Этническая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Предмет, история и задачи этнической психологии. Психологическая антропология. Кросскультурная психология. Этническая психология. Цели и основные задачи этнопсихологии.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая коммуникация Этническая психология.docx

— 372.48 Кб (Скачать файл)

 

Основная литература:

  1. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс культурную психологию. М., 1999, с.128-188.
  2. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., Аспект Пресс, 2003, с. 158-186, 272-291.
  3. Лебедева Н.М. Этническая и кросс-культурная психология. В.Дружинин (ред.) Учебник психологии для студентов гуманитарных вузов. СПб, «ПИТЕР», 2000, с. 544-553. 
  4. Мацумото Д. Психология и культура. СПб., 2002, с.73-94, 276-314.

 

Дополнительная литература:

  1. АГЕЕВ В.С. Психология межгрупповых отношений. - М., 1983.
  2. АГЕЕВ В.С. Межгрупповое  взаимодействие. - М., 1990.
  3. ЕГОРОВА А.И. Исследование полоролевых стереотипов народа саха. // Этническая психология и общество. - М., 1997. - С.183-190.
  4. ЗНАКОВ В.В. Понимание правды и лжи в русской историко-культурной традиции. // Этническая психология и общество. - М., 1997. - C. 119-126.
  5. ЛЕБЕДЕВА Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре. //Психологический журнал. Т.22, №3, 2001, стр. 26-36.
  6. ЛЕБЕДЕВА Н.М. Базовые ценности русских на рубеже ХХ1 века. //Психологический журнал. Т.21, №3, 2000, стр. 73-87.
  7. ПЕТРЕНКО В.Ф. Психосемантика сознания. - М., 1989.
  8. ПЕТРЕНКО В.Ф., СУРМАНИДЗЕ Л.Д. Психосемантический анализ грузинских этнических стереотипов // Духовная культура и этническое самосознание. Вып.2. - М., 1991. - C. 138-146.
  9. ПЕТРЕНКО В.Ф., АЛИЕВА Л.А. Исследование  этнических стереотипов с использованием методики "множественных  идентификаций". // Психологический журнал.  - 1987 - N 6.
  10. ПОРШНЕВ Б.Ф. Контрсуггестия и история // История и психология. - М., 1971, - C.7-35.
  11. ПОРШНЕВ Б.Ф. О начале человеческой  истории. - М.,1974.
  12. СОЛДАТОВА Г.У. Психология межэтнической напряженности. -  М., 1998.
  13. AMIR.Y. Contact  hypothesis in ethnic relations // Psychological Bulletin. - 1969 - N.71.
  14. ARGYLE M. Intercultural communication // Cultures in Contact: Studies in Cross-Cultural Interaction. - Oxford, 1982.
  15. BERRY J.W., POORTINGA, Y.H., SEGALL, M.N. & DASEN P.R. Cross-cultural psychology: Research and applications. - CUP, 2002.
  16. BOCHNER S. The social psychology of cross-cultural relations // Cultures in Contact: Studies in Cross-Cultural Interaction. - Oxford, 1982.
  17. GUDYKUNST W. et al. Culture and interpersonal communication.  - Beverly Hills., 1988.
  18. HOFSTEDE G. Culture's consequences: international differences  in work-related values. - Beverly Hills, 1984.
  19. KLAKHOHN F., STRODTBECK F. Variation in value orientation. - N.Y., 1961.
  20. LE-VINE R.A., CAMPBELL D.T. Ethnocentrism: theories of conflict, ethnic attitudes and group behavior. N.Y., 1972.
  21. SCHWARTZ S.H. Universals in the content  and structure of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries // Advances in Experimental Social Psychology. Vol. 25. - N.Y., 1992. - P. 11-66.             

 

Учебно-методическое обеспечение  дисциплины:

 

1. Литература:

Базовый учебник:

  1. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., Изд-во «Ключ-С», 1999.
  2. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., Аспект Пресс, 2003.

