Этническая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Предмет, история и задачи этнической психологии. Психологическая антропология. Кросскультурная психология. Этническая психология. Цели и основные задачи этнопсихологии.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая коммуникация Этническая психология.docx

— 372.48 Кб (Скачать файл)

Эмические проблемы нуждаются в длинных названиях. Существуют такие аспекты общего понятия, к-рые не совсем знакомы  людям одной страны, пытающимся понять жителей др. Поскольку Миллер и  ее коллеги хотели довести свои рез-ты до сведения аудитории и в США  и в Польше, то им пришлось подробно растолковать эмику. Ядро понятия относительно легко описать, поскольку по определению  оно представлено общими для обеих  стран аспектами. Однако поскольку  эмика одной страны малознакома  жителям др., иногда необходимы хитроумные ярлыки. Использование эмико-этической  схемы преследует и практ. цели, напр. подготавливает людей к жизни  в др. странах, отличающейся от жизни  на родине. Этические аспекты понятия  можно использовать для знакомства с материалом, посвященным жизни  др. культуры, поскольку эти аспекты  имеют общее значение. Эмические  аспекты можно вводить позднее  и уделять им особое внимание, поскольку  эмика др. страны может оказаться  неизвестной и достаточно запутанной.

Примеры кросс-культурных исследований: обучение и познание

Б. ч. во время первых кросс-культурных исслед. обучения и  познания наблюдатели сравнивали ответные реакции различных культурных групп  в разных частях мира с ответными  реакциями евро-американцев, поэтому  удивление исследователей по поводу того, как медленно прогрессировало  научение у представителей др. культур, как неэффективно люди организовывали материал, к-рый следовало выучить, какими неглубокими казались объяснения их реакций и какими тихими и безучастными выглядели люди тогда, когда (по мнению экспериментаторов) им предоставлялась  заманчивая возможность научиться  чему-то новому и/или продемонстрировать успехи в обучении, было неизбежным. Выступая против подобной интерпретации, неск. более искушенных в кросс-культурных исслед. ученых внимательно проанализировали рез-ты этих работ и рекомендовали  быть более осторожными при интерпретации  рез-тов. Толчком к проведению последующих  исслед. стала демонстрация того, что  на научение сильно влияет соц. контекст, в к-ром люди живут и работают.

Так, Лабов проанализировал  сложную проблему, заключающуюся  в том, что чернокожих детей в  США их белые школьные учителя  определяют как «необщительных» («noncommunicative») и «заторможенных» (попfluent). Однако когда эти же самые дети находятся  в компании равных им за пределами  школы, они поражают своей общительностью и находчивостью; на самом деле, вербальная находчивость яв-ся желательной чертой, влияющей на статус. При проведении аналогичного анализа группа под  руководством Коула исследовала  трудности, с к-рыми сталкиваются в  школах дети из либерийского племени  кпелле, резко противоречащие тем  навыкам, к-рые они демонстрируют  за стенами школы. Учителя часто  выносят им вердикт о «неадекватности  в школе», хотя их умения, проанализированные Коулом вне школы (напр., определение  объема), иногда намного превосходили те, к-рыми обладали сопоставимые группы в США.

Тщательное изучение этих и др. ситуаций, связанных с  обучением, побудило Коула суммировать  рез-ты своей огромной работы в следующем  коротком утверждении: «Культурные  различия в процессе познания заключаются  скорее в конкретных ситуациях, к  к-рым применяются эти процессы, чем в существовании процесса познания в одних группах и  его отсутствии в др.». Этот обобщающий закон имеет много следствий. Он означает, что люди, в независимости  от конкретной культуры, обладают соотв. умениями и навыками, но исключительно  важны ситуационные характеристики, позволяющие их использовать.

Еще одно следствие  заключается в том, что о компетентности не всегда можно судить по уровню исполнения. Если чел. не в состоянии выполнить  задание или хорошо пройти тест, это не означает отсутствия у него способностей. Этот вывод противоречит обычному убеждению, согласно к-рому чел., не выполнивший задание на удовлетворительном уровне, не обладает достаточной компетентностью  или способностями. Предпочтительное в этом случае объяснение, за к-рое  горячо ратует Коул, заключается в  том, что само задание или ситуационная природа испытания тж могут порождать  плохое выполнение. Эти ситуационные элементы включают в себя необычные  материалы в задании, непривычные  временные ограничения при выполнении задания, присутствие заставляющего  нервничать постороннего с высоким  статусом, проводящего тест, и т. д.

Методы кросс-культурных исследований: коммуникация с испытуемыми 

Методы кросс-культурных исслед. стали особой областью, изучению к-рой посвящены целые книги. Базовый  элемент хорошей методологии  — коммуникация с испытуемыми. Без  ясного понимания инструкций исследователя  и того, и того, что означают ответные реакции испытуемых, исслед. может  оказаться не только ошибочным, но и  опасным.

