Основная литература:
- Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс культурную психологию. М., 1999, с.128-188.
- Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., Аспект Пресс, 2003, с. 158-186, 272-291.
- Лебедева Н.М. Этническая и кросс-культурная
психология. В.Дружинин (ред.) Учебник психологии
для студентов гуманитарных вузов. СПб,
«ПИТЕР», 2000, с. 544-553.
- Мацумото Д. Психология и культура. СПб., 2002, с.73-94, 276-314.
Дополнительная литература:
- АГЕЕВ В.С. Психология
межгрупповых отношений. - М., 1983.
- АГЕЕВ В.С. Межгрупповое
взаимодействие. - М., 1990.
- ЕГОРОВА А.И. Исследование
полоролевых стереотипов народа саха.
// Этническая психология и общество. -
М., 1997. - С.183-190.
- ЗНАКОВ В.В. Понимание
правды и лжи в русской историко-культурной
традиции. // Этническая психология и общество.
- М., 1997. - C. 119-126.
- ЛЕБЕДЕВА Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре. //Психологический журнал. Т.22, №3, 2001, стр. 26-36.
- ЛЕБЕДЕВА Н.М. Базовые
ценности русских на рубеже ХХ1 века. //Психологический
журнал. Т.21, №3, 2000, стр. 73-87.
- ПЕТРЕНКО В.Ф. Психосемантика
сознания. - М., 1989.
- ПЕТРЕНКО В.Ф., СУРМАНИДЗЕ
Л.Д. Психосемантический анализ грузинских
этнических стереотипов // Духовная культура
и этническое самосознание. Вып.2. - М., 1991.
- C. 138-146.
- ПЕТРЕНКО В.Ф., АЛИЕВА
Л.А. Исследование этнических стереотипов
с использованием методики "множественных
идентификаций". // Психологический
журнал. - 1987 - N 6.
- ПОРШНЕВ Б.Ф. Контрсуггестия
и история // История и психология. - М.,
1971, - C.7-35.
- ПОРШНЕВ Б.Ф. О начале
человеческой истории. - М.,1974.
- СОЛДАТОВА Г.У.
Психология межэтнической напряженности.
- М., 1998.
- AMIR.Y. Contact hypothesis
in ethnic relations // Psychological Bulletin. - 1969 - N.71.
- ARGYLE M. Intercultural communication
// Cultures in Contact: Studies in Cross-Cultural Interaction. - Oxford,
1982.
- BERRY J.W., POORTINGA, Y.H., SEGALL, M.N. &
DASEN P.R. Cross-cultural psychology: Research and applications. - CUP,
2002.
- BOCHNER S. The social psychology
of cross-cultural relations // Cultures in Contact: Studies in Cross-Cultural
Interaction. - Oxford, 1982.
- GUDYKUNST W. et al. Culture
and interpersonal communication. - Beverly Hills., 1988.
- HOFSTEDE G. Culture's consequences:
international differences in work-related values. - Beverly Hills,
1984.
- KLAKHOHN F., STRODTBECK F.
Variation in value orientation. - N.Y., 1961.
- LE-VINE R.A., CAMPBELL D.T.
Ethnocentrism: theories of conflict, ethnic attitudes and group behavior.
N.Y., 1972.
- SCHWARTZ S.H. Universals in
the content and structure of values: Theoretical advances and
empirical tests in 20 countries // Advances in Experimental Social Psychology.
Vol. 25. - N.Y., 1992. - P. 11-66.
Учебно-методическое обеспечение
дисциплины:
1. Литература:
Базовый учебник:
- Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., Изд-во «Ключ-С»,
1999.
- Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., Аспект Пресс, 2003.
Основная литература
- Лебедева Н.М. Этническая и кросс-культурная
психология. В.Дружинин (ред.) Учебник психологии
для студентов гуманитарных вузов. СПб,
«ПИТЕР», 2000, с. 553- 561.
- Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., Изд-во «Ключ-С»,
1999.
- Мацумото Д. Психология и культура. СПб., 2002
- Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., Аспект Пресс, 2003.