 

Основная  литература

  1. Лебедева Н.М. Этническая и кросс-культурная психология. В.Дружинин (ред.) Учебник психологии для студентов гуманитарных вузов. СПб, «ПИТЕР», 2000, с. 553- 561.
  2. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., Изд-во «Ключ-С», 1999.
  3. Мацумото Д. Психология и культура. СПб., 2002
  4. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., Аспект Пресс, 2003.

 

Дополнительная литература:

  1. АГЕЕВ В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.
  2. Идентичность и толерантность. (под ред.Н.М.Лебедевой). Изд-во ИЭА РАН, М. 2002.
  3. КОУЛ М., СКРИБНЕР С. Культура и мышление. - М., 1977.
  4. КОУЛ М. Культурно-историческая психология. - М.,1997.
  5. ЛЕБЕДЕВА Н.М. Социальная психология этнических миграций. - М., 1993.
  6. ЛЕБЕДЕВА Н.М., CТЕФАНЕНКО Т.Г., ЛУНЕВА О.В. Межкультурный диалог: Тренинг этнокультурной компетентности. М., РУДН, 2003, 268 стр.
  7. ЛЕБЕДЕВА Н.М., CТЕФАНЕНКО Т.Г., ЛУНЕВА О.В. Межкультурный диалог в школе (в 2-х книгах). М.,РУДН, 2004
  8. ЛЕБЕДЕВА Н.М., CТЕФАНЕНКО Т.Г., ЛУНЕВА О.В. Тренинг этнической толерантности для школьников. Учебное пособие для студентов психологических специальностей. М.,Изд-во «Привет» (Программа ТАСИС), 2004.
  9. Личность. Культура. Этнос. Современная психологическая антропология. М., 2002
  10. ЛЬЮИС Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. М., 1999.
  11. СОЛДАТОВА Г.У. Психология межэтнической напряженности. -  М., 1998.
  12. CТЕФАНЕНКО Т.Г., ШЛЯГИНА Е.И., ЕНИКОЛОПОВ С.Н. Методы этнопсихологического исследования. - М., 1993.
  13. Этническая психология и общество (под ред. Н.М.Лебедевой). - М., 1997.
  14. Этническая толерантность в поликультурных регионах России (под ред. Н.М.Лебедевой и А.Н.Татарко). М., Институт этнологии и антропологии РАН, 2002, 296 стр.
  15. Толерантность в межкультурном диалоге (под ред. Н.М.Лебедевой и А.Н.Татарко). М., Институт этнологии  и антропологии РАН, 2005, 365 стр.
  16. Межкультурный диалог: Лекции по проблемам межэтнического и межконфессионального взаимодействия. М., РУДН, 2003,  406 стр.
  17. BERRY J.W., POORTINGA, Y.H., SEGALL, M.N. & DASEN P.R. Cross-cultural psychology: Research and applications. - CUP, 2002.
  18. TRIANDIS H.C. Culture and social behavior - N-Y., 1994.

 

 

 

 

 

 

2. Тематика заданий по различным  формам текущего контроля:

 

Тематика эссе:

 

  1. Какую роль этничность и культура играют в жизни человека?
  2. Являются ли этнические различия источником конфликтов?
  3. В чем психологические корни этнической и расовой нетерпимости?
  4. Национальный характер – миф или реальность?
  5. Типы личности на Западе и на Востоке.
  6. Личность в русской культуре.
  7. Как изменилась психология русских на рубеже 20-21 века?
  8. Чем можно объяснить рост этнических конфликтов после распада СССР?
  9. Прошлое, настоящее и будущее межэтнических отношений в России.
  10. «Разрез или шов?» -этническая  самоидентификация потомков смешанных браков.
  11. Отношение к деньгам на Западе и в России.
  12. Особенности деловой культуры: Запад, Восток, Россия.
  13. Годятся ли методы западноевропейской психотерапии для других культур?
  14. Этнокультурные корни современного терроризма.
  15. Культурная эволюция: аргументы «за» и «против».
  16. Для чего нужно учиться понимать другие культуры?

