Основы конструирования приборов и машин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 23:18, курсовая работа

Краткое описание

Привод следящей системы представляет собой привод, то есть, обычно, двигатель и редуктор, позволяющий скорректировать характеристики двигателя под требуемые характеристики. Он имеет широкое распространение в качестве элементов исполнительных механизмов роботов и других следящих систем.
Специфика работы привода следящей системы заключается в постоянно изменяющемся сигнале, за которым следит система и, вследствие этого, постоянно подающемся сигнале на отработку приводом. Кроме того, обычно требуется высокая скорость и точность отработки сигнала.

Содержание

Задание на курсовой проект 2
по курсу «Основы конструирования приборов и машин» 2
«Привод следящей системы» 2
Расчётно-пояснительная записка к курсовому проекту «Привод следящей системы» по предмету «Основы конструирования приборов» 3
Вариант 8. Дано: 3
1 Назначение и принцип действия 3
2 Замечания 5
3 Проектировочные расчёты 5
3.1 Выбор двигателя по мощности 5
3.2. Выбор двигателя по пусковому моменту 6
3.3 Кинематический расчёт 7
3.4 Силовой расчёт. Расчёт зубьев на изгиб 7
3.5 Геометрический расчёт 9
3.6 Расчёт валов редуктора 9
3.7 Расчёт подшипников редуктора 9
3.8 Расчёт предохранительной муфты 11
4 Проверочные расчёты 13
4.1 Расчёт на точность 13
4.2 Уточнённый силовой расчёт 16
4.3 Расчёт редуктора на прочность 17
4.4 Расчёт правильности выбора двигателя 18
5 Заключительные замечания 19
Список литературы: 20
Содержание 21

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовой проект по курсу «Основы конструирования приборов и маши (1).doc

— 587.50 Кб (Скачать файл)

 

3.4 Силовой расчёт. Расчёт зубьев  на изгиб

Все формулы этого параграфа  из [9] (смотри соответствующий расчёт), либо известны.

 

Момент на выходном валу редуктора:

Кпд опор выберу равным из диапазона для подшипников качения.

Кпд передач  из диапазона .

 

Моменты на остальных валах редуктора:

 здесь индексы: i = j;

 

Теперь  покажу, что основным расчётом на прочность  будет расчёт зубьев зубчатых колёс  на изгиб.

Самая большая скорость будет на шестерне двигателя:

Величина  скорости скорректирована с учётом полученной в результате геометрического  расчёта, величины диаметра шестерни двигателя.

Максимальная  скорость в редукторе меньше 3 м/с. Это маленькая скорость, в этом случае используют открытую конструкцию редуктора без смазки, а расчёт проводят на изгибную прочность.

 

Расчётные соотношения для определения  модулей зацеплений (в мм):

Km = 1,4 для цилиндрических прямозубых колёс;

K = 1,5 из диапазона - коэффициент расчётной нагрузки;

было выбрано 8 для колеса из диапазона  , далее подбиралось так, чтобы модуль зацепления был наиболее близок к выбранным позже табличным значениям, а также уменьшалось до наименьшего рекомендуемого, дабы обеспечить наименьшую массу зубчатых колёс. Для шестерён значение везде выбрано на 2 больше для обеспечения лучшего зацепления;

(МПа) для реверсивного привода,  выберу равным 2 из диапазона ;

Расчёт  ведётся по наиболее нагруженному зубчатому  колесу (определяется из соотношения  - где оно больше - то колесо или шестерня и наиболее нагружено);

Индексы j = i - 1 для расчёта по колесу и j = i для расчёта по шестерне;

 

YF - коэффициент формы зуба.

 

Материалом  колёс выберу автоматную сталь АС40, которая позволяет получить большую  точность изготовления колёс в связи  с улучшенной обрабатываемостью  резанием. Для обеспечения прирабатываемости  (на последней передаче) назначу термообработку:

Для шестерни - улучшение: твёрдость 241 НВ, прочность при симметричном цикле  нагружения (для образца с надрезом - колёса предстоит нарезать);

Для колеса - нормализация: твёрдость 180 НВ, прочность при симметричном цикле нагружения (для образца с надрезом - колёса предстоит нарезать);

 

Полученное  значение модуля зубчатых колёс округляю до ближайшего большего из таблицы  стандартных значений модулей mст.

