Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 10:54, реферат
Информационное или инструктивное совещание служит для передачи служебной информации. Их целесообразно использовать в случае отсутствия времени для письменных распоряжений или при желании руководителя эмоционально воздействовать на подчиненных. Если позволяет время, информацию лучше предоставить в письменном виде, так как на ее освоение затрачивается меньше времени. Кроме того, прочитанная информация усваивается лучше, чем воспринятая на слух. Целью оперативных совещаний является получение руководством информации о текущем состоянии дел, принятие оперативных решений и контроль их использования.
Введение ................................................ 2
1. Формальное деловое общение: ....................................3
1.1 Правила ведения переговоров ...............................3
1.2 Совещания дискуссии .............................. 8
Список литературы .................................. 25
1.1. Введение
Деловое общение
- это сложный многоплановый
Известны "писаные"
и "неписаные" нормы поведения
в той или иной ситуации официального
контакта. Принятый порядок и форма
обхождения на службе называется деловым
этикетом. Его основная функция - формирование
правил, способствующих взаимопониманию
людей. Второй по значению является функция
удобства, т. е. целесообразность и практичность.
Современный отечественный
Деловой этикет включает в себя две группы правил:
нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу, членами одного коллектива (горизонтальные);
наставления, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальные).
Общим требованием
считается приветливое и
Регламентированность делового взаимодействия выражается также во внимании к речи. Обязательно соблюдение речевого этикета - разработанных обществом норм языкового поведения, типовых готовых "формул", позволяющих организовать этикетные ситуации приветствия, просьбы, благодарности и т. д. (например, "здравствуйте", "будьте добры", "разрешите принести извинения", "счастлив познакомиться с Вами"). Эти устойчивые конструкции выбираются с учетом социальных, возрастных, психологических характеристик.
Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.
Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:
Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку;
Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы;
Обсуждение интересующей проблемы;
Решение проблемы.
Завершение контакта (выход из него).
Служебные контакты должны строиться на партнерских началах, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Бесспорно, такое сотрудничество повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса.
2 .Формальное деловое общение
Культура
формального (делового) общения определяется
социально-экономическим
Деловое общение — это многосторонний процесс, который реализуется в формах межличностного общения, социального диалога, делового и профессионального общения.
Формальное
(деловое) общение осуществляется в
соответствии с определенными правилами
и представляет собой специфическую
форму контактов и
Этику делового общения можно определить как совокупность моральных норм, правил и представлений, которые регулируют поведение и отношения людей в процессе их совместной производственной деятельности.
Основной этический принцип делового общения можно сформулировать следующим образом: в деловом общении при принятии решения поступай так, чтобы максима твоей воли совпадала с моральными ценностями других сторон, принимающих участие в общении.
Существуют следующие принципы делового общения:
• отношение
руководителя к подчиненным («сверху
— вниз»): относитесь к своему подчиненному
так, как вы хотели бы, чтобы к
вам относился ваш
• отношение подчиненного к своему руководителю («снизу — вверх»): относитесь к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные;
• отношения между коллегами («по горизонтали»): относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам.
Однако этика
бизнеса, этика рыночных отношений
в реальной жизни нередко выдвигается
на первый план, оттесняя общечеловеческие
ценности. В результате складывается
ситуация, при которой человек
с «рыночным характером», с одной
стороны, вынужден заботиться о максимальной
прибыли (используя любые средства),
а с другой — должен нести социальную
ответственность и
Такое противоречие между этикой и бизнесом довольно остро отражается на деловом общении, причем на самых различных его уровнях: как между организацией и социальной средой, так и внутри самой организации.
Существуют две основные позиции по отношению к решению данной проблемы:
• позиция прагматиков, считающих, что в деловом общении (и вообще в бизнесе) этика сама по себе не нужна;
♦ признание этики важной не только с точки зрения ответственности бизнесме-нов перед обществом и самим собой, но и как необходимого условия эффективности производства.
«Излишнее внимание к культивации определенных ценностей может привести к появлению серьезных проблем. Например, излишнее культивирование сплоченности и развития персонала может привести не только к формированию дружного коллектива, но и к падению дисциплины, развитию вседозволенности, отсутствию стремления к упорному труду. Излишнее культивирование порядка и процедур может привести к появлению бесполезных правил и процедур, потери скорости реакции на изменения рынков. Излишнее культивирование свободы творчества и предпринимательства может привести к росту безрассудства и утрате приоритетов. Излишнее культивирование стремления побеждать приводит к износу ресурсов (включая человеческие), падению мотивации и развитию цинизма».
(Яхонтова Е.С. «Управление ценностями как элемент управления человеческими ресурсами компании»)
Важнейшей стороной
морали поведения делового человека,
предпринимателя выступает
Деловой этикет — это результат длительного отбора правил и форм наиболее целесообразного поведения, содействующего успеху в деловых отношениях.
