Ислам как религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 16:53, курсовая работа

Краткое описание

Тема данной работы– ислам как религия. Самой поздней по времени возникновения мировой религией является ислам, или мусульманство.
Актуальность темы обусловлена следующим фактором - исламские общины имеют значительное влияние в нашей стране в России, а также в среднеазиатских странах СНГ. Районы традиционного распространения ислама в России охватывают значительную территорию Северный Кавказ, Поволжье. Также преимущественно ислам исповедуют в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, ирано-язычные - в подавляющем большинстве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..
3
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА………………………………….….
4
2. СУЩНОСТЬ МУСУЛЬМАНСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ……………..
11
2.1. Особенности исламского вероучения………………………
11
2.2. Коран, как священная книга мусульман……………………..
15
2.3. Исламское социальное и моральное учение……………….
17
2.4. Обряды и праздники в исламе………………………………
19
3. МИРОВОЗЗРЕНИЕ ВЕРУЮЩЕГО В ИСЛАМЕ……….….
20
3.1. Бог и человек…………………………………………..
20
3.2. Ангелы и джинны…………………………………………….
23
3.3. Писания и пророки…………………………………………..
24
3.4. Судный день………………………………………………….
25
3.5. Нравственность мусульманина………………………………
26
4. КУЛЬТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ ИСЛАМА……………………….…
34
5. ВЛИЯНИЕ ИСЛАМА НА СОВРЕМЕННУЮ ЖИЗНЬ ИСПОВЕ-
ДУЮЩИХ ЕЕ………………………………………………………………

46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ислам.docx

— 763.22 Кб (Скачать файл)

На всем Ближнем  Востоке и в Северной Африке обращение  в ислам было, как правило, добровольным, однако бывали времена, когда немусульмане переживали гонения, дискриминацию и другие унижения. Постепенно сила и размеры христианских общин тех стран, где они были весьма влиятельны до прихода ислама, заметно сократились. В Африку южнее Сахары ислам проник через Эфиопию и Судан на востоке и через берберские регионы Северной Африки на западе. Немалое значение в распространении ислама имела торговля, как, впрочем, и военная экспансия. На Индийском субконтиненте мусульманское вооруженное вторжение с самого раннего времени играло важную роль в распространении ислама и обращении индусов. Однако при этом не обязательно использовалась сила. Приток переселенцев с северо-запада укрепил мусульманскую прослойку, расширению которой способствовало также обращение в ислам индусов. Юго-Восточная Азия, территория современной Малайзии, южные Филиппины, Индонезия и Бруней начали свое обращение в ислам по меньшей мере с XII—XIII вв. В нашем столетии проповедническая активность исламских миссионеров и миграция мусульман со Среднего Востока и Южной Азии (в первую очередь) принесли ислам в Западную Европу и на Американский континент.

Политическое могущество ислама достигло своего апогея в XV—XVII вв., когда турецкие Оттоманы, иранские Сафавиды и индийские Моголы правили огромными империями, простиравшимися от Северной Африки до Бенгалии. Но эта же эпоха была свидетельницей стремительного роста политической и экономической мощи Европы, особенно в связи с развитием новых торговых маршрутов вокруг Африки и через Атлантический и Тихий океаны. Западные государства, особенно Британия, Франция и Нидерланды, колонизировали и начали эксплуатировать обширные мусульманские территории в Северной Африке, Индии и Юго-Восточной Азии. В XIX в. Оттоманская империя теряла один за другим свои анклавы в Восточной Европе и фактически утратила реальную власть в некоторых из своих провинций на Среднем Востоке, таких, как Египет, Ливия, Тунис и Алжир. Анатолийский полуостров был последним аванпостом Оттоманской империи, но после первой мировой войны она была преобразована в современное национальное турецкое государство и не стала объектом колонизации. Турция по-прежнему остается страной, приверженной исламу.

