Лекции по "Аграрному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 12:13, курс лекций

Краткое описание

Бывает, что с возникновением новых общественных отношений появляется и новая отрасль права – так, с ростом применения наемной рабочей силы трудовое право выделилось из права гражданского – и наоборот, какие-то отрасли отмирают. Некоторые отрасли в процессе развития права сближаются; так, с введением права частной собственности земельное право в области регулирования сделок с землей тесно переплелось с гражданским правом. Общепризнанны в науке российского права такие традиционные отрасли, как конституционное, административное, гражданское, уголовное право. Однако ряд ученых обосновывают необходимость выделения еще и комплексных отраслей в качестве вторичных правовых образований.

Содержание

ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, предмет, метод, система и принципы аграрного права
1. Понятие и предмет аграрного права
2. Метод аграрного права
3. Система аграрного права
4. Принципы аграрного права
ЛЕКЦИЯ № 2. Источники аграрного права
1. Классификация источников аграрного права
2. Конституция РФ как источник аграрного права
3. Унифицированные и дифференцированные нормативно-правовые акты аграрного законодательства
ЛЕКЦИЯ № 3. Сельскохозяйственный кооператив
1. Понятие и формы сельскохозяйственного кооператива
2. Союзы (ассоциации) кооперативов
3. Правомочия кооператива
ЛЕКЦИЯ № 4. Образование кооператива
1. Порядок образования кооператива
2. Государственная регистрация кооператива
3. Государство и кооперативы
4. Образование кооперативов при реорганизации сельскохозяйственных организаций
ЛЕКЦИЯ № 5. Имущество кооператива
1. Источники формирования имущества кооператива
2. Паевые взносы членов кооператива
3. Распределение прибыли и убытков кооператива
4. Имущественная ответственность кооператива
ЛЕКЦИЯ № 6. Органы управления кооперативом
1. Структура органов управления кооперативом
2. Полномочия общего собрания кооператива
3. Собрание уполномоченных
4. Правление кооператива и его полномочия
5. Ответственность членов правления кооператива
6. Полномочия наблюдательного совета кооператива
ЛЕКЦИЯ № 7. Крестьянские (фермерские) хозяйства
1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства
2. Состав крестьянского хозяйства
3. Нормативно-правовые основы организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств
4. Правовой режим имущества крестьянского (фермерского) хозяйства
5. Порядок предоставления земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности
6. Члены фермерского хозяйства. Глава фермерского хозяйства
7. Деятельность фермерского хозяйства
8. Прекращение деятельности крестьянских хозяйств
ЛЕКЦИЯ № 8. Реорганизация и ликвидации кооператива
1. Реорганизация кооператива
2. Ликвидация кооператива
3. Порядок ликвидации кооператива
4. Окончание ликвидации кооператива
ЛЕКЦИЯ № 9. Государственное регулирование агропромышленного производства в Российской Федерации
1. Понятие и содержание государственного регулирования агропромышленного производства
2. Методы и формы государственного регулирования сельского хозяйства и управления агропромышленным комплексом
3. Министерство сельского хозяйства, как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия в области управления сельским хозяйством
4. Россельхознадзор как орган, осуществляющий государственный контроль в сфере сельского хозяйства.

Вложенные файлы: 1 файл

zavrazhnyh_m_l_agrarnoe_pravo_kons-16968.doc

— 884.50 Кб (Скачать файл)

В соответствии с общими принципами кооперации каждый член кооператива вне зависимости от величины паевого взноса имеет один голос. Для того чтобы решение общего собрания кооператива вступило в силу, общее собрание должно соблюдать нормативно установленный порядок принятия решений. Основные нормы, регулирующие данный порядок, содержатся в ст. 24 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» и др.

Решение по вопросу, относящемуся к  исключительной компетенции общего собрания членов кооператива, считается  принятым, если за него проголосовало  не менее чем две трети голосов  от числа присутствующих на общем собрании членов кооператива.

Уставом кооператива может быть предусмотрен более высокий кворум для принятия решения по вопросу, относящемуся к исключительной компетенции  общего собрания членов кооператива.

Уведомление о предстоящем рассмотрении вопроса, относящегося к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива, в обязательном порядке направляется всем членам кооператива, имеющим право участия в голосовании по данному вопросу. При нарушении указанного требования решение общего собрания членов кооператива считается неправомерным.

3. Собрание уполномоченных 

В кооперативе, в котором число  членов превышает 200 членов, общее собрание членов кооператива в соответствии с уставом кооператива может  проводиться в форме собрания уполномоченных.

Число уполномоченных устанавливается  исходя из числа членов кооператива  на конец финансового года. Установленные  ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»  и уставом кооператива положения  об общем собрании действительны  и в отношении собрания уполномоченных.

