Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 23:44, доклад
Поскольку этнопедагогика предполагает теоретическое осмысление и обобщение фактов народной педагогики, то необходимо сказать и об ее источниках, откуда она черпает необходимый эмпирический материал. Назовем основные из них и дадим их краткое описание.
Практика воспитания, бытующая в народе, главным образом в семье, в людской среде, это — неисчерпаемый, постоянно пополняемый и обновляющийся источник. В этом случае воспитание идет от интуиции, здравого смысла, часто — путем проб и ошибок и потому — иногда успешно, а иногда — с большими издержками.
Позже возникают волшебные, бытовые сказки, сказки о животных,
догосударственные (архаические) формы эпоса. В период формирования
государственности сложился классический героический эпос, затем возникли
исторические песни, баллады. Ещё позже сформировались внеобрядовая
лирическая песня, романс, частушка и др. малые лирические жанры и, наконец,
рабочий фольклор.
Несмотря на яркую национальную окраску фольклорных произведений
разных народов России, многие мотивы, образы и даже сюжеты в них сходны.
1 Сказка
В народном творчестве сказка, вероятно, самое большое чудо. Читая
сказки, мы, сами того не замечая, оказываемся во власти вымысла. В сказках
всегда повествуется о чем-то невероятном, неправдоподобном, но вместе с тем
вымысел несет определенную идею, обычно материализованную в гиперболических
образах: добро и зло ведут постоянную борьбу. Сказка зовет на борьбу со
злом, с врагами Родины, отстаивать добро, справедливость. В ней утверждение
нравственного закона жизни, предельно ясно выражены нравственные принципы,
нормы, эстетические идеалы. Сказка помогает верить в силу добра, которое
побеждает не само по себе, а путем преодолевания трудностей и борьбы со
злом.
В сатирической сказке народ высмеивает безделье, желание легко
получить жизненные блага, жадность и другие человеческие недостатки. И
наоборот воспевает удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружбу.
Получается, что сказка — правда и вымысел одновременно. “Сказка —
ложь, да в ней – намек: добру молодцу – урок.”
Сказка имеет специфический языковой стиль, которому характерны
напевность, повторы различных словосочетаний (жили-были; в некотором
царстве, в тридевятом государстве и др.). Язык сказок очень красив: певуч и
поэтичен, содержит много метафор, сравнений, а так же метких и поучительных
пословиц и поговорок. Все эти особенности делают сказку незаменимым
средством воспитания и обучения детей разных возрастов.
2 Героический эпос
Героический эпос очень напоминает сказку, но в отличие от нее в эпосе
присутствуют не вымышленные, а настоящие герои (Илья-Муромец, Садко и др.).
В эпосе народ воспевает храбрость, мужество, любовь к Родине. Небольшое
путешествие в героический эпос познакомит детей с историческими событиями
давно минувших лет, с героями этих событий. Дети узнают, как относились к
этим событиям наши предки, ведь произведение всегда отражает душу автора.
3 Афоризмы, пословицы, поговорки
Афоризмы, пословицы, поговорки — родник народной мудрости. Они
отражают быт, обычаи, очень часто перекликаются со сказками. Это поверенная
тысячелетиями форма сохранения в народе назиданий, нравоучений, поучений,
заповедей.
Пословицы не старина, не прошлое, а живой голос народа. Народ
сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня, завтра.
Если в пословице говорится о прошлом, оно оценивается с точки зрения
настоящего и будущего – осуждается или одобряется в зависимости от того, в
какой мере прошлое соответствует народным идеалам, ожиданиям.
В пословице заключается народная оценка жизни, наблюдения народного
ума, утверждаются общечеловеческие ценности:
Где работа, там и благо.
Не плюй в колодец — пригодится воды напиться.
Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют
словарный запас, развивают воображение. Ведь чтобы использовать простейшие
пословицы или поговорки, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию,
как бы приложить ее к поговорке, снова сравнить их соответствие и только
тогда высказать свое суждение.
Точность мысли и лаконичность изложения позволяют быстро усваивать
пословицы и поговорки с раннего возраста, воспринимать их не как пожелания,
а как жизненную норму.
