Особенности вероучения иудаизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:06, контрольная работа

Краткое описание

Центральным событием иудаизма считается тот момент, когда Бог даровал Закон, то есть обозначил религиозную связь народа и Бога. Верность Богу, которая при этом подразумевается, состоит в ежедневных усилиях по соблюдению Закона и исполнению справедливости. Иудаизм в большей степени ориентирован на то, чтобы предложить духовный пример для подражания, чем на то, чтобы обращать кого-то в свою веру специально, что и показывали евреи в ходе своей трагической истории. Иудаизм – одна из немногих национальных религий Древнего мира, сохранившаяся лишь с небольшими изменениями вплоть до наших дней. В общей истории религий иудаизм сыграл чрезвычайно большую роль, так как вошел весьма существенной частью в состав христианства и ислама – двух крупнейших современных мировых религий.

Содержание

Введение…………………………………………………………3


Становление и развитие иудаизма……………………………..5


Культ и доктрина иудаизма …..………………………………..7


Исповедание иудаизма…………………………………………10


Литературные источники по иудаизму……………………….12


Заключение……………………………………………………..14


Список использованной литературы……………………….…15

Вложенные файлы: 1 файл

Религиоведение.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

Несколько неопределенный характер текстов Торы с самого начала требовал разъяснений относительно способа применения Закона в различных  жизненных ситуациях. В результате возникла так называемая «устная  Тора», которая является частью собственно иудаизма в противоположность «письменной торе», т.е. пяти первым книгам Библии – эта часть также является священной книгой для христиан и, в некотором смысле, для мусульман.

С течением времени комментарии  устной Торы стали столь многочисленными, что во II в. н.э. раввин Иегуда в целях их сохранения предпринял труд по изложению их в письменном виде. Эта устная Тора, ставшая с тех пор письменной, называется Мишна. Она состоит из шести разделов («седер»), в которые включены 63 трактата («массехет»). В Мишне отражены вопросы, регулирующие земельные отношения, правила проведения религиозных праздников, изложены семейно-брачное право, нормы гражданского и уголовного права, о совершении жертвоприношений, ритуальной чистоте. В процессе исторического бытия иудаизма Ветхий Завет и Мишна были подвергнуты дальнейшему комментированию. Эта работа нашла свое завершение в Гемарре («окончание», «завершение»), которая была присоединена к Мишне. Эти тексты, очень объемистые, были изложены в двух версиях: одна – в Иерусалиме в IV в. н.э., которая получила название Палестинский или Иерусалимский Талмуд; а другая – в Вавилоне в V в., получившая название Вавилонский Талмуд. К Талмудам (Иерусалимскому и Вавилонскому) непосредственно примыкает Тосефта («Дополнения») – свод таннаитских изречений и традиций.

Талмуд при всей своей  полноте есть лишь справочник и источник еврейского Закона; помимо него существует еще несколько текстов различного значения:

          - Галаха (слово, означающее «идти», «изменяться») позволяет адаптировать правила к условиям современной жизни. Это трактат по юриспруденции;

          -   Агада (что означает «повествование») является сборником моральных или анекдотических текстов образовательного характера.

Можно упомянуть также:

          -  Мидраш  – разъяснительный комментарий к Торе,  не  носящий юридического характера. Некоторые из тестов этой книги имеют различное происхождение и кажутся противоречащими друг другу, что для еврейского духа является источником новых интерпретаций, позволяющих примирить эти противоречия;

          -  Каббала – представляет собой не столько отдельную книгу, сколько течение мысли. Тора интерпретируется в ней символическим и мистическим образом. Наиболее известной из книг, вышедших из Каббалы, является Зогар, или «книга Великолепия», написанная около XIII в.

Каково бы ни было значение всех этих трудов, именно изучение Торы находится  в центре религиозной практики иудаизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Иудаизм как монотеистическая религия, как развитая культурная традиция с мифопоэтическим и философским интеллектуальным потенциалом сыграл определенную роль в истории культуры. Наиболее заметна эта роль в том, что через христианство и, особенно через ислам религиозно-культурные принципы монотеизма стали широко распространяться на Востоке.

Кроме опосредованного  религиозно-культурного воздействия  иудаизм оказал непосредственное влияние  на развитие культуры в ряде регионов мира.

Кризису Иудаизма способствовало то, что в нем совершенно отсутствует  женское начало. В результате эта сильная мужественная религия со временем окостенела. Не сумев принять возникшего в его недрах и спасительного для него учения Христа, Иудаизм пришел к полному краху еврейского государства, разрушению Иерусалимского храма и рассеянию евреев. Правда, состояние рассеяния парадоксальным образом помогло Иудаизму вновь проявить свою огромную жизненную силу и уже ближе к нашему времени в учении Хасидизма возродить связь с Богом. Но основное течение религиозной мысли человечества уже ушло в другом направлении и не вернулось в его пересыхающее русло.

Абсолютный монотеизм  иудейской религии способствовал  цельности личности, вера в богоизбранность  определила активную по отношению к  внешнему миру установку, концепция  богоподобия человека способствовала вере в неограниченные возможности познания. Жертвенная практика Иудаизма не компенсировала полностью действие идеи господства, возникшей как отрицательный аспект идеи богоизбранности. Вместе с ничем не уравновешенным мужским началом Иудаизма, это приводило его к слишком жесткой позиции по отношению к внешнему миру и было причиной внутреннего кризиса религии. Частично наследованное Христианством, такое отношение распространилось с ним по всему миру и явилось одной из причин необузданной эксплуатации природы и нынешнего экологического кризиса.

Важность для современности  и позитивных, и негативных сторон Иудаизма демонстрирует, насколько  сильно наше сознание определяется этой древней верой, дошедшей до нас через  не раз сменявшие друг друга религиозные течения.

В новейшее время –  с начала XIX в. – стали делаться и сейчас делаются попытки модернизировать еврейскую религию, смягчить ее очевидное несоответствие современному социально-экономическому строю и культуре. Многие «просвещенные» защитники религии толкуют иносказательно библейские рассказы, объявляют ненужными талмудические предписания. Богослужение в синагогах модернизируется (проповедь на местном живом языке, музыка и пр.). С другой стороны, проповедуется социальная демагогия, забота о бедняках. Между либеральными и ортодоксальными деятелями иудаизма разгорелась борьба. Несмотря на все попытки реформировать иудаизм, все более широкие массы еврейского населения во всех странах неудержимо отходят от религии, порывают с синагогой.

В наши дни в государстве Израиль буржуазно-реакционное правительство пытается возродить ортодоксальный иудаизм. Он считается государственной религией. В законодательстве, в суде господствуют библейско-талмудические принципы. Браки евреев с неевреями считаются недействительными. Воспитание и обучение в школах религиозное. Передовые слои населения, руководимые Коммунистической партией Израиля, борются против этой политики, добиваясь отделения религии от государства и свободы совести.

 

 

1  М. Малерб «Религии человечества» , 1997, с.70-71.


Информация о работе Особенности вероучения иудаизма