Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 02:17, реферат
Ислам является одной из мировых религий, и, по разным данным, к последователям ислама причисляют себя от 20 до 23 % людей во всем мире. Ислам возник в VII веке н. э. в Аравии, его основателем считается пророк Мухаммед. В переводе с арабского языка термин «ислам» дословно означает «покорность, предание себя Богу». Фундаментальной основой этой религии является вера в единого Бога - Аллаха и подчинение его воле. Это записано в священной книге - Коране, переданном людям через пророка и посланника Аллаха Мухаммеда. Итак, что же такое ислам? Дать характеристику этому понятию - весьма непростая задача.
1. Введение……………………………………………………………………………………………………….. 2
2. Основное содержание
2.1 История возникновения ислама…………………………………………………………… 4
2.2 Жизнь и учение Мухаммеда………………………………………………………………… 7
2.3 Догматика ислама………………………………………………………………………………… 11
2.4 Пять столпов ислама…………………………………………………………………………….. 12
2.5 Исламское представление о Боге…………………………………………………………. 13
2.6 Коран…………………………………………………………………………………………………….. 15
2.7 Коран об Иисусе……………………………………………………………………………………. 17
2.8 Шариат………………………………………………………………………………………………….. 23
2.9 Различные течения в мусульманстве……………………………………………………. 25
2.10 Мекка и Медина…………………………………………………………………………………… 29
3. Ислам и его отношение к другим религиям……………………………………………………. 31
4. Список использованной литературы……………………………………………………………… 36
Ислам является одной из мировых религий, и, по разным данным, к последователям ислама причисляют себя от 20 до 23 % людей во всем мире. Ислам возник в VII веке н. э. в Аравии, его основателем считается пророк Мухаммед. В переводе с арабского языка термин «ислам» дословно означает «покорность, предание себя Богу». Фундаментальной основой этой религии является вера в единого Бога - Аллаха и подчинение его воле. Это записано в священной книге - Коране, переданном людям через пророка и посланника Аллаха Мухаммеда. В исламе Мухаммед считается последним в череде пророков (Адам, Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Иса (Иисус)). Послания Мухаммеда одновременно подтверждают основные откровения его предшественников и исправляют то, что эти пророки исказили в ниспосланных Аллахом Писаниях: ат-Тауре (Торе), Забуре (Псалмах), Инджиле (Евангелии).
Если мы откроем практически любую газету, включим радиоприемник или телевизор, то мы обязательно увидим или услышим материалы об исламе. Многие из них сопровождаются образами насилия - особенно, если речь идет о Кашмире, Боснии, Алжире или Палестине. Облик ислама, взирающий на нас с газетных полос и телевизионных экранов, зачастую ассоциируется с суровой, бескомпромиссной верой, приверженцы которой, не задумываясь, прибегнут к кровопролитию, не только чтобы отстоять свои принципы, но и чтобы навязать свою волю другим. Между тем, для тех, кто ближе знаком с мусульманами и их традициями, образ «воинствующего ислама» противоречит принципам религии, многие приверженцы которой - а их насчитывается едва ли не миллиард во всем мире - считают ее не менее миролюбивой, чем буддизм или христианство. Слово «ислам» по-арабски означает «подчинение чужой воле» и этимологически очень близко слову «салам» - мир. Во всем мире мусульмане приветствуют друг друга и иностранцев словами «ас салам алейкум» - «мир вам».
По мнению большинства мусульман,
подобный образ воинственности - это
искажение действительности западными
средствами массовой информации. И
эта точка зрения имеет под
собой серьезные основания. В
эпоху, когда общественное мнение формируется
передовицами бульварной прессы, образу
жизни и ценностям миролюбивого
большинства неизбежно
И это не так безобидно, как кажется. Кумулятивный эффект от искаженного общественного сознания подпитывает процесс принятия политических решений. Сэмюэл Хантингтон, являющийся авторитетным профессором Гарвардского университета, утверждает, что «у ислама кровавые границы». Он предрекает «столкновение цивилизаций», «ислама» и «Запада» и возрождение конфуцианского Китая, как наиболее вероятный сценарий развития глобального противостояния после падения марксизма-ленинизма. И многие «отвечают ему взаимностью»: слово «харб» на арабском и других языках исламских народов, означающее «запад», является однокоренным слову «хариб» - «странный»«, «иностранный», «чужой». Подпитываемые атавистическим убеждением, бытующим со времен крестоносцев, о том, что каждый чужой - это враг, подобные предсказания легко могут вызвать цепную реакцию. Политика конфронтации, даже просто отчуждения, основанная на тезисе, что ислам представляет собой угрозу новому мировому порядку, действительно способна консолидировать те политические силы в исламском мире, которые проявляют наибольшую агрессивность по отношению к Западу.
Итак, что же такое ислам? Дать характеристику этому понятию - весьма непростая задача.
2.1 История возникновения ислама
Ислам возник в среде арабов, коренных
жителей Аравии. Доисламские арабы
- один из многих семитских народов,
обитавших в этом районе Ближнего
Востока с незапамятных времен. Более
поздняя традиция, зафиксированная
в Коране, исходит из того, что
легендарный библейский первопредок
евреев - Авраам был праотцом не только
иудеев, но и арабов: оба народа произошли
соответственно от его сыновей, Исаака
и Исмаила, рожденных разными
его женами. В первые века нашей
эры арабы - земледельцы и кочевники-
Небольшие протогосударства южной
Аравии (Йемен, Мекка, Ятриб и др.)
