Ислам: характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 02:17, реферат

Краткое описание

Ислам является одной из мировых религий, и, по разным данным, к последователям ислама причисляют себя от 20 до 23 % людей во всем мире. Ислам возник в VII веке н. э. в Аравии, его основателем считается пророк Мухаммед. В переводе с арабского языка термин «ислам» дословно означает «покорность, предание себя Богу». Фундаментальной основой этой религии является вера в единого Бога - Аллаха и подчинение его воле. Это записано в священной книге - Коране, переданном людям через пророка и посланника Аллаха Мухаммеда. Итак, что же такое ислам? Дать характеристику этому понятию - весьма непростая задача.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………………………………………….. 2
2. Основное содержание
2.1 История возникновения ислама…………………………………………………………… 4
2.2 Жизнь и учение Мухаммеда………………………………………………………………… 7
2.3 Догматика ислама………………………………………………………………………………… 11
2.4 Пять столпов ислама…………………………………………………………………………….. 12
2.5 Исламское представление о Боге…………………………………………………………. 13
2.6 Коран…………………………………………………………………………………………………….. 15
2.7 Коран об Иисусе……………………………………………………………………………………. 17
2.8 Шариат………………………………………………………………………………………………….. 23
2.9 Различные течения в мусульманстве……………………………………………………. 25
2.10 Мекка и Медина…………………………………………………………………………………… 29
3. Ислам и его отношение к другим религиям……………………………………………………. 31
4. Список использованной литературы……………………………………………………………… 36

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 109.23 Кб (Скачать файл)

Преемники Мухаммеда (с.г.в.)  — халифы Абу-Бекр, Омар, Осман — завоевали в короткое время соседние, а потом и более отдаленные страны Средиземноморья и Передней Азии. Завоевания совершались под знаменем ислама — под "зеленым знаменем пророка". В покоренных арабами странах повинности крестьянского населения были значительно облегчены, особенно для тех, кто принимал ислам; и это содействовало переходу широких масс населения разных национальностей в новую религию. Ислам, зародившись как национальная религия арабов, скоро стал превращаться в наднациональную, мировую религию. Уже в VII-IX вв. ислам сделался господствующей и почти единственной религией в странах халифата, охватившего огромные пространства — от Испании до Средней Азии и границ Индии. В XI-XVIII вв. он широко распространился в Северной Индии, опять-таки путем завоеваний. В Индонезии ислам получил распространение в XIV-XVI вв., главным образом через арабских и индийских купцов, и почти начисто вытеснил индуизм и буддизм (кроме острова Бали). В XIV веке ислам проник также к кыпчакам в Золотую Орду, к булгарам и другим народам Причерноморья, несколько позже — к народам Северного Кавказа и Западной Сибири.

 

 

 

 

 

 

2.2 Жизнь и учение Мухаммеда

 

да благословит его  Аллах и приветствует 
(570-633)

 

Мухаммед (с.г.в.)1 родился в Мекке 29 августа 570 года от Рождества Христова - был понедельник, 12 раби аль-ауваль, год Слона (по лунному календарю). Он происходил из храброго и знаменитого племени Курейш. Дед его Абд ал-Мутталиб был старейшиной племени, хранителем Каабы, то есть очень почитаемым человеком. Отец его Абдулла бин Абдул Мутталиб умер, так и не увидев своего сына. В течение 4 лет Мухаммед (с.г.в.) жил обычной жизнью мальчика из кочевого племени в аравийской степи, куда увезла его из Мекки кормилица Халима из племени Бану Саад. С матерью Аминой мальчику было суждено прожить всего два года. В 6 лет он остался полным сиротой.

Вначале воспитанием будущего пророка (с.г.в.) занимался его дед Абд  ал-Мутталиб, а после его смерти - дядя Абу Талиб. В семье дяди Мухаммед (с.г.в.) вел относительно самостоятельную  жизнь, присутствуя при обсуждении важнейших общественных дел, при  спорах на религиозные и моральные  темы, при рассказах о торговых путешествиях, о приключениях в далеких  странах, о преданиях старины  и обычаях разных племен и народов. Это способствовало его духовному  развитию.

Мухаммед (с.г.в.) о своем детстве  и юности говорил впоследствии просто и лаконично: "Я был сиротой". Сирота достигает зрелости раньше других детей. Он чувствует страдания сирот  и сопереживает им в жизни.

В возрасте 12 лет Мухаммед (с.г.в.) совершил свое первое длительное путешествие  с караваном своего дяди Абу Талиба в Сирию, выполняя посильную для  своих лет работу. Продолжительное (полгода) и увлекательное путешествие  мимо Ясриба и Табука позволило подростку  познакомиться с разнообразными ландшафтами его родины - Аравии, ближе познать жизнь простого народа.

