Иконография общерусских святых, канонизированных в синодальный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 22:40, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы данного исследования определяется необходимостью осмысления роли и места святых Синодального периода в истории Русской церкви. Иконографические типы общерусских святых, канонизированных в Синодальный период, их место и роль в иконографии всех отечественных святых.

Содержание

Введение___________________________________3
Глава 1. Место и роль святости в Русской Православной Церкви _____________________________________________13
Глава 2. Святые и принципы канонизации __________16
Глава 3. Иконография святых Синодального
периода _____________________________________________26
Заключение___________________________________39
Список использованной литературы ___43
Альбом

Вложенные файлы: 1 файл

Иконы общерусских святых, канонизированных в Синодальный период (Автосохраненный).docx

— 830.13 Кб (Скачать файл)

ИКОНОГРАФИЯ ИННОКЕНТИЯ ИРКУТСКОГО (ок. 1680 – 1731)

О сохранении в народной памяти благоговейного отношения к  Иркутскому Святителю и Его почитания  сегодня свидетельствуют наличие  изображений этого святого в  Кафедральном Покровском соборе города Барнаула. Образ Святителя находится  в системе росписи центрального алтаря, в ряду особо чтимых святых. Он представлен поясным изображением, заключенным в фигурную рамку с правой и левой стороны обрамленный узором.

Помимо настенной росписи  существует икона Святителя Иннокентия, расположенная в правом приделе  собора. Это ростовая икона академического письма, масляной техники живописи, где фигура Святителя занимает основную иконную плоскость. (Приложение, рис. 3) Святой расположен фронтально, и лишь голова слегка повернута вправо. Иннокентий Иркутский изображен в мантии с основными атрибутами епископской власти: митра, омофор, панагия, в левой руке держит посох, правая сложена в благословляющем жесте. Фон выполнен как светлый, размытый пейзаж с мягким переходом от светло-голубого неба к умбристо-зеленой земле. Ненавязчиво показан вид леса и реки. Такое решение подчеркивает и оттеняет фигуру святого как основной смысловой центр. Сочетание небесно-голубого, сиреневого-лилового, краплачного и светло-серых тонов образует холодную гамму колористического решения. Небольшие вкрапления теплых умбристо-охристых, розовых, золотистых цветовых оттенков гармонично подчеркивают и являются дополнением общему колориту. Лаконичный, грамотный рисунок говорит о профессионализме автора.

ИКОНОГРАФИЯ МИТРОФАНА ВОРОНЕЖСКОГО (1623 – 1703)

Иконографический ряд  ранних изображений святителя Митрофана  необычайно обширен по сравнению  с другими святителями синодального периода. Интересную группу образуют сюжетные полотна, иконы, гравюры и литографии с важными моментами жизни  и прославления святого. Многие из них, безусловно, содержат исторические реалии: фигуры государственных и церковных  деятелей, конкретные архитектурные  сооружения, детали интерьеров храмов.

В Санкт-Петербургской епархии  известны несколько чтимых икон святителя  Митрофана. Одна из них - чудотворная  икона «Мученица» святителя Митрофана  Воронежского (Приложение, рис. 4). Икона была написана через несколько лет после прославления святителя. Она происходила из средней полосы России.

Благодаря датированным иконам (с автографом архиерея или владельческой  надписью на обороте) можно выделить два основных образно-стилистических направления в ранней воронежской  иконографии святого: живописное, восходящее к петербургской академической  традиции и портретным изображениям, и иконописное, основанное на стилистике мастеров сел Владимирской губернии. В обоих случаях образ помещен  на темном фоне: в первом, как правило, с облаками и небесным сиянием  вокруг Спасителя, Смоленской иконы  Богородицы или Господа Саваофа; во втором — с условным изображением Смоленского образа. Указанные иконографические и стилистические варианты стали  образцовыми и продолжали существовать в последующие десятилетия. Будучи увезены из Воронежа, они воспроизводились в других городах России. Существуют иконы с определенными художественными  особенностями, в том числе редкой иконографии, которые исполнены  в Санкт-Петербурге и Москве. Не имеют  иконографических аналогий большие  настолпные иконы 1830-х гг. из Воскресенского собора в Арзамасе — произведения учеников местной школы живописи А. В. Ступина. В некоторых случаях  ранняя датировка памятников опирается  и на палеографию, именование святого  «новым чудотворцем».

