Этнопедагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 23:44, доклад

Краткое описание

Поскольку этнопедагогика предполагает теоретическое осмысление и обобщение фактов народной педагогики, то необходимо сказать и об ее источниках, откуда она черпает необходимый эмпирический материал. Назовем основные из них и дадим их краткое описание.
Практика воспитания, бытующая в народе, главным образом в семье, в людской среде, это — неисчерпаемый, постоянно пополняемый и обновляющийся источник. В этом случае воспитание идет от интуиции, здравого смысла, часто — путем проб и ошибок и потому — иногда успешно, а иногда — с большими издержками.

Вложенные файлы: 1 файл

ЭТНОПЕДАГОГИКА.doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

Позже возникают волшебные, бытовые сказки, сказки о животных,

догосударственные (архаические) формы эпоса. В период формирования

государственности сложился классический героический эпос, затем возникли

исторические песни, баллады. Ещё позже сформировались внеобрядовая

лирическая песня, романс, частушка и др. малые лирические жанры и, наконец,

рабочий фольклор.

Несмотря на яркую национальную окраску фольклорных произведений

разных народов России, многие мотивы, образы и даже сюжеты в них сходны.

1 Сказка

В народном творчестве сказка, вероятно, самое большое чудо. Читая

сказки, мы, сами того не замечая, оказываемся во власти вымысла. В сказках

всегда повествуется о чем-то невероятном, неправдоподобном, но вместе с тем

вымысел несет определенную идею, обычно материализованную в гиперболических

образах: добро и зло ведут постоянную борьбу. Сказка зовет на борьбу со

злом, с врагами Родины, отстаивать добро, справедливость. В ней утверждение

нравственного закона жизни, предельно ясно выражены нравственные принципы,

нормы, эстетические идеалы. Сказка помогает верить в силу добра, которое

побеждает не само по себе, а путем преодолевания трудностей и борьбы со

злом.

В сатирической сказке народ высмеивает безделье, желание легко

получить жизненные блага, жадность и другие человеческие недостатки. И

наоборот воспевает удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружбу.

Получается, что сказка — правда и вымысел одновременно. “Сказка —

ложь, да в ней – намек: добру молодцу – урок.”

Сказка имеет специфический языковой стиль, которому характерны

напевность, повторы различных словосочетаний (жили-были; в некотором

царстве, в тридевятом государстве и др.). Язык сказок очень красив: певуч и

поэтичен, содержит много метафор, сравнений, а так же метких и поучительных

пословиц и поговорок. Все эти особенности делают сказку незаменимым

средством воспитания и обучения детей разных возрастов.

2 Героический эпос

Героический эпос очень напоминает сказку, но в отличие от нее в эпосе

присутствуют не вымышленные, а настоящие герои (Илья-Муромец, Садко и др.).

В эпосе народ воспевает храбрость, мужество, любовь к Родине. Небольшое

путешествие в героический эпос познакомит детей с историческими событиями

давно минувших лет, с героями этих событий. Дети узнают, как относились к

этим событиям наши предки, ведь произведение всегда отражает душу автора.

3 Афоризмы, пословицы, поговорки

Афоризмы, пословицы, поговорки — родник народной мудрости. Они

отражают быт, обычаи, очень часто перекликаются со сказками. Это поверенная

тысячелетиями форма сохранения в народе назиданий, нравоучений, поучений,

заповедей.

Пословицы не старина, не прошлое, а живой голос народа. Народ

сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня, завтра.

Если в пословице говорится о прошлом, оно оценивается с точки зрения

настоящего и будущего – осуждается или одобряется в зависимости от того, в

какой мере прошлое соответствует народным идеалам, ожиданиям.

В пословице заключается народная оценка жизни, наблюдения народного

ума, утверждаются общечеловеческие ценности:

Где работа, там и благо.

Не плюй в колодец — пригодится воды напиться.

Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют

словарный запас, развивают воображение. Ведь чтобы использовать простейшие

пословицы или поговорки, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию,

как бы приложить ее к поговорке, снова сравнить их соответствие и только

тогда высказать свое суждение.

Точность мысли и лаконичность изложения позволяют быстро усваивать

пословицы и поговорки с раннего возраста, воспринимать их не как пожелания,

а как жизненную норму.