4 Загадка
Загадка — жанр народного творчества, который, как пословицы и
поговорки, также относится к малым фольклорным формам. Ценность загадок
состоит в их образности, художественности и поэтичности. Яркие, конкретные,
красочные художественные образы загадок помогают по-новому взглянуть на
окружающий мир, развивают поэтический взгляд на действительность,
способность анализировать ее и, следовательно, логически мыслить. Благодаря
таким поэтическим средствам, используемым в загадках, как метафора,
метонимия, олицетворение, гипербола, с самыми простыми предметами
происходят волшебные превращения: початок кукурузы становится башней,
морковь — девицей с косой. Подчеркивая эту особенность загадок,
М.А.Рыбникова писала: "Загадка — ключ словесного образа, зерно поэзии,
метафора"[3].
Метафора и сравнение в загадках отличаются от метафор и сравнений в
других литературных и фольклорных жанрах тем, что здесь они даются в форме
занимательной игровой задачи, и внимание слушателя или читателя специально
направлено на необходимость отгадки, сопоставления и сравнения.
Следовательно, сама художественная специфика загадки является той
ступенькой, которая поднимает человека по лестнице, ведущей к пониманию
поэтического образа, развитию художественного мышления и творчества.
Загадки по своему содержанию отражают историю становления и развития
народных культур. В этом и состоит их особая ценность. Они формируют первые
представления о единстве мира и его закономерностях. В отличие от пословиц
и поговорок они направлены на нахождение тождества или сходства различных
предметов и явлений.
Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и
логического мышления, умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать
признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у
него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные
признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы
теоретического творческого мышления.
В воспитательной работе с детьми можно использовать и другие малые
формы фольклора, имеющие конкретные развивающие и обучающие функции:
скороговорки, чистоговорки, используемые для выработки правильной,
фонетически чистой речи; считалки (элемент игры); зазывалки (тип песенок).
3 Народная музыка (музыкальный фольклор)
Народная музыка (музыкальный фольклор) — вокальное (песенное),
инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество
народа. Будучи достоянием всего народа, музыкальный фольклор существует
благодаря исполнительному искусству талантливых самородков (кобзарь,
гусляр, скоморох и др.). Истоки народной музыки уходят далеко в прошлое.
Музыкальные традиции разных обществ, формаций исключительно устойчивы,
живучи. В каждую историческую эпоху сосуществуют более или менее древние
музыкальные произведения, а также заново создаваемые на их основе. В
совокупности они образуют традиционный музыкальный фольклор.
Основной вид музыкального фольклора — песни, эпические сказания
(русские былины), танцевальные мелодии, плясовые припевки (русские
частушки), инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Каждое
произведение музыкального фольклора представлено целой системой
стилистически и семантически родственных вариантов, характеризующих
изменения народной музыки в процессе её исполнения.
Жанровое богатство народной музыки — результат разнообразия её
жизненных функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь
крестьянина:
. календарные праздники
масленичные, купальские песни);
. полевые работы (покосные, жатвенные песни);
. рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные песни);
. смерть (похоронные плачи-причитания).
Позднее наибольшее развитие в фольклоре получили лирические жанры,
где на смену простым, коротким напевам трудовых, обрядовых, плясовых и
эпических песен или инструментальным наигрышам приходят развёрнутые и
подчас сложные по форме музыкальные импровизации — вокальные (русская
протяжная песня) и инструментальные.
Песня имеет ряд преимуществ перед другими произведениями народного
творчества. Она выражает чувства в чистом виде, движение души не
притворное. Еще одно достоинство песни — это всеобщность. Всякая народная
песня позволяет ее исполнителю вносить в нее любые изменения, соотносить с
самыми разными ситуациями.
Много песен создано народом: постушки и потешки, колыбельные,
заклички, прибаутки, небылицы. И воспитательные функции их различны. Но
общее — это эстетическое воздействие музыки и слов, нравственное влияние
содержания, воспитание коллективизма и душевной чуткости.
4 Народный театр
Народный театр, бытующий в формах, органически связанных с устным
народным творчеством, зародился в глубокой древности: в играх,
сопровождавших охотничьи и земледельческие праздники, содержались элементы
перевоплощения. Театрализация действия присутствовала в календарных и
семейных обрядах (святочное ряженье, свадьба и т. д.). В процессе развития
в драматических действах усиливается творческое, игровое начало: возникают
игры и представления, пародирующие свадебный обряд (русская игра-комедия
«Пахомушка»). Подобные действа послужили основой для дальнейшего развития
народного театра и драмы.
