Эллинистическая риторика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2013 в 20:58, реферат

Краткое описание

Риторика возникла в Древней Греции в V в. до н.э. в Афинах, которые стали крупным культурным центром. Ораторское мастерство развивалось в Афинах на фоне древнегреческой литературы VI–III вв. до н.э.: басни Эзопа, лирическая поэзия, трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, комедии Аристофана, историография Геродота, Фукидида, Ксенофонта. На это же время приходится расцвет театра, создание шедевров архитектуры, скульптуры (Фидий, Пракситель, Мирон

Содержание

Введение 3
1. Понятие эллинистической риторики и особенности ее стилей. 6
2. Яркие представители эллинистической эпохи риторики. 11
2.1. Дионисий Галикарнасский 12
2.2. Деметрий 16
2.3. Псевдо-Лонгин 18
2.4. Гермоген из Тарса 20
Заключение 22
Список использованной литературы и источников 23

Вложенные файлы: 1 файл

Эллинистическая риторика_1.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

Деметрия, таким образом, интересует скорее прикладная эстетика, а не тонкое теоретизирование, как  это мы видим у Дионисия.

На примере Деметрия и Дионисия видно, как эллинистически-римская  эстетика тонко и чутко ощущает  музыку слова и стилевую выразительность классической греческой литературы. Изобилие живых иллюстраций, примеров удачно выбранных текстов, стихотворных и прозаических, умеряет некоторую суховатость и краткость формулировок Деметрия, вводя читателя в реальную атмосферу античной прикладной эстетики позднего времени.

 

2.3. Псевдо-Лонгин

Ярким примером азианского стиля является анонимный  автор того времени, именуемый Лонгином. До нас дошло знаменитое сочинение «О возвышенном», приписывавшееся Кассию Лонгину, филологу и ритору III в. н.э.

 Необходимо заметить, что впервые в труде данного автора подражание и фантазия преподносятся как источники возвышенного.

У Псевдо-Лонгина  читаем о важности выбора «точных и значительных слов», поскольку «мысль и ее словесное выражение в значительной степени раскрываются во взаимной связи». Выбор этих слов, по словам ритора, «чарует слушателей», с его помощью «расцветают речи во всем своем величии и сияют каким-то особым блеском». «В прекрасных словах, – заключает Псевдо-Лонгин, – раскрывается весь свет и вся краса разума». Однако избыток «прекрасных слов не всегда полезен». Употреблять «торжественные слова в ничтожных обстоятельствах» – значит уподобляться человеку, «надевшему огромную трагическую маску на неразумного ребенка». 5

Этот прекрасный образец античной литературной критики лучше всяких теорий рисует эстетическую установку автора «О возвышенном». Ее нелегко раскрыть в точных философских терминах, да и сам автор бесконечно далек от всякой точной философской терминологии. Однако самое главное – попытка выделить чистую художественную форму из всего цельного содержания произведения искусства и показать ее не только в ее внешней структуре, но и в ее внутренней значимости, открытой полноценно-ощущающему субъекту. Этот субъект тут, несомненно, ощупывает художественную форму изнутри. Отсюда и стремление переводить ее на язык переживания, то есть давать ей те или иные (например, метафорические) интерпретации.

Обрушиваясь с  жестокой критикой на труды своих  предшественников, автор раскрывает также и причины гибели красноречия.

В заключение скажем несколько слов об источниках трактата «О возвышенном». Его нетрудно локализировать на фоне поздней риторики, даже если ограничиться теми явлениями, которые рассматриваются в нашей истории эстетики, и можно вполне осязательно наметить его место в этом общем эстетико-риторическом контексте. Труднее будет говорить о деталях.

Псевдо-Лонгин является ярким антиаттицистом и нисколько не уступает предыдущим двум авторам в выразительности и проницательности своих характеристик и своих примеров. «Возвышенный» стиль – большая тема, глубокая проблема античной эстетики. Но это и красивая, изящная проблема, на которой становятся ощутимыми тайные импульсы и сложившиеся зрелые (может быть даже чуть-чуть перезрелые) формы античного эстетического гения.