Для того чтобы  можно было проверить наличие  хорошей коммуникации между исследователями  и участниками исслед., были разраб. различные методики. Ирвин и Кэрролл  предложили неск. этапов тестирования: разделение испытуемых для того, чтобы  избежать смущения; устные инструкции с использованием наглядных вспомогательных  средств; перевод инструкций, осуществляемый типичными представителями группы респондентов; практика на простых  примерах под руководством исследователя; начало любой серии тестов с задач, уже знакомых респондентам; создание доброжелательной атмосферы во время  тестирования. Если предметом исслед. является сложное понятие, такое  как понятие стадии развития детей  согласно теории умственного развития Пиаже, оно может проводиться  в виде обучающего исслед.

Коммуникации между  исследователем и участниками может  значительно помочь введение элементов  творчества. Де Ласей убедился в  том, что дети австралийских аборигенов понимают такие термины, как «красный», «круг» и «круглый», показывая им деревянные модели и предлагая им поиграть с образцами различной формы, выкрашенными в разные цвета. Их тж просили показать примеры этих терминов до того, как начался настоящий эксперимент по изучению способности к классиф. В др. работе Прайс-Уильямс исследовал приобретение различных понятий Пиаже представителями племени тив в Центральной Африке. В эксперименте по сохранению дискретных свойств стандартный метод Пиаже предусматривает использование бусинок в коробочках. Прайс-Уильямс попытался его применить, но неожиданно столкнулся с коммуникативными трудностями, после чего заменил бусины на орехи, с к-рыми люди из племени тив были знакомы гораздо лучше. Рез-ты оказались близкими к демонстрируемым детьми европейских наций. Во мн. кросс-культурных исслед., где евро-американских детей могут сравнивать с детьми, принадлежащими к др. культурам, существует фактор, к-рый можно определить как «явное внимание к коммуникации с испытуемыми». Когда этот фактор присутствует в эксперименте, возрастает вероятность сходства рез-тов для евро-американской и др. культур. Стандарты коммуникации с испытуемыми стали настолько высокими, что когда исследователи сообщают о более низких рез-тах к.-л. измерений у представителей одной культуры по сравнению с др., то искушенные читатели желают получить гарантии относительно того, что эти данные не яв-ся следствием неспособности исследователя обеспечить наилучшее выполнение заданий.

Любое определение  психологии должно учитывать наблюдения, проведенные в различных частях света, а не только в тех неск. странах, в к-рых ист. проводилось  наибольшее количество исслед. Т. о., кросс-культурные исслед. занимают центральное место  в развитии психологии. Их вклад  должен возрасти в будущем, поскольку  все больше психологов из различных  стран освобождаются от ограничений, накладываемых европейскими и американскими  теориями. Психологи в др. странах  могут создавать свои собственные  теории для того, чтобы дать объяснение эксперим. данным, отличающимся от прогнозов, сделанных на основе евро-американских теорий. Кросс-культурные данные могут  скорректировать рез-ты, полученные только для неск. стран, указывая на специфические ограничения теорий. Более того, кросс-культурные факты  могут дать стимул к новому мышлению, к-рое, в свою очередь, приведет к  новым и более общим теориям.

См. также Аккультурация, Процессы коммуникации, Культурные различия, Этнические группы, Этнические меньшинства, Этноцентризм, Полезависимость, Теория Пиаже, Методология (научных) исследований, Научный метод, Анализ рабочих заданий, Территориальность, Труд и игра

Р. Брислин

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПРОГРАММА (СОДЕРЖАНИЕ) УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Предмет и задачи кросс-культурной психологии как науки

Понятие о культуре, факторы формирования культуры. Психологические

характеристики культур. Понятие об этноцентризме. Социальные последствия культуры.

Культура и здоровье, неравенство половых ролей, мораль и др. Эмик- и этик-аспекты

культуры.

Предмет и задачи кросс-культурной психологии как науки. Место кросс-

культурнойпсихологии в системе наук, изучающих особенности культур.

Психологическое измерение культур. Культурные синдромы Г.Триандиса:

простота-сложность, индивидуализм-коллективизм, открытость-закрытость.

Психологические измерения культурГ.Ховстеда: избегание неопределенности, дистанция

власти, маскулинность-фемининность.

Тема 2. Культура и познавательные процессы

Культура и познание – проблема в ракурсе истории. Культура и восприятие.

Исследования влияния культуры на восприятие М. Коула и С. Скрибнера. Зрительные

иллюзии. Проблема избирательности восприятия. Гипотеза перцептивного опыта.

Культура и мышление. Понятие об интеллекте в разных культурах. Проблемы и

парадоксы интеллектуального тестирования. Категоризация, память и решение задач в

разных культурах.

Тема 3. Личность в контексте культуры

Концепции «базовой» и «модальной» личности. Понятие о национальном

характере. Актуальный этнопсихологический статус личности

Личность в межкультурном общении. Имплицитные теории личности.

Самоконтроль. Самосознание. Социальные стереотипы, социальная тревожность, локус

контроля.

