Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 23:18, курсовая работа
Привод следящей системы представляет собой привод, то есть, обычно, двигатель и редуктор, позволяющий скорректировать характеристики двигателя под требуемые характеристики. Он имеет широкое распространение в качестве элементов исполнительных механизмов роботов и других следящих систем.
Специфика работы привода следящей системы заключается в постоянно изменяющемся сигнале, за которым следит система и, вследствие этого, постоянно подающемся сигнале на отработку приводом. Кроме того, обычно требуется высокая скорость и точность отработки сигнала.
Задание на курсовой проект 2
по курсу «Основы конструирования приборов и машин» 2
«Привод следящей системы» 2
Расчётно-пояснительная записка к курсовому проекту «Привод следящей системы» по предмету «Основы конструирования приборов» 3
Вариант 8. Дано: 3
1 Назначение и принцип действия 3
2 Замечания 5
3 Проектировочные расчёты 5
3.1 Выбор двигателя по мощности 5
3.2. Выбор двигателя по пусковому моменту 6
3.3 Кинематический расчёт 7
3.4 Силовой расчёт. Расчёт зубьев на изгиб 7
3.5 Геометрический расчёт 9
3.6 Расчёт валов редуктора 9
3.7 Расчёт подшипников редуктора 9
3.8 Расчёт предохранительной муфты 11
4 Проверочные расчёты 13
4.1 Расчёт на точность 13
4.2 Уточнённый силовой расчёт 16
4.3 Расчёт редуктора на прочность 17
4.4 Расчёт правильности выбора двигателя 18
5 Заключительные замечания 19
Список литературы: 20
Содержание 21
Все формулы этого параграфа из [9] (смотри соответствующий расчёт), либо известны.
Момент на выходном валу редуктора:
Кпд опор выберу равным из диапазона для подшипников качения.
Кпд передач из диапазона .
Моменты на остальных валах редуктора:
здесь индексы: i = j;
Теперь покажу, что основным расчётом на прочность будет расчёт зубьев зубчатых колёс на изгиб.
Самая большая скорость будет на шестерне двигателя:
Величина скорости скорректирована с учётом полученной в результате геометрического расчёта, величины диаметра шестерни двигателя.
Максимальная скорость в редукторе меньше 3 м/с. Это маленькая скорость, в этом случае используют открытую конструкцию редуктора без смазки, а расчёт проводят на изгибную прочность.
Расчётные соотношения для определения модулей зацеплений (в мм):
Km = 1,4 для цилиндрических прямозубых колёс;
K = 1,5 из диапазона - коэффициент расчётной нагрузки;
было выбрано 8 для колеса из диапазона , далее подбиралось так, чтобы модуль зацепления был наиболее близок к выбранным позже табличным значениям, а также уменьшалось до наименьшего рекомендуемого, дабы обеспечить наименьшую массу зубчатых колёс. Для шестерён значение везде выбрано на 2 больше для обеспечения лучшего зацепления;
(МПа) для реверсивного
Расчёт ведётся по наиболее нагруженному зубчатому колесу (определяется из соотношения - где оно больше - то колесо или шестерня и наиболее нагружено);
Индексы j = i - 1 для расчёта по колесу и j = i для расчёта по шестерне;
YF - коэффициент формы зуба.
Материалом
колёс выберу автоматную сталь АС40,
которая позволяет получить большую
точность изготовления колёс в связи
с улучшенной обрабатываемостью
резанием. Для обеспечения
Для шестерни - улучшение: твёрдость 241 НВ, прочность при симметричном цикле нагружения (для образца с надрезом - колёса предстоит нарезать);
Для колеса - нормализация: твёрдость 180 НВ, прочность при симметричном цикле нагружения (для образца с надрезом - колёса предстоит нарезать);
Полученное значение модуля зубчатых колёс округляю до ближайшего большего из таблицы стандартных значений модулей mст.
