Этническая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Предмет, история и задачи этнической психологии. Психологическая антропология. Кросскультурная психология. Этническая психология. Цели и основные задачи этнопсихологии.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая коммуникация Этническая психология.docx

— 372.48 Кб (Скачать файл)

Предмет и основные понятия  этнопсихологии.

Что изучает этнопсихология? Этнопсихология как междисциплинарная наука. Основные ее понятия: “этнос”, “культура”, “менталитет”, “картина мира”, “этнические константы”, “этническое поле”, “этнокультурная  система”, “функционирование этноса”, “функциональный внутриэтнический конфликт”, “культурные модели действия”, “культурные схемы и сценарии”, “этнокультурный защитные механизмы”, “этнокультурная детерминация восприятия действия”. Определенние психологии в  рамках этнопсихологии. 

 

Лекция 2. Структура этнопсихологии как междисциплинарного научного поля.

Основные  научные подходы, используемые в  этнопсихологии. Этническая культура как совокупность моделей поведения. Этническая культура как система материальных и идеальных артефактов. Восприятия и когниции как этнокультурнообусловленные. Проблемы этнической адаптации. Структура этнической картины мира. Этническая картина мира как система провоцирующая и определяющая человеческое действие. Этнические установки, схемы и сценарии. Этническая культура как система значений. Этническая культура как системы ценностей.

Соотношение этнопсихологии с другими научными дисциплинами. Этнопсихология как кросс-культурная психология. Этнопсихология и общая психология. Этнопсихология и когнитивная психология. Этнопсихология и культурно-историческая психология. Этнопсихология и психология деятельности. Этнопсихология и гештальтпсихология. Этнопсихология и функционализм. Этнопсихология и структурно-функциональная социология. Этнопсихология и конфликтология. Этнопсихология и психоанализ. Этнопсихология и теория установки. Этнопсихология и культурная экология. Этнопсихология и исследования ментальностей. Этнопсихология и теория традиции Этнопсихология и теория взаимодействия внутриэтнических групп. Этнопсихология и теория защитных механизмов этноса. 

 

Лекция 3. Краткий очерк  истории этнопсихологии.

Зарождение культурной антропологии. Изучение этнической культуры как целостности (Ф.Боас). Конфигурационизм (Р.Бенедикт). Изучение культуры и психологии в комплексе (М.Мид). Изучение основной личностной структуры а) вариант А. Кардинера б) вариант Дж. Уайта. Исследования модальной личности (К. ДюБуа). Психоаналитическая антропология (Г.Рохейм, Ж.Дерево) 

 

Лекция 4. Краткий очерк  истории этнопсихологии (продолжение).

Исследования социального характера (Э. Фромм). Исследования национального  характера а) личностно-центрированный подход (А. Инкельс, Д. Левенсон) б) культуро-центрированный подход (М. Мид, Р. Бенедикт, Г. Горер). Ценностный подход (К. Клакхон, Ф. Клакхон, Р. Стродбек). Изучение картины мира (Р.Редфильд). Адаптационный подход (М.Спиро) Изучение распределительной модели культуры (Т.Шварц). Психологическая антропология в 60 - 70 - ые годы (Ф. Хсю, Дж. Хонигман). 

 

Лекция 5. Когнитивная антропологии как часть этнопсихологии.

Проблемы когниций, значимых систем, культурных схем и сценариев. Культурная обусловленность восприятия, памяти, мотивации.  Рой Д’Андрад - ведущий современный антрополог-когнитивист. Место когнитивной антропологии и когнитивной психологии в этнопсихологии. 

 

Лекции 6-7. Современные антропологические  теории культуры

Культура как ткань значений (К. Гирц). Культура и ее связь с психологией (М. Спиро). Опытно-процессуальная модель культуры (Т. Шварц). Культура как система значений, ее связь с социальной системы и “потоком материала” (Р. Д’Андрад). Этнические культуры как “сконструированные миры” (Р. Шведер). Дискурс-центрированный подход к культуре Дж. Уайта.  

 

Лекции 8 - 9. Культурная психология как часть этнопсихологии.

Российская культурно-историческая школа (Выготский, Лурия, Леонтьев) в интерпретации современных американских психологов как основа культурной психологии. Развитие в рамках культурной психологии теории артефактов. Развитие в рамках культурной психологии теории схем. Развитие в рамках культурной психологии теории социализации. Развития в рамках культурной психологии теории восприятия.

Культурная психология М. Коула. Культурная психология Дж. Брунера. Культурная психология Р. Шведера. Социокультурный подход Дж. Верча 

 

Лекция 10. Немагистральные  направления психологической антропологии.

Психоаналитическая антропология. Антропология развития. Лингвистическая антропология. Этнонаука. Антропология социализации. 

 

Лекция 11. Структура этнической картины мира.

