Этические нормы практического психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 18:16, контрольная работа

Краткое описание

Последствия общения с консультантом имеют большую личностную значимость для клиента. Каким будет вмешательство консультанта - развивающим или разрушающим личность клиента - зависит от соблюдения им этических принципов профессиональной деятельности. В своей работе практический психолог сталкиваеися с так называемыми этическими проблемами и “соблазнами”.

Содержание

1. Этические проблемы работы психолога.
2. Основные принципы работы практического психолога.
3. Этические стандарты психолога.
4. Этические нормы профконсультанта службы занятости.
5. Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Этические нормы практического психолога.docx

— 41.59 Кб (Скачать файл)

19. Принцип научности  результатов исследования. В результатах  исследования должно быть только  то, что непременно получит любой  другой исследователь такой же  специализации и квалификации, если  он повторно произведет интерпретацию  первичных данных, которые предъявляет  психолог.

20. Принцип взвешенности  сведений психологического характера.  Психолог передает заказчику  результаты исследований в терминах  и понятиях, известных заказчику,  в форме конкретных рекомендаций. Он не передает никаких сведений, которые могли бы ухудшить  положение испытуемого, заказчика.

21. Принцип кодирования  сведений. На всех материалах  психологического характера указываются  не фамилия, имя, отчество испытуемых, а присвоенный им код, известный  только психологу.

22. Принцип контролируемого  хранения сведений психологического  характера. Психолог должен предварительно  согласовать с заказчиком список  лиц, имеющих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, а  также место и условия их  хранения, цели использования и  сроки уничтожения.

23. Принцип корректного  использования сведений психологического  характера. Сведения психологического  характера об испытуемом ни  в коем случае не должны  подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо  вне форм и целей, рекомендованных  психологом

24. Уважай себя  как человека и как специалиста!  Часто можно услышать следующие  красивые слова: “Главное средство  работы психолога - это его  собственная личность”. Но личность  является высшей ценностью и  поэтому она не должна выступать  в качестве “средства”. В качестве  средства достижения каких-либо  целей и человек, и его личность  выступают лишь при извращенном  понимании рыночных отношений,  когда все, что угодно (и личность, и любовь, и дружба) может быть  товаром, средством для обогащения  или для получения каких-то  благ.

Как мы видим, этика  работы практического психолога  основывается на общечеловеческих моральных  и нравственных ценностях, на положениях Конституции Российской Федерации, защищающих права человека. Предпосылки  свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения  людей, создания гуманного общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы работы психолога формируют условия, при  которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его  действий, уважение людей, с которыми он работает.

3. Этические стандарты  психолога.

В соответствии с  вышеперечисленными принципами работы практического психолога были приняты  этические стандарты психолога, которые используются во всем мире.

1.Общие принципы

1.1. Деятельность  психолога направлена к достижению  таких гуманитарных и социальных  целей, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, полное  развитие индивидов и групп в различных формациях индивидуальной и социальной жизни. Поскольку психолог является не единственным профессионалом, чья деятельность направлена на достижение этих целей, обмен и сотрудничество с представителями других профессий желательны и в некоторых случаях необходимы, без каких-либо предубеждений по отношению к компетенции и знаниям любого из них.

1.2. Психология как  профессия управляется принципами, общими для всех профессиональных  этик: уважение к личности, защита  человеческих прав, чувство ответственности,  честность и искренность по  отношению к клиенту, осмотрительность  в применении инструментов и  процедур, профессиональная компетентность, твердость в достижении цели  вмешательства и его научной  основы.

1.3. Психологи не  должны принимать участия или  способствовать разработке методов,  направленных против свободы  индивида и его физической  или психологической неприкосновенности. Непосредственная разработка или  содействие в осуществлении пыток  или издевательств, помимо того, что является преступлением, представляет  собой наиболее тяжкое нарушение  профессиональной этики психологов. Они не должны ни в каком качестве, ни как исследователи, ни как помощники или сообщники, принимать участие в пытках или любых других жестоких, негуманных или унизительных действиях, кто бы ни был их объект, какие бы обвинения или подозрения против этого лица ни выдвигались и какая бы информация ни могла бы быть получена от него таким путем в условиях военного конфликта, гражданской войны, революции, террористических акций или любых других обстоятельств, которые могли бы быть истолкованы как оправдание таких действий.

