Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 02:44, контрольная работа
Как показывает практика, умение целенаправленно слушать других имеет огромное значение для взаимопонимания. Однако слушать и слышать – не совсем одно и то же. Слышать означает физически воспринимать звук, а слушать – это не просто направлять слух на что-либо, а сосредоточиться на воспринимаемой информации, понимать значение принимаемых звуков.
ВВЕДЕНИЕ 3
Процесс слушания и его стили 5
Приемы и виды слушания 9
Техника эффективного слушания 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Процесс слушания и его стили 5
Приемы и виды слушания 9
Техника эффективного слушания 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
ВВЕДЕНИЕ
По легенде, однажды к Сократу явился молодой человек, страстно желающий овладеть искусством красноречия. Поговорив с юношей, Сократ потребовал с него двойную плату за обучение ораторскому искусству. На вопросы удивленного ученика философ ответил: «Мне придется учить тебя не только говорить, но также молчать и слушать». Этот ответ, прозвучавший больше двух тысячелетий назад, перекликается с мнением писателя Лиона Фейхтвангера, утверждавшего, что «человеку нужно два года, чтобы научиться говорить, и шестьдесят лет, чтобы научиться держать язык за зубами».
Как показывает практика, умение целенаправленно слушать других имеет огромное значение для взаимопонимания. Однако слушать и слышать – не совсем одно и то же. Слышать означает физически воспринимать звук, а слушать – это не просто направлять слух на что-либо, а сосредоточиться на воспринимаемой информации, понимать значение принимаемых звуков. Большинство людей, по мнению ученых, плохо умеют слушать слова других, особенно если эти слова не задевают их интересов. Исследования показывают, что умением выслушать собеседника спокойно и сосредоточенно, вникнуть в суть того, что говорится, обладают не более 10% людей.
Умение слушать это
необходимое условие
Многие, размышляя об умении слушать, отождествляют его с умением слышать и убеждены, что и то и другое – инстинктивные, врожденные навыки, поэтому практически не предпринимают усилий по развитию навыка эффективного слушания. Отсюда у некоторых людей появляются проблемы, которых могло бы и не быть: неадекватное понимание, чувство обиды, потеря важной информации, чувство раздражения и т.д.
ПРОЦЕСС СЛУШАНИЯ И ЕГО СТИЛИ
Внимательное слушание как способ восприятия собеседника зачастую повышает его самооценку и является незаменимым звеном отношений между людьми. Те, кого слушают, обычно ценят в собеседниках это умение и идут с ними на контакт, поскольку ощущение востребованности является базисной, универсальной человеческой потребностью. Люди с большим желанием идут на контакт с теми, кто удовлетворяет их потребность, чем с теми, кто этого делать не умеет.
Процесс слушания состоит из двух этапов. На первом происходит собственно слушание собеседника. На втором - после обдумывания и, если нужно, уточнения сказанного, высказывается свое отношение к услышанному.
Умение слушать выражается в следующем:
Что дает другим людям умение слушать?
Слушание – своего рода искусство, которым владеют далеко не все. Нам мешают слушать собственные мысли, которые или уводят в сторону от темы разговора, или направлены на возражение собеседнику. Порой мы просто перебиваем партнера или договариваем за него конец фразы, потому что «и так уже все ясно». Еще хуже, когда говорящий читает на лице собеседника мученическое терпение, скрывающее равнодушие. Для чуткого человека этого достаточно, чтобы замкнуться. Не умея слушать, мы теряем расположение человека, который мог бы стать партнером, а в личном общении – другом.
Что же дает умение слушать в деловых контактах? Оно позволяет понять партнера; получить от него полную информацию; воспринять советы и предложения; сделать общение комфортным для собеседника и, следовательно, произвести на него хорошее впечатление.
Если человек чувствует,
что его понимают, он испытывает
доверие к собеседнику, а это
так важно для плодотворного
общения. Кроме того, в общении
ценится и поступление
Полноценное, продуктивное слушание требует определенных сознательных усилий, которые со временем становятся навыками. По своей сути, слушание - умение общаться.