Дополнительная литература:
- АГЕЕВ В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.,
1990.
- Идентичность и толерантность. (под ред.Н.М.Лебедевой). Изд-во ИЭА РАН, М. 2002.
- КОУЛ М., СКРИБНЕР С. Культура и мышление.
- М., 1977.
- КОУЛ М. Культурно-историческая психология. - М.,1997.
- ЛЕБЕДЕВА Н.М. Социальная психология этнических миграций. - М., 1993.
- ЛЕБЕДЕВА Н.М., CТЕФАНЕНКО Т.Г., ЛУНЕВА
О.В. Межкультурный диалог: Тренинг этнокультурной
компетентности. М., РУДН, 2003, 268 стр.
- ЛЕБЕДЕВА Н.М., CТЕФАНЕНКО Т.Г., ЛУНЕВА
О.В.
Межкультурный диалог в школе (в 2-х книгах).
М.,РУДН, 2004
- ЛЕБЕДЕВА Н.М., CТЕФАНЕНКО Т.Г., ЛУНЕВА О.В. Тренинг этнической толерантности для школьников. Учебное пособие для студентов психологических специальностей. М.,Изд-во «Привет» (Программа ТАСИС), 2004.
- Личность. Культура. Этнос. Современная психологическая антропология. М., 2002
- ЛЬЮИС Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. М., 1999.
- СОЛДАТОВА Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М., 1998.
- CТЕФАНЕНКО Т.Г., ШЛЯГИНА Е.И., ЕНИКОЛОПОВ С.Н. Методы этнопсихологического исследования. - М., 1993.
- Этническая психология и общество (под ред. Н.М.Лебедевой). - М., 1997.
- Этническая толерантность в поликультурных регионах России (под ред. Н.М.Лебедевой и А.Н.Татарко). М., Институт этнологии и антропологии РАН, 2002, 296 стр.
- Толерантность в межкультурном диалоге (под ред. Н.М.Лебедевой и А.Н.Татарко). М., Институт этнологии и антропологии РАН, 2005,
365 стр.
- Межкультурный диалог: Лекции по проблемам межэтнического и межконфессионального взаимодействия. М., РУДН, 2003, 406 стр.
- BERRY J.W., POORTINGA, Y.H., SEGALL, M.N. & DASEN P.R. Cross-cultural
psychology: Research and applications. - CUP, 2002.
- TRIANDIS H.C. Culture and social behavior - N-Y., 1994.
2. Тематика заданий по различным
формам текущего контроля:
Тематика эссе:
- Какую роль этничность и культура
играют в жизни человека?
- Являются ли этнические различия источником конфликтов?
- В чем психологические корни этнической и расовой нетерпимости?
- Национальный характер – миф или реальность?
- Типы личности на Западе и на Востоке.
- Личность в русской культуре.
- Как изменилась психология русских на рубеже 20-21 века?
- Чем можно объяснить рост этнических конфликтов после распада СССР?
- Прошлое, настоящее и будущее межэтнических отношений в России.
- «Разрез или шов?» -этническая самоидентификация потомков смешанных браков.
- Отношение к деньгам на Западе и в России.
- Особенности деловой культуры: Запад, Восток, Россия.
- Годятся ли методы западноевропейской психотерапии для других культур?
- Этнокультурные корни современного терроризма.
- Культурная эволюция: аргументы «за» и «против».
- Для чего нужно учиться понимать другие культуры?
Вопросы для оценки качества освоения
дисциплины
- Перечислите основные сходства и отличия между этнической и кросс-культурной психологией.
- Цели и задачи этнической психологии.
- Цели кросс-кулььтурной психологии.
- Теоретические подходы к изучению культурной обусловленности психики и поведения человека (абсолютизм, релятивизм, универсализм).
- Этническое самосознание и этническая идентичность. Примордиализм и конструктивизм.
- Чем, на ваш взгляд, можно объяснить рост этничности в современном мире?
- Что такое этноцентризм и каковы его естественные основания? Способы уменьшения этноцентризма.