в IV-VI вв. были объектом пристального внимания
со стороны соперничавших друг с
другом в этом районе Азии Византии
и сасанидского Ирана. Расположенные
на побережье вдоль активно
В IV в. расширившееся южноаравийское
государство Химьяритов объединило
весь Йемен. В начале VI в. это государство
было завоевано эфиопским царством
Аксум, а в 000 г. эфиопы были изгнаны
иранцами. С захватом Йемена и превращением
его в свою сатрапию Иран практически
взял в свои руки всю транзитную
торговлю и направил ее по северному
пути. Южноаравийская торговля захирела,
ее торговые центры оказались в состоянии
серьезного кризиса, задевшего также
и интересы кочевых арабских племен,
в среде которых уже выделилась
привыкшая к роскоши племенная
верхушка. Напряженность кризисной
ситуации нашла свое выражение, как
это нередко случалось в
Большинство арабов, особенно кочевники, были язычниками. Следуя древним семитским традициям, восходившим к вавилонской и даже довавилонской Месопотамии, они поклонялись солнцу и луне, различным божествам и духам, силам природы, мертвым предкам. На юге Аравии процветал фетишизм, нашедший свое отражение в культе больших поставленных на ребро камней. Крупнейшим из них был знаменитый черный камень в святилище Кааба в Мекке. Окруженный многими меньшими каменными фетишами, символизировавшими других племенных божеств и духов, этот черный камень воспринимался всеми арабами как высший божественный символ. Возможно, что это уже в какой-то мере отражало складывавшееся среди арабских племен представление о существовании Высшего Верховного Божества.
Такого рода представления в Аравии были распространены довольно давно. С ними были знакомы арабы и в Мекке, и в Ятрибе (будущая Медина), и в городах Йемена. Источник их известен - это монотеистические религии, иудаизм и христианство. Иудаизм существовал в Аравии уже на протяжении ряда веков, особенно в городах. Крупные иудейские общины живших там евреев, прежде всего еврейских торговцев, активно функционировали в южноаравийских торговых центрах и довольно охотно распространяли свое учение, особенно в Ятрибе-Медине и в Йемене, где на рубеже V-VI вв. иудаизм на короткое время стал официальной государственной религией. Завоевание Йемена эфиопами (христианами) резко уменьшило влияние иудаизма, но зато усилило роль христианства. Христианство, в том числе несторианского толка, широко распространилось в это время среди арабов Сирии, Палестины, Месопотамии, не говоря уже о том, что территориально Аравия была буквально окружена христианскими государствами (Византией, Египтом, Аксумом), а в южноаравийских городах существовали христианские общины и храмы.
Кроме монотеизма иудео-христианского
типа, на южноаравийских арабов оказывал
определенное влияние и проникавший
сюда из Ирана зороастризм, а также
поздние его модификации, сложившиеся
под влиянием христианства (манихейство-маздакизм).
Вся эта сложная картина
Южноаравийские арабы, потерявшие
привычные источники доходов, остро
ощутили свою слабость, разобщенность,
неспособность противостоять
В VI в. в южной Аравии широко распространилось движение ханифов - пророков-проповедников, призывавших отказаться от языческого поклонения разным богам и идолам в пользу единого Бога. Подробных сведений о ханифах не сохранилось, детали их проповедей неясны. Однако известно, что предлагавшийся ими новый Бог отличался и от иудейского Яхве, и от христианской Троицы. Есть сведения, что некоторыми из ханифов использовалось слово Аллах (ал или эл - общесемитский корень понятия «бог»). Каждый из ханифов провозглашал себя доверенным лицом нового Бога, однако до поры до времени проповедь ни одного из них успеха не имела, хотя деятельность каждого вносила определенный вклад в накопление того нового качества, которое рано или поздно должно было как-то проявиться.
Успех выпал на долю Мухаммеда - человека, вошедшего в историю ислама в качестве его великого и главного пророка. Мухаммед выступил с проповедью, смысл которой сводился к тому, что существует лишь один великий Аллах и что все должны быть покорны его воле («ислам», «мусульмане» - от слова «покорность»). За короткий срок Мухаммед стал полным и общепризнанным повелителем огромной, тесно сплоченной и хорошо организованной общины правоверных, жаждавших активной деятельности во имя Аллаха и новой религии.
Мухаммед сделал главное, в чем
нуждались в начале VII в. арабы: он
объединил их, дал им сплачивавшее
их в единое целое учение и указал
тот путь, по которому следовало
направить нерастраченный после
упадка торговли запас сил и энергии.
Путь этот был теперь ясен: правоверные
должны обратить неверных, поставить
всех под знамя великого учения святого
пророка. Этот путь соответствовал и
нормам ислама, и стремлениям к
наживе и военной добыче, которая
уже при Мухаммеде стала едва
ли не первым по важности источником доходов
мусульманской общины: четыре пятых
ее распределялось между воинами, а
одна пятая шла пророку и
Особенности мусульманства, порожденные
самими условиями его возникновения,
облегчили его распространение
среди арабов. Хотя и в борьбе,
преодолевая сопротивление