ИКОНОГРАФИЯ ТИХОНА ВОРОНЕЖСКОГО(1724 – 1783)

На примере иконографии  Тихона Задонского, Воронежского можно  проследить общие черты иконографии  святителей, то есть прославленных Церковью архиереи, например, святых Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Василия Великого и других. Они изображаются в богослужебном епископском облачении. На голове у святителей может быть митра — особый головной убор, украшенный небольшими иконами и драгоценными камнями. Архиерейская митра символизирует терновый венец Спасителя.

Отличительная деталь облачения  святителей – саккос, который знаменует  собой багряницу Господа. На плечах у архиереев омофор — широкий  лентообразный плат, украшенный крестами – обязательная часть облачения  епископа: без него он не имеет права  совершать богослужение. Святитель Тихон Задонский изображен на иконе в традиционном святительском облачении: саккосе, омофоре и митре. Омофор – символ заблудшей овцы, то есть каждого человека, а облаченный в омофор епископ изображает собой Христа, Доброго Пастыря, Который взял заблудшую овцу на плечи и отнес в дом Отца Небесного. (Приложение, рис. 5).

ИКОНОГРАФИЯ СЕРАФИМА САРОВСКОГО (1754 – 1833)

Синодальный период дал образцы  той высокой духовности, которая  нас питает и которая не превзойдена  до сих пор. В качестве примера  можно привести преподобного Серафима Саровского—одного из самых почитаемых в современном мире святых. Преподобный  Серафим через нашу русскую эмиграцию  стал всемирно почитаемым святым.

Своеобразием канонизации  в 1903 году преподобного Серафима Саровского было то, что к его всецерковному прославлению были живы люди, лично видевшие старца еще на земном его пути. Поэтому иконография "нового" святого, широко распространяемая уже с начала XX века, в ряде случаев поверялась именно живыми свидетелями облика подвижника.

Несмотря на повсеместную узнаваемость икон преподобного Серафима Саровского, его многообразная иконография  требует определенной систематизации, которая должна начинаться с искусствоведческих описаний, опирающихся на само духовное основание иконографии.

Почитание в народе старца было велико и при жизни, и после  его кончины. Без сомнения, иконы  Серафима Саровского начали писать до официальной канонизации 1903 г. "по существу", "образу" и "подобию"

В то время существовали его прижизненные портреты, но за основу был взят портрет работы художника  Серебрякова, утраченный в годы лихолетий. Если говорить о живописи на холсте преподобного, то в основном это  или поясное изображение, или  старец, идущий в пустынь. Сегодня  существуют считанные единицы прижизненных портретов Серафима Саровского, причем все они, по достоверным свидетельствам, были написаны по его благословению. Прижизненная иконография преподобного Серафима - тема отдельного исследования, но я считаю нужным назвать хотя бы следующие прижизненные портреты святого, известные по литературным источникам:

- живописный образ преподобного  Серафима в собрании Святейшего  Патриарха Московского и всея  Руси;

- портрет святого в  одном из киевских храмов на  Подоле;

- портрет старца Серафима, некогда принадлежавший Серафимо-Дивеевскому  монастырю, а ныне находящийся  в обители Ново-Дивеево (США);

- единицы портретов святого  в частных коллекциях и других  собраниях.