1.4.Все психологи  должны, как минимум, информировать  свои профессиональные объединения  о нарушениях прав человека, издевательствах,  жестокости, негуманных или унизительных  условиях заключения, кто бы ни  был их жертвой, и о любом  таком случае, ставшем им известным  в их профессиональной практике.

1.5. Психологи должны  уважать религиозные и моральные  убеждения своих клиентов и  учитывать их при опросе, необходимом  при профессиональном вмешательстве.

1.6. При оказании  помощи психологи не должны  осуществлять дискриминацию по  признаку происхождения, возраста, расовой и социальной принадлежности, пола, вероисповедания, идеологии,  национальности или любых других  различий.

1.7. Психологи не  должны использовать власть или  превосходство по отношению к  клиенту, которые дает их профессия,  для извлечения прибыли или  получения преимуществ как для себя, так и для третьих лиц.

1.8. В особенности  в письменных документах психологи  должны быть чрезвычайно осторожны,  сдержанны и критичны по отношению  к своим концепциям и заключениям,  учитывая возможность их восприятия  как уничижительные и дискриминирующие, например, нормальный - абнормальный, адаптированный - неадаптированный, интеллигентный - умственно  отсталый.

1.9. Психологи не  должны применять манипулятивные процедуры с целью добиться обращения к ним определенных клиентов, а также действовать таким образом, чтобы оказаться монополистами в своей области, Психологи, работающие в общественных организациях, не должны использовать это преимущество для увеличения собственной частной практики.

1.10. Психолог не  должен допускать использования  своего имени или подписи лицами, не имеющими должной квалификации  и подготовки, для незаконного  применения психологических методов.  Психологи должны сообщать о всех случаях посягательства на чужие права, которые стали им известны. Бесполезные и основанные на обмане действия не должны прикрываться квалификацией психолога.

1.11. В случае, когда  личные интересы клиента вступают  в противоречие с интересами  учреждения, психолог должен постараться  выполнять свои функции с максимальной  беспристрастностью. Обращение за  помощью в данное учреждение  предполагает учет интересов  клиента, уважение и внимание  к нему со стороны психолога,  который в соответствующих обстоятельствах  может выступать как его защитник  по отношению к администрации  учреждения.

2. О профессиональной  компетенции и отношениях с  другими профессионалами

2.1. Права и обязанности  профессионального психолога основываются  на принципе профессиональной  независимости и автономии независимо  от служебного положения в  определенной организации и от  профессионалов более высокого  ранга и администрации.

2.2. Профессиональный  статус психолога базируется  на его способностях и квалификации, необходимых для выполнения его  обязанностей. Психолог должен быть  профессионально подготовленным  и иметь специализацию в применении  методов, инструментария и процедур, применяемых в данной области.  Частью его работы является  постоянное поддержание на современном  уровне своих профессиональных  знаний и умений,

2.3. Психолог не  должен применять методы и  процедуры, не прошедшие достаточной  апробации в рамках современных  научных знаний, без предубеждения  по отношению к существующему  разнообразию теорий и школ. В  случае испытания психологических  методик, еще не получивших  научной оценки, клиенты не должны  быть полностью уведомлены об  этом заранее.

2.4. Все психологические  данные, как результаты обследования, так и сведения о вмешательстве  и лечении, должны быть доступны  только для профессиональных  психологов, в чьи обязанности  входит неразглашение их среди  некомпетентных лиц. Психологи  должны принимать меры для  соответствующего хранения документации.

2.5. Когда интересы  психологического обследования  или вмешательства требуют тесного  сотрудничества с профессионалами  из других областей, психологи  должны обеспечивать соответствующее  взаимодействие так, чтобы оно  было направлено на благо психолога  и его клиента.

2.6. Психологические  методы не должны смешиваться  - как в применении, так и в  их представлении общественности - с методами, чуждыми научным  основам психологии.

