Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 14:44, курсовая работа
Цель работы – изучение этнических стереотипов городских и сельских старшеклассников.
Задачи:
Рассмотреть:
- теоретические проблемы этнических стереотипов в отечественной и зарубежной психологии;
- понятие социальных стереотипов в современной социальной психологии;
- понятие этнических стереотипов в современной науке;
- этнические стереотипы старшеклассников;
- этнические стереотипы городских и сельских школьников.
Введение 3
1 Теоретические проблемы этнических стереотипов в отечественной и зарубежной психологии 4
1.1 Теоретические подходы к проблеме этнического в отечественной и зарубежной психологии 4
1.2 Понятие социальных стереотипов в современной социальной психологии 17
1.3 Понятие этнических стереотипов в современной науке 25
1.4 Этнические стереотипы старшеклассников 31
1.5 Этнические стереотипы городских и сельских школьников 35
Заключение 39
Список литературы 41
Содержание
Введение 3
1 Теоретические
проблемы этнических
1.1 Теоретические
подходы к проблеме
1.2 Понятие
социальных стереотипов в
1.3 Понятие
этнических стереотипов в
1.4 Этнические стереотипы старшеклассников 31
1.5 Этнические
стереотипы городских и
Заключение 39
Список литературы 41
Введение
Впервые понятие «стереотип» было введено в науку американским психологом У. Липпманом. В 1922 г. в книге «Общественное мнение» он использовал термин «социальный стереотип», определяя его как упорядоченную, схематичную, детерминированную культурой «картинку мира» в голове человека. Он же указал на две важнейшие причины стереотипизирования.
Первая причина заключается в реализации принципа экономии усилий, характерного для повседневного человеческого мышления. Данный принцип означает, что люди не стремятся реагировать на окружающие явления каждый раз по-новому, а подводят их под уже имеющиеся категории.
Вторая причина
Актуальность исследования. В современной общественной жизни этнический фактор обретает всё большее теоретическое и практическое значение. Во всем мире наблюдается парадоксальный «взрыв» этничности, характеризуемый бурным ростом этического самосознания, обострением межэтнических отношений, возникновением конфликтов на этнической почве.
Цель работы – изучение этнических стереотипов городских и сельских старшеклассников.
Задачи:
Рассмотреть:
- теоретические
проблемы этнических
- понятие
социальных стереотипов в
- понятие
этнических стереотипов в
- этнические стереотипы старшеклассников;
- этнические
стереотипы городских и
1 Теоретические проблемы этнических стереотипов в отечественной и зарубежной психологии
1.1 Теоретические
подходы к проблеме
Вопреки длительное время
существовавшему на Западе мнению,
будто социально-
Не случайно, поэтому специфично
было и развитие в нашей стране
социальной психологии (отраслью которой
является этническая психология), нацеленной
первоначально на приоритетное изучение
массовидных явлений и
Отсюда родилось и понимание того, что духовная жизнь социальных групп (от самых простых до классов, наций, религиозных конфессий, политических институтов) и ее психологическое содержание, будучи отражением определенных условий повседневного бытия и общественных отношений, играют в то же время активную роль в историческом процессе, являются внутренней основой его развития. Всестороннее изучение духовной жизни социальных групп, таким образом, представляет огромный практический интерес и не должно оставаться вне внимания представителей различных областей научных знаний.
Особый интерес в России
всегда вызывали национальные и межнациональные
аспекты духовной жизни многочисленных
народов нашего государства. Само же
решение вопросов национального
строительства, проблем межнациональных
отношений, правильное осмысление различных
форм взаимодействия и взаимного
проникновения национальных культур,
своеобразия поведения
Этническая психология как
наука зародилась первоначально
в России, на полтора десятилетия
раньше появления теории психологии
народов М. Лацаруса, X. Штейнталя
и В. Вундта, которых за рубежом
почему-то считают основателями этой
отрасли знаний. В конце XIX — начале
XX вв. именно нашей стране принадлежал
приоритет в обширных прикладных
этнопсихологических
Этнопсихология в нашем
государстве сразу же стала очень
важной отраслью знаний, имеющей глубокие
исторические и культурные корни
и явившейся практическим ответом
на необходимость изучения психологического
склада, традиций и привычек поведения
многочисленных его народов. На большую
практическую значимость их познания
указывали такие
А. И. Герцен, в частности, писал: «...Не зная народа, можно притеснять народ, кабалить его, завоевывать, но освобождать нельзя...».1 Это его высказывание очень актуально и в сегодняшних условиях развития нашей страны.
