Анализ ценностных ориентаций и предпочтений студенческой молодежи в сфере культуры (на примере студентов московских ВУЗов)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования ¬- изучить ценностные ориентации и предпочтения студенческой молодежи Москвы в сфере культуры.
Задачи:
1.Выявить основные ценностные ориентиры и предпочтения студенческой молодежи Москвы в сфере культуры
2. Выявить основные причины посещения или непосещения культурных, религиозных заведений студентами.
3. Выяснить какое место занимает духовное развитие в системе ценностей студенческой молодежи Москвы.

Содержание

1. Теоретико-методологический раздел 3
1.1. Познавательный формат социологического исследования 4
1.2. Системный анализ объекта исследования и его концептуальная модель 4-7
1.3. Теоретическая интерпретация основных понятий социологического исследования. 8-10
1.4. Эмпирическое определение основных понятий 11-12
1.5. Операциональное определение основных понятий 12-14
1.6 Рабочие гипотезы социологического исследования
2. Процедурно-методический раздел 15
2.1. Стратегический план исследования 15
2.2. Определение и обоснование выборки 15-17
2.3. Характеристика методов сбора социологической информации 17
2.4. Логическая структура инструментария 17-20
2.5. Алгоритм обработки и анализа данных 21
2.6. Рабочий план исследования 22-23
2.7. Методические документы 24-25

Приложения:
1. Инструментарий социологического исследования 26-30
2. Концептуальная модель 31
3. Структура выборки (Таблица 5) 32
4. Смета социологического исследования 33

Вложенные файлы: 1 файл

МОЯ ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ - копия.doc

— 412.50 Кб (Скачать файл)

Также существует знаменитая классификация американского социолога (пирамида) А. Маслоу, где духовные потребности занимают наивысшую позицию, оставляя позади экзистенциальные потребности, физические потребности, потребности в принадлежности к социальной группе и так далее.

Если говорить о ценностных ориентациях в сфере культуры, то можно сказать, что структура их аналогична структуре духовной жизни общества т.к. именно из этой сферы «выливаются» духовные потребности. Структура ценностей в сфере культуры: духовная потребность, духовный интерес, духовная деятельность, созданные этой деятельностью духовные блага (ценности), удовлетворение духовной потребности и т.д.


 

 


 

Факторная интерпретация основных понятий.

Особенности ценностных ориентаций молодежи определяются влиянием следующих факторов:

1) возрастно-демографический фактор формирования ценностных ориентаций связан с определенным возрастом (14-30 лет), с социальным статусом и в известной мере зависимостью молодежи от опеки со стороны общества и государства.

2) амбивалентно-транзитивный фактор обусловлен двойственно — переходным характером молодежной массы, чья самостоятельность уже сказалась в выборе будущей профессии и специализации, а, с другой стороны, этой самостоятельности еще предстоит реализоваться практически.

3) образовательный фактор является, пожалуй, самым позитивным, поскольку связан с системным процессом образования, в которое помимо специальных профилирующих дисциплин включаются аспекты гуманитарного образования, которое имеет огромное значение в деле формирования ценностных ориентаций, и которое делает, по сути, высшее образование высшим. 

4) девиантно-деликвитный фактор опосредует асоциальные формы переоценки прежних ценностей и усвоения новых. 

 

1.4 Эмпирическое определение основных понятий

Эмпирическая интерпретация -  это поиск эмпирических элементов или характеристик, доступных прямому или косвенному наблюдению и измерению, и достаточно полно описывающих сущность и содержание понятия.

Логика эмпирической интерпретации заключается в последовательном представлении интерпретируемого понятия через систему элементов меньшей степени общности в эмпирически наблюдаемых и фиксируемых переменных – операциональных понятиях.