Есть также живописные изображения старца Серафима, написанные художниками вскоре после его  успения или во второй половине XIX века по памяти или с прижизненных образцов с привлечением персональных свидетельств, лично знавших святого. К таким произведениям, безусловно, относится известный портрет  Саровского старца, хранящийся в Церковно-археологическом  кабинете Московской Духовной академии, созданный в 1860 или 1870-х годах.30 Житийных икон преподобного Серафима встречается много в храмах, музеях и в частных собраниях. Как правило, клейма располагаются и читаются слева направо по горизонтали и отражают весь путь святого: рождение, крещение, постриг, подвиги, искушения, блаженную кончину, чудеса. Конечно, в каждой житийной иконе расставлены духовные акценты, отображающие особые моменты в жизни святого.

Посмотрим на житийную икону  преподобного Серафима Саровского из Музея древнерусского искусства им. святого Андрея Рублева (г. Москва) (Приложение, рис. 6).

 Средник иконы - поясное  изображение преподобного в мантии, епитрахили и поручах. Интересное  размещение верхнего ряда клейм.  Это икона Божией Матери "Умиление", особо чтимая келейная икона  святого старца, образ Спаса Нерукотворного, означающий Первообраз, который  Спаситель сам передал людям. В житийном образе Серафима Саровского почти каждое клеймо можно рассматривать как самостоятельный сюжет, который часто используются, например, как иллюстрации в книгах.

 Необходимо отметить еще несколько клейм, по сюжетам которых тиражировалось много икон в начале XX века. Например, "Тысячедневное моление Преподобного Серафима на камне" (в московском храме пророка Илии в Обыденском переулке есть икона, написанная священномучеником Серафимом Чичаговым, одним из главных инициаторов прославления святого и автором Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря).

Этот сюжет как икона  писался для богомольцев на камнях и даже на осколках того самого камня, на котором подвизался старец.

Другой образ из ряда клейм "Нападение разбойников на батюшку  Серафима" также был популярен  и в виде отдельных икон.

Существуют и другие сюжеты из его жизни: "Преподобный кормит медведя", "Последнее явление  Пресвятой Богородицы старцу Серафиму", "Блаженная кончина преподобного Серафима Саровского".

В Житии преподобного Серафима сказано, что в 1825 году старца посещали лица Царской Фамилии. Там говорится, что у него принял благословение  великий князь Михаил Павлович, но составители официального жития  ничего не говорят о посещении  его Императором Александром I, иносказательно скрывая этот факт церковного предания под множественным числом "лица Императорской фамилии". Однако такое  клеймо "Император Александр I у  преподобного Серафима" встречается  на современных житийных иконах. А  ранее были даже живописные работы по этому сюжету и гравюры.

Иконописцы, работающие над  образами Серафима Саровского, обращались и к образцам русской иконы XVI-XVIII веков. Это зависело от того, какую  цель и задачу ставил мастер, создавая тот или иной образ.

Главное было подчеркнуть, что  святой в своем столпническом молитвенном стоянии - духовная основа для Церкви и России. Именно поэтому нередко образ святого Серафима выдвигается на передний план на фоне Серафимо-Дивеевской обители, которая в свою очередь символизирует собой Небесный Град - Новый Иерусалим. Над святым - образ Божией Матери "Умиление". Взгляд преподобного устремлен в глубь своего сердца, десница прижата к левой стороне груди. В ростовых иконах часто присутствует выразительный земной ландшафт Руси. В поясных изображениях рука святого также прижата к сердцу, либо обе руки сложены на груди, как перед причастием, нередко пальцы правой руки бывают сложены для благословения.

Интересная деталь икон, в левой руке преподобный держит четки или чаще лестовку - монашеский духовный меч для соблюдения молитвенного правила и достижения состояния  духовного подвижничества, отрешения от всего мирского. Иногда преподобный старец изображался в холщовой рубахе с "верижным" крестом на шее.

ИКОНОГРАФИЯ ФЕОДОСИЯ ЧЕРНИГОВСКОГО (нач. 30-х гг. XVII столетия – 1696)

Иконография Феодосия Черниговского  сложилась до его общерусской  канонизации на основе портретных изображений  святителя, хранившихся в черниговском Архиерейском доме. Один из таких портретов  находился при его мощах (впервые  обретены в 1772 г.). Традиционно Феодосий Черниговский изображается в саккосе, омофоре и митре (право ношения  саккоса было в конце XVII в. привилегией  архиепископов Черниговской кафедры, уступавшей по своему статусу лишь Московской). (Приложение, рис.7).

