Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 18:52, курсовая работа
Предмет, история и задачи этнической психологии. Психологическая антропология. Кросскультурная психология. Этническая психология. Цели и основные задачи этнопсихологии.
практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных
заведений /Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровскй, О.В.Соловьевой. 2-е испр.изд.
М.: Смысл, 1996. С.167-184.
2. Разработать 3-х дневную программу тренинга межкультурного взаимодействия для
старшеклассников, используя опыт личного участия в подобном тренинге на занятиях
практического блока курса и материалы учебно-методических пособий:
ВачковИ. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М.,2000.
Гриценко В.В. Тренинг повышения эффективности социально-психологической
адаптации детей вынужденных мигрантов: Учебно-методическое пособие / В.В.Гриценко,
Н.Е.Шустова. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2004 – 140с.
Лебедева Н.М., Стефаненко Т.Г., Лунева О.В. Межкультурный диалог в школе.
Кн.2. Программа тренинга. – М.: Изд-во РУДН, 2004. –300с.
Лебедева Н.М., Стефаненко Т.Г., Лунева О.В. Межкультурный диалог в школе.
Кн.1. теория и методология: Научное издание.– М.: Изд-во РУДН, 2004. –195с.
Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Тренинг этнической толерантности
для школьников. Учебное пособие для студентов психологических специальностей. – М.:
«Привет», 2004. – 358 с.
Методические рекомендации к выполнению самостоятельной работы:
Объем реферата должен составлять 10-15 страниц, ссылки на литературу в
тексте обязательны.
Структурареферата:
а. Введение (актуальность темы, уровень разработанности проблемы в теории,
ссылки на авторов).
б. Основная часть.
в. Заключение (обобщение и выводы по теме).
г. Литература (не менее 7 использованных источников).
Критерии оценки реферата При написании реферата надо учитывать, что,
оценивая реферат, преподаватель обычно использует следующие критерии:
- умение сформулировать цель работы;
- умение подобрать научнуюлитературу по теме;
- полнота и логичность раскрытия темы;
- самостоятельность мышления;
- стилистическая грамотность изложения;
- корректность выводов;
15
- правильность оформления работы.
Объем реферативного сообщения должен составлять не менее 6 страниц,
ссылки на литературув тексте обязательны.
Структурареферативного сообщения:
а. Основная часть.
б. Литература (не менее 3 использованных источников).
16
4. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Вопросы к зачету по дисциплине ォКросс-культурная психологияサ.
1. Понятие о культуре, факторы формирования культуры.
2. Психологические характеристики культур.
3. Эмик- и этик-аспекты культуры.
4. Предмет и задачи кросс-культурнойпсихологии как науки.
5. Место кросскультурной психологии в системе наук, изучающих особенности
культур.
5. Психологическое измерение культур. Понятие культурногосиндрома.
6. Культурные синдромы Г.Триандиса: простота-сложность, индивидуализм-
коллективизм, открытость-закрытость.
7. Психологичекие измерения культур Г.Ховстеда: избегание неопределенности,
дистанция власти, маскулинность-фемининность.
8. Культураи познание – проблема в ракурсе истории.
9. Исследования влияния культуры на восприятие М.Коула и С.Скрибнера.
Проблема избирательности восприятия. Гипотеза перцептивного опыта.
10. Культураи мышление. Понятие об интеллекте в разных культурах.
11. Категоризация, память и решение задач в разных культурах.
12. Концепции «базовой» и «модальной» личности.
13. Понятие о национальном характере. Актуальный этнопсихологический статус
личности
14. Имплицитные теории личности. Самоконтроль. Самосознание. Социальные
стереотипы, социальная тревожность, локус контроля.
15. Самоконцепции как культурныйфеномен. Социальная и личная идентичность.
16. Культураи факторы ситуации общения: ценности, нормы, правила, роли.
17. Специфика вербального общения в различных культурах. Стили вербального
общения общения.
18. Специфика невербального общения в различных культурах.
19. Проксемика и тактильные взаимодействия в контексте культуры.
20. Чувство времени в разных культурах: полихромное и монохромное время.
21. Основные подходы к исследованию межгрупповых отношений.
22. Проблема неадекватности межгруппового восприятия.
23.Понятие о социокультурной адаптации, аккультурации.
24.Культурныйшок и этапы межкультурнойадаптации.
25.Факторы адаптации к новой культурнойсреде.
26. Последствия межкультурныхконтактов для групп и индивидов.
27.Техника повышения межкультурнойкомпетентности.
17
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература
1. Гриценко В.В., Константинов В.В. Тренинг оптимизации социально-психологической
адаптации вынужденных мигрантов: Учеб.-метод. пособие. Балашов: Изд-во
«Николаев», 2004. – 56 с.
2. Психология и культура Психология и культура /Под ред. Д.Мацумото. СПб: Питер,
2006. 718 с.
3. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология: учебник для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по направлению подготовки и специальности "Психология".- 4-е изд.,
испр. и доп.- Москва: Аспект Пресс, 2007. 367 с.