Таким образом, нам нужно описать основные понятия с помощью эмпирических характеристик, которые представление в виде схемы2

 

1.5 Операциональное определение основных понятий

В данной работе стоит следующая задача -  поиск индикаторов операциональных понятий, т.е. качественно-количественных характеристик операциональных понятий, и построение шкал измерения для каждого индикатора. Результаты данной процедуры представлены в виде таблицы:

(Таблица №1)

 

 

Операц. понятие

Индикатор

Тип шкалы

Вид

Форма

Размерности шкалы

Градации

Примечания

Искусство

Значимость духовного развития в системе ценностей

Наим.

Об.

Верб.

1. семья

2. деньги

3.любовь

10. другое

10

10. другое – респондент по желанию  может вписать свой вариант

Степень выраженности заинтересованности искусством

Поряд.

Об.

Верб.

1. Очень заинтересован

2. Скорее заинтересован, чем нет

3.скорее не заинтересован, чем  да

4. совсем не заинтересован

4

 

Предпочтения в сфере культуры

Наим.

Об.

Верб.

1. музеи

2. выставки

3. рестораны

10. другое

10

10. другое – респондент по желанию  может вписать свой вариант

Частота посещений культурных заведений

Поряд.

Об.

Верб.

1. раз в неделю

2. раз в месяц

3. раз в 2-3 месяца

4. раз в полгода

5. раз в год или реже

6. не посещаю 

6

 

Причина посещенийкультурных заведений.

Ном.

Об.

Верб.

1. мне это доставляет удовольствие

2. мне нечем заняться

10. другое

10

10. другое – респондент по желанию  может вписать свой вариант

Причина непосещений культурных заведений.

Ном.

Об.

Верб.

1. нет времени

2. не люблю такие места

10. другое

10

10. другое – респондент по желанию  может вписать свой вариант

Цель посещения культ.заведений

Ном.

Об.

Верб.

1.Узнать больше нового

2.больше некуда пойти с друзьями

10. другое

10

10. другое – респондент по желанию  может вписать свой вариант

Этика

Количество времени, затрачиваемое на чтение этической лит-ры

Инт.

Об.

Верб.

1. Читаю каждый день

2. Читаю по одной книге в  месяц

3. Читаю по одной книге в  полгода

4. Читаю по одной книге в  год или реже

5. не читаю 

5

 

Личное представление о справедливости

Наим.

Оцен

Верб.

1. справедливость - это …

 

Респондент должен сам вписать свой вариант ответа

Личное представление о мудрости

Наим.

Оцен

Верб.

1. Мудрость – это…

 

Респондент должен сам вписать свой вариант ответа

Личное представление о верности

Наим.

Оцен

Верб.

1. Верность – это…

 

Респондент должен сам вписать свой вариант ответа

Соблюдение этических норм

Ном.

Об.

Верб.

1. соблюдаю

2. не соблюдаю

2

 

Наука

Кол-во времени, затрачиваемое на чтение научной лит-ры

Инт.

Об.

Верб.

1. Читаю каждый день

2. Читаю по одной книге в  месяц

3. Читаю по одной книге в полгода

4. Читаю по одной книге в  год или реже

5.не читаю

5

 

Наличие/отсутствие знаний о процессах в мире

Наим.

дихот.

Об.

Верб.

1. Всегда в курсе событий

2. периодически интересуюсь событиями  в мире

3. Раз в месяц могу почитать  газету

4. Раз в полгода интересуюсь событиями в мире

5. Не интересуюсь вообще событиями  в мире

5

 

Причина чтения научной литературы

Ном.

Об.

Верб.

1. «скрасить» свободное время

2. мне это интересно

10. другое

10

10. другое – респондент по желанию  может вписать свой вариант

Причина не чтения научной литературы

Ном.

Об.

Верб.

1. мне это не интересно

2. я работаю в сфере науки

10. другое

10

10. другое – респондент по желанию  может вписать свой вариант

Цель чтения научной литературы

Ном.

Об.

Верб.

1. «скрасить» свободное время

2. чтобы быть в курсе событий

10. чтобы не отставать от мира

10

10. другое – респондент по желанию  может вписать свой вариант

Наличие опыта участия в научн.конференциях

Ном.