Уполномоченные избираются открытым или тайным голосованием в  соответствии с уставом кооператива, в котором устанавливаются:

1) число членов кооператива,  от которых избирается один  уполномоченный;

2) срок полномочий указанных  лиц;

3) порядок их избрания.

Проведение крупными кооперативами  общего собрания членов кооператива  в форме собрания уполномоченных допустимо, но не обязательно.

Федеральный Закон «О сельскохозяйственной кооперации» не упоминает о собраниях  уполномоченных. Следовательно, эта  форма проведения общего собрания является специфической для сельского хозяйства и связана, в частности, с территориальной удаленностью производственных подразделений и сельских населенных пунктов друг от друга, трудностями с транспортом и связью.

Возможность созыва собрания уполномоченных предусматривалась прежде и в колхозах. Если в кооперативе учреждается собрание уполномоченных, об этом должна быть сделана запись в уставе.

Кроме сведений, перечисленных в  п. 4 ст. 23 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», устав должен содержать ответы на следующие вопросы: является ли собрание уполномоченных высшим органом управления кооператива вместо общего собрания или оно действует наряду с общим собранием; полностью ли совпадает компетенция общего собрания и собрания уполномоченных, и если нет, то решение каких вопросов является исключительной прерогативой общего собрания.

Наиболее соответствующим принципам  кооперативной демократии будет  порядок, при котором уполномоченных избирают на каждое собрание, или, по крайней  мере, на срок не более 1 года. Уполномоченные не могут передавать свои полномочия другим членам кооператива.

4. Правление кооператива  и его полномочия 

Правление кооператива является исполнительным органом кооператива, осуществляющим текущее руководство его деятельностью и представляющим кооператив в хозяйственных и иных отношениях.

Правление кооператива подотчетно наблюдательному совету кооператива  и общему собранию членов кооператива.

Закон подробно не останавливается  на тех полномочиях, которыми общее  собрание членов кооператива обязано наделить правление. Специально выделены лишь два таких полномочия: осуществление текущего руководства деятельностью кооператива и представление кооператива в хозяйственных и иных отношениях.

Однако утверждение ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» и иным законодательством норм, регулирующих порядок организации кооператива и его деятельности, реорганизации и ликвидации кооператива, естественным образом предполагает, что определенные действия, изменяющие правовое положение кооператива, его имущества, руководства и координацию хозяйственной деятельности, осуществляются от имени кооператива его органами управления.

Соответственно реализация большинства  действий процедурного характера ложится  на правление кооператива или  его председателя. Это прежде всего реализация решений общего собрания членов кооператива, организация делопроизводства, организация подготовки годового отчета, наем работников кооператива.

Это может быть также представительство  кооператива в государственных  и судебных органах, заключение от его имени сделок в порядке, предусмотренном законодательством и уставом.

В дополнение можно привести еще  более обширный перечень разноплановых  обязанностей правления кооператива. Однако ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»  устанавливает в ст. 11, что компетенция правления кооператива утверждается и закрепляется уставом кооператива, а значит, в каждом конкретном случае перечень полномочий будет ограничен и зависит от вида и специализации кооператива.

Правление кооператива избирается общим собранием членов кооператива на срок не более двух финансовых лет и состоит не менее чем из трех членов. Члены правления кооператива должны быть членами кооператива.

Полномочия правления кооператива  прекращаются по истечении срока, после  чего общее собрание должно переизбрать состав этого исполнительного органа.

Полномочия каждого из членов правления  кооператива прекращаются в связи  с прекращением полномочий всего  состава правления, а также в  случае отстранения члена правления  от исполнения обязанностей по решению общего собрания кооператива (п. 6 ст. 26 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

Требование, чтобы членами правления  кооператива могли быть только члены  кооператива, соответствует общему принципу, не допускающему вмешательства  посторонних лиц в деятельность и тем более в управление кооперативом.

Закон не устанавливает конкретного  ограничения в отношении избрания в члены правления ассоциированных  членов. Однако данный орган управления вряд ли можно будет назвать полноценно действующим, если в его состав будут входить члены, лишенные права голоса по большинству вопросов деятельности кооператива, а именно такими являются ассоциированные члены в соответствии с ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

Пункт 4 ст. 26 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» устанавливает сочетание единоличной ответственности членов правления за выполнение закрепленных за ними обязанностей с общей ответственностью правления кооператива за решения, принятые коллегиально.

Иными словами, член правления самостоятельно принимает решения и несет ответственность за выполнение тех обязанностей, которые за ним закреплены в соответствии с данной статьей и уставом кооператива, а за решения, принятые правлением кооператива коллегиально, несут ответственность все члены правления.

Данная статья предусматривает  также, что в уставе в обязательном порядке определяется размер суммы  хозяйственных операций, свыше которого должно быть принято совместное решение  всех членов правления. Изменение этого  размера должно происходить в  порядке, предусмотренном для внесения изменений в устав кооператива.