Стили слушания
Обычно манера слушать не контролируется. Она складывается у человека стихийно и зависит от его пола, психического склада, занимаемого служебного положения, профессии.
Различают мужской и женский стили слушания. Мужской стиль характеризуется вниманием к содержанию разговора. Сам процесс длится 10−15 секунд. Как только становится ясно, о чем идет речь, сосредоточиваются на критических замечаниях или перебивают собеседника. Женский стиль характеризуется большим вниманием к эмоциональной стороне сообщения, самому процессу общения, а не к содержанию разговора. Женщины лучше понимают чувства говорящего, видят его как личность, реже перебивают.
Оба стиля слушания имеют достоинства и недостатки. Мужской стиль может вызвать у собеседника дискомфорт, а то и помешать ему высказаться; женский стиль в отдельных ситуациях может быть малоэффективен.
Чтобы научиться слушать, нужно, прежде всего, проанализировать свою манеру слушать: к какому стилю ее можно отнести, позволяет ли она получить необходимую информацию от собеседника и удовлетворить его потребность высказаться.
Французскому писателю-
Тем, кто обнаружил у себя недостатки мужского стиля слушания, можно посоветовать давать собеседнику время высказаться. Не все в состоянии сразу точно выразить суть дела. Если говорящего перебить, он может смутиться и вообще не добраться до нее. Умение слушать требует доброжелательности и терпения. Отсутствие этих качеств приводит к конфликтам в общении.
ПРИЕМЫ И ВИДЫ СЛУШАНИЯ
Умение слушать является одним из главных показателей культуры человека.
Одним из наиболее важных моментов в любом слушании является момент обратной связи, благодаря которому у собеседника и создается ощущение, что он говорит не в пустоту, а с живым человеком, который слушает и понимает его. Причем в любом высказывании существует, по крайней мере, два содержательных уровня: уровень информационный и уровень эмоциональный. В этой связи обратная связь тоже может быть двух видов – отражение информации и отражение чувств выступающего.
Наиболее распространенные приемы слушания:
Обычно в слушании проявляется три такта: поддержка – уяснение − комментирование.
На этапе поддержки основная цель: дать возможность человеку выразить свою позицию, уместные реакции слушателя на этом этапе – молчание, поддакивание, «эхо», эмоциональное «сопровождение».
На этапе уяснения – цель: убедиться, что вы правильно поняли собеседника, для этого задают уточняющие, наводящие вопросы, делается парафраз.
На этапе комментирования слушатель высказывает свое мнение по поводу услышанного: дает советы, оценки, комментарии.
Среди видов слушания можно выделить пассивное, активное и эмпатическое.
Вид слушания, в котором на первый план выступает отражение информации, называют активным слушанием. Наиболее общепринятыми приемами, характеризующими активное слушание, являются постоянные уточнения правильности понимания информации, которую хочет донести до вас собеседник путем задавания уточняющих вопросов типа: «Если я вас правильно понял, то…?», «Таким образом, вы хотите сказать…» или «Другими словами, вы имели в виду…».
Применение таких простых
приемов общения позволяет
Занятие равной партнерской позиции означает, что оба собеседника должны нести ответственность за каждое свое слово. Эта цель достигается быстрее первой, особенно в тех случаях, когда вы имеете дело с авторитарным, жестким собеседником, привыкшим общаться с позиции «свысока».
Активное слушание незаменимо
в деловых переговорах, в ситуациях,
когда ваш партнер по общению
равен вам или сильнее вас,
а также в конфликтных
Типичной ошибкой людей при применении активного слушания является чисто формальное следование правилам, без реального отражения содержания разговора. В таких случаях человек задает «нужный» вопрос: «Правильно ли я вас понял, что…?», но, не услышав ответа, продолжает развивать свои аргументы в пользу своей собственной точки зрения, игнорируя фактически точку зрения собеседника.
Приемы активного слушания
работают только тогда, когда вы учитываете
ситуацию, содержание разговора и
эмоциональное состояние