Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 21:29, творческая работа
История Русской Церкви — история православной церкви на территории исторической Руси.
Современная как церковная, так и светская историография Русской церкви в качестве начальной точки имеет обычно 988 год (Подробнее см. в статье Крещение Руси); более традиционная церковная историография возводила историю Церкви в пределах Руси к апостольской эпохе[1]. Достоверные сведения о существованиихристианских общин в Киеве относятся ко второй половине IX века, хотя ряд историков церкви, обращает внимание на существование на землях будущей Киевской Руси и Скифии, так называемой "Скифской епархии" неразделённой Церкви, по церковному преданию ведущей свое происхождение от апостола Андрея Первозванного.
Период 1965—1985 годов был временем относительной стабильности во взаимоотношениях государства и церкви при появлении некоторых признаков её внутреннего укрепления и роста. Началось омоложение кадров духовенства, рост их образовательного уровня и богословской подготовки; в связи с миграцией населения из сельской местности в города увеличивался удельный вес городских общин.
Большое значение в развитии правозащитного движения в СССР и возрождении интереса к Церкви в среде интеллигенции имело «Открытое письмо» священников Николая Эшлимана и Глеба Якунина в ноябре 1965[70][71].
По свидетельству Председателя
Начиная с 1987 года, в рамках проводимой
при Михаиле Горбачёве политики гласности и
28 января 1988 году Совет по делам
религий при Совете Министров
СССР отменил нормативные акты,
ограничивавшие деятельность
Полный статус юридического лица был обретён Русской Православной Церковью 30 мая 1991 года, когда Министерством юстиции РСФСР был зарегистрирован Гражданский устав Русской Православной Церкви, одобренный Священным Синодом 31 января того же года, что стало возможным с изменением законодательства о свободе совести и религиозных организациях в СССР[75]. До того, правовой статус РПЦ регулировался Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР о религиозных объединениях от 8 апреля 1929 года, изданным на основании Декрета СНК РСФСР от 20 января 1918 года Об отделении церкви от государства и школы от церкви.
Распад
СССР вызвал центробежные тенденции
и в церкви. На территории бывших союзных
республик начали создаваться (нередко
при поддержке властей) независимые от
Русской Православной Церкви церковные
структуры. В конфликтных условиях произошло
фактическое отделение от Русской Православной
Церкви некоторого числа приходов на Украине и образование на их основе Украинской Православной Церкви
(Киевский Патриархат). В Молдавии часть приходов перешла в юрисдикцию Румынской Патриархии (Бессарабская митрополия).
В Эстонии часть
приходов также вышла из-под юрисдикции
Московского Патриархата, приняв покровительство Константинопол
Постсоветская эпоха
Возникшая после распада СССР (конец декабря 1991 года) особенность положения РПЦ — транснациональный характер её исключительной юрисдикции в пределах бывшего СССР (без Грузии): впервые за всю историю своего бытия Московский Патриархат начал полагать своей «канонической территорией» (термин был введён в оборот в 1989 году[76]) территорию множества суверенных и независимых государств. Как следствие, её административно-канонические подразделения (епархии, митрополичий округ и ряд самоуправляемых церквей), находясь в разных странах, функционируют в весьма различных государственно-правовых, общественно-политических и конфессионально-культурных условиях[77].
В начале 1990-х годов в прессе
звучали заявления о связях духовенства
РПЦ с советскими органами политического сыска и
шпионажа [78];
заявлялось, что архивы изобличают степень
активного вовлечения иерархов Московской
патриархии в деятельность КГБ за рубежом.[79][80][81][82][83][
Патриаршество Патриарха Алексия II характеризовалось значительным количественным ростом приходов, монастырей и епархий РПЦ, сохранением раскола на Украине (подробнее см. Украинская православная церковь (Московского патриархата)#История), возрастанием роли РПЦ в общественно-политической жизни России и некоторых иных стран бывшего СССР.
17 мая 2007 года был подписан Акт о каноническом общении РПЦЗ и РПЦ, в соответствии с которым Русская Православная Церковь Заграницей становилась «неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви»[85].
27 января 2009 года Поместным Собором РПЦ на московский патриарший престол был избран митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), по инициаиве которого была проведена реформа административной структуры Московской Патриархии, в частности создан ряд новых синодальных учреждений (отделов), а Церковь стала более активно присутствовать в жизни общества.
В 2011 году началась
реформа епархиального устройства, заключающийся
в создании новых епархий, Русской православной
церкви, в результате которой в РПЦ, как
и в ряде других поместных церквах, будет действовать трёхступенчатая
система: Патриархат — митропол