2.4. Гермоген из Тарса

Гермоген из Тарса (ок. 160 – ок. 222 г. н.э.) – знаменитый греческий ритор эпохи так называемой «Второй Софистики». Его трактат «Об идеях» стал одним из основополагающих для всей дальнейшей и, в частности, византийской теории красноречия, а сам Гермоген славился с юных лет своими необычайными способностями. Филострат, автор «Жизнеописаний софистов», рассказывает о том, что Гермоген еще в пятнадцатилетнем возрасте декламировал и импровизировал перед императором Марком Аврелием, но этот талант вскоре покинул Гермогена, и он отдался ученым изысканиям. Ему принадлежат исследования о риторической инвенции, то есть нахождении материала, и качествах речи, или «идеях», которые начиная с V в. усердно изучались византийскими схолиастами и комментаторами, писавшими обширные объяснения и толкования на Гермогена вплоть до X века.

В своем труде Гермоген именует качества речи «идеями», то есть тем, «что видно», «что зримо», «что воспринимается чувствами».

Живописные характеристики «качеств» Гермогена вызывают в памяти Дионисия и Деметрия с их увлеченностью музыкой ритмов и метров. Пользуясь «качествами» Гермогена, можно составить представление и о других эстетических категориях, таких, как трагическое, комическое, ирония, юмор, шутка, наивное. Однако выражены эти категории непосредственно жизненным способом, лишенным аналитически-логического мышления, что характерно не только для Гермогена, но и для его предшественников. Идеалом Гермогена среди всей этой условной риторики все еще остается недосягаемый Демосфен, во всем многообразии живой, страстной, политически действенной речи, явившейся предметом пристального анализа позднеантичного знатока и наставника риторики.

 

Заключение

Проанализировав труды риторов эллинистической эпохи, можно сделать вывод, что теоретические изыскания их не устарели и в настоящее время. История развития культа красноречия не закончена и по сей день. Важность умения четко и ясно излагать свои мысли и влиять на мнение аудитории по-прежнему жизненно необходимо политикам, судьям и учителям. Представители профессий, деятельность которых связана с общением с людьми, неизбежно сталкиваются с непониманием толпы. Ораторское искусство помогает избежать возникновения неловких пауз и способствует развитию памяти и логики. Вовремя приведенные аргументы и неоспоримые факты гарантируют благополучное разрешение спорной ситуации. 
     Значимость риторики и дара красноречия в древнем и современном мире не может быть оспорено. Даже если профессия человека не требует использования ораторского мастерства и искусства общения с большой аудиторией, то в повседневной нестабильной жизни всегда существует шанс попасть в ситуацию, требующую корректного выяснения отношений или нахождения решения для непримиримых точек зрения. В нужный момент красноречие и умение убеждать придут на помощь, и выход из спорной ситуации будет найден.

 

 

Список использованной литературы

  1. Гаспаров М.Л. Ораторы Греции: Сборник. - М.: Художественная литература, 1985. – 500 с.
  2. Гаспаров М.Л. Цицерон и античная риторика. – М.: Наука, 1994. – 558 с.
  3. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. – СПб.: Марс, 1995. -380 с.
  4. История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994.Т. 1. — 1983. — С. 489—493
  5. Корнилова Е.Н. Риторика — искусство убеждать. Своеобразие публицистической античной эпохи: Учебное пособие. — М.: Изд-во УРАО, 1998. — 208 с.
  6. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. Т.5. – М.: Искусство, 1979. – 566 с.
  7. http://www.philosophydic.ru/ritorika (дата обращения 28.11.2011)

1 Гаспаров М.Л. Цицерон и античная риторика.  – М., 1994. –С.13-14

2 Гаспаров М.Л. Цицерон и античная риторика.  – М., 1994. –С.15

3 Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. Т.5. – М., 1979. – С. 171

4 Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. – Спб, 1995. - С. 274

5 Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. Т.5. – М., 1979. – С. 174


Информация о работе Эллинистическая риторика