Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 16:53, курсовая работа
Тема данной работы– ислам как религия. Самой поздней по времени возникновения мировой религией является ислам, или мусульманство.
Актуальность темы обусловлена следующим фактором - исламские общины имеют значительное влияние в нашей стране в России, а также в среднеазиатских странах СНГ. Районы традиционного распространения ислама в России охватывают значительную территорию Северный Кавказ, Поволжье. Также преимущественно ислам исповедуют в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, ирано-язычные - в подавляющем большинстве.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..
3
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА………………………………….….
4
2. СУЩНОСТЬ МУСУЛЬМАНСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ……………..
11
2.1. Особенности исламского вероучения………………………
11
2.2. Коран, как священная книга мусульман……………………..
15
2.3. Исламское социальное и моральное учение……………….
17
2.4. Обряды и праздники в исламе………………………………
19
3. МИРОВОЗЗРЕНИЕ ВЕРУЮЩЕГО В ИСЛАМЕ……….….
20
3.1. Бог и человек…………………………………………..
20
3.2. Ангелы и джинны…………………………………………….
23
3.3. Писания и пророки…………………………………………..
24
3.4. Судный день………………………………………………….
25
3.5. Нравственность мусульманина………………………………
26
4. КУЛЬТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ ИСЛАМА……………………….…
34
5. ВЛИЯНИЕ ИСЛАМА НА СОВРЕМЕННУЮ ЖИЗНЬ ИСПОВЕ-
ДУЮЩИХ ЕЕ………………………………………………………………
46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………
Шариат провозглашает святость частной собственности, определяет суровые наказания за покушение на нее. Вместе с тем в шариат включены нормы морали, поведения верующих. Основная их часть – составная часть общечеловеческих норм поведения других религий – «не убивай, не лги, люби ближнего своего, уважай родителей, не оставляй в беде ближнего». Специальные мусульманские заповеди шариата учат: будь богобоязненным, не забывай о Дне суда, чти Аллаха, его ангелов и пророков, бойся греха, молись – молитва и пост – лучшие из добродетелей, смири гордыню, будь кроток.
Очень проблематично и вызывает массу критических толкований отношение ислама к женщине. В Коране действительно есть строки, о том, что мужчины выше женщин по происхождению. В Коране есть предписания в необходимости затворничества женщины, ношения паранджи, чачвана, чадры, яшмана – так называются части одежды мусульманки. Официальная процессуальная норма шариата приравнивает двух женщин к одному мужчине (в частности, при свидетельствовании). Правоверные, по Корану, имеют право брать две, три и даже четыре жены (если имеют средства содержать их), не считая рабынь-наложниц, количество которых практически не ограничено. Кроме того, муж всегда имеет право на развод и тем самым – на замену жен. Жена права на развод не имеет, она должна соглашаться с любым решением мужа. Жена и рабыни должны соблюдать верность своему господину, прелюбодеяние жестоко карается (неверную жену забивали камнями).
Вместе с тем в Коране и нормах шариата зафиксированы и некоторые права женщины – как гражданские, так и имущественные. Так, женщину, в том числе и рабыню, нельзя лишить ее ребенка, если он нуждается в уходе матери. Практически это позволяет ребенку до 7 лет оставаться с матерью. И только в дальнейшем при определенных условиях он может быть взят отцом. За женщиной признаются определенные имущественные права при разводе, наследовании. Однако, женщинам практически всегда был закрыт путь к образованию, к какой-либо общественной деятельности. Коран и шариат налагают также ряд ограничений на всех правоверных. Так, мусульманам запрещается пить вино, т.к. пьяный не может совершать намаз, поскольку молитву нельзя начинать нечистым. Существуют и пищевые запреты: мусульмане не должны есть свинину, употреблять в пищу кровь и падаль. Запрещены также азартные игры: азарт сжигает человека и отвлекает его от обязанностей, прежде всего от пятикратной молитвы. К числу запретов относится изображение людей и даже животных. Запрет этого рода оказал свое влияние на мусульманское искусство, где живопись и особенно скульптура почти всецело вытеснены архитектурой и орнаментом.