 

 

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

 

  1. Перечислите основные сходства и отличия между этнической и кросс-культурной психологией.
  2. Цели и задачи этнической психологии.
  3. Цели кросс-кулььтурной психологии.
  4. Теоретические подходы к изучению культурной обусловленности психики и поведения человека (абсолютизм, релятивизм, универсализм).
  5. Этническое самосознание и этническая идентичность. Примордиализм и конструктивизм.
  6. Чем, на ваш взгляд, можно объяснить рост этничности в современном мире?
  7. Что такое этноцентризм и каковы его естественные основания? Способы уменьшения этноцентризма.
  8. Роль экологии в формировании культуры. Каким образом экология может влиять на типы культурной социализации и типы личности?
  9. На какие стороны жизни общества влияет культура? Приведите примеры влияния культуры на политику, здоровье нации, полоролевую социализацию и мораль.
  10. Что такое «культурный синдром»? Какие культурные синдромы вы знаете?
  11. Психологические измерения культур, выделенные Хофстедом.
  12. Основные различия индивидуализма и коллективизма.
  13. Культурное измерение «дистанция власти» и его влияние на социальную жизнь.
  14. Что такое «избегание неопределенности» и с каким культурным синдромом Триандиса оно пересекается?
  15. Какие практические следствия для межкультурного общения можно извлечь из психологических измерений культур?
  16. Культура и организационная структура (Мацумото).
  17. Выделите основные идеи, разрабатывавшиеся в русле школы “Культура и личность”.
  18. Каковы основные различия понятий базовой и модальной личности?
  19. Существует ли связь между культурой и типом национального характера? Приведите аргументы “за” и “против”.
  20. Основные отличия социальной и личностной идентичностей в кросс-культурном преломлении.
  21. Как культура влияет на создание и поддержание “лица” в процессе общения?
  22. Как стремиться поддерживать “свое” и “чужое” “лицо” в процессе переговоров?
  23. В чем суть модели Триандиса о связи культуры и общения?
  24. От каких культурных особенностей зависит предпочтение норм равенства и справедливости? Приведите примеры.
  25. В чем, на ваш взгляд, может крыться причина “слабого” правового сознания в некоторых культурах?  Всегда ли совпадают правовые и моральные нормы?
  26. Каковы основные отличия культурных правил от норм?
  27. Влияние культуры на полоролевое поведение и гендерную социализацию.
  28. Стили вербальной коммуникации и особенности культуры, влияющие на их выбор.
  29. Что такое проксемика и как она подвержена влиянию культуры?
  30. Какие ценности культуры отражает высокая и низкая потребность в тактильном взаимодействии?
  31. Как может быть достигнута межличностная синхронность в межкультурном общении?
  32. Основные психологические проблемы этнических миграций.
  33. В чем состоит гипотеза “культурного шока” ?
  34. Теории, объясняющие происхождение «культурного шока».
  35. Основные отличия модели “стресса аккультурации” от гипотезы “культурного шока”.
  36. Какие основные стратегии аккультурации предложены Д.Берри? В чем их  особенности?
  37. Психологическая адаптация к иной географической среде.
  38. Какие последствия межкультурных контактов вы знаете, и чем они отличаются друг от друга?
  39. На чем основана идеология мультикультурализма и в чем ее преимущества?
  40. Социально-психологические факторы этнической толерантности-интолерантности.
  41. Этническая идентичность и стратегии межкультурного взаимодействия.
  42. Цели и задачи тренингов этнокультурной компетентности и толерантности.

 

Кросс-культурная психология (cross-cultural psychology)

Наука о челов. поведении  должна включать в себя данные наблюдений, собранные по всему миру, а не только в неск. промышленно развитых странах, где, в основном, и проводились  до сих пор исслед. Понятие культуры суммирует множество важных воздействий, оказываемых на челов. поведение, и  содержит основания для понятий  личной и групповой идентичности, формируемой и сохраняемой людьми. Кроме того, различные аспекты  культуры оказывают большое влияние  на формулировку, распространение и  принятие программ, предусматривающих  оказание психол. услуг или использование  психол. принципов. Кросс-культурные исслед. имеют тж важнейшее значение для  разраб. теории и программ, нацеленных на применение знаний, полученных в  ходе исслед.