Об.

Верб.

1. Есть

2. Нет

2

 

Ценности общения

Степень важности дружбы

Поряд.

Об.

Верб.

1. Очень важна

2. скорее важна,чем нет

3. скорее не важна, чем важна

4. не важна вовсе

4

 

Степень важности семьи

Поряд.

Об.

Верб.

1. Очень важна

2. скорее важна,чем нет

3. скорее не важна, чем важна

4. не важна вовсе

4

 

Степень важности любви

Поряд.

Об.

Верб.

1. Очень важна

2. скорее важна,чем нет

3. скорее не важна, чем важна

4. не важна вовсе

4

 

Кол-во времени, проведенное с близкими (семьей, другими родственниками)

Инт.

Об.

Верб.

1. Каждый день 

2. каждую неделю 

3. 1 раз в месяц

4. 1 раз в полгода

5. реже 1 раза в год

5

 

Кол-во времени, проведенное с друзьями

Инт.

Об.

Верб.

1. Каждый день 

2. каждую неделю 

3. 1 раз в месяц

4. 1 раз в полгода

5. реже 1 раза в год

5

 

 

Религия

Соблюдение постов(религиозных)

Ном.

Об.

Верб.

1. Соблюдаю

2. Не соблюдаю

2

 

Частота посещений религ.заведений

Поряд.

Об.

Верб.

1. раз в неделю

2. раз в месяц

3. раз в 2-3 месяца

4. раз в полгода

5. раз в год или реже

6. не посещаю 

6

 

Причина посещения религ. завед.

Ном.

Об.

Верб.

1. Я чувствую облегчение, когда прихожу туда

2. Мне нравится там находиться

10. Другое

10

10. другое – респондент по желанию  может вписать свой вариант

Причина непосещения религ. завед.

Ном.

Об.

Верб.

1. Я не верующий

2. Я чувствую себя там чужим

10. Другое

10

10. другое – респондент по желанию может вписать свой вариант

Нравственная культура

Степень выраженности обеспокоенности наличием нравственной культуры в обществе

Поряд.

Об.

Верб.

1. очень обеспокоен

2.скорее обеспокоен,чем нет

3. скорее не обеспокоен, чем да

4. совсем не обеспокоен

4

 

Желание повысить уровень культуры в обществе

Ном.

Об.

Верб.

1. Да

2. Скорее да, чем нет

3. Затрудняюсь ответить

4. Скорее нет, чем да

5. Нет

5

 

 

1.6. Рабочие гипотезы  социологического исследования

Основная гипотеза исследования: Духовные ценности не являются доминирующими в иерархии ценностей современной студенческой молодежи Москвы.

Дополнительные гипотезы:

  1. Студенческая молодежь много размышляет о духовном  развитии, но не прилагает никаких усилий, чтобы обогатить свой внутренний мир.

 

 

 

 

 

2. ПРОЦЕДУРНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ  РАЗДЕЛ

    1. Стратегический план социологического исследования

Основная предпосылка для выбора принципиального плана — состояние наших знаний к моменту сбора эмпирических данных и отсюда — возможность для разработки гипотез. Итак, на основе знаний об объекте и цели исследования следует определить общие и частные требования к исследовательской работе. Проанализировав все виды стратегических планов исследования, и их особенности, мы можем установить, что нам следует уделить особое внимание описательному стратегическому плану, т.к. он является наиболее подходящим для данного исследования, и у нас имеется достаточно информации об объекте исследования, чтобы принять именно этот стратегический план исследования. Теоретическая интерпретация, эмперическое и операциональное определение основных понятий были проведены в четкой логической последовательности, что также позволяет нам выбрать именно описательный план исследования.