В народном театре различают театр живых актёров и театр кукол, часто
называвшийся по имени героя представления (Петрушка в России, Панч в
Англии, Пульчинелла в Италии, Кашпарек в Чехии и др.). Русскому театру
Петрушки были близки украинский вертеп, белорусский батлейка. Многообразие
форм народного кукольного театра определялось различием видов кукол, систем
их управления (тростевые куклы, марионетки — куклы на нитках — и др.).
Народные театры кукол разыгрывали пьесы, пересказывающие сказки и легенды,
инсценировали «бродячие сюжеты».
К народному театру относят также балаганные представления и так
называемый раёк (показ движущихся картинок в сопровождении
драматизированного текста).
Наиболее характерной особенностью народного театра (как и вообще
фольклорного искусства) является открытая условность костюмов и реквизита,
движений и жестов; в ходе представлений актёры непосредственно общались с
публикой, которая могла подавать реплики, вмешиваться в действие,
направлять его, а иногда и принимать в нём участие (петь вместе с хором
исполнителей, изображать второстепенных персонажей в массовых сценах).
Народный театр, как правило, не имел ни сцены, ни декораций. Основной
интерес в нём сосредоточен не на глубине раскрытия характеров действующих
лиц, а на трагичности или комичности ситуаций, положений.
Народный театр знакомит маленьких зрителей со словесным фольклором,
развивает память, образное мышление. Комические персонажи высмеивают пороки
людей, драматические учат сопереживанию. Участвуя в своих несложных
постановках, ребенок учится правильно и красиво говорить, произносить речь
перед публикой, преодолевать застенчивость.
5 Народный танец
Народный танец — один из древнейших видов народного творчества.
Танец был частью народных представлений на праздниках и ярмарках. Появление
хороводов и других обрядовых танцев связано с народными обрядами
(славянские хороводы, связанные с обрядами завивания берёзки, плетения
венков, зажигания костров). Постепенно отходя от обрядовых действий,
хороводы наполнялись новым содержанием, выражавшим новые особенности быта.
Народы, занимавшиеся охотой, животноводством, отражали в танце наблюдения
над животным миром. Образно и выразительно передавались характер и повадки
зверей, птиц, домашних животных: якутский танец медведя, русский журавель,
гусачок и др. Возникают танцы на темы сельского труда: латышский танец
жнецов, гуцульский — дровосеков, эстонский — сапожников, белорусский лянок,
молдавский поамэ (виноград). В народном танце часто отражены воинский дух,
доблесть, героизм, воспроизводятся сцены боя (грузинские хоруми, берикаоба,
казачьи пляски и др.). Большое место в танцевальном народном творчестве
занимает тема любви: танцы, выражающие благородство чувств, почтительное
отношение к женщине (грузинский картули, русская байновская кадриль).
В народном танце всегда главенствует ритмичное начало, которое
подчёркивается танцовщиком (притоптывания, хлопки, звон бубенчиков). Многие
танцы исполняются под аккомпанемент народных инструментов, которые
танцовщики часто держат в руках (гармошка, балалайка). Некоторые танцы
исполняются с бытовыми аксессуарами (платок). Большое влияние на характер
исполнения оказывает костюм: так, плавности хода русских танцовщиц помогает
длинное платье, прикрывающее ступни ног; характерное движение в русском
мужском танце — отбивка по голенищу жёстких сапог.
Танец позволяет выработать пластичность, особую координацию движений,
приёмы соотношения движения с музыкой. Дети учатся двигаться ритмично,
общению друг с другом в движении (хоровод, ручеек).
6 Народные промыслы
К числу важнейших народных промыслов России относятся гончарство,
ткачество, резьба художественная, роспись декоративная (гжель, хохлома),
ковка, литьё художественное, гравирование, чеканка и т. д.
В отдельных чертах народного творчества прослеживаются нормы труда и
быта, культуры и верования. Наиболее общим элементом служит родившийся в
древности орнамент, который помогает достигать органичного единства
композиции и глубоко взаимосвязан с техникой исполнения, чувством предмета,
пластичной формы, естественной красоты материала. Представление о вещи в