Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 10:09, контрольная работа
Как и любая другая религия, славянское язычество являлось фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют нам ними в их повседневной жизни,- отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. Как показали исследования ученых, оно прошло четыре этапа. На первом этапе славяне приносили жертвы «упырям и берегиням», на втором – Роду и Рожаницам, на третьем начали поклоняться «проклятому богу Перуну и Хърсу и Мокоши и Вилам»,на четвертом уже после принятия христианства большинством населения Руси, язычники продолжали поклоняться как Перуну, возглавлявшему весь комплекс языческих богов, так и Роду и Рожаницам, возникшим в их сознании в более раннее время.
1. Введение
2. Происхождение славян
3. Картина мира в представлениях древних славян
4. Обряд погребения
5. Боги древних славян. Первые, старейшие боги и богини
6. Боги и богини нового поколения
7. Культ язычества
8. Языческие храмы. Капища
9. Конец и упадок язычества
10. Влияние язычества на культуру и быт древних славян
11. Заключение
Световит. «Свентовит (лат. Zuantewith, п
Велес (Волос) — Велес, Волос (др.-рус. Велесъ, Волосъ) — божество в древнерусском языческом пантеоне, «скотий бог», покровитель сказителей и поэзии. википедияБог торговли и зверей. Символ — cноп зерна или зерно, связанное в узел. Священные животные и растения: Вол, зерно, пшеница. Волос — благосклонный бог, который регулирует товарообмен и убеждается, что обещания держатся. Клятвы и договоры приведены к присяге его именем.
Велес
— один из величайших богов древнего мира.
Триглав. Владыка трех царств: неба, земли и ада (т.е. воздушного царства, облачных подземелий и грозового пекла). « Триглав — треглавый мифический персонаж балтийских славян. Символизировал власть над тремя царствами — небом, землёй и преисподней. В Щецине треглавый идол Триглава стоял на главном из трех холмов (священных), имел на глазах повязку из золота, что связано с причастностью этого божества к гаданиям и предсказанием будущего.( А.А. Кононенко, С.А. Кононенко. Персонажи славянской мифологии. К.:Корсар,1993.стр 163)»
Малые Триглавы составлялись из богов, стоящих ниже на иерархической лестнице.
Макош. Макоша (Мокошь, Макета) — славянское божество, покровительница женских работ, прядения и ткачества. Также земледельческое божество, мать урожая, богиня изобилия. Цветок мак — пьянящий, как любовь. От названия этого яркого цветка, который девушки вышивали на свадебных рушниках — имя богини. Макоша — божество женской жизненной силы. Единственное женское божество, чей идол стоял на вершине холма в пантеоне князя Владимира.( А.А. Кононенко, С.А. Кононенко. Персонажи славянской мифологии. К.:Корсар,1993.стр 144)».
«Богиня всей Судьбы,старшая из богинь прях судьбы, в позднее время считалась покровительницей прядения. Макош - богиня плодородия, мать урожаев, имеет 12 годовых праздников, иногда изображена с рогами (по всей видимости культ Макоши - и Лунный культ, Связь Мокоши с прядением и ткачеством явственно прослеживается в народных обрядах и поверьях: запрещалось оставлять кудель, а то «Мокоша опрядет», прясть и ткать в святой день Мокоши — пятницу (по украинским поверьям, унаследовавшая многое от образа Мокоши мифологическая Пятница ходит «исколотая иглами и изверченная веретёнами», потому что нечестивые женщины шьют и прядут в посвященный ей день ( Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. — М.: Наука, 1994. стр. 168.) ».
День Макоши – Пятница, в православии образ слился с Параскевой Пятницей, т.е. она покровительница хозяек и жен. Один из дней, в который особо чтят Макошь - это ближайшая к 8 апреля Пятница - Провещание Макоши. А также 27 октября, собственно Параскева Пятница.