Определения культуры

Как и в случае мн. сложных понятий, длительное время  изучаемых психологами, таких как  личность, интеллект и патологическое поведение, ни одно определение «культуры» не является общепринятым. Кребер и  Клакхон высказали предположение  о том, что мн. определения содержали  «эксплицитные или имплицитные  паттерны поведения или образцы  для поведения, передаваемые с помощью  символов, составляющие особые достижения групп людей ... [а тж] представления  и связанные с ними ценности». Гершкович выдвинул столь же важное предположение относительно того, что  культура «представляет собой рукотворную  часть среды обитания человека». Триандис проводил различие между материальной и субъективной культурой. Первая включает в себя такие сделанные человеком  объекты, как дома и орудия труда, а вторая охватывает реакцию людей  на эти объекты в форме ценностей, ролей и аттитюдов.

Очень важно определить границы понятия культуры, в противном  случае оно может оказаться настолько  всеобъемлющим, что ничего или почти  ничего не сможет объяснить в частности.

Поскольку большая  часть кросс-культурных исслед. имеет  целью уяснение понятий в том  виде, как их представляют себе носители изучаемой культуры, влияние когн. психол. в этой области всегда было сильным. Большинство работ было посвящено знаниям людей об окружающем их мире, их коммуникации, обусловленной  этими общими знаниями, и передаче этих знаний следующим поколениям. При таком акценте третье определение  культуры, принадлежащее Гиртцу, схватывает суть кросс-культурных исслед.: «Культура  — это исторически передаваемый паттерн значений, воплощенных в  символах, система наследуемых представлений, выраженных в символических формах, посредством к-рых люди сообщают, сохраняют и развивают свои знания о жизни и свои аттитюды к ее разным сторонам».

В исследовательских  проектах мн. психологи используют различные аспекты всех трех определений. При изучении этноцентризма, напр., тот факт, что представления имеют  «приданную ценность» (предположение, высказанное Кребером и Клакхоном), следует дополнить понятием «символических форм», сформулированным Гиртцем. Тот  факт, что символы людей имеют  ценность, ведет к этноцентрическому  мышлению, особенно если это касается таких субъективных элементов, как  идеология, религия, мораль или закон. Этноцентризм относится к глубокому  убеждению, что собственная культура всегда яв-ся самой лучшей (согласно собственным стандартам этой культуры), а все остальные уступают ей.

Определение кросс-культурной психологии

К.-к. п. изучает  влияния культуры на челов. поведение. Говоря более строго, она занимается эмпирическим исслед. членов различных  культурных групп с идентифицируемым опытом, к-рый ведет к предсказуемым  и значимым различиям и сходствам  в поведении.

Родственный слову  «культура» термин, к-рому психологи  уделили много внимания, — это  субкультура. Этот термин часто используется, когда речь идет о группах людей, обладающих опытом (могущим повлиять на поведение и влияющим на него), отличным от такового большинства людей  данной страны или об-ва. Люди, принадлежащие  к субкультуре, живут в той  же самой стране или об-ве, что  и остальное большинство населения, причем последних часто называют культурой большинства (majority culture). Субкультура  — это очень гибкое название, и его часто используют для  обозначения девиантных групп, говоря, напр., о субкультуре наркотиков или субкультуре банд мотоциклистов. Всякий раз, когда группа людей создает  свои собственные нормы, жаргон и  средства коммуникации, их действия напоминают различные субкультуры. Обычно развиваются  и такие негативные последствия, как недоверие к чужакам.

Чел. может принадлежать к неск. субкультурам, а тж к культуре большинства.

Нек-рые люди могли  бы считаться членами данной культуры, но они явно отвергают определенные ценности и предписываемые в рамках этой культуры модели поведения. Примером могут послужить молодые, хорошо образованные люди, отвергающие трудовую этику и накопление личного богатства  и вместо этого отдающие предпочтение коллективному владению собственностью. В таких случаях можно выделить неск. важных моментов, к-рые можно  обнаружить практически во всех крупных  и сложных культурах. Во-первых, даже если люди отвергают свойственные культуре ценности и модели поведения, они знакомы с тем, от чего они отказываются, поскольку им было сообщено об этих ценностях и желательном поведении и они наблюдали за остальными людьми, к-рые действительно принимают культурные нормы.

Информация о работе Этническая психология