2.4. Обряды и праздники в исламе
Один из основных обрядов – суннат, т.е. обрезание. Обрезали мальчиков примерно в 7-летнем возрасте, когда они считались уже выходящими из-под материнской опеки. Этот обряд символизирует взросление ребенка, переход его в новое «взрослое» состояние. Вытерпеть боль – дело чести мальчика и после обрезания мальчик более не возвращается на женскую половину дома. Как и другие обряды, обрезание обычно сопровождается праздником (той), на который съезжаются множество родственников с соответствующими подарками. Еще один важный семейный обряд в жизни мусульманина – свадьба. Молодых обычно венчает один из служителей ислама, как бы скрепляющий союз молодых в законный брак.
Торжественно, со специальными ритуалами отмечается в семье мусульманина рождение ребенка, особенно сына. В некоторых мусульманских странах родившемуся смазывают язык медом, а руку клеем.
И, наконец, последний из серии мусульманских обрядов – похороны. Этот обряд обычно совершается в день смерти и исполняется с участием духовных лиц, читающих заупокойные молитвы. Стоит обряд недешево, ведь место в раю следует оплатить. Поэтому деньги и подарки идут и муллам, и имамам, и нищим, а также участвующим в поминках родственникам и гостям. Из всеобщих религиозных праздников выделяют: ураза-байрам, праздник разговенья после месячного поста в рамазане. Этот праздник длится три дня, на протяжении которых каждый отчитывается за месяц поста. Если он допустил нарушение, то обязан в возмещение заплатить штраф в виде жертвы барана, верблюда или в денежной форме – все это сверх обычных обязательных выплат. Другой большой мусульманский праздник – на 70-ый день после окончания поста – курбан-байрам – великий праздник жертвоприношения. Снова режут скот в честь Аллаха и во имя райского будущего. В дни этого праздника совершается хадж в Мекку, где мусульмане приносят жертвы Аллаху в священном городе. Праздник длится не менее 4-х дней.
Отмечаются также день рождения пророка Мухаммеда и день его великого вознесения – раджаб-байрам.
3. МИРОВОЗЗРЕНИЕ ВЕРУЮЩЕГО В ИСЛАМЕ
3.1. Бог и человек
Главная религиозная идея ислама — существование Единого Бога, Творца Вселенной и человека, Единственного, кто достоин обожествления и поклонения. В арабском языке и в языках большинства мусульманских народов понятие Бог обозначается словом Аллах. Он один обладает самыми совершенными качествами, безграничным могуществом и величием, мудростью и знанием, и поэтому только Аллах определяется в исламе как Бог.
Согласно Священному Корану, Аллах обладает наивысшей властью и делает что пожелает. Ничто на небесах и на земле не происходит без Его ведома и без Его дозволения. Мусульмане верят: Господь знает все слова и поступки человека, все его мысли и тайны ещё до его рождения. Он распоряжается жизнью и смертью, вершит судьбы творений и ниспосылает им пропитание. Его деяния и решения исполнены милосердия и справедливости, и Он ни с кем не поступает несправедливо.
Аллах ни в чём и ни в ком не нуждается для того, чтобы создавать миры и управлять ими. Он может сделать всё, что бы люди ни попросили у Него. Его могущество, сила и знания ни на каплю от этого не уменьшаются.
Согласно Корану, сотворение человека проходило в два этапа. На первом этапе был создан общий предок всего человечества — Адам. Аллах сотворил его из глины, придал ему человеческий облик, а потом вдохнул в него душу и наделил его разумом. Адам появился на свет без родителей, а от него самого была создана его жена — Хавва (библ. Ева). Они поселились в раю, где им было позволено вкушать любые блага, но не приближаться к одному дереву. Сатана соблазнил их, и они, ослушавшись своего Господа, отведали плодов того дерева. Осознав свой грех, Адам и Хавва покаялись, и Аллах простил их, но низвёл на землю для того, чтобы они вместе с их потомками проходили через жизненные испытания и возвращались к Нему.