Примерно к 20 годам Мухаммед (с.г.в.) начал совершенно самостоятельную  жизнь, без формальной опеки Абу  Талиба. К этому времени полностью  определился род его занятий - он был человеком, сведущим в торговле, умел водить караваны, нанимаясь к  зажиточным торговцам в качестве приказчика, проводника караванов или  торгового агента. По словам арабских историков, Мухаммед (с.г.в.) слыл человеком  безукоризненной репутации, отличался  прекрасные характером, честностью и  добросовестностью, умом и сообразительностью, верностью данному слову.

В 25 лет Мухаммед (с.г.в.) женился  на богатой вдове Хадидже, дочери Хувайлида. Брак их оказался на редкость счастливым. Хадиджа стала для  своего мужа не только любимой женой, но и лучшим другом, советчиком и  помощником на его трудном поприще  пророка. Она родила ему детей: Касема, Абдуллу, Зейнаб, Рукаю, Ум-Кульсум и, наконец, Фатиму-захра ("прекрасную", "блестящую"). К огромному горю родителей, сыновья их умерли в детстве, а дочери еще при его жизни, после замужества. Только Фатима пережила отца на 6 месяцев.

Еще во время торговых путешествий, наблюдая религиозные верования  разных народов, особенно иудеев и насара (христиан), сравнивая их с идолопоклонством своих единоплеменников, Мухаммед (с.г.в.) отмечал положительные и отрицательные  качества этих религий. Он много размышлял  о вере, о Боге и окончательно пришел к выводу, что Бог (Аллах) - один, и никакой идол не может  его заменить. Сделанный руками людей, идол не может исполнять функции  Аллаха. Поэтому поклоняться идолам - преступление перед единым Аллахом. Мухаммед (с.г.в.) молился Всевышнему Аллаху в полном одиночестве.

В молитве он находил, по собственным  словам, "истинное наслаждение". Озарения, которые периодически осеняли его, позволяли всем своим существом  чувствовать живое присутствие  Бога в мире и в себе самом. Это  наполняло Мухаммеда (с.г.в.) чувством просветленного счастья и блаженства, что приводило к стремлению всеми  способами углубить и упрочить веру в Бога. А для этого требовалось  постоянное очищение движений души, мыслей, слов и поступков: пост, молитва и  созерцание. "Соединение верующего  с Богом возвышением духа" возможно, как считал Мухаммед (с.г.в.), лишь в  молитве. И он проводил в молитве  треть или даже половину ночи, не считая дневных молитв.

Излюбленным местом молитв и размышлений  Мухаммеда (с.г.в.) являлась расположенная  в нескольких часах ходьбы от Мекки  гора Хира (пустынный каменистый холм), где он чаще всего проводил весь месяц рамадан. В конце третьего года непрерывных молитв и религиозных  исканий его труды увенчались успехом: к нему снизошло первое откровение Бога. В одну из ночей месяца рамадан 610 года сорокалетнему Мухаммеду (с.г.в.) на горе Хира впервые явился некто  могучий и страшный2 и приказал ему (неграмотному!) читать, а когда Мухаммед отказался, сам прочел ему пять строк и приказал повторить их, и строки эти врезались в сердце Мухаммеда (с.г.в.): "Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твои щедрейший, который научил Каламом3, научил человека тому, чего он не знал".

Пять коротких строк, продиктованных Мухаммеду (с.г.в.) в одну из ночей  рамадана (эта ночь в дальнейшем получила название Ночи Свершения, или  Ночи Могущества), содержали важнейшие  сведения о сущности Бога и Его  отношении к человеку. Бог в  них определен как всемогущий Творец, ни на секунду не покидающий мир в своей творческой заботе - творить сложное, совершенное и  прекрасное. Пример его особого всемогущества - создание самого сложного и совершенного существа на земле - человека. Щедрейший  Бог научил человека тому, чего тот  не знал, - "каламом". Значит, Бог  является основным источником знания для человека, и это знание нисходит к человеку в виде "писания". В священную Ночь Свершения, или  Ночь Могущества, Джибрил сообщил  Мухаммеду (с.г.в.) отрывок из небесного  Корана, и тем самым было положено начало Корану земному - точной копии  небесного подлинника.