Дополнительная литература
Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. - М., 1990.
Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. - М., 1983.
Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров: Психолог.
Психопедагог. Психоисторик / Акад.пед.и социальных наук; Моск.психол .- соц.ин-т
.- М.: Изд-во ин-та практ.психологии; Воронеж, НПО МОДЭК, 1996 .- 768: кх 1 экз.
Белик А.А. Культураи личность: Учебное пособие. М.: РГГУ, 2001.
Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. «Этническая идентичность: понятие, формирование,
модели измерений»
Большаков, В.Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры .- СПб. :
Социально-психологический центр, 1996 .- 380 с.: очз 2 экз.
Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика: Учеб. пособие для студ.
старших курсов психол. ф-тов и отд-ний ун-тов.- М.: Издательство __________института
психотерапии, 2000.- 368: очз 2 экз.
Бондырева С.К. Толерантность (введение в проблему) / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов;
Мин-во образования РФ; Рос. академия образования; Моск. психолого-соц. ин-т .-
М. : Моск. психол .- соц. ин-т; Воронеж: НПО МОДЭК, 2003 .- 240 с.: кх 1 экз.
Бороноев А.О., Смирнов П.И. Российский менталитет и реформы // Общество и
политика: Современные исследования, поиск концепций. - СПб., 2000. - С. 274-302.
Брушлинский, А.В. Культурно-историческая теория мышления: Философские проблемы
психологии: Электрон. ресурс / А.В. Брушлинский .- М.: Высшая школа, 1968 .- 104
с. // Электронная библиотека СГУ: Т.2 - психология: часть 1. мультимедийная
библиотека 1 экз.
Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психодиагностике. -СПб., 1999.
Васильев, Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов / Н.Н. Васильев .- СПб. : Речь, 2003 .-
174 с.: кх 1 экз.
ВачковИ. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. -М.,2000.
Введение в практическую социальную психологию: Учеб. пособие для студ. вузов по
спец. "Психология" / Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой .- 2-е
изд., испр.- М.: Смысл, 1997 .- 373 с. очз 1 экз.
Введение в практическую социальную психологию: Учеб. пособие для студ. вузов по
спец. "Психология" / Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой .- 3-е
изд., испр .- М.: Смысл, 1999 .- 377 с очз 1 экз.
Воловикова М. Возвращение к себе (психология, символ, культура) /М. Воловикова, А.
Трофимов; РАН. Ин-т психологии .- М.: Товарищество Рос. книгоиздателей, 1995.-
191 с. : кх 1 экз
18
Воловикова, М.И. Представления русских о нравственном идеале / М.И. Воловикова;
Рос. академия наук, ин-т психологии .- М.: Изд-во "Институт психологии РАН",
2003.- 312 с. кх 1 экз.
Воловикова, М.И. Представления русских о нравственном идеале / М.И. Воловикова ;
Рос. Акад. наук, ин-т психологии .- Изд. 2-е, испр и доп .- М. : Институт психологии
РАН, 2005.- 332 с. кх 1 экз
ГордееваТ. О. Кросс-культурныйэксперимент // Методы исследования в психологии:
Гриценко В.В., Смотрова Т.Н. Взаимосвязь ценностных ориентаций этнических
мигрантов и их склонности к девиантному поведению // Психологический журнал,
2005. Том 26. №6. С.53-68
Гриценко В.В., Шустова Н.Е. Социально-психологическая адаптация русских
переселенцев в российском обществе» //Психологический журнал, 2004, том 25, №3,
с.25-33.
Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян
XIX в. - М., 1986.
Знаков В.В. Правда и ложь в сознании русского народа и современной психологии
понимания / РАН. Ин-т психологии .- М., 993 .- 116 с.: очз 3 экз.
Идентичность и толерантность / Под ред. Н.М. Лебедевой. - М., 2002.
Кобозоева И.М. Немец, англичанин, француз и русский: Выявление стереотипов
национальных характеров через анализ коннотаций этнонимов // Вестник Моск. ун-
та. Сер. 9. - 1995. - № 3. -С. 100-118.
Кон И. С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры//
Социальная психология личности. - М., 1979. -С. 85-113.
Кон И. С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива. -М., 1988.
Кон И. С. Этноцентризм // Философский энциклопедический словарь. -М., 1983. -С. 812.
Корнилов О.А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. -
М., 2003.
Коул М. Культурно-историческая психология. М.: «Когито-Центр», Изд-во «Институт
Психологии РАН», 1997.
КоулМ., Скрибнер С. Культураи мышление М.: Прогресс, 1999
Кочетков В.В. Психология культурных различий: Учебное пособие для вузов. М.:ПЕР
СЭ, 2002.
Лабунская В.А. Экспрессия человека: Общение и межличностное познание. - Ростов-на-
Дону, 1999.
ЛебедеваН.М. Введение __________в этническую и кросс-культурнуюпсихологию. -М., 1999.
