Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 13:25, реферат
"Бог в религиозных учениях и представлениях сверхъестествен-
ное всемогущее существо, сотворившее мир и управляющее им... Тео-
логия использует идеализм, филосовски обосновывающий бытие Бога в виде абсолютной идеи, мировой воли, некоего безликого разумного
начала" - так трактует это понятие философский словарь, а значит
мировой опыт выработал такое понимание Бога. Обществу пришлось
проделать путь длинной в несколько сотен и десятков столетий,
чтобы прийти к такой формулировке. Огромное количество религий у
разных народов существует сейчас на Земле, и в любой из них над
природой и человеком существуют силы, управляющие миром в целом.
нены от официального культа.
Была широко распространена идея перевоплощения: душа челове-
ка после его смерти не погибает, а переселяется в другое матери-
альное тело. Во что именно она воплотится, это зависит от поведе-
ния человека в теперешней жизни, и прежде всего от соблюдения им
кастовых правил. Теоретическое обоснование учения о перевоплоще-
нии - идея кармы. Карма в переводе на русский - это причинность и
судьба. Своим поведением человек сам создает свою судьбу в буду-
щем воплощении. В этом и заключается закон кармы.
В дальнейшем религия становится более демократичной. Возни-
кает своеобразное учение об аватарах: каждое небесное
может иметь свою земную аватару. Некоторые из аватар становятся
популярными народными божествами. Теперь боги-спасители - земные
боги. Наиболее популярным
аватар Вишну. В Южной Индии таким же богом спасителем выступает
Рама - легендарный предводитель арийцев при завоевании ими Цейло-
на, герой древнеиндийского эпоса Рамаяна.
На почве почитания божеств-
ленные секты. Во главе их стоят святые мужи-учителя, так называе-
мые гуру. Культ гуру выдвигается на первый план. Гуру не только
посредник между человеком и богами, он сам почти воплощение бо-
жества. Каждое слово гуру - священный закон для всех его последо-
вателей. Большинство сект можно соединить в две основные группы,
в зависимости от того, какое главное божество они признают. Глав-
ных божеств два: Вишну и Шива, сообразно чему секты делятся виш-
нуистские и шиваистские. Между этими сектами нет борьбы. Брахму
признают верховным богом, но его культа нет. Сохраняется в сектах
учение о перерождении.
Итак, общие догматы индуизма: признание священного авторите-
та Вед, учение о карме и переселениидуш, вера в богоустановлен-
ность каст.
Необходимый вклад в историю развития религии внесли верова-
ния египтян.Египетская цивилизация оставила после себя монумен-
тальные памятники, такие как египетские пирамиды - одно из чудес
света. Они связаны с представлениями египтян о жизни души после
смерти, о загробном мире. Они считали, что со смертью человека
умирает только его тело, тогда как остаются части его существа:
имя (рен), душа (ба), вылетающая из тела в виде птицы и уносящая-
ся в небо, и таинственный двойник человека (ка). Ка - своеобраз-
ная душа, невидимый двойник человека, посмертная судьба которого
таинственно связана с судьбой самого тела. Ка не бессмертен, он
может погибнуть от голода и жажды, если при погребении покойник
не будет снабжен всем необходимым; ка может быть съеден загроб- ным чудовищем, если не защитят его магические формулы. В благоприятном случае, при сохранении мумии или хотя бы статуи умершего, ка может надолго пережить его. Египтяне достигли больших успехов в мумификации мертвого тела, связанной с их представлениями. Также у египтян сложилось представление о покровителях умерших. Каждой местности соответствует свой бог-покровитель.
В дальнейшем выдвинулись два божества (период Древнего царс-
тва): солнечный бог Ра и умирающий и воскрешающий бог раститель-
ности Осирис. Будучи по мифу первым умершим,Осирис изображается
как владыка умерших, а его ежегодное воскрешение давало верующим надежду на то, что именно с его помощью душа умершего может спастись от окончательной гибели.