передача |
вал |
Тип |
M, Н мм |
Ym |
sB , МПа |
[sF], Мпа |
YF |
YF/[sF] |
m, мм |
mcm , мм |
4 |
5 |
колесо |
950 |
8 |
130 |
100 |
3,77 |
0,0377 |
0,45 |
0,5 |
4 |
шестерня |
122,4 |
10 |
230 |
177 |
3,98 |
0,0225 | |||
3 |
колесо |
8 |
130 |
100 |
3,75 |
0,0375 |
0,28 |
0,3 | ||
3 |
шестерня |
25,91 |
10 |
230 |
177 |
4,04 |
0,0228 | |||
2 |
колесо |
3 |
130 |
100 |
3,74 |
0,0374 |
0,25 |
0,3 | ||
2 |
шестерня |
6,75 |
5 |
230 |
177 |
4,07 |
0,0230 | |||
1 |
колесо |
3 |
130 |
100 |
3,74 |
0,0374 |
0,16 |
0,3 | ||
1 |
шестерня |
1,76 |
5 |
230 |
177 |
4,07 |
0,0230 |
Все формулы этого параграфа из [9] (смотри соответствующий расчёт), либо известны.
передача |
вал |
тип |
d, мм |
da , мм |
c* |
df , мм |
a, мм |
b, мм |
4 |
5 |
колесо |
100,0 |
101,0 |
0,50 |
98,50 |
56,3 |
4,0 |
4 |
шестерня |
12,5 |
13,5 |
0,50 |
11,00 |
5,0 | ||
3 |
колесо |
33,6 |
34,2 |
0,50 |
32,70 |
20,3 |
2,4 | |
3 |
шестерня |
6,9 |
7,5 |
0,50 |
6,00 |
3,0 | ||
2 |
колесо |
26,1 |
26,7 |
0,50 |
25,20 |
16,4 |
0,9 | |
2 |
шестерня |
6,6 |
7,2 |
0,50 |
5,70 |
1,5 | ||
1 |
колесо |
26,1 |
26,7 |
0,50 |
25,20 |
16,4 |
0,9 | |
1 |
шестерня |
6,6 |
7,2 |
0,50 |
5,70 |
1,5 |
Расчёт проводится по известной формуле (смотри [16]) аппроксимировано через крутящий момент на выходном валу с обеспечением достаточного запаса и выполнением рекомендаций по соотношениям их размеров, что позволяет использовать лишь расчёт на кручение.
dв - диаметр вала из расчёта на прочность, мм;
Мкр - максимальный крутящий момент на валу, Н мм;
- допустимое напряжение для вала, материал валов - определяется материалом нарезаемых на них шестерён, то есть, АС40 с улучшением, для них .
,
выберу
5 мм (в конструкции используется
пружинное кольцо для ограничения
продольного перемещения
Расчёт и подбор шарикоподшипников провожу по наиболее нагруженным опорам на выходном и предпоследнем валах с использованием известных формул (смотри [16]).
(С)р - расчётная динамическая нагрузка подшипника, Н;
- частота вращения i-го вала, об/мин;
Lh - требуемая долговечность Lh = 900 час;
Для прямозубых цилиндрических колёс Fa = 0, соответственно, X = 1, Y = 0;
V = 1 - так как у всех подшипников в этой конструкции вращается внутреннее кольцо;
В связи с тем, что температурный режим работы подшипников лежит в широких пределах, температурный коэффициент запаса выберу равным КТ = 1,5;
Режим
частых пусков и реверсов сопровождается
умеренными толчками и вибрационной
нагрузкой на элементы ЭМП, перегрузки
до 200%, поэтому коэффициент
Fr - большая из радиальных нагрузок на опоры вала, Н;
- нагрузка подшипника, Н.
,
R - суммарная нагрузка на обе опоры, Н;
- крутящий момент на валу, Н мм;
- диаметр колеса, установленной на рассчитываемом валу, мм.
- диаметр шестерни, установленной на рассчитываемом валу, мм.
Для выходного вала действует лишь один момент на одном колесе:
,
с учётом геометрических размеров вала (смотри чертёж общего вида):
.
Для предпоследнего вала:
,
с учётом геометрических размеров вала (смотри чертёж общего вида):
.
В связи с тем, что расчёты для всех ступеней одинаковы, а также, что из опыта подобных расчётов известно, что можно заменить в этих формулах расчёт умножением момента на валу на коэффициент KFr, (1/мм), учитывающий размеры и положение вала относительно других валов, причём его значение не превышает 0,25. Поэтому для остальных валов выберу этот коэффициент равным 0,25 для дальнейшего расчёта момента трения в подшипниках (для первых двух этот коэффициент вычисляется следующим образом:
;
;
.
