Синтоизм. Исторические корни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 15:12, реферат

Краткое описание

Целью моей работы является целостное создание картины религии Японии.
Для достижения цели, я поставила перед собой несколько задач. Во-первых, мне нужно узнать исторические корни Японии, с помощью книги Дейвил Кларк «СИНТОИЗМ».

Содержание

Введение
Глава 1. Исторические корни
-Формирование
-Период развития
-Период консолидации и обновления
Глава 2. Синтоизм – исконная вера жителей Японии
-мифология
-божества, отраженные в синтоизме
-школы и течения в синтоизме
Глава 3. Синтоистский образ жизни
-Дух синтоизма
-Практика синтоизма
-Священники и служители храма
-Ритуалы
-Приходы и прихожане
-Природа и храмы
Глава 4. Соотношение Буддизма и синтоизма в Японии
-Буддизм в Японии
-Буддизм и синтоизм
Глава 5. Современное отношение к другим религиям
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

СИНТОИЗМ.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

Министерство общего и профессионального образования России

Поволжская Государственная Социально  – Гуманитарная Академия

Кафедра всеобщей истории 

Исторический факультет

 

 

 

 

 

 

Реферат

 по всеобщей истории  на тему

 «Синтоизм»

 

 

 

 

 

Работа: студентки I курса

Дневного отделения

Исторического факультета

Группа 11

Плиевой Татьяны

Научный руководитель:

доц. к.и.н. Курочкин М.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара

2011

План

 

Введение

Глава 1. Исторические корни

-Формирование

-Период развития

-Период консолидации  и обновления

Глава 2. Синтоизм – исконная вера жителей Японии

-мифология

-божества, отраженные  в синтоизме

-школы и течения  в синтоизме

Глава 3. Синтоистский образ  жизни

-Дух синтоизма

-Практика синтоизма

-Священники и служители  храма

-Ритуалы

-Приходы и прихожане

-Природа и храмы

Глава 4. Соотношение Буддизма и синтоизма в Японии

-Буддизм в Японии

-Буддизм и синтоизм

Глава 5. Современное отношение  к другим религиям

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

          Я выбрала  эту тему потому, что очень люблю культуру древнего мира. Особо меня привлекает религия и культура страны восходящего солнца. Япония поистине самая уникальная страна во всем мире. Но мне интересна ее религия – синтоизм.

        Целью моей работы является   целостное создание картины религии Японии.

        Для достижения цели, я поставила перед собой несколько задач. Во-первых, мне нужно узнать исторические корни Японии, с помощью книги Дейвил Кларк «СИНТОИЗМ». Во- вторых, рассказать о синтоизме, как об  исконной веры жителей Японии, на основе книги Япония: идеология, культура, литература и с помощью сайта об Японии. В-третьих, поведать об синтоистском образе жизни, на основе книги Иофан Н.А. Культура древней Японии. В-четвертых, соотнести буддизм и синтоизм в Японии, на основе книги Л.С. Васильева История религии востока. В-пятых, поведать об современном отношении к другим религиям, на основе  сайта о Японии.

         Япония — «страна восходящего солнца». Название страны — Япония— передают два иероглифа. Первый из этих знаков означает «солнце», второй — «корень, основа» отсюда иносказательное название Японии «страна восходящего солнца». Особенности географического положения Японии оказали влияние на развитие традиционной культуры страны. В течение веков естественной преградой и от военных вторжений, и от прямого воздействия других культур было море. Поэтому географическая изоляция также влекла за собой полную культурную изоляцию. Отсюда странное сочетание традиционности европейских развитых государств и нетрадиционная, ни на что не похожая культура. Япония — островное государство в Восточной Азии, в западной части Тихого океана. Оно расположено на четырех крупных островах: Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсу и многочисленных (около 4 –х тысяч) примыкающих к ним мелких островах, протянувшихся вдоль побережья материка с северо-востока на юго-запад более чем на 3 тыс. км. Другие названия: Никон, Ниппон, Страна восходящего солнца. Синтоизм - религия, распространенная в Японии. В основе синтоизма лежит культ божеств природы и предков. Высшее божество - Аматэрасу, ее потомок - Дзимму. С 1868 по 1945 синтоизм являлся государственной религией Японии. Термин "Синто" означает "Путь богов". Основы синтоизма заложены в мифологии синтоизма.