 

передача

вал

Тип

M, Н  мм

Ym

sB , МПа

[sF], Мпа

YF

YF/[sF]

m, мм

mcm , мм

4

  5

колесо

      950  

         8  

       130  

         100  

     3,77  

  0,0377  

0,45

0,5

4

шестерня

    122,4  

        10  

      230  

         177  

     3,98  

  0,0225  

3

колесо

         8  

       130  

         100  

      3,75  

  0,0375  

0,28

0,3

3

шестерня

    25,91  

        10  

      230  

         177  

     4,04  

  0,0228  

2

колесо

         3  

       130  

         100  

     3,74  

  0,0374  

0,25

0,3

2

шестерня

     6,75  

         5  

      230  

         177  

     4,07  

  0,0230  

1

колесо

         3  

       130  

         100  

     3,74  

  0,0374  

0,16

0,3

  1

шестерня

      1,76  

         5  

      230  

         177  

     4,07  

  0,0230  


 

 

3.5 Геометрический расчёт

Все формулы этого параграфа  из [9] (смотри соответствующий расчёт), либо известны.

 

 

передача

вал

тип

d, мм

da , мм

c*

df , мм

a, мм

b, мм

4

5

колесо

    100,0  

     101,0  

     0,50  

   98,50  

      56,3  

       4,0  

4

шестерня

      12,5  

      13,5  

     0,50  

    11,00  

       5,0  

3

колесо

      33,6  

     34,2  

     0,50  

   32,70  

    20,3  

       2,4  

3

шестерня

       6,9  

       7,5  

     0,50  

    6,00  

       3,0  

2

колесо

      26,1  

     26,7  

     0,50  

   25,20  

      16,4  

       0,9  

2

шестерня

       6,6  

       7,2  

     0,50  

     5,70  

        1,5  

1

колесо

      26,1  

     26,7  

     0,50  

   25,20  

      16,4  

       0,9  

  1

шестерня

       6,6  

       7,2  

     0,50  

     5,70  

        1,5  


 

3.6 Расчёт валов редуктора

Расчёт проводится по известной формуле (смотри [16]) аппроксимировано через крутящий момент на выходном валу с обеспечением достаточного запаса и выполнением рекомендаций по соотношениям их размеров, что позволяет использовать лишь расчёт на кручение.

 

dв - диаметр вала из расчёта на прочность, мм;

Мкр - максимальный крутящий момент на валу, Н мм;

- допустимое напряжение для  вала, материал валов - определяется  материалом нарезаемых на них  шестерён, то есть, АС40 с улучшением, для них .

 

,

выберу 5 мм (в конструкции используется пружинное кольцо для ограничения  продольного перемещения нагрузки по выходному валу, внутренний диаметр  кольца 5мм).

3.7 Расчёт подшипников редуктора

Расчёт и подбор шарикоподшипников провожу по наиболее нагруженным опорам на выходном и предпоследнем валах с использованием известных формул (смотри [16]).

 

(С)р - расчётная динамическая нагрузка подшипника, Н;

- частота вращения i-го вала, об/мин;

Lh - требуемая долговечность Lh = 900 час;

Для прямозубых цилиндрических колёс Fa = 0, соответственно, X = 1, Y = 0;

V = 1 - так как у всех подшипников в этой конструкции вращается внутреннее кольцо;

В связи с тем, что температурный  режим работы подшипников лежит в широких пределах, температурный коэффициент запаса выберу равным КТ = 1,5;

Режим частых пусков и реверсов сопровождается умеренными толчками и вибрационной нагрузкой на элементы ЭМП, перегрузки до 200%, поэтому коэффициент безопасности выберу равным 1,8 из диапазона  ;

Fr - большая из радиальных нагрузок на опоры вала, Н;

- нагрузка подшипника, Н.

 

,

R - суммарная нагрузка на обе опоры, Н;

- крутящий момент на валу, Н мм;

- диаметр колеса, установленной  на рассчитываемом валу, мм.

- диаметр шестерни, установленной  на рассчитываемом валу, мм.

 

Для выходного вала действует лишь один момент на одном колесе:

,

с учётом геометрических размеров вала (смотри чертёж общего вида):

.

 

Для предпоследнего вала:

,

с учётом геометрических размеров вала (смотри чертёж общего вида):

.

 

В связи с тем, что расчёты для  всех ступеней одинаковы, а также, что  из опыта подобных расчётов известно, что можно заменить в этих формулах расчёт умножением момента на валу на коэффициент KFr, (1/мм), учитывающий размеры и положение вала относительно других валов, причём его значение не превышает 0,25. Поэтому для остальных валов выберу этот коэффициент равным 0,25 для дальнейшего расчёта момента трения в подшипниках (для первых двух этот коэффициент вычисляется следующим образом:

 

;

;

.