В течение XX в. европейский  колониализм почти исчез с  лица земли, но его последствия по-прежнему ощутимы. Однако еще в конце XVIII в. в Египте, Аравии и Индии возникают  реформационные мусульманские движения, положившие начало медленному процессу возвращения мусульманам уверенности в себе и способности к самоорганизации. К последствиям второй мировой войны относится обретение независимости многими мусульманскими странами на всем протяжении Евразии, Африки и Индонезийского архипелага. В странах, где преобладает мусульманское население, таких, как Пакистан, Бангладеш, Египет, Индонезия, Иран и Алжир, политическая независимость издавна ассоциировалась с крепкой исламской верой и практикой. Присущее древнему исламу ощущение триумфа и успеха возродилось с прежней силой и, не вполне довольствуясь осуществлением желания мусульман жить независимо от иностранного контроля, во все большей степени находит свое выражение в энергичной миссионерской деятельности как дома, так и за рубежом, особенно в немусульманских регионах. Необходимо отметить, что исследователи исламского государства4 и мусульманского права обычно обращают внимание на две характерные и взаимообусловленные особенности - религиозное происхождение («божественную природу») и тесную неразрывную связь юридических предписаний с мусульманской догматикой (богословием), нравственными нормами, правилами культа, религиозными нормами ислама в целом. Исходя из универсального характера ислама и его нормативных предписаний, ими делается вывод о том, что ислам - это одновременно «вера и государство», а разрабатываемые мусульманско-правовой доктриной нормы и решения выступают не только собственно правом, но и религией. Сходную точку зрения высказывают и западные исследователи мусульманского права, которые отмечают, что для мусульманского права характерен дуализм религии и государства.

 

 

 

 

 

 

2. СУЩНОСТЬ МУСУЛЬМАНСКОГО  ВЕРОУЧЕНИЯ

2.1. Особенности  исламского вероучения

По-арабски «ислам» означает «послушание», «покорность», а мусульманин происходит от слова «муслим» – «предавший себя Аллаху». Как и в любой религии, в исламе присутствуют основные компоненты: вера, культ, ритуалы; существуют священные книги: Коран («чтение»), «Сунна» («пример для подражания»), состоящая из хадисов – преданий о поступках и изречениях Мухаммеда.

Официальная версия возникновения  Корана традиционна: считается, что  Аллах через своего ангела Джабраила  во время видений (снов) передал откровения, записанные Мухаммедом со слов ангела. В Коране содержатся представления  о судьбах мира и каждого человека в нем; о земной и загробной жизни, разъясняются правовые и имущественные отношения, возведенные в религиозные обычаи; трактуются житейские мудрости, притчи, многие из которых напоминают аналогичные в иудейских или христианских священных книгах.

Из всех составляющих любой религии вера является главным доминирующим атрибутом. Главное в исламе – вера в Аллаха, которая составляет суть мусульманского культа. Аллах – грозное и милостивое божество, всевидящ и вездесущ; Аллах – творец мира, его властелин и судья; Аллах един и Мухаммед – пророк его. Символ мусульманской веры включает три элемента: внутреннее состояние, произнесение главного символа веры – «нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его» и совершение добрых дел. Только тот, кто исполняет все три стороны веры, будет в числе избранных; тот, кто примет только часть из них, и умрет в состоянии смертного греха без покаяния, будет осужден на загробные мучения.

Мусульманин должен верить в ангелов и демонов, выполняющих любую волю Аллаха. Среди них, кроме Джабраила,- Исрафил (трубит в трубу, чтобы известить о наступлении Страшного суда), Азраил – архангел смерти и др. стражи рая и ада. Каждый правоверный также имеет двух ангелов, которые следят за добрыми и злыми поступками и записывают их. Они сменяют друг друга на утренней и вечерней заре - самое рискованное время для мусульманина.

Атрибутами вероучения ислама являются вера в святость Корана, рай и ад, в бессмертие души. Одна из важнейших сторон веры – догмат о предопределении, согласно которому все в мире зависит от воли Аллаха.

Непременным объектом веры мусульман являются пророки, посланцы Аллаха, призванные проповедовать новую религию и следить за соблюдением ее заветов. Они – выше ангелов, т.к. имея земное, а не небесное происхождение, боролись с собственной природой, побеждая искушения.

Ислам, как и любая религия, налагает на верующих определенные обязанности, которые, в отличие от других религий, закреплены по образцу закона, нарушить который мусульманин не имеет права. Основных обязанностей мусульманина ислам насчитывает пять («пять столпов ислама»): исповедание, молитва, пост, милостыня и паломничество.