В эпоху Среднего царства возникла идея суда над душами. На
этом страшном суде взвешивается сердце покойника и в зависимости
от добрых и дурных дел, совершенных им при жизни, определяется
судьба его души. Судьей душ считается Осирис. Но в добавлении к
этому существовало представление
о возможности обеспечить
получие души на том свете чисто магическими средствами. И маги-
ческие представления преобладали над религиозно-нравственными.
Помимо покровителя умерших Осирис выполнял роль бога-покро-
вителя земледельческих
Осириса как бы олицетворял хлебное зерно. В дальнейшем с культом
-11-
Осириса была тесно связана Исида - богиня плодородия. Затем сфор-
мировался образ солнечного бога Ра, который стал главной частью
государственной религии Египта.
Египетская религия выросла из почитания местных номовых бо-
жеств-покровителей. Номы - остатки древних племен, объединенных в
конце 4 тысячелетия до н.э. под общей властью царя. Культ номовых
богов сочетался с поклонением общеегипетским божествам. Остались
в религии Египта и следы тотемизма, но культ животных в Египте
был локальным. В почитании местных богов-покровителей проис- ходил процесс антропоморфизации священных животных, так кошка превратилась в богиню Бастет, изображающуюся с кошачьей головой, сокол - в бога Гора. Существуют изображения бога Тота с головой ибиса, Анубиса - с головой собаки, богини Сохмет с головой львицы.
Для египетской религии была характерна одна особенность: с
изменением места царствования династии, с изменением столицы го-
сударства менялся и состав пантеона
бог-покровитель настоящей
пантеоне общеегипетских богов. Так первые объединители
вышедшие из Иераконнополя и Эдфу превратили своего племенного бога сокола Гора в общеегипетского бога солнца (1-2 династии), за-
тем с перенесением столицы царства в Мемфис (3-ая династия) глав-
ным официальным богом Египта становится мемфиский бог Птах и т.д.
Другие местные божества со временем вошли в пантеон египетских
богов. Например гермопольский бог Тот стал покровителем писцов и
ученых, снутский Анубис - богом загробного царства, лотапольская
Сохмет - богиней войны, коптосский Мин - покровителем иностранцев
и т.д.
Космогонических мифов у египтян было много, в каждом сущест-
вовал свой миф о начале мира, где главная роль отводилась местно-
му божеству. Геопольские верующие приписывали создание мира свое
му солнечному богу Ра. Сам Ра был порожден отцом своим, первобыт-
ным хаосом Нун, из этого
("упало семя в мой собственный рот") создал одно за другим высшие
божества, людей и животных. Он "изрыгнул" бога Шу (олицетворение
воздуха) и Тефнут (его женское дополнение), от этой божественной
пары родилась в свою очередь Геб (земля), Нут (небо) и другие бо-
ги, составляющие "великую девятку", и "родили они потомство, мно-
гочисленное на земле этой". Людей создал Ра из своих слез, солнце
- око Ра, луна - другое око.
-12-
Существовали также другие космо- и антропогонические мифы:
например, представление о мировом яйце, из которого родилось сол-
нце, а может быть и весь мир; существовал миф о том, что бог-гор-
шечник Хнум вылепил людей на гончарном круге.
Существование различных
египетского пантеона в целом говорит о разобщенности страны и ре-
лигии Египта.
Несколько иным образом сформировалась древнегреческая рели-
гия. Так же как и египетской и многим другим религиям мира ей был
присущ местный характер развития. Т.е. в различных
Греции чтились свои божества, часто связанные с местными рельеф-
ными особенностями или олицетворявшие их, от
жизнь верующих: так в Псофиде поклонялись местной реке Эриманф,
которой был посвящен храм; в Орхомене - священным камням, будто
бы упавшим некогда с неба, на горе Анхесме почитался Зевс Анхес-
мий , Зевс Лафистий - олицетворение горы
местности или городе был свой патрон-покровитель. Этот культ но-
сил государственный характер. Причем культ этот был очень стро-
гим: вообще к богам можно было относиться скептически, общеобяза-
тельных догматов греческая религия не знала, но нельзя было укло-
няться от исполнения обязанностей обрядов в честь бога-покровите-
ля, нельзя было проявлять неуважение к нему. За нарушение этого
закона грозило суровое наказание.