Полномочия органа, названного п. 5 ст. 26 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» исполнительной дирекцией, не нашли отражения в отдельной статье гл. 5 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

По смыслу, этот орган должно избрать общее собрание членов кооператива, поскольку именно на него возлагаются обязанности по избранию исполнительных органов, а также утверждение устава кооператива, в который должен быть внесен соответствующий пункт об избрании исполнительной дирекции.

На дирекцию возлагаются обязанности  в соответствии с уставом кооператива.

В том числе это может быть и обязанность по приему на работу в кооператив на основе трудового  договора. Член правления кооператива  наряду с начислениями на паевые и дополнительные взносы получает вознаграждение за работу в качестве члена правления.

Размер вознаграждения (оплаты труда) определяется и пересматривается общим  собранием членов кооператива.

В сельскохозяйственном кооперативе, в том числе производственном, может быть либо правление, либо председатель кооператива, т. е. вместо правления может избираться председатель кооператива.

При этом Закон прямо не запрещает  избирать и председателя кооператива, и правление, поэтому те кооперативы, которые предполагают иметь и председателя, и правление, должны предусмотреть такую возможность в своем уставе.

В случае избрания председателя вместо правления кооператива, на него возлагаются  все те полномочия, которые могут  быть возложены на правление. Закон  допускает предоставление кооперативом генеральных полномочий, т. е. полномочий выступать от имени кооператива без оформления доверенности одному или нескольким членам правления кооператива.

Члены правления кооператива подписывают  официальные документы кооператива  посредством присоединения своей подписи к наименованию кооператива.

Для подтверждения полномочий членов правления кооператива достаточно представления справки органа, осуществившего государственную регистрацию кооператива.

Правление кооператива управляет  кооперативом под свою ответственность.

При этом оно должно соблюдать ограничения, установленные ФЗ«О сельскохозяйственной кооперации».

5. Ответственность членов  правления кооператива 

Несмотря на то, что ст. 28 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» называется «Ответственность председателя кооператива и членов правления кооператива», следует отметить, что речь в ней идет лишь об имущественной (гражданско-правовой) ответственности.

Но юридическая ответственность, кроме имущественной, бывает разных видов, и каждый из них применим к членам правления кооператива, совершившим соответствующее правонарушение.

Дисциплинарная ответственность  в соответствии с уставом данного  кооператива наступает для члена  его правления в случае недобросовестного  исполнения им своих обязанностей в виде вывода из состава правления, наложения взысканий, предусмотренных уставом, вплоть до исключения из кооператива.

К административной ответственности  – например, к штрафу, налагаемому  соответствующими государственными инспекциями, члены правления могут быть привлечены за нарушение земельного, экологического, санитарного и другого законодательства. Если их действия содержат состав преступления – например, совершено хищение кооперативного имущества, – виновные члены правления привлекаются к уголовной ответственности.

Наложение любого из перечисленных  видов взысканий на члена правления  не исключает возможности предъявления ему одновременно гражданско-правового  иска возмещения сельскохозяйственному  кооперативу причиненного ущерба. Члены  правления кооператива должны действовать в интересах кооператива добросовестно и разумно.

Они должны принимать меры по охране конфиденциальности информации, составляющей служебную и (или) коммерческую тайну, которая стала им известна в связи  с осуществлением их полномочий.

Убытки, причиненные кооперативу  вследствие недобросовестного исполнения своих обязанностей членами правления  кооператива, подлежат возмещению ими  кооперативу на основании судебного  решения.

Если вследствие недобросовестной деятельности правления кооперативу причинены убытки, то сам кооператив решением общего собрания не может постановить взыскать с членов правления сумму материального ущерба. Для этого необходимо обратиться в суд, который установит обоснованность заявленных претензий.

При этом виновники вреда несут солидарную ответственность. Солидарная ответственность означает в данном случае, что сельскохозяйственный кооператив вправе требовать взыскания ущерба как от всех виновников вреда (должников) совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части суммы, подлежащей взысканию.

Если кооператив не получил причитающейся  суммы от одного из солидарных должников, то он имеет право требовать недополученное от остальных.

Причем солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока сумма не будет выплачена полностью.

И наоборот, исполнение солидарной обязанности  полностью одним из должников  освобождает остальных должников  от всяких выплат.

При этом должник, исполнивший солидарную обязанность, может предъявить регрессные (т. е. обратные) требования к остальным должникам в равных долях за вычетом доли, падающей на него самого.

Член правления кооператива  обязан в установленном законом  порядке возместить убытки, причиненные  им кооперативу, в случаях, если в  нарушение ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» или устава кооператив:

Информация о работе Лекции по "Аграрному праву"