1. Принцип исповедания – центральный в исламе. Чтобы стать мусульманином, достаточно соблюсти именно его, т.е. вслух по-арабски торжественно произнести главный символ веры – шахаду, т.е. «свидетельство»: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его».

2. Молитва (намаз) – обязательный каждодневный пятикратный ритуал, от которого могут быть освобождены лишь больные, немощные и малые дети. Те, кто не молится пять раз в день – неверные. Молитву полагается совершать на заре, в полдень, пополудни, при закате солнца и перед сном. Перед молитвой правоверный обязан провести обряд очищения, омовения (малого – омовение кистей рук, ног и лица и большого – омовения всего тела). Если нет воды, например, в пустыне, можно очиститься песком. Молитву совершают в одежде, в чистом месте, на специальном коврике, обратившись в сторону Мекки. Молитва мусульманина, в отличие от христиан и иудеев, не содержит никакой просьбы – это только прославление Аллаха. Пятница для мусульман – то же, что и воскресенье для христиан и суббота – для иудеев – день общей молитвы, день хождения в мечеть, куда, впрочем, допускаются в основном мужчины.

3. Пост. В мусульманстве существует лишь один главный и обязательный пост, который длится целый месяц (рамазан или рамадан). Во время поста каждый правоверный, кроме малых детей и больных, с рассвета до заката солнца не имеет права ни есть, ни пить, ни прикасаться к женщине, ни тем более развлекаться, курить и т.д. После заката и перед восходом, мусульмане едят и пьют весьма умеренно, а затем опять настраиваются на благочестивый лад.

4. Милостыня (закят). Каждый имущий обязан раз в году делиться своими доходами, уплачивая налог в размере сороковой части дохода для поддержания бедняков мусульманской общины. Кроме обязательной милостыни-закята, существовала и дополнительная милостыня – садака, которая является своеобразным отпущением грехов для верующего.

5. Паломничество (хадж) – пятый и последний из обязательных столпов веры, причем наименее обязательный для всех. Считается, что каждый здоровый мусульманин раз в жизни в 12-й месяц мусульманского календаря должен посетить святые места а Мекке и поклонится Каабе или гробнице Мухаммеда (в Медине). Если верующий болен или немощен, он обязан послать вместо себя другого человека, причем почетное имя хаджи получает не посланец, а пославший.

К пяти столпам  исламской веры нередко добавляют  еще один – шестой, священную войну против неверных (джихад или газават). Такая война тоже была священной заповедью правоверных. Это не значит, что всех не мусульман всегда уничтожали. Речь о джихаде шла преимущественно в годы военных действий, в периоды резкой вражды и особенно в условиях национально-освободительных войн. В это время джихад становился священной заповедью, причем участие в нем освобождало от всех грехов и обеспечивало правоверному в случае его гибели в бою место в раю, что всегда воодушевляло воинов-мусульман.

2.2. Коран, как священная книга мусульман

 

Основные положения  ислама изложены в главной священной  книге мусульман – Коране (от араб. куран – чтение).

   

Коран. Переплет.

   

Основу его составляют заповеди, проповеди, обрядовые и  юридические представления, молитвы, назидательные рассказы и притчи Мухаммеда, произнесенные им в Медине и Мекке, записанные его сподвижниками. Все изречения, в которых говорящим лицом является не Мухаммед, а Аллах, относят к числу откровений, все прочие – к числу преданий. Коран делится на суры («ряд камней в кладке») и по типу любого сооружения сперва кладут в фундамент более крупные камни, а потом более мелкие, так и в Коране – в начале самые длинные суры, и только первая – «открывающая» – очень короткая. Суры делятся на аяты («знамения»). Иногда «аят» упрощенно переводят как стих, а суру – как главу. Всего в Коране 114 сур, самая длинная – вторая (286 аятов).