Понимание этнической культуры как  адаптации Специфические и неспецифические  защитные механизмы этноса. “Центральная зона” этнической культуры. Понятие  сознательного и бессознательного в этнопсихологии. Понятие бессознательной  социальной установки в этнопсихологии. Этнические константы. Формирование этнической картины мира на основании этнических констант. Процессы социализации 

 

Лекция 12. Этническая картина  мира в динамике.

Этнические константы и ценностные доминанты. Традиционное и личностное сознание. Внутриэтнические группы. Функциональный внутриэтнический конфликт. Культурная тема этноса. Структура этноса с  точки зрения распределения его  основной культурной темы. Влияние  этнической картины мира на поведение  членов этноса. Функциональный внутриэтнический конфликт. 

 

Лекция 13. Функционирование этноса как системы.

Способы трансформации этнической картины мира. Смута как функциональное состояние. Самоорганизация этноса. Способы спонтанного самоструктурирования этноса. Спонтанное самоструктурирование этноса и ценностные доминанты. Спонтанное самоструктурирование этноса и основная культурная тема этноса. Межэтническое  культурное взаимовлияние. Этнос и  его диаспора. Деструктивные процессы в этносе. 

 

Лекция 14. Методология этнопсихологических  исследований

Историко-реконструктивный метод. Эмпатический метод. Гештальт-метод 

 

 

 

На главную страницу 

 

 

 

 

Смолина Т. Л. Адаптация  к инокультурной среде: анализ родственных  понятий

Опубликовано: Адаптация  к инокультурной среде: анализ родственных  понятий // Психология человека: интегративный  подход. Сборник статей. Санкт-Петербург: Изд-во АНО «ИПП», 2007. - С. 162-167.

Проблема адаптации людей  к другой культурной среде в последние  десятилетия стала исключительно  важной как в зарубежной, так и  в российской науке. Причиной такого пристального внимания, отраженного  в многочисленных теоретических  и прикладных исследованиях, являются глобальные изменения современного мира. Большое количество миграций и других типов перемещений (туризм, деловые поездки, международные  обмены и т.п.) стали на сегодняшний  день обычным явлением. В связи  с периодом советского «железного занавеса»  такое явление как приспособление к инокультурной среде оставалось малоизученным в России и первые исследования на данную тему, ставшие  ныне классикой, были проведены за рубежом.

Кросс-культурные исследования, о которых пойдет речь в данной работе не являются прерогативой кросс-культурной психологии - современной, динамично  развивающейся на Западе отрасли  психологии. Вопросами вхождения  в инокультурную среду занимались и психологи, и антропологи, и  социологи, и историки. Очевидно, что  такое влияние различных дисциплин  не могло пройти бесследно: адаптация  к другой этнической среде - это феномен, который часто интерпретируют различным  образом. Целью данной статьи является анализ основных понятий, используемых для обозначения вхождения в  инокультурную среду в отечественной  и зарубежной науке.

В табл. 1 представлены основные понятия и определения, имеющие  непосредственное отношение к опыту  проживания в новой культурной среде. Исследования по проблеме приспособления - общий термин для адаптации к  новой культурной среде - стали наиболее популярными в 50-е гг. XX века. В  этот послевоенный период заметно увеличилось  количество международных обменов  и миграций. Прежде всего, психологи  обратили внимание на большое количество психологических проблем и психических  расстройств, возникающих у переселенцев. Для обозначения комплекса симптомов  при адаптации к новой культуре было введено новое понятие - «культурный  шок».

Таблица 1. Классификация  родственных терминологических  понятий и определений по работам  отечественных и зарубежных авторов.

Понятия

Определения

Приспособление (adjustment)

Синоним адаптации [Searle W., Ward S., 1990]

Культурный шок (culture shock)

процесс адаптации к культурному  стрессу, сопровождающийся напряжением, чувством потери и отверженности, тревогой и чувством неполноценности [Oberg C., 1960] «...конфликт старых и новых культурных норм и ориентаций, старых - присущих индивиду как представителю того общества, которое он покинул, и новых, то есть представляющих то общество, в  которое он прибыл» [Ионин Л.Г., 1998, с.104]

Аккультурация (acculturation)

«результат непосредственного, длительного контакта групп с  разными культурами, выражающийся в  изменении паттернов культуры одной  или обеих групп» [Redfield R., Linton R., Herskovits M. H., 1936, c.149]

Психологическая аккультурация (psychological acculturation)

Процесс изменения в психологии индивида под воздействием культуры [Graves T. D., 1967]

Стресс аккультурации (acculturative stress)

совокупность различных  симптомов: психосоматических и  психологических жалоб в процессе адаптации к новой культурной среде [Berry J. W., Annis R. C., 1974]

Психологическая адаптация

«совокупность внутренних психологических  последствий (ясное чувство личной или культурной идентичности, хорошее  психологическое здоровье и достижение психологической удовлетворенности  в новом культурном контексте)» [Лебедева Н.М., 1999, с. 207]