передача |
вал |
тип |
KFr, 1/мм |
Fr |
n, об/мин |
(C)P, Н |
4 |
5 |
колесо |
0,015 |
14,25 |
9,85 |
30,13 |
4 |
шестерня |
0,156 |
19,09 |
78,79 |
80,75 | |
3 |
колесо | |||||
3 |
шестерня |
0,250 |
6,48 |
383,67 |
46,43 | |
2 |
колесо | |||||
2 |
шестерня |
0,250 |
1,69 |
1 517,2 |
19,14 | |
1 |
колесо | |||||
1 |
шестерня |
0,250 |
0,44 |
6 000 |
- |
Момент трения подшипника определяют по формуле:
- диаметр окружности, проходящей
через центры шариков
dш - диаметр шариков шарикоподшипника, мм.
Мтр п - момент трения в подшипнике, Н мм.
передача |
вал |
тип |
Подшипник |
dподш, мм |
Dподш, мм |
Bподш, мм |
dш подш, мм |
d0, мм |
Мтр п, Н мм |
4 |
5 |
колесо |
1840096 |
6,00 |
15,00 |
4,00 |
2,38 |
10,50 |
1,99 |
4 |
шестерня |
1000092 |
2,00 |
6,00 |
2,30 |
1,00 |
4,00 |
2,07 | |
3 |
колесо | ||||||||
3 |
шестерня |
1000092 |
2,00 |
6,00 |
2,30 |
1,00 |
4,00 |
0,81 | |
2 |
колесо | ||||||||
2 |
шестерня |
1000092 |
2,00 |
6,00 |
2,30 |
1,00 |
4,00 |
0,33 | |
1 |
колесо | ||||||||
1 |
шестерня |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
По рекомендации для предохранения привода от перегрузки по моменту на выходном валу, выбрана фрикционная предохранительная муфта. Расчёт ведётся по рекомендованной методике.
Так как , где:
и - радиусы трения двух частей муфты (смотри конструкцию - по конструктивным соображениям для уменьшения общих размеров редуктора было нужно уменьшить одну из поверхностей трения - часть шестерни дабы исключить соприкосновение с колесом предыдущего вала), м;
и - силы трения на соответствующих поверхностях трения, Н;
f - коэффициент трения (для обеих поверхностей одинаковый и выбран соответствующим материалам деталей - 0,15 - сталь по стали без смазки);
N - сила нормального давления по поверхности трения, Н;
- максимальный момент, который
должна передавать муфта (
Сила нормального давления обеспечивает требуемый момент:
;
Теперь рассчитывается пружина, которая должна обеспечить требуемую прижимную силу (в этой конструкции требуется передавать малый момент, поэтому используется простая конструкция фрикционной муфты с одной пружиной).
Условие прочности винтовой пружины записывается:
, где:
- касательные напряжения в пружине, МПа;
Р - усилие пружины (P = N), Н;
D - диаметр пружины, мм;
;
- характеризует пружину;
d - диаметр проволоки пружины;
c выберу равным 7 с учётом диапазона , что соответствует минимальному размеру пружины, тогда .
Материалом пружины выберу пружинную сталь 65Г (далее выберу стандартную для этой пружины сталь). Для стали 65Г . Выберу коэффициент запаса равным 1,2, так как нагрузки маловибрационные, тогда:
.
Тогда
.
Выберу стандартное значение d = 1,70 мм.
, выберу предпочтительное
Деформация пружины определяется по формуле:
, мм, где:
G = для стали;
- рабочее число витков выберу равным 4 из диапазона для лучшей регулировки (смотри ниже – получается малая регулировка);
N - усилие, создаваемое пружиной, Н;
D - диаметр пружины, мм;
d - диаметр проволоки, мм.
.
Длина свободной пружины , где
- деформация пружины, мм;
- регулировка деформации
- рабочее число витков;
d - диаметр проволоки пружины.
Выберу = 0,4 из диапазона для обеспечения лучшей регулировки.
.
Длина сжатой пружины
.
Все формулы этого параграфа из [9] (смотри соответствующий расчёт), либо известны.
Приму точность 7G по ГОСТ 9178-81. Буду вести расчёт вероятностным методом (с заданной вероятностью выхода параметров за пределы допуска 4,5%).
Для цилиндрически прямозубых зубчатых колёс b = 0 (делительный угол наклона линии зуба), a = 20Å (угол исходного профиля колеса).
Расчёт начну с расчёта кинематической точности.
Минимальное значение кинематической погрешности передачи для выбранной степени точности (мкм):