- Роль экологии в формировании культуры. Каким образом экология может влиять на типы культурной социализации и типы личности?
- На какие стороны жизни общества влияет культура? Приведите примеры влияния культуры на политику, здоровье нации, полоролевую социализацию и мораль.
- Что такое «культурный синдром»? Какие культурные синдромы вы знаете?
- Психологические измерения культур, выделенные Хофстедом.
- Основные различия индивидуализма и коллективизма.
- Культурное измерение «дистанция власти» и его влияние на социальную жизнь.
- Что такое «избегание неопределенности» и с каким культурным синдромом Триандиса оно пересекается?
- Какие практические следствия для межкультурного общения можно извлечь из психологических измерений культур?
- Культура и организационная структура (Мацумото).
- Выделите основные идеи, разрабатывавшиеся
в русле школы “Культура и личность”.
- Каковы основные различия понятий базовой и модальной личности?
- Существует ли связь между культурой и типом национального характера? Приведите аргументы “за” и “против”.
- Основные отличия социальной и личностной идентичностей в кросс-культурном преломлении.
- Как культура влияет на создание и поддержание “лица” в процессе общения?
- Как стремиться поддерживать “свое” и “чужое” “лицо” в процессе переговоров?
- В чем суть модели Триандиса о связи культуры и общения?
- От каких культурных особенностей зависит предпочтение норм равенства и справедливости? Приведите примеры.
- В чем, на ваш взгляд, может крыться причина “слабого” правового сознания в некоторых культурах? Всегда ли совпадают правовые и моральные нормы?
- Каковы основные отличия культурных правил от норм?
- Влияние культуры на полоролевое поведение и гендерную социализацию.
- Стили вербальной коммуникации и особенности культуры, влияющие на их выбор.
- Что такое проксемика и как она подвержена влиянию культуры?
- Какие ценности культуры отражает высокая и низкая потребность в тактильном взаимодействии?
- Как может быть достигнута межличностная синхронность в межкультурном общении?
- Основные психологические проблемы этнических миграций.
- В чем состоит гипотеза “культурного шока” ?
- Теории, объясняющие происхождение «культурного шока».
- Основные отличия модели “стресса аккультурации” от гипотезы “культурного шока”.
- Какие основные стратегии аккультурации предложены Д.Берри? В чем их особенности?
- Психологическая адаптация к иной географической среде.
- Какие последствия межкультурных контактов вы знаете, и чем они отличаются друг от друга?
- На чем основана идеология мультикультурализма и в чем ее преимущества?
- Социально-психологические факторы этнической толерантности-интолерантности.
- Этническая идентичность и стратегии межкультурного взаимодействия.
- Цели и задачи тренингов этнокультурной компетентности и толерантности.
Кросс-культурная
психология (cross-cultural psychology)
Наука о челов. поведении
должна включать в себя данные наблюдений,
собранные по всему миру, а не
только в неск. промышленно развитых
странах, где, в основном, и проводились
до сих пор исслед. Понятие культуры
суммирует множество важных воздействий,
оказываемых на челов. поведение, и
содержит основания для понятий
личной и групповой идентичности,
формируемой и сохраняемой людьми.
Кроме того, различные аспекты
культуры оказывают большое влияние
на формулировку, распространение и
принятие программ, предусматривающих
оказание психол. услуг или использование
психол. принципов. Кросс-культурные исслед.
имеют тж важнейшее значение для
разраб. теории и программ, нацеленных
на применение знаний, полученных в
ходе исслед.
Определения культуры
Как и в случае
мн. сложных понятий, длительное время
изучаемых психологами, таких как
личность, интеллект и патологическое
поведение, ни одно определение «культуры»
не является общепринятым. Кребер и
Клакхон высказали предположение
о том, что мн. определения содержали
«эксплицитные или имплицитные
паттерны поведения или образцы
для поведения, передаваемые с помощью
символов, составляющие особые достижения
групп людей ... [а тж] представления
и связанные с ними ценности».
