Масульманские обряды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 23:06, реферат

Краткое описание

Ислам – одна из трёх величайших религий, возникших на суровых и безмолвных просторах ближневосточных пустынь. Она преобладает на Ближнем Востоке, В Северной Африке, в Центральной Азии, Индонезии и Малайзии. Сегодня около миллиарда людей во всём мире исповедуют Ислам. Название «Ислам» происходит от арабского слова «салам», что в буквальном переводе означает «мир», но имеет ещё дополнительное значение «подчинение». Таким образом, более полное название этой религии можно перевести как «абсолютный мир, который наступает, если жизнь человека подчинена Богу». Человек, исповедующий ислам, называется мусульманином.

Вложенные файлы: 1 файл

Мусульманские обряды и праздники.docx

— 50.37 Кб (Скачать файл)

Намаз (молитва)

Мусульманину полагается молиться (совершать намаз) пять раз в день. Ежедневная пятикратная молитва -одна из основных обязанностей верующих в исламе. Ритуал намаза очень сложен, он требует соблюдения множества скрупулезных правил, малейшее нарушение которых приводит к „недействительности" молитвы. Это обстоятельство вынуждает верующих сосредоточить все свое внимание, собрать всю волю на совершение обряда молитвенного поклонения богу. Перед намазом человек обязан совершить ритуальное омовение - тахара.

Молитва является мощным психологическим и идейным средством в исламе. Духовенство постоянно внушает мусульманам, что только та молитва доходит до бога, которая искрения. Бог-де любит, чтобы молящийся всеми помыслами, всем сердцем был с ним, верил в него без остатка и колебаний. В случае какого-нибудь успеха в своей жизни мусульманин благодарит бога, а в случае неудачи он вместо того, чтобы искать действительные причины неуспеха дела, винит себя за неискренность перед господом, корит себя за недостаточно усердную молитву, терзает свой ум и сердце.

Милостыня

Обряд подачи милостыни (нищим, в пользу мечети) осуществляется в соответствии с указанием Корана. Мусульмане верят, что милостыня освобождает от греха и способствует достижению райского блаженства. Она имеет две формы: „закят" и „садака". „Закят" в исламском теократическом государстве означал налог, выплачиваемый натурой. В настоящее время более распространенную форму имеет „садака", т. е. добровольное даяние („милостыня по внезапному побуждению") в пользу нищего, бедствующего, увечного, калеки или в пользу храма.

Хаджж (паломничество)

Совершивший паломничество удостаивается почетного звания "хаджжия". Который рассматривается мусульманами в качестве почти святого человека. Его наперебой приглашают на угощения, присылают подарки. Привезенная из источника, находящегося вблизи Мекки, вода, почитаемая как святая и якобы имеющая великие целительные свойства, нередко становится предметом спекуляций.

Культ Каабы

В представлении последователей Мухаммеда Кааба - священный храм в Мекке, в сторону которого следует обратиться, если хочешь, чтобы твоя молитва была услышана богом. Обращение лицом в сторону Каабы  считается непременным условием действенности молитвы.

В действительности Кааба - ничем не примечательное четырехугольное каменное здание (кааба означает куб). В северной стене вделан вправленный в серебряный обруч круглый черный камень — наиболее священное место здания. По представлениям мусульман, это окаменелый ангел-хранитель Адама, он был выдворен из рая вместе с первыми людьми за то, что не уберег их от соблазнов и нарушений божественного запрета. В судный день он воcкреснет и примет прежний облик, чтобы рассказать богу о тех, кто свято исполнял свои обязанности и обряды. Мусульманин, лицезревший Каабу и приложившийся губами к „черному камню", считает себя самым счастливым, ибо ему удалось выполнить завещание пророка. В дни хаджжа толпы осаждают Каабу со всех сторон, образуя страшную давку около „черного камня", чтобы пробиться к нему для поцелуя.

Брак

С одной стороны, в Исламе запрещены незаконные интимные отношения, то есть прелюбодеяние и все что может привести к его совершению, а с другой стороны, не допускается подавление сексуальных потребностей человека. Выходом из этого положения является предписание Всевышнего вступать в законный брак. Если мусульманин имеет возможность вступить в брак, ему непозволительно уклоняться от этого, уединяться и отказываться от мирской жизни, даже если причиной такого поведения будет посвящение себя служению и поклонению Аллаху. Таким образом, пророк Мухаммад избавил мусульман от христианской идеи безбрачия.

Чтобы сыграть свадьбу нужно для начала найти невесту. Так как по любви жениться выходит у крайне редко, то этим делом занимаются родители и родственники жениха. В список невест может попасть, как и знакомая, семье девушка, так и вообще незнакомая. После того как выбор сделан, мать жениха с двумя или несколькими родственницами идут на "разведку"- спрашивают у соседей родственников, знакомых девушки о ее характере, манерах, о ее семье.