4 Загадка

Загадка — жанр народного творчества, который, как пословицы и

поговорки, также относится к малым фольклорным формам. Ценность загадок

состоит в их образности, художественности и поэтичности. Яркие, конкретные,

красочные художественные образы загадок помогают по-новому взглянуть на

окружающий мир, развивают поэтический взгляд на действительность,

способность анализировать ее и, следовательно, логически мыслить. Благодаря

таким поэтическим средствам, используемым в загадках, как метафора,

метонимия, олицетворение, гипербола, с самыми простыми предметами

происходят волшебные превращения: початок кукурузы становится башней,

морковь — девицей с косой. Подчеркивая эту особенность загадок,

М.А.Рыбникова писала: "Загадка — ключ словесного образа, зерно поэзии,

метафора"[3].

Метафора и сравнение в загадках отличаются от метафор и сравнений в

других литературных и фольклорных жанрах тем, что здесь они даются в форме

занимательной игровой задачи, и внимание слушателя или читателя специально

направлено на необходимость отгадки, сопоставления и сравнения.

Следовательно, сама художественная специфика загадки является той

ступенькой, которая поднимает человека по лестнице, ведущей к пониманию

поэтического образа, развитию художественного мышления и творчества.

Загадки по своему содержанию отражают историю становления и развития

народных культур. В этом и состоит их особая ценность. Они формируют первые

представления о единстве мира и его закономерностях. В отличие от пословиц

и поговорок они направлены на нахождение тождества или сходства различных

предметов и явлений.

Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и

логического мышления, умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать

признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у

него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные

признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы

теоретического творческого мышления.

В воспитательной работе с детьми можно использовать и другие малые

формы фольклора, имеющие конкретные развивающие и обучающие функции:

скороговорки, чистоговорки, используемые для выработки правильной,

фонетически чистой речи; считалки (элемент игры); зазывалки (тип песенок).

3 Народная музыка (музыкальный фольклор)

Народная музыка (музыкальный фольклор) — вокальное (песенное),

инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество

народа. Будучи достоянием всего народа, музыкальный фольклор существует

благодаря исполнительному искусству талантливых самородков (кобзарь,

гусляр, скоморох и др.). Истоки народной музыки уходят далеко в прошлое.

Музыкальные традиции разных обществ, формаций исключительно устойчивы,

живучи. В каждую историческую эпоху сосуществуют более или менее древние

музыкальные произведения, а также заново создаваемые на их основе. В

совокупности они образуют традиционный музыкальный фольклор.

Основной вид музыкального фольклора — песни, эпические сказания

(русские былины), танцевальные  мелодии, плясовые припевки (русские

частушки), инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Каждое

произведение музыкального фольклора представлено целой системой

стилистически и семантически родственных вариантов, характеризующих

изменения народной музыки в процессе её исполнения.

Жанровое богатство народной музыки — результат разнообразия её

жизненных функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь

крестьянина:

. календарные праздники годового  земледельческого круга (колядки, веснянки,

масленичные, купальские песни);

. полевые работы (покосные, жатвенные  песни);

. рождение, свадьбу (колыбельные и  свадебные песни);

. смерть (похоронные плачи-причитания).

Позднее наибольшее развитие в фольклоре получили лирические жанры,

где на смену простым, коротким напевам трудовых, обрядовых, плясовых и

эпических песен или инструментальным наигрышам приходят развёрнутые и

подчас сложные по форме музыкальные импровизации — вокальные (русская

протяжная песня) и инструментальные.

Песня имеет ряд преимуществ перед другими произведениями народного

творчества. Она выражает чувства в чистом виде, движение души не

притворное. Еще одно достоинство песни — это всеобщность. Всякая народная

песня позволяет ее исполнителю вносить в нее любые изменения, соотносить с

самыми разными ситуациями.

Много песен создано народом: постушки и потешки, колыбельные,

заклички, прибаутки, небылицы. И воспитательные функции их различны. Но

общее — это эстетическое воздействие музыки и слов, нравственное влияние

содержания, воспитание коллективизма и душевной чуткости.

4 Народный театр

Народный театр, бытующий в формах, органически связанных с устным

народным творчеством, зародился в глубокой древности: в играх,

сопровождавших охотничьи и земледельческие праздники, содержались элементы

перевоплощения. Театрализация действия присутствовала в календарных и

семейных обрядах (святочное ряженье, свадьба и т. д.). В процессе развития

в драматических действах усиливается творческое, игровое начало: возникают

игры и представления, пародирующие свадебный обряд (русская игра-комедия

«Пахомушка»). Подобные действа послужили основой для дальнейшего развития

народного театра и драмы.

