Лекции по "Аграрному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 12:13, курс лекций

Краткое описание

Бывает, что с возникновением новых общественных отношений появляется и новая отрасль права – так, с ростом применения наемной рабочей силы трудовое право выделилось из права гражданского – и наоборот, какие-то отрасли отмирают. Некоторые отрасли в процессе развития права сближаются; так, с введением права частной собственности земельное право в области регулирования сделок с землей тесно переплелось с гражданским правом. Общепризнанны в науке российского права такие традиционные отрасли, как конституционное, административное, гражданское, уголовное право. Однако ряд ученых обосновывают необходимость выделения еще и комплексных отраслей в качестве вторичных правовых образований.

Содержание

ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, предмет, метод, система и принципы аграрного права
1. Понятие и предмет аграрного права
2. Метод аграрного права
3. Система аграрного права
4. Принципы аграрного права
ЛЕКЦИЯ № 2. Источники аграрного права
1. Классификация источников аграрного права
2. Конституция РФ как источник аграрного права
3. Унифицированные и дифференцированные нормативно-правовые акты аграрного законодательства
ЛЕКЦИЯ № 3. Сельскохозяйственный кооператив
1. Понятие и формы сельскохозяйственного кооператива
2. Союзы (ассоциации) кооперативов
3. Правомочия кооператива
ЛЕКЦИЯ № 4. Образование кооператива
1. Порядок образования кооператива
2. Государственная регистрация кооператива
3. Государство и кооперативы
4. Образование кооперативов при реорганизации сельскохозяйственных организаций
ЛЕКЦИЯ № 5. Имущество кооператива
1. Источники формирования имущества кооператива
2. Паевые взносы членов кооператива
3. Распределение прибыли и убытков кооператива
4. Имущественная ответственность кооператива
ЛЕКЦИЯ № 6. Органы управления кооперативом
1. Структура органов управления кооперативом
2. Полномочия общего собрания кооператива
3. Собрание уполномоченных
4. Правление кооператива и его полномочия
5. Ответственность членов правления кооператива
6. Полномочия наблюдательного совета кооператива
ЛЕКЦИЯ № 7. Крестьянские (фермерские) хозяйства
1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства
2. Состав крестьянского хозяйства
3. Нормативно-правовые основы организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств
4. Правовой режим имущества крестьянского (фермерского) хозяйства
5. Порядок предоставления земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности
6. Члены фермерского хозяйства. Глава фермерского хозяйства
7. Деятельность фермерского хозяйства
8. Прекращение деятельности крестьянских хозяйств
ЛЕКЦИЯ № 8. Реорганизация и ликвидации кооператива
1. Реорганизация кооператива
2. Ликвидация кооператива
3. Порядок ликвидации кооператива
4. Окончание ликвидации кооператива
ЛЕКЦИЯ № 9. Государственное регулирование агропромышленного производства в Российской Федерации
1. Понятие и содержание государственного регулирования агропромышленного производства
2. Методы и формы государственного регулирования сельского хозяйства и управления агропромышленным комплексом
3. Министерство сельского хозяйства, как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия в области управления сельским хозяйством
4. Россельхознадзор как орган, осуществляющий государственный контроль в сфере сельского хозяйства.

Вложенные файлы: 1 файл

zavrazhnyh_m_l_agrarnoe_pravo_kons-16968.doc

— 884.50 Кб (Скачать файл)

Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются общим собранием  членов кооператива и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации.

По сравнению с п. 2 ст. 59 ГК РФ п. 6 ст. 41 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» принципиально по-иному относится к невозможности определить правопреемника по разделительному балансу. ГК РФ в данном случае отказывает в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» менее категоричен и возлагает на возникшие юридические лица и крестьянские хозяйства солидарную ответственность по обязательствам, если правопреемник не определен.

Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного кооператива, вновь  возникшие юридические лица и  крестьянские (фермерские) хозяйства  несут солидарную ответственность  по обязательствам реорганизованного кооператива перед его кредиторами (ч. 6 ст. 41 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

Подобное противоречие норм вносит трудности в их применение. По сложившемуся мнению, регистрация разделительного  баланса без определения правопреемства по всем обязательствам в любом случае не должна иметь место, так как в результате могут быть существенно ущемлены права кредиторов.

Поэтому уполномоченному государственному органу не следует регистрировать документы  при реорганизации кооператива  без определения правопреемников, но при этом он должен предложить в соответствии со ст. 41 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» закрепить в разделительном балансе положение о солидарной ответственности образуемых организаций. И после выполнения этого условия приступить к регистрации.