2.7. Не отказываясь  от научной критики там, где  она необходима, психологи не  должны дискредитировать коллег  или представителей других профессий,  использующих те же или иные  научные методы, и должны проявлять  уважение к тем школам и  направлениям, которые научно и  профессионально компетентны.

2.8. Работа психолога  базируется на праве и обязанности  проявлять уважение (и пользоваться  таковым) к другим профессионалам, особенно в областях, близко соприкасающихся  в своей деятельности с психологией.

3. О вмешательстве

3.1. Психологи должны  отказаться от вмешательства,  если они уверены, что их  помощь будет использована во  вред или против законных интересов  индивидов, групп, организаций  или общин.

3.2. Осуществляя  вмешательство по отношению к  индивидам, группам, организациям  или общинам, психолог должен  предоставить им необходимую  информацию об основных решаемых  проблемах, поставленных целях  и используемых методах. В случае  несовершеннолетних или юридически  недееспособных лиц, родители  или опекуны должны быть проинформированы. В любом случае следует избегать  манипулирования индивидами и  стремиться к развитию и автономности  конкретного случая.

3.3. Психолог должен  стремиться к завершению вмешательства  и не продлевать его методами  сокрытия информации или обмана как в случае достижения поставленной цели, так и в случае невозможности ее достижения после применения доступных методов и средств на протяжении достаточного времени. В последнем случае индивид, группа, организация или община должны быть информированы о том, какие другие психологи или представители иных областей знания могут продолжить вмешательство.

3.4. Ни в коем  случае свобода клиента - как  в отношении прекращения вмешательства,  так и в отношении консультации  у другого психолога или иного  специалиста - не должна быть  ограничена. Следует поощрять способность  клиента принимать решения на  основе достаточной информации. Психолог может отказаться продолжать  вмешательство, если оно осуществляется  одновременно с вмешательством  другого типа, выполняемым другим  профессионалом,

3.5. Психологи не  должны пользоваться властью,  которую их статус может им  дать, для требования особых рабочих  условий или платы, превосходящей  принятую в обычных обстоятельствах.

3.6. Психолог не  должен позволять вовлечь себя  профессионально в неясную ситуацию, где его роль или функции  окажутся неуместны или двусмысленны.

3.7. Психологи не  должны вмешиваться в действия, предпринятые другими специалистами.

3.8. В случае, когда  услуги психолога требуются для  рекламной или коммерческой компании, он должен сотрудничать с целью  обеспечения правдивости информации  и охраны интересов индивидов.

3.9. Психологи должны  соблюдать особую осторожность  в том, чтобы не вызвать необоснованных  ожиданий, осуществить которые они  впоследствии окажутся профессионально  не способны.

4. Об исследовательских  работах и образовании.

4.1. Все психологи,  в какой бы области психологии  они ни работали, должны стремиться  способствовать прогрессу науки  вообще и психологии в частности,  осуществляя исследования и придерживаясь  научных подходов в своей деятельности, а также передавая свои знания  студентам и другим профессионалам.

4.2. При выполнении  исследований психологи должны  категорически отказываться от  действий, могущих привести к  постоянному, невосполнимому или  не необходимому ущербу для  испытуемых. Участники любой исследовательской  программы должны выразить свое  недвусмысленное согласие на  проведение экспериментов; в случае  несовершеннолетних или юридически  недееспособных лиц такое согласие  должно быть получено от родителей  или опекунов.

4.3. Если психологическое  исследование сопровождается каким-либо  временным ущербом или дискомфортом, как, например, электрический шок  или сенсорная депривация, исследователь должен в первую очередь удостовериться в том, что все участники опытов действуют совершенно свободно, без постороннего давления в каком-либо виде; к участию в эксперименте не должен быть допущен никто до тех пор, пока исследователь не убедится, что об этом ущербе испытуемые были уведомлены заранее и дали свое согласие. Даже в случае согласия перед экспериментом, испытуемый может принять решение о своем дальнейшем неучастии в программе в любой момент.

Информация о работе Этические нормы практического психолога