Философ и публицист Н.Г.Чернышевский
(1828—1889) считал, что каждый народ
имеет «свой патриотизм», свою психологию,
которые проявляются в
Чернышевский внес свой вклад
в разработку теории этнопсихологии.
По его мнению, каждый народ представляет
такое соединение людей, которые
схожи между собой по степени
умственного и нравственного
развития. Он подчеркивал, что национальный
характер есть некоторая итоговая сумма
проявления разных качеств представителей
того или иного народа, которые
не наследственны, а результат исторического
развития и форм его повседневного
бытия. В структуру национального
характера Чернышевский предлагал
включать умственные и нравственные
особенности людей, связанные с
разностью их языка, своеобразием образа
жизни и обычаев, спецификой теоретических
убеждений и образования. Он оставил
в наследство следующим поколениям
много психологических
В конце 60-х гг. XIX в. публицист
и социолог Н. Я. Данилевский (1822—1885)
опубликовал фундаментальную
Данилевский, в частности,
выделял в качестве одного из культурно-исторических
типов славянский и последовательно
рассматривал все его основные характеристики,
сравнивая с европейским (романо-германским)
типом (а иногда и противопоставляя
ему). По мнению Данилевского, отличия
этих типов могут и должны быть
найдены в трех сферах духовной жизни
их представителей: умственной, эстетической
и нравственной. Для отыскания
их своеобразия он предлагал избрать
путь не простого описания общечеловеческих
качеств, а выявления и последующего
изучения таких черт национального
характера людей, которые накладывают
отпечаток и активно
Особые заслуги в развитии этнической психологии в России принадлежат Н. И. Надеждину, К. Д. Кавелину и К. М. Бэру.
Этнограф, историк и литературовед Н. И. Надеждин (1804 — 1856) опубликовал большое количество работ («Великая Россия», «Венеды», «Венды», «Весь», «Вогуличи»), в которых дал этнические характеристики многих славянских народов. Он пришел к выводу, что существенные различия между этносами порождены прежде всего неодинаковостью природных условий. «Тропическое солнце, опалив кожу араба, — писал он, образно и емко подтверждая свою точку зрения, — вместе с тем раскалило кровь в его жилах, воспламенило огненную фантазию, вскипятило восторженные страсти. Напротив, полярный холод, выморозив до белизны волосы лапландца, застудил в нем и кровь, оледенил ум и сердце. Горцы, гнездящиеся на высотах, всегда гордее и неукротимее мирных жителей долин. Народ морской предприимчивее и отважнее народа средиземного. Чем роскошнее природа, тем племя ленивее, сладострастнее, чувствительнее; напротив, там, где должно отстаивать, оспаривать, завоевывать средства существования, он бодр, трудолюбив, изобретателен».3
Безусловно, позиция русского
ученого, тщательность ее осмысления и
обоснования заслуживают
В 1846 г. на заседании Русского географического общества Надеждин выступил с докладом «Об этнографическом изучении народности русской». Он заявил, что «наука о народности должна подмечать и оценивать все собственно русское в своем складе и быте, в своих способностях, расположениях, потребностях и привычках, в своих нравах и понятиях»4, а также предложил развивать в стране два направления научных знаний, очень значимых для государства, — «этнографию физическую» и «этнографию психическую» (т.е. этнопсихологию).
Под предметом «этнографии
психической» Надеждин подразумевал «обозрение
и исследование всех тех особенностей,
коими в народах более или
менее знаменуются проявления духовной
стороны природы человеческой; то
есть: умственные способности, сила воли
и характера, чувство своего человеческого
достоинства и происходящее отсюда
стремление к беспрерывному
Правовед и публицист
К.Д. Кавелин (1818 — 1885), избранный впоследствии
руководителем отделения
Он призывал к познанию
национальной психологии в целом
путем изучения ее отдельных психических
характеристик в их общей взаимосвязи.
«Народ, — писал он, — представляет
собой такое же единое органическое
существо, как и отдельный человек.
Начните исследовать его
Кавелин считал, что этнические
(в том числе и
Действительный член Петербургской академии наук К. М. Бэр (1792—1876) в марте 1846 г. сделал доклад на заседании Русского географического общества на тему «Об этнографических исследованиях вообще и в России в частности», ставший программным для изучения этнографических и этнопсихологических характеристик представителей многочисленных народов государства. Главная задача при этом, по его мнению, состояла в познании способов жизни, умственных особенностей народа, его нравов, религии, предрассудков и т.д.
Информация о работе Этнические стереотипы городских и сельских старшеклассников