              Моя работа состоит из введения, пяти глав, каждая из которых  раскрывает одну определенную  задачу, т.е. первая глава –  исторические корни, вторая –  синтоизм –исконная вера жителей Японии, третья – синтоистский образ жизни, четвертая – соотношение буддизма и синтоизма в Японии, пятая – Современное отношение к другим религиям и общее заключение.

             Для достижения  цели и задач.  Поставленных мной вначале, я использовала такие источники, как: Япония: идеология, культура, литература. А также я пользовалась дополнительной литературой такой, как: Шагинов И.Ю. «Религии мира. Религии дальнего востока»; Иофан Н.А. Культура древней Японии; Сондерс Э.Д. Японская мифология.- мифы древнего мира; Л.С. Васильев. «История религии востока».

       В сборнике  Япония: идеология, культура, литература  представлены материалы первой  международной конференции японоведов  социалистических стран, посвященные  проблемам идеологии, культуры  и литературы Японии. Доклады, положенные в основу статей, охватывают чрезвычайно широкий круг самых разнообразных явлений культурной жизни японского народа, относящихся к различным историческим эпохам. В них  рассматриваются различные аспекты материального быта, национальной психологии, философии, искусства и литературы Японии.

        В книге Сондерс Э.Д. Японская мифология рассказывается, что до XVI века Европа и не подозревала о существовании Страны восходящего солнца. Впрочем, "открытие" Японии оказалось кратковременным: уже в начале XVII столетия немногочисленные европейцы были изгнаны с островов, а сама Япония вступила в период "блистательной изоляции", замкнувшись в собственных границах. 
Географическая и культурная отдаленность Японии привела к возникновению того самого феномена, который сегодня довольно расплывчато именуется "японским менталитетом". 
Одним из проявлений этого феномена является японская мифология - уникальная система мифологического мировоззрения, этот странный, ни на что не похожий мир. Японский мир зачаровывает, японский миф вовлекает в круг идей и сюжетов, принадлежащих, кажется, иному измерению (настолько они не привычны) - и все же представимых и постижимых.Познаваемая в мифах, в этой сокровищнице "национального духа", Япония становится для нас ближе и понятнее.

         Иофан Н.А.  в свою книгу Культура древней  Японии посвятил исследованию  истоков и проблемам становления  и развития  японской национальной  культуры. На материале археологических  и этнографических данных, памятников литературы и искусства на фоне политической и социально-экономической истории рассматриваются мифологические и религиозные представления древних японцев, их эстетические идеалы, возникновение национального стиля и образной системы, прослеживается процесс становления культурной традиции.

         Леонид  Сергеевич Васильев - один из ведущих  китаеведов России. В книге излагается  история возникновения религий  Востока, показана их роль в  развитии социально-экономической,  политической структуры восточных  обществ и их культуры. Дается развернутая характеристика всех основных религий Востока.

 

 

 

Глава 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ

              Для представителей Запада японцы по-прежнему остаются загадкой. И ни в чем это не проявляется так ярко, как в их старинных верованиях. Традиционная японская религия, синтоизм (или ками но миги, «путь ками (божества)»), корнями уходит в национальную японскую историю и тесно переплетается с японской культурой.

ФОРМИРОВАНИЕ (предыстория — 790 г. от Р. X.)1

Ранний  синтоизм (до 538-552 гг. от Р.Х.).

