Православные праздники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 08:35, реферат

Краткое описание

Праздник являлся особым днем, который предполагал полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, т.е. выполнять всю повседневную работу. В праздник было обязательно нарядно одеваться, а для разговора выбирать темы только приятные, радостные, быть веселым, приветливым, гостеприимным. Главной характерной чертой праздника являлось многолюдье.

Содержание

Славянские языческие и православные праздники 2
1. Зима 3
1.1. Коляда 4
1.2. Новый год 6
1.3. Сочельник 9
1.4. Рождество
1.5. Рождество пресвятой Богородицы 13
1.6. Воздвижение честного и животворящего Креста Господня. 15
1.7. Святки 18
1.8. Крещение 21
2. Весна 23
2.1. Масленица 23
2.2. Пасха 27
3. Лето 30
3.1. Троица 30
3.2. Русальная неделя 34
3.3. Иван Купала 36
3.4. Петров День 40
3.5. Спас 43
3.6. Медовый спас 43
3.7. Яблочный и ореховый спас 46
4. Осень 47
4.1. Покров 47
Использованная литература 50
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 536.41 Кб (Скачать файл)

 Те девушки, которые  еще не дождались своего жениха, выходили вечером на Крещение  и окликали суженых. Если навстречу  девушке попадется молодой парень  — хорошая примета, если старик  — недоброе предзнаменование.

 Существовал обычай, который  с удовольствием выполняли и  парни, и девушки, спрашивать  имя у прохожих — у женщин  мужское, у мужчин — женское.  По народной примете, так будут,  звать будущего жениха и, соответственно, невесту.

 Перед сном девушки  бросали пояс на трубу или  на брус и говорили: «Пояс, пояс, покажи мне поезд с суженым-ряженым,  не с которым повидаться, а  с которым повенчаться». После  этого старались сразу заснуть.  Во сне им должен был явиться  тот, который должен стать мужем. 

 Одним из страшных, но «самым верным» считалось  гадание ночью в пустой бане  с помощью зеркала и свечей. Естественно, что решалась на  такое высматривание суженого  далеко не каждая девушка. 

Заканчиваются Святки с их весельем, гаданиями, ряжением, праздничным беспутством и озорством иорданью — водосвятием на Крещение.

 Коляды представляли  собой своеобразный обряд прощания. А вообще последним колядным  днем считалось 21 января, когда  праздновались проводы Коляд. На этом Коляды заканчивались, оставаясь в памяти ярким и красочным событием зимы. А впереди были тяжелые дни работы, борьба за выживание, проблемы, сбор урожая, посиделки. Круговорот жизни бесконечен: и следующие Коляды ждали с нетерпением и сладким чувством приближения праздников.

 

1.8. Крещение Господне.

  19 января Православная церковь отмечает Крещение Господне. Это один из великих церковных праздников в память крещения Спасителя.

 Существует поверье,  что в богоявленскую ночь перед утреней небо открывается: о чем открытому небу помолишься, то и сбудется. В памяти народной хранится немало крещенских обычаев и традиций. А потому день праздника расписан чуть ли не по часам: когда что есть, когда гулять, когда отдыхать, при этом все имеет свой глубинный смысл, все полезно душе и телу. Согласно поверью, если поставить в ночь с 18 на 19 января на стол серебряную чашу (или любую другую емкость из этого драгоценного металла), наполнить ее водой, то ровно в полночь вода начнет колыхаться, как бы повторяя момент крещения Иисуса. С этой минуты, по народному поверью, вода становится целебной и будет долгое время помогать от недугов, страхов, стрессов, если пить ее или умываться ею.

 Кроме того, крещенские  снег и лед, которые были  собраны в крещенскую ночь  с чистого поля, также считаются  священными. Их можно сохранить  в морозильной камере холодильника, и они сослужат полезную службу. Этим снегом можно обтирать  больных, и те почувствуют облегчение. У них отступит боль, нездоровая  кожа очищается, в душу вселяется  покой. 

 Закаленные и просто  смелые люди используют день  Крещения, чтобы непременно окунуться  в прорубь. Даже в неосвященной  проруби 19 января вода становится  лечебной.

 Накануне, 18 января, хозяйки,  по обычаю, пекут обрядовое печенье  — кресты. Первая утренняя трапеза  19 января для каждого из домочадцев  должна состоять из этого печенья,  которое полагается запить святой  водой. Должны быть и особенные  печеньица — именные. Мать  семейства, когда раскатывает  тесто и формует его, помечает  некоторые мучные изделия только  ей ведомым значком. Для себя  изюминкой, для мужа — маком,  для сына — анисом, для дочки  — тмином или просто выдавливает  ножом первую букву имени. Эти  символы, вынутые из духовки,  рассказывают, какой жизненный крест  придется нести в наступившем  году всем членам семьи. 

