие признаки коллектива – общность интересов и задач, побуждающих коллектив к единству действий. Включение личности в коллектив привело Бехтерева к пониманию коллектива, как собирательной личности. Он выделяет следующие социально-психологические феномены:
Объединяющими факторами являются механизмы:
Бехтерев рассматривал вопрос о методах этой новой отрасли науки. В его работах содержится описание эмпирического материала, полученного при применении объективного наблюдения, анкет, опросов.
Эксперимент Бехтерева с Ланге
показал, как социально-психологическое
явление – общение, совместная деятельность
– влияют на формирование процессов восприятия,
представления, памяти. Этой работой в
1925г. положено начало экспериментальной
социальной психологии в России и послужило
истоком особого направления – изучения
роли общения в формировании психологических
процессов.
2.2 Второй период (20-е гг. – первая половина 30-х годов ХХ века)
После Октябрьской революции 1917г., после гражданской войны, в восстановительный период возрос интерес к социальной психологии. Необходимость осмысления революционных преобразований в обществе, оживление интеллектуальной деятельности, идеологическая борьба, необходимость решения ряда неотложных задач (восстановление народного хозяйства, борьба с беспризорностью, ликвидация безграмотности, восстановление учреждений культуры) были принципами социально-психологических исследований и дискуссий. Этот период был плодотворным. Поиск своего пути в развитии мировой соц. психологии шел двумя путями:
Здесь наблюдались 2 тенденции (в создании направления марксистской психологии):
Построение марксистской социальной психологии опиралось на солидную материалистическую традицию в русской философии. Труды Бухарина и Плеханова. Работы Плеханова вошли в арсенал психологической науки. Они были востребованы социальными психологами для марксистского понимания соц. психологических явлений. Освоение марксизма осуществлялось совместно в социальной и общей психологии, как ряд кардинально методологических проблем:
Рассматривая 1-ую проблему, существовали 2 точки зрения:
Сторонники: если сущность человека, согласно марксизму, есть совокупность всех общественных отношений, то вся психология, изучающая людей, есть социальная психология. Никакой соц. психологии, якобы, не должно быть.
Противники: должна существовать только социальная психология. Артемов утверждал: «Существует единая социальная психология, распадающаяся на соц. психологию индивида и на соц. психологию коллектива (1927г.).
Преобладало мнение, что между социальной и индивидуальной психологией, должно существовать равноправное взаимодействие. Особое место в дискуссиях о перестройке психологии занимал Челпанов(1924г.) – он утверждал необходимость самостоятельного существования социальной психологии наряду с психологией индивидуальной, экспериментальной. Соц. психология изучает общественно детерминированные психологические явления, связана с идеологией. Связь с марксизмом органична, естественна. Он предлагал освободить содержание самого марксизма от вульгарно-материалистического толкования. Предлагал включить исследования по соц. психологии в план научно-исследовательской деятельности и впервые поставил вопрос об организации Института соц. психологии.
По отношению к марксизму, точка зрения Челпанова такова: специально марксистская социальная психология – психология социальная, изучающая генезис идеологических форм по специальному марксистскому методу, заключающаяся в изучении происхождения указанных форм в зависимости от изменения социального хозяйства. Полемизируя, в отношении рефлексологии, он утверждал, что задачей реформы психологии должна быть организация работ по изучению соц. психологии. По вопросу реформы науки выступали Корнилов (1924) и Блонский (1920 г).
Одним из направлений с социальной психологии было исследование проблемы коллективов и его природы. Было 3 точки зрения:
В 1930г. состоялся 1-й Всесоюзный съезд по изучению поведения человека. Проблемы личности и проблемы социальной психологии и коллективного поведения были выделены в одно из трех направлений обсуждения. В этот период был заложен фундамент последующих исследований психологии групп и коллективов в отечественной науке.
Главным социально-психологическим феноменом стал коллективизм, по-разному проявляющийся в разных условиях, в разных объединениях.
Начало 30-х годов – пик развития социально-психологических исследований в прикладных отраслях, особенно в педологии и психотехнике.
Педология – психолого-педагогическое течение, возникшее в конце Х1Хв., основателем был С. Холл (американец). В противовес традиционной педагогике, педология стремилась к комплексному изучению ребенка, выявлению зависимости его психологического развития от условий среды. Педологи стремились с новых научных позиций преобразовать традиционную эмпирическую педагогику. Приверженцами были Бехтерев, Выгодский, Блонский, Басов, Залкинд.
Психотехника – отрасль прикладной психологии, связанная с профессиональным отбором, профессиональной ориентацией и повышением эффективности отдельных видов деятельности.
2.3 Третий период (вторая половина 30-х – вторая половина 50-х годов)
Началась изоляция отечественной науки от западного течения. Вопрос идеологического контроля за наукой, администрирование. Боязнь исследовать социально острые вопросы привела к тому, что резко сократилось количество исследований, перестали публиковаться книги. Кроме общеполитической ситуации, существовали следующие причины перерыва:
Основным источником в этот период и сферой применения социальной психологии были педагогические исследования и педагогическая практика. Центральная тема – психология коллектива. В историю социальной психологии вошел Макаренко (1956г), как исследователь коллектива и воспитания личности в коллективе. Коллектив (по Макаренко) – целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами управления. Это контактная совокупность, основанная на социалистическом принципе объединения. Это социальный организм.
Основные признаки коллектива:
Макаренко выделил 2 вида коллектива:
Ему принадлежит разработка вопроса о стадиях развития коллектива и главная теоретическая и практическая задача – изучение взаимоотношений личности в коллективе. Для исследования личности необходимо изучать:
Существенное значение для мотивации личности имеют потребности. «Потребность у нас есть родная сестра долга, обязанности, способностей. Это проявление интереса не потребителя общественных благ, а деятеля социалистического общества, создателя общих благ» - утверждал Макаренко. В работе Макаренко «Организация воспитательного процесса», он составил схему изучения личности. Основная идея – единство коллектива и личности. Основание его практического требования – воспитание личности в коллективе посредством коллектива для коллектива.
Информация о работе Этапы развития и становления социальной психологии в России