Важное значение для эффективного делового общения имеют формы поздравления, правила ведения деловой беседы, правила приёма посетителей, этикетные нормы служебного обращения к работникам, этикетные правила использования визитных карточек, этикет подбора сувениров и вручения подарков, знания особенностей делового этикета других стран. Владение правилами делового этикета значительно облегчает установление личных контактов, способствует быстрому решению деловых вопросов, формирует благоприятную социально-психологи-ческую атмосферу труда.
Норма этикета — это внешняя форма проявления внимания, уважения и инте-реса к личности. Манера держать себя проявляется в жестах, мимике, позах, интонациях языка, походке. Впечатление от человека при деловом общении зависит от того, как он выглядит, как действует, как говорит и как пишет.
Правильная речь — это манера говорить, которая складывается из корректно выбранного тона, чёткой артикуляции, правильного произношения, адекватной громкости и точного подбора слов. Культура речи — центральный элемент имид-жа. Наиболее ярким проявлением отсутствия культуры речи выступает использова-ние ненормативной лексики.
Деловая беседа как процесс общения имеет следующую структуру:
1) начало
беседы — установление
2) изложение и обоснование своей позиции;
3) выявление позиции собеседника;
4) общий анализ проблемы (спор, поиск вариантов решения и т.п.);
5) принятие
решения. Однако собеседники
которых являются: авторитарность, игнорирование состояния собеседника, мотивов его поведения, проявление невнимания к собеседнику, неуважение к нему и пр.
В ходе деловой межличностной коммуникации важно не допустить перераста-ния нормального спора по деловым вопросам в межличностную конфронтацию.
Спор — это характеристика обсуждения проблемы, способ её коллективного исследования, когда каждая из сторон, аргументируя или оспаривая мнение собеседника, претендует на монопольное установление истины.
Выделяют несколько подходов к ведению дискуссии-спора:
• эвристический подход, когда одна из сторон постепенно убеждает собеседника в правильности своей позиции;
• логический подход, при котором жесткий логический анализ и аргументация приводят к единственно верному выводу;
• софистский подход, когда одна сторона логически неверным путем (используя софизмы) страстно желает победить другую;
• авторитарный подход, при котором одна из сторон навязывает свою точку зрения, используя авторитет и власть;
• критикующий подход, когда внимание сосредоточивается только на недостатках, слабых позициях оппонентов, а позитивные стороны игнорируются;
• демагогичный подход — намерение с определёнными целями увести дискуссию в сторону от истины;
• прагматический подход, при котором стороны ведут спор не только ради истины, но и для извлечения из него определённой практической пользы.
«Профессор А. Раппопорт, полемизируя с известным американским специалистом в области теории конфликта профессором Гарвардского университета Т.Шеллингом, убедительно доказал, что нельзя все конфликты подгонять под единую универсальную схему. Есть конфликты следующих типов:
а) «схватка» — когда противников разделяют непримиримые противоречия и рассчитывать можно только на победу;
б) «дебаты»
— где возможен спор, маневры
и обе стороны могут
в) «игра» — где обе стороны действуют в рамках одних и тех же правил, поэтому они в принципе не могут завершаться разрушением всей структуры отношений. Этот вывод имеет большое значение, так как снимает ареол безысходности и обреченности вокруг каждого из конфликтов, будь то в международных отношениях или внутри общества».
(Фишер Ф., Юрий У. «Путь к согласию или переговоры без поражения»)
Цели ведения спора могут быть:
— конструктивными (обсуждение возможных вариантов решения проблемы; выработка коллективной позиции; привлечение компетентных лиц);
— деструктивными (раскол участников спора на непримиримые группы, дискредитация идеи и её авторов).
Для того, чтобы спор был успешным, необходимо придерживаться следующих принципов:
• предварительная подготовка к ведению спора;
• толерантное отношение к оппонентам;
• последовательный анализ альтернатив;
• корректное ведение спора;
• объективность, «отстранённость» от личных интересов в процессе ведения спора;
• преодоление существующих психологических барьеров;
• поэтапное продвижение к истине;
• уважение личности оппонента;
• аргументированная, конструктивная критика.
Искусство ведения спора называют эристикой (греч. егШікоз — спорящий), так же называется и раздел логики, изучающий приёмы спора. Существуют различные виды диалога: спор, полемика, дискуссия, диспут, прения и т.д.
Для того, чтобы дискуссия, спор были плодотворными, т.е. могли достигнуть своей цели, требуется соблюдение определённых условий:
• во-первых,
должен существовать предмет спора
— некая проблема, тема (если же такого
предмета нет, спор оказывается беспредметным,
и вырождается в
• во-вторых, должна существовать реальная противоположность позиций спорящих сторон (если нет реального расхождения позиций, то спор вырождается в разговор о терминах, т.е. оппоненты говорят об одном и том же, используя при этом разные слова, что создаёт видимость расхождения);
• в-третьих, необходима основа спора, т.е. определённые принципы, положения, убеждения, которые признаются обеими сторонами (если нет ни одного положения, с которым согласились бы обе стороны, то спор оказывается невозможным);
• в-четвёртых, требуется некоторое знание о предмете спора (бессмысленно вступать в спор о том, о чём не имеешь ни малейшего представления).