 Хорошо пропеченный  желто-розовый крест сулит здоровье, успехи, благополучие. У того, кому  выпадает такой крестик, можно  потом весь год искать заступничества, сочувствия, совета. Печенье с трещинами  и надломами предрекает трудности,  перемены в судьбе. А вот горелый  или непропекшийся крест обещает болезни, душевные травмы, печаль. Эти кресты есть нельзя. Их надо отнести на улицу и скормить птицам. Небесные создания, по приметам, помогают избыть горе. Домочадцы, которым предназначаются неудачливые печенья, не должны ничего знать о плохом предзнаменовании. Они угощаются румяными запасными крестами с дополнительного противня, поэтому настроение ни у кого в праздник не портится.

19 января советуют обязательно  побывать на воздухе, пропитаться  крещенским морозцем, дарующим молодость  и энергию. Хоть на полчаса  оторваться от стола с яствами  и погулять по улице, как  требует народный обычай.

 

  1. Весна.

 

2.1. Масленица

Масленица (Масленка) — праздник проводов зимы, восьмая неделя перед  Пасхой. Она проходила перед Великим  постом, в сыропустную неделю православного  календаря, и заканчивалась Прощеным воскресеньем. Таким образом, по канонам  Православной церкви, эта неделя предназначалась  для подготовки верующих людей к  посту, когда каждый должен был проникнуться настроением, соответствующим наступающему времени телесного воздержания  и напряженных духовных размышлений. В эту неделю Церковь старается довести до верующих мысль об изгнании прародителей из рая за непослушание и невоздержание, чтобы нагляднее представить всю важность предстоящего подвига поста. К сожалению, глубина духовного смысла этой приуготовительной недели постигалась далеко не всеми. В то же время в традиционном русском быту эта неделя стала самым ярким, наполненным радостью жизни праздником. Масленицу еще называли честной, широкой, пьяной, обжорной, разорительницей. Люди говорили, что она «целую неделю пела-плясала, ела-пила, друг ко дружке в гости хаживала, в блинах валялась, в масле купалась».

 Сам же обряд Масленицы  представляет собой неоднозначное  явление в бытовой жизни славян. Этот праздник восходит к весенним  аграрным обрядам дохристианской эпохи, когда Масленица приурочивалась ко дню весеннего равноденствия — рубежу, отделяющему зиму от весны. Обрядовые действия были направлены на избавление от зимних тягот и встречу весны, а за ней теплого лета с обильными хлебами. И только на рубеже XIX — начала XX в. в праздновании Масленицы на первый план вышли элементы развлекательного характера.

 Праздник Масленицы  отмечался по всей России и  в деревнях, и в городах и  даже считался обязательным. На  этот счет говорили: «Хоть себя заложи, а Масленицу проводи».

 Масленица являлась  веселым праздником, который встречался  блинами. Стоит сказать, что  значительную часть обычаев, так  или иначе связанных с Масленицей, имела привязку к теме семейно-брачных  отношений. Так, на Масленицу  чествовали молодоженов, поженившихся в течение прошедшего года. Молодым устраивали своеобразные смотрины в селе: ставили их к столбам ворот и заставляли целоваться у всех на глазах, «зарывали» в снег. Подвергали их и другим испытаниям: когда молодые ехали в санях по селу, их останавливали и забрасывали старыми лаптями или соломой, а иногда устраивали им «целовник», или «целовальник», когда односельчане могли прийти в дом к молодоженам и поцеловать молодую. После этого молодоженов катали по селу, но если за это получали плохое угощение, могли прокатить молодоженов не в санях, а на бороне. Масленая неделя проходила также во взаимных визитах двух недавно породнившихся семейств.

 В праздновании Масленицы  в деревнях принимали участие  все жители, независимо от возраста и социального положения, за исключением больных и немощных. Это было связано с тем, что неучастие в масленичном веселье могло повлечь за собой, по поверью, «жизнь в горькой беде».

 Праздновать начинали  встречей Масленицы в воскресенье  перед Масленой неделей. Правда, этот обряд не был широко  распространен. А там, где он  был известен, Масленицу встречали  блинами, которые раскладывали  на возвышенные места с призывами:  «Приезжай ко мне в гости, Масленица, на широк на двор: на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться!»

Первые три дня Масленой недели уходили обычно на подготовку к празднику: привозили дрова  для масленичных костров, убирали  избы. Основное же празднество приходилось  на остаток недели — четверг, пятницу, субботу, воскресенье — так называемые дни широкой Масленицы.

