Этнопедагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 23:44, доклад

Краткое описание

Поскольку этнопедагогика предполагает теоретическое осмысление и обобщение фактов народной педагогики, то необходимо сказать и об ее источниках, откуда она черпает необходимый эмпирический материал. Назовем основные из них и дадим их краткое описание.
Практика воспитания, бытующая в народе, главным образом в семье, в людской среде, это — неисчерпаемый, постоянно пополняемый и обновляющийся источник. В этом случае воспитание идет от интуиции, здравого смысла, часто — путем проб и ошибок и потому — иногда успешно, а иногда — с большими издержками.

Вложенные файлы: 1 файл

ЭТНОПЕДАГОГИКА.doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

В народных афоризмах ярко подчеркивается обреченность одиночки. Убедительность достигается посредством сравнения слабости одиночки с силой сплоченных людей: «Тысяча человек сразу не умирает» (мальгашская), «Одинокий умрет - никого не останется, один из ста умрет - девяносто девять останется» (чув.), «Семьдесят семь одному скорей помогут, чем один - семидесяти семи» (чув.), «Одним пальцем иголку не удержишь» (укр.), «Одна пчела мало меду наносит» (укр.), «Одной рукой узел не развяжешь» (чув.), «Одной рукой узел не завяжешь» (азерб.), «Лучше один день с друзьями, чем сто дней одному» (мальгашская) и др. Приведенные примеры свидетельствуют о духовной общности не только того или иного народа, но и всех народов - человечество едино своими устремлениями. Духовная общность подчеркивается необходимостью солидарных действий: узел надо и завязывать, и развязывать - народы должны действовать так же согласованно, как две руки одного человека, как пять пальцев одной руки.

Изучение проблемы общности педагогических культур убеждает в том, что во многих случаях именно общность наилучшим образом подчеркивает самобытность культур разных народов. Поэтому конструктивен только диалог культур, ибо ни одна культура, в том числе и самая великая, не может быть самодостаточной.

Этнопедагогика показывает, что у всех народов, в том числе и исчезающих, в древней самобытной культуре много такого, что в состоянии обогатить мировую цивилизацию. Разве не достойны восхищения педагогические традиции индейцев Америки, которые веками непоколебимо противостоят колонизации угнетателей, вооруженных всеми достижениями современных науки и техники? Этнопедагогический обзор народов России, начиная с чукчей и кончая русскими старообрядцами в Латвии, дает уникальную информацию о великой стране - о России, объединяющей более ста наций и народностей. Веками находясь в дружеских отношениях, они взаимно обогащают друг друга этнопедагогическими приобретениями. И все они велики и гениальны. Народы, объединенные общностью целей, поднимаются на еще более высокий уровень культуры и нравственности. Как все нерусские народы достигли огромных успехов в своем развитии при поддержке русского народа, так и русский народ поднялся на вершину своего величия и славы при бескорыстной материальной и духовной помощи всех других народов. Величие отдельных народов является неразрывной гармонической частью величия общей отчизны дружных народов и в материальном, и в духовном отношениях, в том числе и в педагогическом.

Итак, этнопедагогика изучает:

1) основные педагогические понятия  народа (уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, приучение);

2) ребенка как объект и субъект  воспитания (родное дитя, сирота, приемыш, ровесники, друзья, чужие дети, детская среда);

3) функции воспитания (подготовка  к труду, формирование морально-волевых  черт характера, развитие ума, забота  о здоровье, привитие любви к  прекрасному);

4) факторы воспитания (природа, игра, слово, общение, традиция, дело, быт, искусство, религия, пример-идеал (личности-символы, события-символы, идеи-символы);

5) методы воспитания (убеждение, пример, приказ, разъяснение, приучение и  упражнение, пожелание и благословение, заклинание, клятва, просьба, совет, намек, одобрение, упрек, укор, уговор, заповедь, поверь, завет, зарок, раскаяние, покаяние, проповедь, завещание, запрет, угроза, проклятие, брань, наказание, побои);

6) средства воспитания (потешки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, эпос, сказки, легенды, предания, мифы и т.д.);

7) организацию воспитания (трудовые  объединения детей и молодежи, молодежные праздники, общенародные праздники).