Из множества местных богов,
с течением времени,
образы слились в единые общегреческие божества, например, Зевс
Лафистий, Зевс Крокеат, культ Зевса на Крите и Фессалии, перерос-
ли в культ Зевса - как верхового бога, "отца богов и людей". Са-
мое имя Зевс означает сияющее небо и восходит к общему индоевро-
пейскому корню (Дьяус у индийцев, Тиу у германцев). У имени Зевса
существовало около 50 эпитетов, указывающих на его функции: под-
земный, т.е. обеспечивает плодородие, дожденосный, всепородитель,
властитель судеб и т.д.
Образ Геры, главной из богинь, супруги Зевса, вырос из образа
богини-коровы, покровительницы Микен.
Посейдон был древним морским
вооружении. Богиня Артемида - одно из
наиболее чтимых греками божеств. Обычно
полагают, что культ Артемиды возник в
Малой Азии, где она считалась покровительницей плодородия.
Его считают воплощением национального духа. Главные функции Апол
лона: прорицание будущего, покровительство наукам и искусствам,
врачевание, очищение от всякой скверны, божество света, правиль-
ного, упорядоченного миропорядка. Бог-целитель Акслепий сложился
на чисто греческой почве. Аркадским по происхождению был бог пас-
тухов Пан. Малоазиатская богиня плодородия Афродита превратилась
у греков в богиню красоты, любви, идеализированное олицетворение
женственности. Арес, заимствованный у франкийцев стал неистовым
богов войны.Далее: Деметра - богиня плодородия, Гефест - олицет-
ворение земного огня и кузнечного ремесла, Гестия - также олицет-
ворение огня, только домашенго, божество семейного очага, Гермес
- покровитель дорог и путников, бог торговли. Некоторые из гре-
ческих богов представляют собой более или менее абстрактные обра-
зы - олицетворения отдельных отвлеченных понятий: Плутос - непос-
редствнное олицетворение богатства, Немезида - богиня возмездия,
Фемида - богиня правосудия, Мойры - богини судьбы, Нике - богиня
победы и это далеко не все божества греков.
Космогоническая тематика в народных верованиях не
заметного места. Идея бога-творца отсутствовала в этой религии.
По Гесиоду из Хаоса родилась Земля, Мрак, Ночь, а затем Свет,
Эфир, День, Небо, Море и другие великие силы природы. От Неба и
Земли родилось старшее поколение богов, а от них уже Зевс и дру-
гие олимпийские боги.
Центрального культа В Греции не было, но на почве культурной
общности, некоторые культовые центры получили широкое, общегре-
ческое значение. Святилища Аполлона в Дельфах, Зевса в Олимпии,
Деметры в Эпидавре и др. получили широкую известность и пользова-
лись почитанием во всей Греции. В целом же религия Греции была
разобщена, хотя более или менее стабильна.
По тем религиям, которые мы вкратце рассмотрели выше можно
предположить каким образом развивался образ бога в человеческом
сознании. На ранних этапах развития в связи со страхом, вызвынным
невозможностью объяснить явления природы и представить свое место в мире, человек приписывает сверхъестественное всему окружающему, и, в первую очередь, предметам, непосредственно связанным с его жизнью: животным, которые его окружают, на которых он охотится, от которых зависит его жизнь; явлениям природы, которые он не в состоянии предугадать и от которых зависит успех в земледелии и опять же его жизнь. Человек пытается воздействовать на сверхъестественные силы, обращаясь к ним, молясь, принося жертвы. Он пытается обеспечить себе и свой семье удачу в жизни во всех отношениях. Но уже на этом уровне возникают морально-нравственные законы
пока еще на подсознании, установление которых приписывается тем
же силам. Они передаются из поколения в поколение.