Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 08:35, реферат
Праздник являлся особым днем, который предполагал полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, т.е. выполнять всю повседневную работу. В праздник было обязательно нарядно одеваться, а для разговора выбирать темы только приятные, радостные, быть веселым, приветливым, гостеприимным. Главной характерной чертой праздника являлось многолюдье.
Славянские языческие и православные праздники 2
1. Зима 3
1.1. Коляда 4
1.2. Новый год 6
1.3. Сочельник 9
1.4. Рождество
1.5. Рождество пресвятой Богородицы 13
1.6. Воздвижение честного и животворящего Креста Господня. 15
1.7. Святки 18
1.8. Крещение 21
2. Весна 23
2.1. Масленица 23
2.2. Пасха 27
3. Лето 30
3.1. Троица 30
3.2. Русальная неделя 34
3.3. Иван Купала 36
3.4. Петров День 40
3.5. Спас 43
3.6. Медовый спас 43
3.7. Яблочный и ореховый спас 46
4. Осень 47
4.1. Покров 47
Использованная литература 50
Приложение
«На Второй Спас и нищий яблочко съест», — говорили в народе. И правда, в Преображение обязательно соблюдался обычай оделять неимущих яблоками. А до этого срока и зажиточные крестьяне яблок не ели. Это было связано с существовавшим поверьем, что на том свете детям, родители которых до Второго Спаса не едят яблок, Божья Матерь раздает спелые фрукты, а тем, родители которых не удержались, попробовали раньше, не дает. Поэтому съесть яблочко до 19 августа считалось великим грехом.
Яблоко было и остается
основным, самым доступным и поэтому
самым ценным фруктом средней
полосы. К тому же они дают
все, что нужно организму.
4. Осень.
4.1. Покров.
С праздником Покрова в народе связывались такие приметы: Покров — первое зазимье; на Покров до обеда осень, а после — зимушка-зима.
Полное название этого
дня — Покров Пресвятой
Праздник Покрова Пресвятой
Богородицы с особенной
Покров — последний и как бы венчающий череду праздников, посвященных Пресвятой Деве Марии. Этот день является своеобразной границей между осенью и зимой.
К празднику Покрова русские крестьяне старались убрать весь урожай и сделать заготовки на зиму. С Покрова начиналось «зазимье». Скот уже не выгоняли на пастбища, а держали в хлевах и переводили на зимний корм.
Во многих местах
на Покров начинались
Если во время венчания
на Покров шел снег, это считалось
очень хорошей приметой, предвещавшей
счастье молодым. В некоторых
районах в этот день девушки
ткали полотно (покров), стараясь
закончить работу к концу дня.
Тканые покровы несли к иконе
Покрова Пресвятой Богоматери
и приговаривали: «Матушка
Рачительные хозяева
в это время начинали утеплять
дом на зиму. Для этого «загоняли
тепло» — приваливали
При этом говорили: «Захвати тепла до Покрова», «Чини шубу до Покрова— не то не будет тепла».
Хозяйки, затапливая печь в горнице, приговаривали особые слова: «Батюшка-Покров, натопи хату без дров».
К этому празднику все в избе мыли, чистили, убирали, наводя порядок.
Готовясь к зиме, на
Покров день люди не только
утепляли свое жилье, но и
сжигали старую одежду и
В этот же день
начинались покровские ярмарки,
К празднику Покрова
заканчивалось на селе для
девушек и парней время
Праздничный стол Покрова.
На Покров готовили угощение из плодов нового урожая, варили мед, брагу. Все это являлось хорошим дополнением к скоромным блюдам, которые традиционно подавались на праздничный стол. Стол на Покров был богатый, но если праздник выпадал на среду или пятницу, то постный.
В этот день — в первый праздник холода — пекли блинцы (тонкие блины), «запекали углы», чтобы из жилища тепло не выдувало. Считается, что если на Покров истопить печь яблоней, то в доме всю зиму будет тепло.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Настольная книга
2. Косидовский 3. Библейские сказания. - М., 1968.
3. Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий для семьи и школы.2-е издание. 1967 г.
4. http://www.tvoyhram.ru
Приложение.
Опираясь на Русские Веды. А.Асов.
25 Декабря. Коляда. Зимнее солнцестояние.
Согласно астрономическим
Замещен Рождеством Христовым. Содержание: свадьба Дажьбога и Марены. Святочные игры. Крещенские морозы.
31 декабря и далее - "неделя праотцов".
6 января. День Кащея и Велеса. Радогощ (?). ( Клубок пятнадцатый. )
Замещен крещенским сочельником. Воспоминание о том, как Кащей украл Марену.
Далее - пост. Воспоминания о том, как Дажьбог шел в кащеево царство и о Великом Переселении народов ( клубок шестнадцатый ).
24 февраля. День Велеса. Замещен днем "Власия - сшиби рог с зимы".
29 февраля. День Кащея. ( клубок двенадцатый, пятнадцатый и шестнадцатый. )
Замещен днем святого Касьяна.
1 марта - день Марены. ( Клубок
четырнадцатый, пятнадцатый,
Замещен днем святой Мариамны праведной. В народном календаре она была названа Маремьяной-Кикиморой "одноглазой", равнозначной языческой Марене-Марморе-Маре-Кикиморе. Сохранилась присловье, вспоминаемое в этот день: "Вздел Ярило зиму ( т.е Марену! ) на вилы".
14 Марта. Новый год. Овсень малый (?). Первая встреча весны. Ранее, до реформы 1918 года, справлялся 1 марта. ( Клубок первый ). Это наиболее древнее из достоверных и известных нам празднований Нового года, но в Велесовой книге есть следы и празднования римского Нового года - "Календ" в январе ( "и первый святой - Коляда", см. ниже ). Впрочем, в перечислении месяцев в дощечке II, 11б первым назван белояр - либо март, либо - скорее, апрель ( иначе - произойдет недопустимое смешение месяцев, например: купала - июль-июнь придется на май, и т.п. ).