Внутри каждой из названных тем - большое число вопросов и проблем, требующих пристального внимания педагога, изучение которых поможет глубже понять особенности народной педагогики и культуры. Например, уход за ребенком - одно из первых педагогических понятий народа. Он включал в себя кормление, пеленание, одевание, купание, лечение, прогулки и т.п. Много веков тому назад народ уже не только представлял эти элементы отдельно, но и связывал с ними отдельных лиц: кормилица, кормилец, няня и т.п. У каждого лица были вполне определенные обязанности. Если кормилицы были из среды простонародья, то кормильцами становились только наиболее знатные бояре и брали их только в княжеские семьи. В крестьянских семьях лучшими няньками оказывались бабушки, старшие сестры и братья.

Или взять такой великий и универсальный фактор воспитания, как природа. До сих пор еще не создано обобщающих трудов о том, как народ использовал природные явления в воспитании подрастающего поколения. А.П. Чехов писал, что трудящиеся учились не но книгам, а в поле, в лесу, на берегу реки. Учили их птицы, когда им пели песни, солнце, когда, заходя, оставляло после себя багровую зарю, деревья и травы. В этом процессе самообучения немало интересного и ценного для педагогики. Солнце... Сколько о нем у всех народов песен, загадок, пословиц, сказок! Сколько с ним связано обычаев и обрядов! Человек использовал их и в умственном, и в нравственном, и в эстетическом воспитании, не говоря уже о трудовом и физическом. Природа - это не просто место обитания, это и двор отцовского дома, и звезды на небе, травы и букашки, заповедные леса, священные дубравы и родники, и пни тысячелетних дубов, срубленных прапрадедами и др. Следовательно, исследование педагогических возможностей природы как фактора воспитания представляет безграничный простор для деятельности этнопедагога.

Безграничный простор для исследования представляет и слово как фактор воспитания. Материнский язык - основа основ развивающейся личности. Мать, лишившая своего ребенка родного языка, духовно порывает с ним, что в последующем развивает в нем комплекс человеческой и этнической неполноценности. В результате деэтнизации человек, теряя лучшие черты и свойства родного народа, взамен не приобретает ничего. В народе говорят: «Не та мать, кто родила, а та, кто воспитала». Нет полноценного воспитания вне сферы духовной культуры родного народа. Новые исторические условия выдвигают много новых вопросов, требуют иных решений старых проблем. Сложно взаимодействие воспитания и религии. Это еще одна обширная область этнопедагогических исследований.

Педагогическая наука ставит и решает много проблем, которые никогда не ставились и не могли ставиться народной педагогикой. В то же время и у народной педагогики есть такие находки, на которые педагогическая наука не обращала внимания, несмотря на их бесспорную воспитательную ценность. Этнопедагогические исследования могли бы привлечь внимание педагогов к этим находкам, оживить их, вернуть в народное педагогическое сознание, в том числе - и родителям как естественным воспитателям. Сегодня некоторые старинные обычаи становятся общегосударственными традициями: проводы зимы, фестиваль «Русская зима», сабантуй, акатуй - праздник песни и труда (у татар и чувашей), праздник цветов (у марийцев) и др. Опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы порою немало зависит от умелого использования педагогических традиций народа, в которых, что очень важно, обучение и воспитание осуществляется в гармоническом единстве. Народные этические и педагогические традиции в настоящее время настолько преданы забвению, что их творческое возрождение вполне справедливо воспринимается как своего рода инновационный феномен. Их диалектическое приспособление к новым социальным условиям приводит к педагогическим находкам, порою - к неожиданно продуктивным новшествам.

 


Информация о работе Этнопедагогика