Откровение, полученное па горе Хира, окончательно убедило Мухаммеда (с.г.в.) в правильности сложившихся у  него религиозных представлений, он уверовал в их истинность так же, как в свою пророческую миссию. Первой приняла новую веру жена Мухаммеда (с.г.в.) Хадиджа, а затем его двоюродный брат и воспитанник Али и приемный сын Зайд. Самые близкие люди без  малейших колебаний уверовали в  Мухаммеда (с.г.в.), уверовали глубоко  и на всю жизнь.

Первым среди курайшитов новую  веру принял Абу Бакр ас-Сиддык, который  стал активно проповедовать Ислам  среди своих многочисленных друзей и знакомых. На первых порах проповедь  новой веры проводилась в глубокой тайне. Распространение учения шло  очень медленно: за 3 года Мухаммед (с.г.в.) приобрел всего около 40-50 сторонников. Из них он создал религиозную общину (умму), прочно сцементированную взаимным побратимством и всецело преданную  ему, Мухаммеду (с.г.в.) - духовному главе, пророку и посланнику Аллаха.

За эти три года никаких новых  откровений Бог не посылал Мухаммеду (с.г.в.). И только в конце 613 г., когда  тот, закутавшись в плащ, лежал  в беседке, снова прозвучал голос  Всевышнего:

О завернувшийся! 
Встань и увещевай! 
И Господа твоего возвеличивай! 
И одежды свои очисть! 
И скверны беги! 
И не оказывай милость, стремясь к большему! 
И ради Господа твоего, терпи!


Полученное откровение содержало прямое приказание начать публичную проповедь веры.

Первую публичную проповедь  Мухаммед (с.г.в.) провел с холма ас-Сада в центре Мекки перед многочисленной толпой горожан, но она не имела успеха, а когда Мухаммед (с.г.в.) объявил  себя посланником Аллаха, на него посыпался  град насмешек. И так повторялось  каждый раз, когда появлялся Мухаммед (с.г.в.) со своей проповедью. Курайшиты  не хотели признавать всемогущего Аллаха. Всю систему доказательств, выдвинутую Мухаммедом (с.г.в.), - сотворение Богом  земли, человека, животных и т. д., - они  считали несерьезной. Идолопоклонники  требовали от него чудес, которые  подтвердили бы его превосходство  и степень достоинства перед  Богом. Мухаммед (с.г.в.) считал главным  чудом новой веры Коран.

Несмотря на ожесточенную полемику Мухаммеда (с.г.в.) и его немногочисленных сторонников с курайшитами - идолопоклонниками, обстановка в Мекке в течение первого года после начала публичной проповеди новой веры оставалась мирной. Но когда Мухаммед (с.г.в.) от прославления единого истинного Аллаха перешел к прямым нападкам на богов, которых почитали в храме Кааба, это вызвало переполох в Мекке. Курайшиты поняли, что против мусульман нужны решительные действия. Мухаммеду (с.г.в.) и его сторонникам запретили молиться вблизи Каабы; мекканскими верхами была организована травля Мухаммеда (с.г.в.) и его сторонников. Были случаи, когда Мухаммеда (с.г.в.) и других мусульман забрасывали камнями и грязью, а соседи украдкой выливали помои и нечистоты у порога его дома.

Мухаммед (с.г.в.) жил в атмосфере  неслыханных унижений, от которых  его не в состоянии были защитить сторонники его учения, но пророк (с.г.в.) нашел выход из создавшегося драматического положения - поселение там, где можно  было добыть себе пропитание и укрыться от "злобы" курайшитов. Так примерно 83 мусульманина выселились в Эфиопию. Это была первая хиджра - первое переселение  мусульман. Произошло это событие  в 615 году, через 5 лет после начала проповеднической деятельности Мухаммеда (с.г.в.). Но сам Мухаммед (с.г.в.) все  еще оставался в Мекке. И только в 622 году он сам со своими близкими совершил хиджру в Медину, не выдержав всех притеснений, насмешек, преследований, которые его сопровождали в Мекке  и ее окрестностях. Год переселения (хиджры) стал началом летоисчисления для всех мусульман, а группа переселившихся в Медину сторонников Мухаммеда (с.г.в.) получила почетное наименование мухаджиров, совершивших Хиджру. С  Хиджрой пришел конец слабости и  унижению, и началась эпоха величия  и мощи Ислама.

Укрепившись в Медине, посланник  Аллаха (с.г.в.) приступил к созданию своего могучего государства. Главной  его целью было объединение всех арабских племен, погрязших в язычестве  и бесконечной междоусобной борьбе, в единый народ, преданный Исламу. В начале 624 года был составлен  и принят документ, получивший название "Конституция Медины". В этом документе, который дошел до нас  в подлиннике, впервые было определено положение Мухаммеда (с.г.в.) в Медине и принципы, на основе которых осуществилось  превращение разно племенного населения оазиса в единый народ, умму пророка и посланника Божьего (с.г.в.). В "Конституции" Мухаммед (с.г.в.) не назван правителем, он признан пророком - человеком, получающим откровения от Аллаха.

