Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:06, контрольная работа
Центральным событием иудаизма считается тот момент, когда Бог даровал Закон, то есть обозначил религиозную связь народа и Бога. Верность Богу, которая при этом подразумевается, состоит в ежедневных усилиях по соблюдению Закона и исполнению справедливости. Иудаизм в большей степени ориентирован на то, чтобы предложить духовный пример для подражания, чем на то, чтобы обращать кого-то в свою веру специально, что и показывали евреи в ходе своей трагической истории. Иудаизм – одна из немногих национальных религий Древнего мира, сохранившаяся лишь с небольшими изменениями вплоть до наших дней. В общей истории религий иудаизм сыграл чрезвычайно большую роль, так как вошел весьма существенной частью в состав христианства и ислама – двух крупнейших современных мировых религий.
Введение…………………………………………………………3
Становление и развитие иудаизма……………………………..5
Культ и доктрина иудаизма …..………………………………..7
Исповедание иудаизма…………………………………………10
Литературные источники по иудаизму……………………….12
Заключение……………………………………………………..14
Список использованной литературы……………………….…15
Несколько неопределенный характер текстов Торы с самого начала требовал разъяснений относительно способа применения Закона в различных жизненных ситуациях. В результате возникла так называемая «устная Тора», которая является частью собственно иудаизма в противоположность «письменной торе», т.е. пяти первым книгам Библии – эта часть также является священной книгой для христиан и, в некотором смысле, для мусульман.
С течением времени комментарии устной Торы стали столь многочисленными, что во II в. н.э. раввин Иегуда в целях их сохранения предпринял труд по изложению их в письменном виде. Эта устная Тора, ставшая с тех пор письменной, называется Мишна. Она состоит из шести разделов («седер»), в которые включены 63 трактата («массехет»). В Мишне отражены вопросы, регулирующие земельные отношения, правила проведения религиозных праздников, изложены семейно-брачное право, нормы гражданского и уголовного права, о совершении жертвоприношений, ритуальной чистоте. В процессе исторического бытия иудаизма Ветхий Завет и Мишна были подвергнуты дальнейшему комментированию. Эта работа нашла свое завершение в Гемарре («окончание», «завершение»), которая была присоединена к Мишне. Эти тексты, очень объемистые, были изложены в двух версиях: одна – в Иерусалиме в IV в. н.э., которая получила название Палестинский или Иерусалимский Талмуд; а другая – в Вавилоне в V в., получившая название Вавилонский Талмуд. К Талмудам (Иерусалимскому и Вавилонскому) непосредственно примыкает Тосефта («Дополнения») – свод таннаитских изречений и традиций.
Талмуд при всей своей
полноте есть лишь справочник и источник
еврейского Закона; помимо него существует
еще несколько текстов
- Галаха (слово, означающее «идти», «изменяться») позволяет адаптировать правила к условиям современной жизни. Это трактат по юриспруденции;
- Агада (что означает «повествование») является сборником моральных или анекдотических текстов образовательного характера.
Можно упомянуть также:
- Мидраш – разъяснительный комментарий к Торе, не носящий юридического характера. Некоторые из тестов этой книги имеют различное происхождение и кажутся противоречащими друг другу, что для еврейского духа является источником новых интерпретаций, позволяющих примирить эти противоречия;
- Каббала – представляет собой не столько отдельную книгу, сколько течение мысли. Тора интерпретируется в ней символическим и мистическим образом. Наиболее известной из книг, вышедших из Каббалы, является Зогар, или «книга Великолепия», написанная около XIII в.
Заключение.
Иудаизм как монотеистическая религия, как развитая культурная традиция с мифопоэтическим и философским интеллектуальным потенциалом сыграл определенную роль в истории культуры. Наиболее заметна эта роль в том, что через христианство и, особенно через ислам религиозно-культурные принципы монотеизма стали широко распространяться на Востоке.
Кроме опосредованного
религиозно-культурного
Кризису Иудаизма способствовало то, что в нем совершенно отсутствует женское начало. В результате эта сильная мужественная религия со временем окостенела. Не сумев принять возникшего в его недрах и спасительного для него учения Христа, Иудаизм пришел к полному краху еврейского государства, разрушению Иерусалимского храма и рассеянию евреев. Правда, состояние рассеяния парадоксальным образом помогло Иудаизму вновь проявить свою огромную жизненную силу и уже ближе к нашему времени в учении Хасидизма возродить связь с Богом. Но основное течение религиозной мысли человечества уже ушло в другом направлении и не вернулось в его пересыхающее русло.
Абсолютный монотеизм
иудейской религии
Важность для современности и позитивных, и негативных сторон Иудаизма демонстрирует, насколько сильно наше сознание определяется этой древней верой, дошедшей до нас через не раз сменявшие друг друга религиозные течения.
В новейшее время – с начала XIX в. – стали делаться и сейчас делаются попытки модернизировать еврейскую религию, смягчить ее очевидное несоответствие современному социально-экономическому строю и культуре. Многие «просвещенные» защитники религии толкуют иносказательно библейские рассказы, объявляют ненужными талмудические предписания. Богослужение в синагогах модернизируется (проповедь на местном живом языке, музыка и пр.). С другой стороны, проповедуется социальная демагогия, забота о бедняках. Между либеральными и ортодоксальными деятелями иудаизма разгорелась борьба. Несмотря на все попытки реформировать иудаизм, все более широкие массы еврейского населения во всех странах неудержимо отходят от религии, порывают с синагогой.
В наши дни в государстве Израиль буржуазно-реакционное правительство пытается возродить ортодоксальный иудаизм. Он считается государственной религией. В законодательстве, в суде господствуют библейско-талмудические принципы. Браки евреев с неевреями считаются недействительными. Воспитание и обучение в школах религиозное. Передовые слои населения, руководимые Коммунистической партией Израиля, борются против этой политики, добиваясь отделения религии от государства и свободы совести.
1 М. Малерб «Религии человечества» , 1997, с.70-71.