 

передача

вал

тип

KFr, 1/мм

Fr

n, об/мин

(C)P, Н

4

5

колесо

    0,015  

    14,25  

     9,85  

       30,13  

4

шестерня

    0,156  

    19,09  

   78,79  

      80,75  

3

колесо

3

шестерня

    0,250  

     6,48  

  383,67  

      46,43  

2

колесо

2

шестерня

    0,250  

      1,69  

  1 517,2  

       19,14  

1

колесо

1

шестерня

    0,250  

     0,44  

   6 000  

          -    


 

 

Момент трения подшипника определяют по формуле:

- диаметр окружности, проходящей  через центры шариков шарикоподшипника, мм;

dш - диаметр шариков шарикоподшипника, мм.

Мтр п - момент трения в подшипнике, Н мм.

 

передача

вал

тип

Подшипник

dподш, мм

Dподш, мм

Bподш, мм

dш подш, мм

d0, мм

Мтр п, Н мм

4

5

колесо

1840096

     6,00  

    15,00  

       4,00  

     2,38  

    10,50  

      1,99  

4

шестерня

1000092

     2,00  

     6,00  

        2,30  

      1,00  

     4,00  

     2,07  

3

колесо

3

шестерня

1000092

     2,00  

     6,00  

        2,30  

      1,00  

     4,00  

      0,81  

2

колесо

2

шестерня

1000092

     2,00  

     6,00  

        2,30  

      1,00  

     4,00  

      0,33  

1

колесо

1

шестерня

-

-

-

-

-

-

-


 

3.8 Расчёт предохранительной муфты

По рекомендации для предохранения  привода от перегрузки по моменту  на выходном валу, выбрана фрикционная  предохранительная муфта. Расчёт ведётся по рекомендованной методике.

 

Так как  , где:

и - радиусы трения двух частей муфты (смотри конструкцию - по конструктивным соображениям для уменьшения общих размеров редуктора было нужно уменьшить одну из поверхностей трения - часть шестерни дабы исключить соприкосновение с колесом предыдущего вала), м;

и - силы трения на соответствующих поверхностях трения, Н;

f - коэффициент трения (для обеих поверхностей одинаковый и выбран соответствующим материалам деталей - 0,15 - сталь по стали без смазки);

N - сила нормального давления по поверхности трения, Н;

- максимальный момент, который  должна передавать муфта (муфта  установлена на предпоследнем  валу - смотри конструкцию), Н м.

 

Сила нормального давления обеспечивает требуемый момент:

;

 

Теперь рассчитывается пружина, которая  должна обеспечить требуемую прижимную  силу (в этой конструкции требуется передавать малый момент, поэтому используется простая конструкция фрикционной муфты с одной пружиной).

Условие прочности винтовой пружины  записывается:

, где:

- касательные напряжения в  пружине, МПа;

Р - усилие пружины (P = N), Н;

D - диаметр пружины, мм;

;

- характеризует пружину;

d - диаметр проволоки пружины;

 

c выберу равным 7 с учётом диапазона , что соответствует минимальному размеру пружины, тогда .

Материалом  пружины выберу пружинную сталь 65Г (далее выберу стандартную для  этой пружины сталь). Для стали 65Г  . Выберу коэффициент запаса равным 1,2, так как нагрузки маловибрационные, тогда:

.

Тогда

.

Выберу  стандартное значение d = 1,70 мм.

, выберу предпочтительное значение  D = 12 мм. Внутренний диаметр пружины в этом случае будет равен , поэтому ступицы прижима и стопорной гайки выполняются с диаметром 10 мм.

 

Деформация  пружины определяется по формуле:

, мм, где:

G = для стали;

- рабочее число витков выберу  равным 4 из диапазона  для лучшей регулировки (смотри ниже – получается малая регулировка);

N - усилие, создаваемое пружиной, Н;

D - диаметр пружины, мм;

d - диаметр проволоки, мм.

.

 

Длина свободной пружины  , где

- деформация пружины, мм;

- регулировка деформации пружины,  мм;

- рабочее число витков;

d - диаметр проволоки пружины.

 

Выберу  = 0,4 из диапазона для обеспечения лучшей регулировки.

.

Длина сжатой пружины

.

 

4 Проверочные расчёты

4.1 Расчёт на точность

Все формулы этого параграфа  из [9] (смотри соответствующий расчёт), либо известны.

 

Приму точность 7G по ГОСТ 9178-81. Буду вести расчёт вероятностным методом (с заданной вероятностью выхода параметров за пределы допуска 4,5%).

Для цилиндрически прямозубых зубчатых колёс b = 0 (делительный угол наклона линии зуба), a = 20Å (угол исходного профиля колеса).

 

Расчёт начну с расчёта кинематической точности.

Минимальное значение кинематической погрешности передачи для выбранной  степени точности (мкм):

Информация о работе Основы конструирования приборов и машин