Пункт 7 ст. 41 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» не предусматривает  всех возможных вариантов преобразования кооператива, поскольку п. 8 данной статьи предполагает, что производственные кооперативы могут преобразовываться не только в иные кооперативы, но и в хозяйственные товарищества и общества.

При реорганизации кооператива  в форме присоединения к нему другого юридического лица, в соответствии с п. 4 ст. 57 ГК РФ, кооператив считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

2. Ликвидация кооператива 

Ликвидация кооператива – прекращение деятельности кооператива без перехода прав и обязанностей кооператива в порядке правопреемства к другим лицам – осуществляется так же, как ликвидация любого юридического лица, предусмотренная гражданским законодательством (ст. 61 ГК РФ). То же можно сказать и об основаниях ликвидации кооператива, перечисленных в п. 2 ст. 42 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

Сельскохозяйственный  кооператив может быть ликвидирован в некоторых случаях:

1) по решению общего собрания, в том числе в связи с  истечением срока, на который  создан кооператив, с достижением  цели, ради которой он создан, или с признанием судом недействительной регистрации кооператива в связи с допущенными при его создании нарушениями ФЗ РФ «О сельскохозяйственной кооперации», иных законов или правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;

2) по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», иных законов или правовых актов;

3) в случае признания судом кооператива банкротом либо в случае объявления им о своем банкротстве в порядке, установленном законом;

4) в других случаях, предусмотренных  законодательством РФ.

Нарушением законодательства о  создании кооператива, которое может  повлечь за собой его ликвидацию, является несоблюдение требований гл. 2 «Образование кооператива» ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» и другого законодательства, регулирующего создание юридических лиц. Кроме того, не должны быть нарушены принципы создания и функционирования кооператива, изложенные в ст. 2 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

В соответствии со ст. 61 и 65 ГК РФ на основании  объявления организации банкротом  может быть ликвидирован не только производственный кооператив как коммерческая организация, но и потребительский кооператив.

Основные правила объявления юридического лица банкротом предусмотрены ст. 65 ГК РФ, а Закон «О несостоятельности (банкротстве)» предприятий подробно отрегулировал основные вопросы  признания организации банкротом.

Под несостоятельностью (банкротством) понимается неспособность юридического лица удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.

Требование о ликвидации кооператива  по основаниям, указанным в п. 2 ст. 42 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которым законом предоставлено право на предъявление такого требования.

Основания для признания судом  кооператива банкротом либо для  объявления кооператива о своем  банкротстве, а также порядок  ликвидации такого кооператива устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве) сельскохозяйственных организаций. В случае возникновения установленных законодательством признаков несостоятельности (банкротства) кооператива правление кооператива обязано (ч. 5 ст. 42 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»):

1) направить запрос о проведении  проверки финансово-хозяйственной  деятельности кооператива в аудиторский  союз, членом которого является  кооператив;

2) ознакомить наблюдательный совет  кооператива с заключением аудиторского союза о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности кооператива;

3) разработать план мероприятий  по предупреждению несостоятельности  (банкротства) кооператива.

В случае принятия правлением кооператива  и наблюдательным советом кооператива решения о необходимости обращения в арбитражный суд с заявлением должника о признании кооператива банкротом или в случае обращения конкурсного кредитора или уполномоченных органов в арбитражный суд с заявлением о признании кооператива банкротом наблюдательный совет кооператива или правление кооператива обязаны созвать общее собрание членов кооператива, на котором обязаны (ч. 6 ст. 42 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»):

1) ознакомить членов кооператива  и имеющих право голоса ассоциированных  членов кооператива с заключением аудиторского союза о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности кооператива и о причинах, которые привели кооператив к банкротству;

2) избрать представителя членов  кооператива при проведении процедуры  банкротства кооператива;

3) принять план мероприятий по  защите законных интересов членов  кооператива, ассоциированных членов  кооператива и работников кооператива.

3. Порядок ликвидации  кооператива 

Процесс ликвидации любого юридического лица принято делить на несколько этапов. Первый этап – это установление сроков, в течение которых юридическому лицу могут быть предъявлены претензии; второй – это принятие мер по взысканию дебиторской задолженности юридическому лицу и выявление всех претензий кредиторов.