В народном театре различают театр живых актёров и театр кукол, часто

называвшийся по имени героя представления (Петрушка в России, Панч в

Англии, Пульчинелла в Италии, Кашпарек в Чехии и др.). Русскому театру

Петрушки были близки украинский вертеп, белорусский батлейка. Многообразие

форм народного кукольного театра определялось различием видов кукол, систем

их управления (тростевые куклы, марионетки — куклы на нитках — и др.).

Народные театры кукол разыгрывали пьесы, пересказывающие сказки и легенды,

инсценировали «бродячие сюжеты».

К народному театру относят также балаганные представления и так

называемый раёк (показ движущихся картинок в сопровождении

драматизированного текста).

Наиболее характерной особенностью народного театра (как и вообще

фольклорного искусства) является открытая условность костюмов и реквизита,

движений и жестов; в ходе представлений актёры непосредственно общались с

публикой, которая могла подавать реплики, вмешиваться в действие,

направлять его, а иногда и принимать в нём участие (петь вместе с хором

исполнителей, изображать второстепенных персонажей в массовых сценах).

Народный театр, как правило, не имел ни сцены, ни декораций. Основной

интерес в нём сосредоточен не на глубине раскрытия характеров действующих

лиц, а на трагичности или комичности ситуаций, положений.

Народный театр знакомит маленьких зрителей со словесным фольклором,

развивает память, образное мышление. Комические персонажи высмеивают пороки

людей, драматические учат сопереживанию. Участвуя в своих несложных

постановках, ребенок учится правильно и красиво говорить, произносить речь

перед публикой, преодолевать застенчивость.

5 Народный танец

Народный танец — один из древнейших видов народного творчества.

Танец был частью народных представлений на праздниках и ярмарках. Появление

хороводов и других обрядовых танцев связано с народными обрядами

(славянские хороводы, связанные  с обрядами завивания берёзки, плетения

венков, зажигания костров). Постепенно отходя от обрядовых действий,

хороводы наполнялись новым содержанием, выражавшим новые особенности быта.

Народы, занимавшиеся охотой, животноводством, отражали в танце наблюдения

над животным миром. Образно и выразительно передавались характер и повадки

зверей, птиц, домашних животных: якутский танец медведя, русский журавель,

гусачок и др. Возникают танцы на темы сельского труда: латышский танец

жнецов, гуцульский — дровосеков, эстонский — сапожников, белорусский лянок,

молдавский поамэ (виноград). В народном танце часто отражены воинский дух,

доблесть, героизм, воспроизводятся сцены боя (грузинские хоруми, берикаоба,

казачьи пляски и др.). Большое место в танцевальном народном творчестве

занимает тема любви: танцы, выражающие благородство чувств, почтительное

отношение к женщине (грузинский картули, русская байновская кадриль).

В народном танце всегда главенствует ритмичное начало, которое

подчёркивается танцовщиком (притоптывания, хлопки, звон бубенчиков). Многие

танцы исполняются под аккомпанемент народных инструментов, которые

танцовщики часто держат в руках (гармошка, балалайка). Некоторые танцы

исполняются с бытовыми аксессуарами (платок). Большое влияние на характер

исполнения оказывает костюм: так, плавности хода русских танцовщиц помогает

длинное платье, прикрывающее ступни ног; характерное движение в русском

мужском танце — отбивка по голенищу жёстких сапог.

Танец позволяет выработать пластичность, особую координацию движений,

приёмы соотношения движения с музыкой. Дети учатся двигаться ритмично,

общению друг с другом в движении (хоровод, ручеек).

6 Народные промыслы

К числу важнейших народных промыслов России относятся гончарство,

ткачество, резьба художественная, роспись декоративная (гжель, хохлома),

ковка, литьё художественное, гравирование, чеканка и т. д.

В отдельных чертах народного творчества прослеживаются нормы труда и

быта, культуры и верования. Наиболее общим элементом служит родившийся в

древности орнамент, который помогает достигать органичного единства

композиции и глубоко взаимосвязан с техникой исполнения, чувством предмета,

пластичной формы, естественной красоты материала. Представление о вещи в

Информация о работе Этнопедагогика