Ее металл - серебро, камень - горный хрусталь и так.называемый "лунный камень". Зверь Макоши - кошка. Символом этой богини является пряжа, клубок шерсти, веретено, их и приносили на капища. Кумиры Макоши могли быть изготовлены из "женских пород дерева", в первую очередь - из осины. Кумир Макоши зачастую мог быть рогат или иметь в руках рог.
Сва́рог — Бог неба, атрибутивное имя Бога-Отца древнерусской ведической дохристианской Троицы (Сварог - Даждьбог - Стрибог), буквально означает «Творец» бог небесного огня, отец Дажьбога. «Бросил на землю с неба кузнечные клещи, и с тех пор люди научились ковать железо. Сварог разбивал лучами- стрелами небесный покров, открывал небо и солнце, посылал людям небесный огонь, без которого не изготовишь ни оружие ни украшения; разжигал искрами вдохновение в сердцах и душах мастеров. Сварог — капризный бог, он редко кому открывал свои тайны. Представляется в облике молодого плечистого кузнеца, молчалив и строг; покровительствует кузнецам, коих называют его внуками — сварожичами (А.А. Кононенко, С.А. Кононенко. Персонажи славянской мифологии. К.:Корсар,1993.стр. 149) ».
В наши дни, благодаря теории О. Н. Трубачёва « об индоарийском языковом субстрате в Северном Причерноморье, делаются попытки реанимировать старую гипотезу об индоарийском происхождении теонима Сварог. Этот теоним был, якобы, заимствован славянами у индоариев в Северном Причерноморье и происходит от того самого svarga «небо, небесный. (Трубачёв О. Н. Этногенез и культура древнейших славян. М.: Наука, 2003. стр. 198.)»
«Сварог создал 12 месяцевый календарь (Коло Сварога). День празднования его приходится на 14 ноября - Сварожки (день Кузьмы и Демьяна). Чтят и отца и сына - Сварожича-Огня. Сварога и Семаргла день - 21 ноября. Замещён праздником Михаила архангела. Сварог сварганил (сварил, создал) землю. Слово "сварганить" значит – сотворить.( www.wikipedia.org Сварог.)»
Лада - славянская богиня любви и красоты Лада — богиня любви, покровительница браков, домашнего очага, богиня юности, красоты плодородия. «Сама женственность, нежная, певучая, русокосая; в белых одеждах — она и в Купальскую ночь в хороводе парня к милой подведёт; и падчерицу от злой мачехи под ветвями спрячет, когда та на встречу с дружком соберётся. В молодых семьях очаг поддерживает: вот-вот погаснет бывает, а Лада веточку подбросит, одеждами взмахнёт — разгорится очаг, теплом тронет сердца неразумных и снова лад в семье.Настаёт лето. На «зелёной неделе» справляли когда-то Семик — девичий праздник. Называли Семик — честной, подобно Масленице, это один из наиболее почитаемых народных праздников. На Семик особая честь воздавалась берёзе. Она у древних славян считалась священным деревом, олицетворяла богиню Ладу. (А.А. Кононенко, С.А. Кононенко. Персонажи славянской мифологии. К.:Корсар,1993.стр 88) ».
.
Боги и богини нового поколения.
Яри́ло, Яри́ла — Ярило (Яр) — божество пробуждающейся природы, покровитель растительного мира. «Это молодой, красивый человек на белом коне и в белой мантии с венком весенних цветов на голове. В левой руке он держит колосья. Весной справляли «ярил- ки», которые заканчивались похоронами Ярилы. Где Ярило пройдёт — будет хороший урожай, на кого посмотрит — у того в сердце разгорается любовь. Ярило отождествляли с Солнцем. Во многих песнях, присказках люди обращаются к этому божеству с просьбой о тёплом лете и хорошем урожае. 4 июня — Ярилин день (А.А. Кононенко, С.А. Кононенко. Персонажи славянской мифологии. К.:Корсар,1993.стр 183)»
Даждьбог — бог солнца, жатвы, сын Сварога, муж богини луны. В мифах — один из первых царей и законодателей, положил начало летоисчислению по солнечному календарю. «Красивый, сильный юноша, молодой князь, попечитель пахарей и сеятелей. Наделяет человека физической силой, здоровьем, мудростью, мастерством. В летописях его называют предком русичей. Ещё Дажьбог — хранитель ключей земных. Бог солнца закрывает землю на зиму и отдает ключи птицам, которые уносят их в вы- рей — летнее царство, страну ушедших душ. Весной птицы возвращают ключи и Дажьбог открывает землю. Один из богов пантеона князя Владимира, день его — среда. (А.А. Кононенко, С.А. Кононенко. Персонажи славянской мифологии. К.:Корсар,1993.стр. 43) ».