Собираются все родственники жениха и решают, подойдет девушка или нет. Если кандидатура подходит, теперь нужно идти свататься.

По требованиям норм ортодоксальной исламской морали, жених и невеста до вступления в брак могут встречаться только в присутствии других людей. Жених может видеть только лицо и кисти рук своей избранницы. Само собой, что строго запрещены все физические контакты, даже рукопожатия.

Основа мусульманской свадьбы обряд Никах (обычай наподобие христианского венчания) скрепление брачного союза перед Аллахом. В большинстве случае Никах проводят в мечете строго по традициям. 

Свадебные наряды молодых должны быть в строгих мусульманских обычаях. Для мусульманок свадебные платья имеют много отличий от европейского свадебного платья. Если в Европе традиционным цветом является белое свадебное платье, то в мусульманских традициях свадебные платья должны быть разноцветными и яркими. 

Перед заключением брака обязательно устраивается сговор, или сватовство (хитба). Жених самостоятельно или через доверенное лицо делает предложение отцу или опекуну невесты. Тогда же стороны договариваются об имуществе, выделяемом мужем жене, и других условиях, которые входят в брачный договор. Далее невеста передается в дом жениха, где устраивается свадебное торжество (валима), во время которого оглашается брачный договор и выплачивается махр, полностью или частично. Брак считается свершившимся после фактического вступления мужчины и женщины в брачные отношения (паках). Обязательными условиями брака считаются уплата махра, содержание жены, обращение с ней соответственно общественному положению ее семьи, исполнение супружеских обязанностей и содержание детей.

Коран запрещает браки с родственниками по прямой линии. Кровное родство между вступающими в брак не должно быть ближе третьей степени по боковым линиям. Молочное родство должно быть не ближе второй степени. Свойство, пока оно сохраняется, приравнивается к родству. Возможен брак мусульманина с христианкой или иудейкой, но мусульманка может выйти замуж только за мусульманин.

Имянаречение

Обряд имянаречения у мусульман является неотъемлемой частью обрядной жизни. Появление на свет ребёнка мусульмане считают отнюдь не «случайностью» или «ошибкой», а даром Аллаха.

Своих новорожденных мусульмане сразу же приобщают к умме (миру людей), нашёптывая в правое ухо младенцу азан (призыв к молитве, начинающийся со слов Аллаху Акбар), а в левое ухо – икама (повеление восстать на молитву). Также желательно прочитать в правое ухо новорожденного суру «Аль-Ихлас» и этот аят (смысл): «Я прошу у Аллаха защиты этого ребенка и его потомства от козней проклятого сатаны!»

Так же желательно прочитать в ухо новорожденного суру «Аль-Кадр». Передано, что если в ухо ребенка прочитать эту суру, он будет защищен от совершения прелюбодеяния. Таким образом, первое слово, которое слышит младенец – это «Бог».

Сунной предписано на седьмой день после рождения ребенка дать ему имя. Первоочередное право нарекания ребенка именем имеет отец, затем его отец (дедушка ребенка), затем мать ребенка.

Тахник - этот малый обряд, состоит из помазания губ младенца мёдом в сопровождении заздравных молитв со всяческими благопожеланиями ребёнку.

Совершение жертвоприношения - акика, древний ритуал благодарения. Двух животных приносят в жертву за мальчика, одного – за девочку. Мясо жертвенных животных раздают бедным и нуждающимся. Лучше всего сначала дать имя ребенку, а затем, совершить за него жертвоприношение.

По истечении семи дней новорожденному обривают голову и, призывая на ребёнка благодать, раздают денежные суммы, серебром или золотом, эквивалентные весу состриженных волос. Отсутствие на голове младенца волос не упраздняет раздачу милостыни, по обыкновению весьма и весьма щедрой.

К выбору имени мусульмане относятся очень трепетно, ведь от этого, как они считают, зависит его дальнейшая жизнь. Обычно дают имена, связанные с Аллахом, это –все имена, которые начинаются словом Абду. Ценность этих имен заключается в том, что в этих именах есть имя Аллаха.

Разрешается давать имена ангелов, пророков. Многие называют мальчиков именем Мухаммад.

Есть поверье, в котором говорится, что если после рождения троих сыновей человек не назовет хоть одного из них Мухаммадом, то он считается человеком поступившим неразумно. Считается, что в семье, в которой есть имя «Мухаммад», Всевышний Аллах дает блага.

Суннат

Один из основных обрядов – суннат, т. е. обрезание. Мальчиков примерно в семилетнем возрасте, когда они считались уже выходящими из-под материнской опеки, подвергали этой операции, корни которой восходят, видимо, к обрядам инициации древних. Обрезание было известно семитским племенам с незапамятных времен и, как упоминалось, считалось важным обрядом у евреев, которые подвергали этой операции 8-дневных младенцев. В исламе обряд обрезания семилетних (реже более старших) мальчиков служит, как и у иудеев, своего рода символом религиозной принадлежности и считается обязательным. Этот обряд символизирует взросление ребенка, переход его в новое, «взрослое» состояние. Вытерпеть боль – дело чести мальчика, которого задолго готовят к операции, разъясняя ему всю ритуальную важность ее. После обрезания мальчик более уже не возвращается на женскую половину дома: его отделяют от сестер и приобщают к мужчинам семьи. Как и другие обряды, обрезание обычно сопровождается праздником (той), на который съезжается множество родственников с соответствующими подарками по случаю торжества.

