Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 22:52, курсовая работа
Научно-технический прогресс сопровождается перестройкой всего технического базиса, всей технологии производства, развитием системы машин, получающей большее распространение в различных отраслях народного хозяйства. Он создает широкие предпосылки и материально-технические условия для преодоления существующих различий между умственным и физическим трудом, способствует изменению места и роли человека в процессе производства.
Введение
Глава 1. Экономическая эффективность научно-технического прогресса.
1. Научно-технический прогресс – основа развития и интенсификации производства.
2. Основные направления научно-технического прогресса.
3. Эффективность научно-технического прогресса.
Глава 2. Научно-технический прогресс и научно-информационное обеспечение АПК.
Глава 3. Научно-технический прогресс в сельском хозяйстве.
3.1. Техническая и научно-техническая революция: их взаимосвязь и развитие.
3.2. Основные направления Научно-технического прогресса в сельском хозяйстве.
3.3. Государственная инновационная политика.
3.4. Особенности Научно-технического прогресса в сельском хозяйстве.
3.5. Агропромышленный комплекс России: состояние и направление развития.
Заключение.
Список использованной литературы.
Из внутриотраслевых проблем сельского хозяйства отмечаются две.
Первая - сложившаяся в постсоветский период малокультурность отрасли, которая 60-70% прибыли получат от реализации зерна, соответственно 30-40% от овощей и фруктов, а животноводство остается в целом по стране убыточным.
Вторая - создание на селе вертикально-интегрированных структур. В результате создания объединений, охватывающие все звенья производства с/х производства, включая сопряженные отрасли промышленности и строительства, продуктивность отрасли повышается. Наиболее наглядно это видно на примере Белгородской области, где 78% существующих в отрасли с/х предприятий, находившихся на грани банкротства вошли в 18 объединений холдингового типа. Это привело к увеличению уровня зарплаты, регулярности ее выплаты и ряд других позитивных сдвигов.
Однако это имеет негативные последствия. Во-первых, неразвитость рыночных отношений снижает прозрачность результатов финансовой деятельности отдельных участников объединения, а во-вторых, юридическая неурегулированность отношений участников может приводить к тому, что кто-либо из них, сочтя для себя дальнейшее участие в данной структуре невыгодным, может выйти из объединения, поставив все объединения в тяжелое положение, или даже привести всю структуру к банкротству.
Чрезвычайно негативным обстоятельством является высокий уровень зависимости России от импорта продовольствия, который составляет свыше 30% от объема потребляемых в стране продуктов питания.
Если сравнивать с развитыми странами, то окажется, что:
США и Франция - абсолютно в этом отношении самодостаточны, Германия зависит от импорта на 7%, Италия - на 22%, и только для Японии этот показатель выше российского и составляет 50%.
При этом в указанных странах, в особенности США и Японии этот показатель считается важнейшим признаком национальной безопасности.
Автор считает, что вступление России в ВТО является неизбежным. Однако, принимая во внимание такие специфические для страны факторы как более низкая естественная продуктивность земли (в 2,7 раза ниже, чем в США и в 2,2 раза по сравнению с Западной Европой), 4-х кратно по сравнению с США энергоемкость и 5-ти кратную металлоемкость с/х производства, следует некоторые отрасли сельского хозяйства объявить стратегически важными и вывести их из сферы действия правил Всемирной Торговой Организации.
По мнению автора, взятый курс на децентрализацию может быть осуществим лишь в определенных пределах, которые нельзя переходить. По его мнению, именно государство должно взять на себя функции как регулирования общественного рынка (совершенствование механизма ценообразования с точки зрения устранения неравноправия участников товарообмена и контроля за внешнеэкономической деятельностью на рынке с/х продукции), так и обеспечения в организационном и финансовом отношениях инвестиционной политики, обеспечивающей реализацию наиболее масштабных и затратных проектов, связанных с внедрением достижений научно-технического прогресса.
Также, задачей государства автор считает разработку и реализацию проектов создания альтернативных рабочих мест для сельской рабочей силы, высвобождаемой в результате внедрения достижений НТИ.
Наконец, к задачам фундаментальной науки, естественно финансируемой государством должны, по мнению автора, относиться такие вопросы, как разработка теории финансирования рынков, прогнозирование вариантов развития АПК при различных вариантах развития экономики страны, анализ последствий интеграции российской экономики в целом и ее аграрного сектора, в частности, в мировое экономическое пространство.
Общим выводом из рассуждений
автора этой очень интересной и полезной
статьи может быть то, что даже в
условиях капитализма для решения
стоящих перед страной задач
отечественной
Заключение.
Информация о работе Научно-технический прогресс в сельском хозяйстве