ЛебедеваН.М. Новая русская диаспора. - М., 1997.
ЛебедеваН.М. Социальная психология этнических миграций. - М., 1993.
Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г., Мартынова М.Ю. Межкультурный
диалог. Тренинг этнокультурнойкомпетентности. - М. РУДН, 2003.
Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Социально-психологические факторы этнической
толерантности и стратегии межгруппового взаимодействия в поликультурных
регионах России // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - № 5.- С. 31-54.
Лебедева, Н.М. Тренинг этнической толерантности для школьников: учебное пособие
для студентов психологических специальностей / Н.М. Лебедева, О.В. Лунева, Т.Г.
Стефаненко.- М. : Привет, 2004 .- 358 с. кх 1 экз.
ЛопуленкоН.А. Использование фольклора в воспитании толерантности у школьников (на
примере пословиц народов России) // Толерантность и культурная традиция / Под
ред. М.Ю. Мартыновой. -М., 2002. -С. 325-393.
Лунева О. В. Социально-психологический тренинг в работе с персоналом //
Социологический сборник. - Вып. 6 / Под ред. В. А. Лукова. - М., 2000.
Лунева О.В. Социально-психологический тренинг. Мастер-класс (Практическая
психология). - М., 2002.
19
Лурье СВ. Историческая этнология. - М., 1998.
Майерс Д. Социальная психология. -СПб., 1997.
Нетерпимость в России: старые и новые фобии / Под ред. Г.Витковской, А.Малашенко;
Моск. Центр Карнеги .- М., 1999 .- 196 с. очз 3 экз
Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. - М.,
1989.
Почебут Л. Г. Этнические факторы развития личности // Введение в этническую
психологию. - СПб., 1995. - С. 66-83:
Психоанализ и культура : Избр. трудыК.Хорни и Э.Фромма .- М.: Юрист, 1995 .- 623 с .-
( Лики культуры). кх 1 экз.
Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. - СПб., 2000.
Психологи о мигрантах и миграции в России : Инф.-аналит. бюллетень №4 / Рос.
Красный Крест; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, ф-т психологии; Науч .- практ.
центр "Гратис" .- М.: Смысл, 2002 .- 159 с.: кх 1 экз.
Психологическая помощь мигрантам: травма смена культуры, кризис идентичности :
Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Под общ. ред.
Г.У. Солдатовой .- М. : Смысл, 2002 .- 479 с .: очз 1 экз., кх 2 экз.
Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической
работы / Под ред. Г.У. Солдатовой .- М.: Смысл, 2001 .- 279 с.: очз. 1 экз.
Резников, Е.Н__________. Методические проблемы этнической психологии / Е.Н. Резников .- М. :
Ин-т психологии РАН, 2005 .- 240 с .: кх 1 экз.
Рот Ю., Коптельцева Г. Встречи на грани культур: Игры и упражнения для
межкультурногообучения. - Калуга, 2001.
Сикевич З.В. Национальное самосознание русских (социологический очерк). - М., 1996.
Ситарам К.С, Когделл Р.Т. Основы межкультурной коммуникации // Человек. - 1992. -
№ 2. - С. 51-64; - № 3. - С. 60-68; - № 4. -С. 106-116; - № 5. - С. 100-107.
Солдатенков А.Н. Исследование этнических стереотипов в Ростовской области //
Этническая толерантность в поликультурных регионах России / Под ред. Н.М.
Лебедевой, А.Н. Татарко. - М., 2002. -С. 212-252.
Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М., 1998.
Стефаненко Т. Г. Методы подготовки к межкультурномувзаимодействию // Стефаненко
Т.Г., ШлягинаЕ.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. -
М., 1996. - С. 55-78.
Стефаненко Т.Г. Адаптация к новой культурнойсреде и пути ее оптимизации //Введение
в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных
заведений /Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровскй, О.В.Соловьевой. 2-е испр.изд. М.:
Смысл, 1996. С.167-184.
Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М., 2003.
Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учебник для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по направлению подготовки и специальности "Психология" / Т. Г.
Стефаненко .- 4-е изд., испр. и доп .- М.: Аспект Пресс, 2007 .-367, [1] с. Хранение:
аб 23 экз., кх 1 экз., очз 1 экз.
Стефаненко Т.Г., Солдатенков А.Н. Мастерская «Культурный ассимилятор» // Век
толерантности: Научно-публицистический вестник. -2001. -№3-4. - С. 136-145.
Толерантность и культурнаятрадиция / Под ред. М.Ю. Мартыновой. -М.,2002.
Фопель, К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и
упражнения = Spiele? die verbinden Band 1, 2: Offenheit und Vertrauen in der
Anfangsphase : пер. с нем. / К. Фопель .- М. : Генезис, 2005 .- 336 с.: кх 1 экз.
Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура/ З. Фрейд .- М.: РЕНЕССАНС, 1992 .- 291 с.:
кх 1 экз., очз. 1 экз.
Фромм Э. Иметь или быть? - М., 1986.
20
Холл__