Святитель представлен стоящим  на фоне храмов Чернигова. Справа изображен  древний Спасо-Преображенский кафедральный собор (XI в.), где находились мощи святителя (сейчас в Успенском Елецком монастыре  в Чернигове). Слева - древний Борисоглебский собор (XII в.) и здание Коллегиума (1700-1702).

Вверху слева на фоне неба представлен герб Черниговской епископской  кафедры. Расположенные вокруг герба  буквы скрывают фразу, расшифровывающуюся как: "Феодосий Угличский, Божией милостью пастырь кафедры Черниговской и  Новгорода Северского".

Икону отличает высокий профессионализм  исполнения, тонкость письма, богатая  орнаментальная разделка полей, характерная  для иконописи конца XIX - начала XX вв.

Икона имеет историко-культурное, художественное и музейное значение.

ИКОНОГРАФИЯ АННЫ КАШИНСКОЙ (ок. 1280 —1368)

В Воскресенском соборе Кашина находились древний чтимый образ святой, икона св. блгв. кн. Михаила Тверского и Анны Кашинской.  В сохранившихся прорисях с икон XVII-XIX вв. святая представлена старицей в монашеской мантии и куколе, с поднятыми в молении руками, в рост; на одной из прорисей - на архитектурном фоне, где помещен сюжет ее жития. Поясное прямоличное изображение Анны Кашинской в мантии, с прижатой к груди правой рукой и свитком в левой, имеется на литографии 2-й пол. XIX в. с подписью: «Изображение благоверной великой княгини Анны Кашинской» (Приложение, рис.8). Известно, что во время коронационных торжеств имп. Александра III ему была поднесена в Твери икона Анны Кашинской. В росписи конца XIX в. в Анастасиином Богоявленском монастыре Костромы святая была изображена среди русских праведниц, в княжеских одеждах и венце. Существовали иконы-картины «Прощание блгв. кн. Михаила Тверского с блгв. кн. Анной и детьми». Наиболее распространенный иконографический извод появился, очевидно, после восстановления почитания Анны Кашинской в начале XX в.: молодая княгиня в схиме, прижав правую руку к груди, с четками в левой, стоит на берегу р. Кашинки, склонив голову перед благословляющим ее Христом в облачном сегменте; слева Воскресенский собор с колокольней (1817), где почивали мощи святой (Приложение, рис. 8).

ИКОНОГРАФИЯ ПИТИРИМА ТАМБОВСКОГО(1645 – 1698)

Самое распространенное –  поясное изображение Святителя Питирима епископа Тамбовского с нимбом в мантии. Святитель в левой руке держит посох, пальцы правой руки сложены для благословения. Изображен в традиционном святительском облачении. На груди у святого медальон с изображением либо Христа, либо Богоматери(скорее всего, изображение Смоленской иконы Божией Матери — Одигитрии). (Приложение, рис. 10).

ИКОНОГРАФИЯ ИОАННА ТОБОЛЬСКОГО (1651—1715)

Еще задолго до канонизации  имели широкое распространение  портретные изображения этого святителя, на основе которых в период прославления были созданы иконы. До настоящего времени в нескольких музеях сохранились портреты разного времени. Среди них есть прижизненный портрет Святителя из Чернигова. Это поколенный портрет свт. Иоанна Максимовича в сане архиепископа Черниговского. Святитель представлен в полном архипастырском облачении с посохом в правой руке и крестом в левой. На этом портрете владыка изображен уже в летах. Он высокого роста, осанистый, создается впечатление, что он крупного сложения. Острый взгляд небольших глаз из-под бровей, идущих на взлет, орлиный нос — все это выдает человека очень волевого. Взгляд его кажется пронзительным. (Приложение, рис. 11).

Информация о работе Иконография общерусских святых, канонизированных в синодальный период