7 апреля. День Масленицы-Марены. Красная гора (?). Весеннее равноденствие. ( Клубок шестнадцатый. ) Согласно астрономическим данным весеннее равноденствие: день равен ночи, наступает 20(21) марта, но срок был смещен из-за несовершенства календарных систем.
Этот праздник сдвинут Пасхой и замещен праздником Благовещания. Содержание: сожжение Масленицы-Марены, золотые яйца ( пасхальные ), отпускают птиц на волю. Разливы рек напоминают о Великом Потопе ( об этом дне вспоминают и в день Марьи-зажги снега - 2 апреля ). После - пост.
6 мая. День Дажьбога, или - Овсень большой(?). Встреча весны. ( Клубок семнадцатый. ) Дата может быть перенесена на воскресенье, либо - пятницу ( для почитающих Макошь ).
Этот праздник наложился на "Юрьев день". Содержание: свадьба Дажьбога и Живы. Радость по поводу прихода весны, возрождения мира после Потопа. Почитание Дажьбога - прародителя русских людей, встреча Живы, почитание Лады, сочетающей браком Дажьбога и Живу. Вспоминают победу Дажьбога над Велесом.
Дажьбог на порог Весну приволок. Пришел Дажьбог - Весне не уйти. Дажьбог весну начинает - Перун лето кончает.
22 мая. Ярилин день, семик. ( Двенадцатый клубок ). Замещен праздником Николы весеннего, или Миколы вешнего, травного, теплого. Воспоминание о встрече Ярилы и Кащея.
Пришел бы Ярило, а тепло будет. До Ярилы крепись, хоть разопнись, с Ярилы живи не тужи. Средний посев ярового - с Ярилы.
1-7 июля - русальная неделя.
7 июля. Купала. Летнее солнцестояние.
Согласно астрономическим
Этот праздник замещен праздником Иоанна Крестителя. Содержание: празднование победы Перуна над Скипером. Купание - воспоминание о купании Живы, Марены и Лели. Также вспоминают в этот день ( и всю "русальную" неделю до Купалы ) купание Перуна в Днепре, встречу Перуна и Роси - рождение Дажьбога. Предполагают, что Купала ( древнее - Кополло-Аполлон ) - это одно из имен Дажьбога.
В этот же день отмечают и свадьбу Хорса и Зари-Зареницы.
27 июля. Отбор жертв Перуну. Далее - русалии.
2 августа. Перунов день. ( Клубок седьмой, десятый, тринадцатый. ) Дата может быть перенесена на воскресенье, или пятницу. Перед Перуновым днем празднуют семик.
Праздник замещен семиком и днем Ильи пророка. Содержание: семик - сговор Перуна и Дивы. День Ильи Пророка - свадьба Перуна на Диве и борьба с Чудой-Юдом Змеем Морским, освобождение коров и вод. Низвержение Велеса с неба. Воспоминание о победе Дажьбога над Перуном и Велесом и о том, как Дажьбог освобождал коров. В семик срывают венки - обряд посвящения девушек в женщины.
Перун лето кончает.
8 августа(?). Начало жатвы.
21 августа. День Стрибога. ( Клубок второй )
Замещен днем Мирона-Ветрогона. Ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету.
28 августа. Успение Златогорки. ( Клубок одиннадцатый. ) Может быть перенесена на воскресенье и пятницу.
Замещен Успением Божьей Матери. Конец жатвы.
14 сентября. День Волха Змеевича. ( Клубок девятый. )
Замещен днем Симеона Столпника.
Начало охотничьего сезона. Почитание Волха и Лели. Древние в это время начинали приготовления к военным походам.
22(23) сентября. Осеннее равноденствие.
Поворот к зиме. Возможно, в этот
день отмечалось первая
10 ноября. День Макоши. ( Клубок второй. ) Может быть перенесен на пятницу.
Замещен праздником Параскевы Пятницы. Также наложился на праздник Кузьмы-Демьяна ( 14 ноября ).
21 ноября день Сварога и Семаргла. ( Клубок первый и второй. ) Замещен праздником Михаила архангела.
9 декабря. День Дажьбога и Марены. Замещен "Юрием холодным".
Все даты в предлагаемом календаре
приведены по новому стилю ( Григорианскому
календарю ). Русь пережила несколько календарных
реформ. Переход к Юлианскому календарю
был совершен Петром Первым в 1700 году,
Григорианский календарь был принят в
1918. В результате древние русские праздники,
приуроченные к определенным астрономическим
датам, были сдвинуты. Видимо, их следует
праздновать не согласно церковному или
гражданскому календарю, а согласно традиционному-
Календарные праздники - Новый год, начало осени, видимо, следует праздновать по современному календарю, то есть - 1 марта ( день Марены в таком случае следует передвинуть ) и 1 сентября.
Отмечались ли в Древней Руси
праздники, связанные с пасхальным
циклом, - неизвестно. По крайней мере,
сохранились древнерусские
Пасху отмечают в первый воскресный день после первого весеннего новолуния. Этот праздник приходится в 1993 году на 18 апреля, 1994 - 1 мая, 1995 - 23 апреля, 1996 - 14 апреля, 1997 - 27 апреля, 1998 - 19 апреля, 1999 - 11 апреля, 2000 - 30 апреля.
Масленицу ныне празднуют за семь недель до Пасхи. Красную гору - в воскресенье на светлой неделе, первой неделе после Пасхи. Радуницу ( древний Радогощ? ) - во вторник на фоминой неделе, второй неделе после Пасхи. Когда эти праздники отмечались в древности - неизвестно.