Второй этап сотворения человека — формирование рода человеческого и расселение его на земле. От праотца всех людей через многие поколения стали формироваться разные расы, племена и народы.
Вера в Аллаха, Единого и Единственного, Сущего и Вечного, Милостивого и Милосердного, является первым и главным постулатом в религиозной догматике ислама. Сотворив Вселенную, Бог установил завет, согласно которому люди должны были поклоняться только Ему. Более того, Аллах сделал человека своим наместником на земле, даровал ему право пользоваться всем, что есть на ней, но не для того, чтобы творить зло или забавляться в угоду своим алчным желаниям. Аллах создал людей и остальные творения по своей милости, но человеку Он, кроме всего прочего, дал разум и возвысил его над другими существами.
Способность человека познавать мир ограниченна, он не способен раскрыть все тайны Вселенной, да и жизнь его слишком коротка для того, чтобы самостоятельно объять разумом всё мироздание. Но Аллах не оставлял человека без духовного и материального пропитания. Он время от времени посылал откровения своим посланникам и через них наставлял людей на путь истины. В цепи пророческих откровений ислам сформировался благодаря истинному Божественному откровению, ниспосланному Пророку Мухаммаду. Это откровение позднее было собрано в Священную Книгу мусульман — Коран. Коран для мусульман предстаёт как последнее, окончательное и совершенное Богооткровение, зафиксированное письменно человеческими усилиями в виде священного текста. Коран является частью Вечной Скрижали, хранимой у Аллаха.
Мусульмане верят, что, совершая добрые дела, они приближаются к Аллаху и получают возможность благодарить Его за дарованные милости. Для познания Аллаха большое значение имеет размышление над окружающими нас вещами и явлениями. Вселенная — чудесная книга, рассказывающая о могуществе и совершенстве Творца. Читая её внимательно, в каждом её уголке можно найти знамения, указывающие на существование Господа, Его совершенство, мудрость и милосердие. Конечно, человеческий разум не способен осознать величие, красоту и тайны Вселенной в полном смысле, но это не значит, что человек вообще не должен исследовать её. Наоборот, ему надлежит использовать все свои возможности, чтобы постичь величие Аллаха и приблизиться к Нему.
В Священном Коране упомянуто около двадцати имён Аллаха, указывающих на отношение Его к творениям. На русский язык их можно перевести как Милостивый, Милосердный, Великодушный, Снисходительный, Прощающий, Добродетельный, Добрый, Принимающий покаяния, Любящий, Сострадательный, Признательный, Благодарный, Дарующий, Одаряющий.
Познавая атрибуты Всевышнего,
человек обретает чувство милости
и добролюбия, избавляется от высокомерия,
гордыни и других душевных пороков.
Вера не только изменяет его внутренний
мир, но и отражается на его внешнем виде
и поведении. Благодаря духовным исканиям
помыслы человека становятся чище, а его
поступки — правильнее и добрее, и с каждым
шагом по ступеням ислама верующий всё
больше вносит в свою жизнь и жизнь окружающих
свет любви к Богу и надежды на лучшую
жизнь в будущем.
Аллаху по силам всё: Он может избавить
мир от бед и страданий, установить в нём
справедливость и благоденствие, но тогда
земной мир превратится в рай и в нём человеку
не придётся идти путём деяний и поступков,
он уже не будет наместником на земле.
Всевышний же ведёт людей через горнило
познания, сомнения, страдания, уготовив
каждому свою долю добра и зла в этой земной
жизни. Именно в земном мире человеку надлежит
пройти испытание и самому позаботиться
о своём благополучии в жизни будущей.
В этом ислам усматривает величайшую мудрость
Аллаха, создавшего человека не ради забавы,
а ради выполнения важной задачи — прожить
эту жизнь достойно, исполняя предписания
Творца. В будущей жизни Аллах избавит
людей от всего этого, назначив в день
великого суда каждому то, что он заслужил.