Медина стала сильным мусульманским  центром (через несколько лет  она станет столицей и главным  торговым центром всех покоренных земель). Здесь была построена первая мечеть, где мусульмане молились все вместе. Слава о Мухаммеде (с.г.в.) и его  вере распространилась далеко за пределы  Медины. Но Мекка, которой правил мстительный  Абу Суфиан, по-прежнему была враждебна  мусульманам. Мухаммеду (с.г.в.) во главе  мусульманского войска пришлось участвовать  в разных военных конфликтах (сражения при Бадре и Ухуде), чтобы образумить курайшитов военной силой и доказать им могущество Ислама.

В 630 году Мухаммед (с.г.в.) торжественно въехал в покоренную им Мекку. Племенная  знать курейшитов сочла за благо  не продолжать спор. Мекка с Каабой становились святынями Ислама. Посланник  Аллаха (с.г.в.) направил своих послов к римскому цезарю, владыке персов хосрою, эфиопскому негусу, правителю  Египта, призывая их присоединиться к  Исламу. Все посланцы, выполнив поручение  пророка (с.г.в.), вернулись к Мухаммеду (с.г.в.), а через несколько лет  Персия, Аш-Шам и Египет стали  Исламскими государствами.

Пророк (с.г.в.) умер в 633 г. в Медине, где и похоронен. Но великий пророк (с.г.в.) продолжает жить в сердцах  всех людей, исповедующих Ислам.

После смерти Мухаммеда образовалась теократическое государство — халифат, которое начало вести захватнические войны под лозунгом распространение  учения Аллаха и к XI-XII векам включало в себя страны Передней и Средней Азии, Северной Африки.

2.3 Догматика ислама

 

Вероучение ислама основывается на следующих догмах, признание которых  за истину и их беспрекословное выполнение считается обязательным для всех мусульман.

  1. Вера в Аллаха, единого, единственного, всемогущего Бога (всего 99 имен), творца и покровителя всего в мире, не имеющего конкретного образа и никак не изображаемого. Аллах — единственный Бог, не имеющий сыновей и соправителей. Этот догмат является главным в исламе.
  2. Вера в демонов и ангелов, сверхъестественных существ, созданных Аллахом, занимающих промежуточное положение между ним и человеком. Ангелы - добрые духи - живут в царстве Аллаха и служат ему. Демоны - злые духи (шайтаны, джины) — восстали против Аллаха и за это были низвергнуты с небес. Возглавляет демонов Иблис — главный противник Бога.
  3. Вера в святость Корана трактует эту священную для мусульман книгу как несотворенную, существующую предвечно, как сам Бог, и атрибут его бытия. Коран не может быть никем изменен, подлинный оригинал его хранится на небесах, а текст по частям через видения был передан пророку Мухаммаду архангелом Джебраилом. Все, что изложено в Коране, должно быть воспринято как воля Аллаха.
  4. Вера в пророков и посланничество Мухаммада предполагает трактовать пророков как избранных Богом людей, через которых он вещает людям свою волю. Мухаммад является главным, последним из пророков, проповедавших человечеству.
  5. Вера в рай и ад - места пребывания души после смерти человека, куда она направляется по воле Аллаха, в зависимости от совокупности поступков при жизни верующего. Праведники вечно блаженствуют в раю (арабск. - джанна), а грешники и неверующие будут мучаться в аду (арабск. - жаханнам).
  6. Вера в божественное предопределение - один из основных догматов ислама, согласно которому перед творением мира Аллах все заранее предопределил вплоть до разрушения материального мира (конца света). Все в мире происходит по воле Аллаха, и ничто не может изменить ход развития событий. Человек должен подчиниться судьбе и все в мире воспринимать безропотно.
  7. Вера в бессмертие души предполагает существование особой субстанции (души), покидающей тело в момент смерти, и воскресение ее из мертвых в день Страшного Суда. Рассуждение о душе в исламе носят противоречивый характер. Поэтому общее положение сводится к следующему. Когда терпение Аллаха относительно греховности людей истощится, наступит конец света. Иблис и его приспешники будут уничтожены. Все живые и мертвые предстанут перед Аллахом и будут судимы по делам их. Грешники попадут в геенну огненную, а праведники обретут вечную жизнь в раю.

Информация о работе Ислам: характеристика