Когда читаешь Коран, то удивляешься, как много в нем из Библии. Многие ветхозаветные повествования перенесены с соответствующими изменениями имен на арабский язык – Моисей стал Мусой, Иисус – Исой, Давид – Даудом и т.п. Единственное базовое изменение – это отказ от христианского догмата троичности Бога. Представление же о едином Боге, об аде, рае, дне Воскресения, Страшном суде, некоторые заповеди перешли в Коран из Библии. Ангелы пришли в Коран из христианства, а вот джинны-духи (злые и добрые) – исконно арабские существа. Злые джинны, которых называли еще шайтанами, были опорой дьявола – Иблиса. Ангелы жили на небесах, джинны – на земле. Аллах сотворил человека после ангелов и джиннов на шестой день творения из праха («из звучащей глины»).

По вероучению ислама, Коран  – книга несотворенная, существующая предвечно, как сам Бог, Аллах, она его «слово».

История начинается с акта творения. Творил Аллах легко, с помощью  слова-приказа, покоясь на своем  троне, стоящем на водной поверхности. Как и Библия, Коран учит, что  золотой век на земле ушел в  прошлое с грехопадением изгнанных из рая Адама и Евы. Правда, самой идее греха, страдания и искупления ислам не уделяет столь много внимания как христианство. Однако, в исламе существует, заимствованная из Библии, хорошо разработанная концепция рая и ада. Согласно исламскому вероучению, райское блаженство – это жизнь в тенистых прохладных рощах, журчание воды, обильная изысканная пища, роскошная одежда и всяческие наслаждения, включая любовные. В противоположность этому ад – пекло, дым, самум (песчаная буря) и тому подобные ужасы, столь страшные для жителей Аравии.

Большое место в Коране уделено эсхатологическим пророчествам о конце света и Страшном суде. В исламе вырисовывается примерно следующая мрачная картина. Незадолго до конца света наступит эпоха страшного нечестия и неверия. Все ценности ислама будут преданы и проданы, люди погрязнут в грехе. Тогда-то и наступит царство Антихриста (даджжаля), которое будет длится 40 дней. На смену Антихристу придет царство Махди (мессии), чье второе пришествие положит конец царству греха. Антихрист будет уничтожен, и на земле утвердится в течение 40 лет сплошная идиллия: волк возляжет рядом с ягненком и т.п. Затем протрубит в трубу архангел Исрафил, и наступит час Страшного суда. Сам Аллах с пристрастием будет допрашивать каждого живого и мертвого. После решения Аллаха грешники попадут в ад с его гееной огненной, а праведники будут направлены в рай, дорога в который лежит через мост толщиной с волос и остротой лезвия меча. Сам человек пройти этот мост не в состоянии, его должен перевезти в рай тот самый баран, осел, верблюд или конь, которого он еще при жизни, хоть раз принес в жертву Аллаху.

 

 

2.3. Исламское социальное  и моральное учение

 

Шариат (от араб. «шариа» – прямой, правильный, ясный путь») – мусульманское право, регулирующее семейно-брачные, гражданские, бытовые и другие взаимоотношения мусульман, а также определяющее условия деятельности духовного суда. Исламская традиция связывает шариат, прежде всего, с его использованием в Коране для обозначения начертанного Аллахом пути. Кроме того, шариат употребляется в значении правил, которыми должен руководствоваться мусульманин, а также установленных Аллахом критериев оценки его поведения и образа мыслей. Поэтому в массовом сознании шариат воспринимается как исламский образ жизни в целом. У мусульман шариат понимается как совокупность обязательных к соблюдению норм и предписаний, установленных Аллахом и переданных им людям через пророка Мухаммеда. Поэтому первым источником шариата является Коран и сунна Пророка. Определенная часть мусульман включают в шариат хадисы Мухаммеда. Третьим источником является «иджма» - совокупность мнений богословов – юристов-«факиров». Наконец, нередко мусульманские судьи прибегали к методу решения вопроса по аналогии – «кияс» («сопоставление, сравнение»). Этот метод стал четвертым источником мусульманского права. По шариату устанавливаются пищевые нормы, запрещается игра на музыкальных инструментах, украшение дома художественными картинами и скульптурными изображениями человека и животных, вступление в брак с иноверцем, если последний не примет ислам. В настоящее время многие из этих запретов утрачивают силу.

Информация о работе Ислам как религия