Развод

Развод – это разрыв взаимоотношений с женой, выраженный словесно, или письменно, или знаком. 
Суть развода заключается в том, что он порицаем, так как через него утрачиваются достоинства брака, распадается семья. Однако, учитывая то, что иногда развод неизбежен, так как брак причиняет страдания одному из супругов, либо по другой причине, Аллах проявил милость к рабам своим и разрешил развод, не связывая его с какими-либо наказаниями. Если мужчина не любит жену и не может переносить супружеские отношения с ней, то ничего страшного не случится, если он даст ей развод. Однако при этом должны быть соблюдены следующие условия:

Последствия развода. Поскольку развод – это разрыв с женой, он регулируется многочисленными предписаниями, среди которых:

Необходимость соблюдения периода, в течение которого женщина после развода или смерти мужа не имеет права снова выходить замуж, если муж имел с ней половую близость. 
Если мужчина дает развод женщине или умирает до того, как вступил с ней в половые сношения, она не обязана соблюдать срока, в течение которого она не может вступать в новый брак.  
Существуют следующие сроки, в течение которых женщина после развода не имеет права выходить снова замуж: три месяца; время до рождения ребенка, если она беременна.

Похороны

Этот обряд совершается обычно в день смерти и исполняется с участием духовных лиц, читающих заупокойные молитвы из Корана. Стоит он обычно – как и везде – недешево. Это, в частности, объясняется тем, что место в раю следует оплатить. Деньги и подарки безутешных родственников идут и присутствующим на обряде муллам, имамам, и сопровождающим похоронную процессию нищим и дервишам, и, наконец, принимающим участие в обильных поминках родственникам и гостям. В процессе похоронения на кладбище участвуют только мужчины.

Шариат запрещает хоронить умершего в одежде. Он требует окутывать его саваном. Желательно, чтобы саван готовила для умершей жены - муж, а для умершего мужа - жена, родственники или дети покойного. Если же у последнего никого нет, похороны осуществляют соседи.

Если умерший был состоятельным человеком и не оставил после себя долгов, то его тело обязательно покрывают тремя кусками ткани. Материя должна соответствовать материальному достатку того, кого хоронят, - в знак уважения к нему. Если умерший был несостоятельным человеком, обязательное условие - покрыть тканью все тело. Тело умершего можно покрывать использованной тканью, но лучше, если ткань новая. Запретом является - покрытие тела умершего мужчины шелковой тканью.

Правила захоронения по Шариату следующие. Рекомендуется как можно скорее похоронить, умершего. Рекомендуется хоронить умершего на ближайшем кладбище. Мусульман не принято хоронить в гробу. Когда умершего кладут на землю, голова его должна быть повернута в сторону Каабы. В могилу тело опускается ногами вниз, а когда женщину опускают в могилу, над ней держат покрывало, чтобы мужчины не смотрели на ее саван. В могилу бросают горсть земли, говоря на арабском языке айят из Кор'ан, "Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему". Засыпанная землей могила должна возвышаться над уровнем земли на четыре пальца. Затем могилу поливают водой, семь раз бросают на нее по горсти земли и читают молитву айят из Кор'ана.

Мусульманские кладбища

Особенность мусульманских кладбищ в том, что все могилы и надгробные памятники обращены фасадами в сторону Мекки. Мусульмане, проходящие мимо кладбища, читают суру из Кор'ана. Хоронить мусульманина на немусульманском, а немусульманина на мусульманском кладбище строго запрещается. Если умирает жена мусульманина - христианка или иудейка, и она была беременной, то ее хоронят на отдельном участке спиной к Мекке, чтобы ребенок в чреве матери лежал лицом к Мекке. Шариат не одобряет различные надмогильные постройки, считая их расточительством, ибо богатые семейные склепы, мавзолеи и гробницы унижают бедных мусульман или вызывают у некоторых жадность.

2.2. Мусульманские праздники.

 
Сущность мусульманских праздников может быть понята и объяснена только на основе шариата. 
Мусульманские праздники, исторические даты и обряды отмечаются по лунному календарю, а так как мусульманский год на 11 дней короче солнечного, то все мусульманские даты ежегодно смещаются.

Важное место в жизни мусульманской общины занимает мечеть – масжид. «Божий дом» в исламе, в отличие от христианства или иудаизма, не имеет чётко структурированного прихода с приписанными к нему прихожанами.

Информация о работе Масульманские обряды