Самоконцепции как культурный феномен. Социальная и личная идентичность.

«Лицо» в культуре. Позитивное и негативное лицо.

Тема 4. Культура и общение

Культураи факторы ситуации общения: ценности, нормы, правила, роли. Культура

и вербальное общение. Стили вербального общения общения: прямой и непрямой;

искусный, точный, сжатый; личностный и ситуационный, инструментальный и

аффективный.

Культура и невербальное общение. Среда как фактор регуляции общения.

Проксемика в контексте культуры. Тактильные взаимодействия. Чувство времени в

разных культурах: полихромное и монохромное время. Межличностная синхронность в

невербальном общении

Тема 5. Проблемы межкультурного взаимодействия

Проблемы межкультурного общения и взаимодействия. Основные подходы к

исследованию межгрупповых отношений: мотивационные (З.Фрейд, Т.Адорно),

ситуативные (М.Шериф и др.), когнитивные (Г.Тэджфел и Дж.Тернер). Проблема

неадекватности межгруппового восприятия. Суггестия и контрсуггестия в межгрупповом

3

восприятии. Кросс-культурные исследования ингруппового фаворитизма и аутгрупповой

дискриминации. Межличностные отношения в межкультурномобщении.

Тема 6. Психология этнических миграций и проблема аккультурации

Психология этнических миграций и проблема аккультурации. Стресс аккультурации.

Гипотеза «культурного шока». К.Обегр: аспекты культурного шока. Традиционные

теории «культурногошока»: теория горя и утраты, теория, основанная на связи здоровья с

локусом контроля, теория селективной миграции, теория ценности ожиданий;

Современные теории «культурного шока»: теории негативных жизненных событий,

ценностных различий и социальной поддержки. Психологическая, социокультурная и

экономическая адаптация. Понятие о культурнойдистанции.

Модели аккультурации по Дж.Берри: ассимиляция, сепарация, маргинализация и

интеграция. Этническая идентичность и этническая толерантность как показатели

аккультурации. Психологическая адаптация к иной географической среде. Последствия

межкультурныхконтактов по С.Бочнеру: геноцид, ассимиляция, сегрегация и интеграция.

Мультикультурализм.

4

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ТРЕНИНГ МЕЖКУЛЬТУРНОГОВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ЗАНЯТИЕ 1. (4 часа)

Тема: «Введение в тренинг межкультурного взаимодействия. Этническая

картина мира и межкультурное общение»

Цели:

1. Создание информационно-мотивационной основы тренинга межкультурного

взаимодействия

2. Осознание культурной специфичности «картины мира» и ее отражения в

фольклоре, вербальном и невербальном поведении

Задачи:

1. Знакомство участников тренинга

2. Формирование благоприятного психологического климата

3. Формирование мотивации (групповой и индивидуальной)

4. Выработка групповой конвенции и правил поведения в группе

5. Развитие навыков выступления в группе

6. Формирование этнокультурной сензитивности (чуткости к культурным

особенностям)

На начальном этапе происходит Составление списка правил, которые должны

использоваться в группе.

Вступительное слово. На нашей планете непрерывно происходят миграционные

процессы, в каждой стране проживают представители различных национальностей.

Люди, проживающие в разных странах, часто сталкиваются с проблемой самоотнесения с

какой-либо этнической группой, отношения к другим группам (сюда входит отношение к

культуре, обычаям, ритуалам, языку) и их представителям. В целом можно сказать, что

всеми этими вопросами занимается междисциплинарная наука – этнопсихология. Можно

выделить основные понятия, рассматриваемые в рамках этой дисциплины

Социализация. Здесь изучается процесс социализации, ее средств, методов,

специфических способов освоения детьми культуры своего народа. Изучение

непосредственных результатов социализации – устанавливается, чем отличаются

ценности, идеалы, стереотипы поведения детей, а в последующем и взрослых, выросших в

разных социокультурныхсредах.

1. Межкультурная адаптация – сложный процесс, в случае успешного

завершения которого человек достигает совместимости с новой культурной

средой, принимая ее традиции как свои собственные и действуя в

соответствии с ними. Можно выделить и психологическую аккультурацию–

процесс изменения в психологии индивида.

2. Этническая идентичность – психологическая категория, которая относится к

осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности.

Здесь следует разделять такие понятия как этническая идентичность,

этничность и Этничность – социологическая категория, которая относится к

определению этнической принадлежности по ряду объективных признаков:

этнической принадлежности родителей, месту рождения, языку, культуре.

Если этничность – приписываемая обществом характеристика, то

этническая идентичность достигается индивидом в процессе

конструирования социальной реальности на основе этничности, В реальной

жизни субъективная идентичность и социально предписанная идентичность

далеко не всегда совпадают.

3. Межгрупповые отношения – отношения, объектом и субъектом которых

являются группы, в том числе и этнические общности. Сюда входят

5

межгрупповое восприятие в межэтнических отношениях – это и проявления

Информация о работе Этническая психология