Перун. «Бог-громовержец в славянской
мифологии, покровитель князя и дружины в
В конце языческого
периода имя Перуна упоминается чаще.
Однако среди языческих богов Перун непосредственно
назывался только в России, где он часто
упоминается как в различных проповедях
начиная с XI века, так и в Киевской летописи.
Когда же в 980 году великий князь Владимир
поставил возле княжеского дворца ряд
языческих идолов, среди них был и деревянный
идол Перуна с серебряной головой и золотыми
усами. Однако этот идол стоял там недолго.
В 988 году князь Владимир принял христианство
и уничтожил всех идолов, а Перуна приказал
сбросить в Днепр, по которому тот и поплыл,
пока не застрял где-то на мели, еще долгое
время спустя называвшейся Перуновой.
Подобный же идол Перуна стоял в Новгороде
над Волховом. В 989 году епископом Иакимом
он также был ниспровергнут и сброшен
в реку.
Симаргл (Семаргл) —« древнерусское языческое божество с неясными функциями,
входившее в пантеон князя Владимира. По мнению большинства учёных —
полубожественный персонаж, возможно —
вестник между небесным и земным мирами
(как и его предполагаемыйиранский прообра
В неоязычестве нередко фигурирует как бог огня, сопоставляется там с индуистским Агни. (www.wikipedia.org Симаргл) ».
Мара. « Мара – богиня смерти, дочь Лады. Внешне Мара выглядит как высокая красивая девушка с черными волосами в красных одеждах. Мару нельзя назвать ни злой и ни доброй богиней. С одной стороны она дарует смерть, но в то же время она же дарует и жизнь. Одним из излюбленных занятий Мары является рукоделие: она любит прясть и ткать. . Позднее связь со смертью утрачивается, но вредоносность божества очевидна (мор, мрак). У северных славян Мара грубый дух, мрачное привидение, которое днём невидимо, а ночью творит злые дела. Охотнее всего Мара обитает в тёмных и сырых местах, в пещерах под вымытыми водой берегами. В некоторых местах Мара — название нечисти.( А.А. Кононенко, С.А. Кононенко. Персонажи славянской мифологии. К.:Корсар,1993.стр. 103)».
.
Жрецы. Специальная каста жрецов засвидетельствована только у балтийских славян, религия которых, была наиболее развита и у которых имелось и наибольшее количество известных богов и крупных культовых центров с известными храмами. В связи с этим, а точнее говоря, причиной этого локального развития была именно каста жрецов. У остальных славян подобного рода жрецы не засвидетельствованы. «К середине I тыс. н. э. славянские племена расселились на довольно большой площади, поэтому уровни общественного развития у них различались. Южные славяне очень рано попали под сильное влияние Византии и, следовательно, христианства, поэтому говорить о жречестве у них не представляется возможным. Западные славяне по уровню общественного развития обгоняли восточных, поэтому, как видно по источникам, жречество у балтийских славян достигло значительного влияния, а порой сосредоточивало в своих руках и политическую власть. Судя по всему, жречество как сословие у восточных славян находилось только в процессе формирования, который был прерван введением христианства. Тем не менее, жрецы языческих божеств у восточных славян в дохристианские времена скорее всего были. Однако их, видимо, было не так много — гораздо больше было гадателей, колдунов и знахарей. (www.Wikipedia.org Cлавянская мифология. Жречество.)»