              Выражение «ранний синтоизм» относится к религиозной жизни, которая процветала в Японии до того, как в VI веке от Рождества Христова в страну пришел буддизм. Основными письменными источниками, описывающими ранний синтоизм, являются документы под названием Кодзики и Нихонги (собрания ранних мифов, составленные после 712 года придворными императора), а также Энгисики (описания древних молитв и ритуалов).

              Поскольку мифы Кодзики и Нихонги были записаны гораздо позже того периода времени, о котором они повествуют, возникают некоторые сомнения в том, что они правильно отражают верования и духовную практику раннего синтоизма. Тем не менее из этих документов можно понять, что традиции раннего синтоизма были сосредоточены вокруг земледельческих праздников, семьи или рода и благоговения перед жизнью. Местные шаманы, выполнявшие функции служителей культа, говорили от имени ками (богов) и сражались со злыми духами. Вызывая ками, они использовали Кагура, традиционные для синтоизма священные музыку и танец в исполнении молодых девушек (мико). Очень многое в традиционном японском искусстве, литературе и музыке восходит к этим шаманским ритуалам. 
Народные обычаи того времени теперь окутаны некоей таинственностью, однако синтоистское разделение богов ками на два типа — хитогами и удзигами — несомненно, происходит из этой древней традиции.

             Хитогами — это ками, ассоциируемые со священными людьми: шаманами, мудрецами, святыми. Система хитогами строго индивидуализирована и построена на почитании религиозных лидеров из истории синтоизма.

Удзигами — это ками, ассоциируемые  с семьей, родом или местным  религиозным культом. Японская семья, выполняя свой сыновний долг поклонения предкам, почитает именно удзигами, анехигогами.

            Первое столкновение с буддизмом (552-710 гг.). Между 538 и 552 годами из Кореи и Китая на территорию Японии пришли новые религии. Знакомство с буддизмом, конфуцианством и даосизмом положило начало новой эпохе религиозной жизни. В раннем синтоизме каждое селение, вероятно, чтило свое собственное местное божество в соответствии с обычаями, существовавшими в этой провинции. Однако под влиянием других верований приверженцы синтоизма постепенно сформировали пантеон богов и распределили места поклонения.

          Ни конфуцианство, ни даосизм не получили в Японии широкого распространения, однако вопрос о признании буддизма вызвал много разногласий. Споры вылились в вооруженные столкновения между различными кланами и в конце концов привели к убийству императора в 592 году. Вождь победившего клана возвел на трон свою племянницу буддистку, а она, в свою очередь, назначила регентом Сотоку (573-621), который пользовался большим влиянием в стране. Сотоку превратил буддизм в государственную религию и использовал его в борьбе за объединение государства и для формирования более зрелой японской культуры.

           Несмотря на значение, которое придавалось буддизму при императорском дворе, могущественные кланы продолжали исповедовать синтоизм. В конце 600-х годов некоторые императоры обновили ритуалы синтоизма и уравняли его в правах с буддизмом. В тот период возникла прочная ритуальная связь между императорским двором и Большим храмом в Изе. Большой храм в Изе посвящен двум богиням, одна из которых — богиня Солнца Аматерасу.

Составление Кодзики (712 г.)2.

          Одним из признаков возрождения синтоизма при императорском дворе стало распоряжение императора о составлении Кодзики. Мифы о сотворении мира изображают в Кодзики мир многочисленных богов. Семь поколений ками достигают высшей точки своего развития в браке Изанаги (мужское ками) и Изанами (женское ками). Божественные супруги спускаются к океану, вонзают копье в волны и вытаскивают его наружу. В том месте, куда с копья падала капля морской воды, возникал какой-нибудь японский остров. Затем Изанаги и Изанами спускаются на эти острова и создают других ками. Через несколько поколений рождается богиня Солнца Аматерасу, которая, в свою очередь, становится прародительницей Дзим-му, первого императора Японии.