Гершкович выдвинул столь же важное
предположение относительно того, что
культура «представляет собой рукотворную
часть среды обитания человека».
Триандис проводил различие между материальной
и субъективной культурой. Первая включает
в себя такие сделанные человеком
объекты, как дома и орудия труда,
а вторая охватывает реакцию людей
на эти объекты в форме ценностей,
ролей и аттитюдов.
Очень важно определить
границы понятия культуры, в противном
случае оно может оказаться настолько
всеобъемлющим, что ничего или почти
ничего не сможет объяснить в частности.
Поскольку большая
часть кросс-культурных исслед. имеет
целью уяснение понятий в том
виде, как их представляют себе носители
изучаемой культуры, влияние когн.
психол. в этой области всегда было
сильным. Большинство работ было
посвящено знаниям людей об окружающем
их мире, их коммуникации, обусловленной
этими общими знаниями, и передаче
этих знаний следующим поколениям.
При таком акценте третье определение
культуры, принадлежащее Гиртцу, схватывает
суть кросс-культурных исслед.: «Культура
— это исторически передаваемый
паттерн значений, воплощенных в
символах, система наследуемых представлений,
выраженных в символических формах,
посредством к-рых люди сообщают,
сохраняют и развивают свои знания
о жизни и свои аттитюды к ее
разным сторонам».
В исследовательских
проектах мн. психологи используют
различные аспекты всех трех определений.
При изучении этноцентризма, напр.,
тот факт, что представления имеют
«приданную ценность» (предположение,
высказанное Кребером и Клакхоном),
следует дополнить понятием «символических
форм», сформулированным Гиртцем. Тот
факт, что символы людей имеют
ценность, ведет к этноцентрическому
мышлению, особенно если это касается
таких субъективных элементов, как
идеология, религия, мораль или закон.
Этноцентризм относится к глубокому
убеждению, что собственная культура
всегда яв-ся самой лучшей (согласно
собственным стандартам этой культуры),
а все остальные уступают ей.
Определение кросс-культурной
психологии
К.-к. п. изучает
влияния культуры на челов. поведение.
Говоря более строго, она занимается
эмпирическим исслед. членов различных
культурных групп с идентифицируемым
опытом, к-рый ведет к предсказуемым
и значимым различиям и сходствам
в поведении.
Родственный слову
«культура» термин, к-рому психологи
уделили много внимания, — это
субкультура. Этот термин часто используется,
когда речь идет о группах людей,
обладающих опытом (могущим повлиять
на поведение и влияющим на него),
отличным от такового большинства людей
данной страны или об-ва. Люди, принадлежащие
к субкультуре, живут в той
же самой стране или об-ве, что
и остальное большинство населения,
причем последних часто называют
культурой большинства (majority culture). Субкультура
— это очень гибкое название,
и его часто используют для
обозначения девиантных групп, говоря,
напр., о субкультуре наркотиков
или субкультуре банд мотоциклистов.
Всякий раз, когда группа людей создает
свои собственные нормы, жаргон и
средства коммуникации, их действия напоминают
различные субкультуры. Обычно развиваются
и такие негативные последствия,
как недоверие к чужакам.
Чел. может принадлежать
к неск. субкультурам, а тж к культуре
большинства.
Нек-рые люди могли
бы считаться членами данной культуры,
но они явно отвергают определенные
ценности и предписываемые в рамках
этой культуры модели поведения. Примером
могут послужить молодые, хорошо
образованные люди, отвергающие трудовую
этику и накопление личного богатства
и вместо этого отдающие предпочтение
коллективному владению собственностью.
В таких случаях можно выделить
неск. важных моментов, к-рые можно
обнаружить практически во всех крупных
и сложных культурах. Во-первых, даже
если люди отвергают свойственные культуре
ценности и модели поведения, они знакомы
с тем, от чего они отказываются, поскольку
им было сообщено об этих ценностях и желательном
поведении и они наблюдали за остальными
людьми, к-рые действительно принимают
культурные нормы.