Межкультурная адаптация

«...процесс, благодаря которому человек достигает соответствия (совместимости) с новой культурной средой, а также результат этого  процесса» [Стефаненко Т.Г., 2000, с. 280] Синоним  этнокультурной адаптации, инокультурной  адаптации, кросскультурной адаптации (cross-cultural adaptation) [Kim Y.Y., Gugykunst W. B., 1988]

Этнокультурная адаптация

«Психологическое и социальное привыкание, приспособление людей к  новой культуре, чужим национальным традициям и ценностям, образу жизни  и поведению, в ходе которых согласовываются  нормы-требования и ожидания участников межэтнического взаимодействия» [Этнопсихологический  словарь, 1999, с. 6]


 

 

Культурный шок - это понятие, которое чаще всего используется для отражения процесса вхождения  в новую этнокультурную среду  начиная с 1960-х гг. Впервые термин «культурный шок» был введен в  научный обиход К. Обергом. Автор  выделил следующие симптомы, проявляющиеся  при контакте с незнакомой культурой: 1) напряжение от усилий, прилагаемых  для достижения адаптации; 2) чувство  потери (профессии, статуса, привычного окружения); 3) чувство отверженности  при контакте с представителями  другой культуры; 4) ролевая диффузия; 5) тревожность, отвращение или негодование  при анализе различий между культурами; 6) чувство неполноценности [К. Oberg, 1960]. После выдвинутой К. Обергом гипотезы культурного шока появилось большое  количество исследований, посвященных  трудностям, с которыми сталкиваются визитеры при освоении новой культурной среды. Анализ работ по проблеме культурного  шока был проведен известными учеными  Адрианом Фернхэмом и Стефеном Бочнером в известном труде «Культурный  шок: психологические реакции на незнакомое окружение» (1986), где они, подводя итог, дают следующее определение  культурного шока: «Культурный шок - это шок от нового. Гипотеза культурного  шока основана на том, что опыт новой  культуры является неприятным или шоковым  частью потому, что он неожидан, а  частью потому, что он может привести к негативной оценке собственной  культуры».

Концепция культурного шока была популярна до 70-х гг. XX века, но в последнее время все более  популярным является термин «стресс  аккультурации». По своему значению стресс аккультурации близок культурному  шоку, но в меньшей степени акцентирует  внимание на отрицательных симптомах. Среди последних наиболее часто  исследователи упоминают повышенный уровень тревожности и депрессии [Berry J.W., Annis R.C., 1974]. Среди преимуществ  концепции стресса аккультурации  обычно выделяют, во-первых, связь с  теориями психологического стресса  и, во-вторых, понимание того, что  источником проблем является не собственно культура, а межкультурное взаимодействие. Именно последний аспект и является ключевым в понимании «стресса аккультурации» в частности и «аккультурации»  как усвоения культуры вообще.

Аккультурация - это сравнительно новый термин в современной российской этнической психологии. Начиная с  конца 90-х гг. термин аккультурация  входит в категориальный аппарат  этнопсихологии [см., например, Крысько  В.Г., 1999; Лебедева Н.М., 1997, 1999; Стефаненко Т.Г., 2000 и др.]. Причем, с самого начала появление данного понятия носило не только описательный, но и исследовательский  характер. Так, в работе Н.М. Лебедевой (1997) изучалась аккультурация русских  жителей ближнего зарубежья. Чаще всего  под аккультурацией в российской этнопсихологии принято понимать «процесс взаимовлияния людей с определенной культурой друг на друга, а также  результат этого влияния» [Этнопсихологический  словарь, 1999, с. 8]. Это определение  заимствовано из работ западных ученых, которые, начиная с конца 30-х гг. XX века активно занимаются проблемами адаптации к новой культурной среде.

Термин «аккультурация»  впервые был использован антропологами  Р. Редфилдом, Р. Линтоном и М. Херсковицем. В своей книге «Меморандум  исследования аккультурации» (1936) они  представили следующее, ставшее  классическим, определение аккультурации: «Аккультурация представляет собой  феномен, возникающий в результате непосредственного, продолжительного контакта групп индивидов с разными  культурами, выражающийся в изменении  паттернов оригинальной культуры одной  или обеих групп... это определение  аккультурации отличается от простого изменения культуры, которое является аспектом аккультурации и ассимиляции, которая является фазой аккультурации» [Redfield R., Linton R., Herskovits M., 1936, c. 149-151]. Позднее  под аккультурацией понимали: «... изменения  в культуре, инициированные столкновением  двух или более автономных культурных систем» [Social Science Research Council, 1954, c. 974].

Как видно из обозначенных выше определений, аккультурация первоначально  доминировала в качестве социологической  категории и понималась как процесс  изменения в культуре группы. И  лишь позднее психологический компонент - изменения, которые происходят в  индивидах во время аккультурации  их группы - был добавлен в определение  аккультурации.

Информация о работе Этническая психология