           Представленное в этих документах изображение вселенной, без сомнения, отражает основные особенности раннего синтоистского мировоззрения. Здесь есть и Высокая Равнина небес, где живут ками, и человеческий мир, и нечистый мир теней (йоми). Ками — это божества или духовные силы, которые могут помогать или мешать человеку.

        В Японии глубоко укоренилисьтрадиции ритуальной чистоты. Культовые сооружения синтоизма строятся в стороне от жилья. Все, что загрязнено кровью, болезнью или смертью, считается запретным. Ступающие во двор святилища (синтоистские места поклонения называются святилищами, а буддийские — храмами) должны очиститься водой. Более тщательное ритуальное очищение (например, неподвижное стояние под холодным, как лед, водопадом в течение нескольких часов) устраняет внутреннюю и внешнюю скверну, а также позволяет ожидать помощи от ками. Такие ритуалы очищения называются хараи (это понятие также обозначает состояние ритуальной чистоты). В общении с ками большую роль играют святилища чистоты, свободные от какой бы то ни было скверны мира. Такое ожидание прихода ками все еще является важным аспектом духовной практики синтоизма.

Расцвет буддизма в эпоху Нара(710 - 784 гг.).

               К концу рассматриваемого периода буддисты располагали целой системой храмов, сосредоточенных вокруг города Нара (на юго-западе от Токио). Они основали шесть философских школ и продолжали взаимодействовать и конкурировать с приверженцами синтоизма. Но буддизму так и не удалось полностью затмить собой внешне менее эффектную веру синтоистов. Фактически синтоизм сыграл определенную роль в узаконении буддизма, и к концу этого периода японцы заложили основы воссоединения двух религий.

ПЕРИОД  РАЗВИТИЯ (790-1600 гг. от Р. X.)3

Эпоха Хэйан (794-1185).

             В то время, когда японцы переносили свою столицу из Нара в Киото (784-794), их культура приобретала все более феодальные черты. При императорском дворе шла эстетически изысканная культурная жизнь. Японцы считают период, последовавший за перенесением столицы в Киото, временем наибольшего расцвета классической японской культуры. Высшие классы придавали особое значение мияби, неуловимому аромату придворной элегантности и рафинированного эстетического вкуса.

            Опираясь на ранее созданную почву для сотрудничества, буддисты тогда же разработали важное понятие хондзисуидзаку. Это учение позволило им объединить своих богов, будд и бодхисатв (людей, достигших состояния будд) с божествами синтоизма. Буддисты видят в ками синтоизма стражей, учеников или воплощение буддийских богов. Другими словами, синтоистские ками становятся прообразами подлинной буддийской реальности.

Эпоха Камакура (1185-1333).

           В конце эпохи Хэйан императоры жаждали все большей и большей власти. К тому же стремились и многие неуемные феодалы. Эти военачальники обладали реальной властью, поскольку представляли знаменитое сословие воинов-самураев. Самураи придерживались особого образа жизни — бушидо, который объединил различные религиозные традиции в определенный этический кодекс, требовавший самодисциплины, верности, отваги и чести. В 1185 году представители все более крепнущего сословия самураев свергли старый порядок и основали новую столицу в городе Камакура.

В эту эпоху синтоизм пережил возрождение. В конце XIII века фанатики синтоистской школы Юичи попытались восстановить независимость синтоизма. Они стремились очистить синтоизм от влияния буддизма и других религий. Такой рафинированный синтоизм не только предполагал существование системы культовых учреждений, выполняющих свои функции на местах, но и формировал сознание национального единства, источником которого было убеждение в божественном происхождении императорской династии и в особом духовном положении Японии среди других стран мира.  Стремясь поддержать и закрепить возрождение синтоизма, школа Юичи переняла у буддистов учение хондзи суидзаку. Отныне поклонники синтоизма считали буддийские божества знаками синтоистских богов.

Информация о работе Синтоизм. Исторические корни