Перечисленные процедуры составили содержание ст. 43 и 44 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Порядок ликвидации кооператива регулируется ст. 43 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

Правление кооператива по поручению  общего собрания членов кооператива  или орган, принявшие решение о ликвидации кооператива, обязаны незамедлительно в письменной форме сообщить об этом органу, который осуществляет государственную регистрацию и который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что данный кооператив находится в процессе ликвидации (п. 1 ст. 43 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

Далее общее собрание членов кооператива  или орган, принявшие решение  о ликвидации кооператива, назначают  ликвидационную комиссию (ликвидатора) и в соответствии с законодательством устанавливают порядок и сроки ликвидации данного кооператива.

По ходатайству общего собрания членов кооператива решением суда о  ликвидации кооператива на его правление  могут быть возложены обязанности  по осуществлению ликвидации данного кооператива (п. 2 ст. 43 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят  полномочия по управлению делами данного  кооператива. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) от имени ликвидируемого кооператива выступает в суде (п. 3 ст. 43 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) помещает в официальном печатном органе, в котором публикуются сведения о государственной регистрации кооператива, публикацию о его ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее 2 месяцев с момента публикации сведений о ликвидации кооператива (п. 4 ст. 43 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации кооператива (п. 5 ст. 43 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

По окончании срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого кооператива, перечне предъявленных кредиторами требований, а также сведения о результатах их рассмотрения (п. 6 ст. 43 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием членов кооператива или органом, принявшими решение о ликвидации кооператива, по согласованию с аудиторским союзом (п. 7 ст. 43 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

После принятия решения о ликвидации кооператива члены кооператива, не внесшие полностью свои обязательные паевые взносы, обязаны выплатить  их в сроки, определенные общим собранием  членов кооператива. При составлении  ликвидационного баланса указанные паевые взносы учитываются как полностью выплаченные (п. 8 ст. 43 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

Соотношение ответственности кооператива  и членов кооператива по его обязательствам в период ликвидации решено Законом  «О сельскохозяйственной кооперации» в нескольких направлениях:

1) требование внесения членами  кооператива обязательных взносов  полностью в сроки, определенные  решением общего собрания (п. 8 ст. 43 Закона «О сельскохозяйственной кооперации»);

2) общее собрание членов кооператива вправе обязать членов кооператива внести дополнительные взносы, но только в случае, если имущества и средств кооператива недостаточно для удовлетворения претензий кредиторов.

Первое соответствует обязанности  члена кооператива выплатить  обязательный пай и таким образом восполнить недостающую часть имущества кооператива. Второе следует отличать от права члена кооператива внести дополнительный взнос в период создания и деятельности кооператива. В данном случае это внесение дополнительного взноса в порядке субсидиарной ответственности (об этом говорит ст. 37 и п. 4 ст. 44 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

Целью внесения данного дополнительного  взноса является не получение дохода, а удовлетворение требований кредиторов. Поэтому на данный вид дополнительных взносов не распространяется общий принцип добровольности их внесения, установленный ст. 1 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

В то же время, по смыслу ст. 37 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», члены потребительского кооператива обязаны вносить дополнительные взносы в случае субсидиарной ответственности по долгам кооператива данного вида и в период его деятельности, тогда как членами производственного кооператива установленные комментируемой статьей дополнительные взносы должны быть внесены в связи с единственным событием – ликвидацией кооператива.

В иных случаях, когда у производственного  кооператива возникают трудности  с возвратом долга, данная форма  пополнения имущества кооператива  неприменима без добровольного  согласия членов кооператива.

Размер субсидиарной ответственности членов кооператива имеет известный предел, определяемый уставом кооператива (ст. 1, 37 и другие статьи ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

В случае, если имущества и средств  кооператива недостаточно для удовлетворения претензий кредиторов, члены кооператива обязаны внести дополнительные взносы в размерах, предусмотренных уставом кооператива.

Дополнительных взносов определяются пропорционально обязательному  паевому взносу либо в ином порядке, предусмотренном уставом кооператива (п. 9 ст. 43 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

Кроме того, в соответствии с п. 10 ст. 10 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»  возможность увеличения дополнительного  взноса и субсидиарной ответственности  в связи с ликвидацией кооператива  также имеет предел. Она ограничена датой начала ликвидации кооператива (п. 10 ст. 43 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»), т. е. датой принятия решения о его ликвидации соответствующим органом или общим собранием членов кооператива. С наступлением периода ликвидации увеличение размера взносов запрещено ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

Информация о работе Лекции по "Аграрному праву"