 Обычно все масленичные  развлечения проходили на улице,  и в дома заходили только  для того, чтобы немного согреться,  особенно если было морозно,  и угоститься праздничными яствами.  В эти дни нарядно одетые  люди — девушки, парни, семейные  пары, дети, старики и старухи  — все выходили на улицу.  Они участвовали в праздничном  гулянье, поздравляли друг друга,  шли на ярмарку, где покупали  нужные и ненужные вещи, удивлялись  чудесам, которые показывали в  балаганах — передвижных театрах,  радовались кукольным представлениям  и медвежьим потехам — выступлениям вожака с медведем.

Масленичное застолье.

Характерной особенностью Масленицы  было употребление большого количества жирной пищи, а также хмельных напитков. Из напитков предпочиталось пиво. В качестве пищи старались употреблять сметану, творог, сыр, яйца, всевозможные мучные изделия: блины, сырники, пряженцы, хворост, лепешки. Такое преобладание молочной еды обусловливалось церковным запретом на употребление мяса в неделю, предшествовавшую Великому посту, так называемую Сырную седьмицу.

 Так как в течение  всей Масленой недели было  положено угощать всех блинами,  их пекли во всех семьях. Причем  делали это в старину по-разному:  то из различных сортов муки, то из дрожжевого или пресного  теста, а то и разной формы  (круглые, прямоугольные и т.д.). Кроме того, на Масленицу обязательно  пекли хворост, пирожные, печенье,  готовили разные творожные смеси.  Так, в южных районах России  и Украины к праздничному столу  неизменно готовили вареники, а  украинцы вместо хвороста пекли  вергуны. Не последнее место на праздничном столе занимала рыба.

Масленая неделя.

Понедельник — встреча. В  этот день отмечалась встреча Масленицы, или Чистой Масленицы — широкой  боярыни.

 Масленицу и Масленика, которых изготавливали из соломы и одевали в соответствующие их полу одежды — женскую и мужскую, возили на санях по всей округе. После чего с песнями и плясками усаживали на самом высоком месте. Изначально такая «встреча» проходила так, как впоследствии только в песнях пелось: «уливая горки маслом», «усыпая сыром».

Вторник — заигрыш. Во вторник на рассвете чучело Масленицы вывозилось на центральное место. Здесь вокруг него устраивались хороводы, разгульное веселье. Дети продолжали катания с гор и на качелях. В это же время старшие веселились за столом.

Среда — лакомка. В Масленую среду — «лакомку» — начиналось великое объедение. В этот день нужно  есть столько, сколько приемлет твоя душа, отсюда и поговорка «Не житье, а Масленица».

Четверг — разгул, широкий  четверг. Название этого дня говорит  само за себя. В этот день продолжались катания на санях по улицам, кулачные бои, совершались всевозможные обряды. Четверг назывался «разгулом», или  «широкой Масленицей», еще и потому что разгул веселья разворачивался во всю ширь, и весь православный люд предавался самым разнообразным потехам и шумным пирушкам. В этот день на стол выставляли пиво, брагу, а также вино.

 К соломенному чучелу, установленному за околицей, относили  и складывали старые вещи. Сюда  же приносили веник с наговорами  и втыкали рядом. С хохотом  и песнями до утра каталась  молодежь на санях, запряженных  лихими тройками.

Пятница — тещины блины. Практически все масленичные  обычаи были направлены на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. Только по этой причине молодожены должны были в этот день выезжать нарядные в расписных санях, наносить визиты всем, кто гулял у них на свадьбе. Еще одно не менее важное событие, которое было связано с молодоженами, — это посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если, конечно, зять был ей по душе).

Суббота — золовкины посиделки. Этот, как и предыдущий, день всегда считался семейным. В золовкины посиделки новобрачная невестка должна была одаривать золовок подарками. Для тех, кто не знает, золовка — это сестра мужа.

 В этот субботний  день молодые невестки принимали  у себя родных мужа. Дело в  том, что жены сыновей для  матери их мужей были невестками, или пришедшими не отсюда, не  с их деревни, а невесть откуда

Прощеное воскресенье. Проводы  Масленицы.  Согласно православной традиции, это было последнее из пяти предшествовавших Великому посту воскресений, в которые истинно верующий человек должен был готовить себя к воздержанию, очищению души и покаянию.

 Считалось, что в  первое воскресенье православный  верующий должен был предпринять  все усилия, чтобы «увидеть и  понять Христа»; во второе —  увидеть самого себя «в свете  Христовом»; в третье — подумать  о своем отчуждении от Бога; в четвертое — понять, что спасение  зависит от верности учению  Иисуса Христа. В Прощеное же воскресенье люди должны были думать о греховности и суете мира, в котором они живут, и прощать друг другу грехи. Такую необходимость всепрощения перед вступлением в пост объясняли словами из Евангелия от Матфея: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших » (Мф. 6:14-15).

Информация о работе Православные праздники