Праведники окажутся в раю и смогут наслаждаться
близостью к Богу, а неверующие и великие
грешники окажутся в аду, чтобы страданиями
искупить свою вину перед Господом.
3.2. Ангелы и джинны
Вера в ангелов — вторая из основ веры в исламе. Согласно исламу, ангелы всего лишь творения. Они не способны создавать, управлять Вселенной или распоряжаться судьбами. Аллах один управляет всем происходящим во Вселенной, и никто не разделяет с Ним этой власти.
Ангелы сотворены из света,
не имеют пола и обладают невидимыми
человеческому глазу телами. Они
обитают на небесах и время
от времени спускаются на землю для
выполнения распоряжений Аллаха. Они
способны менять форму и принимать
прекрасные обличия, обладают огромной
силой и передвигаются с
В Коране и Сунне упоминаются имена и обязанности некоторых ангелов. Джибрил передаёт откровения Аллаха пророкам. Микаил заботится о ниспослании дождя и произрастании растений. Исрафилу поручено подуть в рог, когда наступит Судный день. Эти трое считаются самыми приближёнными ангелами. У каждого человека имеется два ангела, которые записывают его хорошие и дурные поступки. Они сменяют друг друга на рассвете и на закате, и поэтому молитвы в эти часы имеют особое значение.
Ангелы Мункар и Накир допрашивают покойных в могиле об их вере и делах. Ангел Малик — страж ада, и он не улыбается с тех пор, как впервые взглянул на геенну. Ангелу смерти Азраилу поручено забирать души творений.
В Коране сообщается о том, что ангелы любят верующих и поддерживают их в момент расставания с жизнью и после смерти. Мусульманам тоже предписано любить ангелов, однако поклоняться и молиться им запрещается, поскольку поклоняться следует только Господу. Согласно мусульманской традиции, ангелы и джинны были сотворены задолго до появления человечества. Ангелы, сотво-рённые Аллахом из света, заселили небеса, а джинны были сотворены из огня и поселились на Земле. Один из джиннов настолько усердно и искренне служил Аллаху, что ему было позволено присоединиться к ангелам и поселиться на небесах. Когда Господь сотворил первого человека — Адама и повелел ангелам поклониться ему, все ангелы повиновались, а джинн возгордился и отказался. Аллах проклял его, и с тех пор он получил имя Иблис, что означает «потерявший надежду на милость». Ему была предоставлена отсрочка от наказания за свой великий грех вплоть до великого суда, и он поклялся искушать людей и враждовать с ними, пока не приведёт их в ад. Аллах позволил ему искушать людей, но обещал прощать каждого, кто будет раскаиваться в своих проступках и просить прощения.
Согласно Корану, в Судный день Иблис (иначе он именуется шайтаном или дьяволом) вместе со своими последователями войдёт в ад и останется там навсегда. Мусульмане не считают дьявола «князем тьмы» или «владыкой ада». Мучения Иблиса, совершившего столько зла, будут самыми страшными, и он ничем не сможет помочь ни самому себе, ни другим своим последователям из числа людей и джиннов. Все они являются великими грешниками, не выполняющими своих обязанностей перед Аллахом и перед людьми, и за это их ждёт вечное наказание в аду.
3.3. Писания и пророки
Желая сделать людей духовно чистыми и помочь им больше узнать о Творце, Всевышний ниспослал Писания. Их приносили пророки и посланники — Божьи избранники из числа людей, которых Аллах с ранних лет готовил для получения откровения и исполнения великой миссии посланничества. Каждое последующее Писание подтверждало правдивость предыдущих откровений и содержало пророчества о пришествии очередного посланника. Заключительным Писанием, в которое обязаны уверовать люди, является Священный Коран. Основы вероучения, ниспосланные во всех Писаниях Аллаха, идентичны, поскольку они содержат только правдивые сведения об Аллахе и Божественном замысле. Однако между религиозными законами, основанными на Священных Писаниях, есть различия. Они ниспосылались в соответствии с уровнем развития общества и накопленных знаний, и изменение этих законов происходило параллельно с эволюцией общественного сознания.