Итак, цель описательного плана заключается в строгом описании качественно-количественных особенностей социальных структур, процессов, явлений.3 А целью нашего исследования является проведение анализа ценностных ориентаций студенческой молодежи в сфере культуры и выявление основных ценностных ориентиров студентов Москвы, а задачи нашего исследования помогут нам сформулировать основные вопросы исследования. Таким образом, нам нужно: 1.Выявить основные ценностные ориентиры и предпочтения студенческой молодежи Москвы в сфере культуры; 2. Выявить основные причины посещения или непосещения культурных, религиозных заведений студентами; 3. Выяснить какое место занимает духовное развитие в системе ценностей студенческой молодежи Москвы.

Определение  и обоснование выборки

Наше исследование предполагает проведение анкетного опроса и интервью среди студенчества Москвы, и как мы уже писали выше, основной задачей данного исследования является выявление основных ценностей и ориентиров студентов Москвы в сфере культуры, именно поэтому в качестве генеральной совокупности будет рассматриваться студенческая молодежь города Москвы. Так как у нас объем генеральной совокупности равен 100 000 человек, следовательно, ошибка выборки не должна превышать 5%. С помощью таблиц распределения Стьюдента смотрим табличное значение t=1,96. Среднеквадратическое отклонение =0,5. Для определения объема выборки нам следует использовать формулу минимального объема выборки. Таким образом, рассчитав по формуле минимального объема выборки, n=384 студента. Логично будет увеличить выборку до 480 человек, так как  у нас 8 профилей вузов, в каждый из которых входит по 2 вуза, где следует опросить по 30 человек.

При больших генеральных совокупностях используют многоступенчатый отбор по крупным структурным составляющим генеральной совокупности:

 

1 ступень: определение генеральной совокупности. Генеральной совокупностью нашего исследования выступают московские ВУЗы: театральные, экономические, медицинские, технические, гуманитарные, юридические, педагогические, художественные ВУЗы.

Признак

Профиль ВУЗа

Метод отбора

Основной массив

Основа

Сайт Министерства Образования и Науки РФ4


 

2 ступень: основа выборки. Признаком второй ступени построения выборки являются университеты по различным профилям, отобранные исследователем.

Признак

Университеты различных профилей

Метод отбора

Поверхностная выборка

Единицы отбора

ГИТИс, школа-студия МХАТ; МЭСИ, ГУ ВШЭ; МГМСУ, МГМУ; МГТУ им. Баумана, МГУП;  РГГУ, МГГУ им. Шолохова; МФЮА, РАНХиГС; МГЛУ, МПГУ; МГУДТ, МГХПА им. Строганова


 

3 ступень: основа выборки второй этап. Признаком второй ступени построения выборки являются студенты различных вузов.

Признак

Студенты различных вузов

Метод отбора

Случайная выборка

Единицы отбора

Студенты указанных вузов


 

Характеристика методов сбора социологической информации

Существуют два больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы, именно их мы и будем использовать в нашем исследовании связи с тем, что студенты это такая социальная группа, которая легко поддается исследованию, а также в целях экономии средств и времени.

 Метод анкетирования может быть групповым или индивидуальным. В данном исследовании будет использовать индивидуальный метод анкетирования, то есть анкеты будут раздаваться в учебных группах отдельным респондентам.

Интервью – это прямо контакт исследователя с респондентом, который будет осуществляться на входе в выбранных нами вузах. Имеется множество разновидностей интервью, мы в нашем исследовании будем использовать так называемое интервью мнений, цель которых – выявление оценок, взглядов, суждений.

А также будет использован единовременный опрос, т.е. опрос с помощью электронных видов связи, в данном исследовании с помощью E-mail. Выбор таковых методов опроса обосновывается тем, что именно данные методы помогут нам достаточно подробно дать ответы на вопросы, связанные с изучением ценностных ориентаций студенческой молодежи Москвы в сфере культуры. А также данные методы опроса не предполагают больших денежных затрат.

2.4 Логическая структура  инструментария

Для того, чтобы сконструировать анкетные опросные листы, а также бланки интервьэра, мы использовали уже написанный ранее раздел «операциональное определение основных понятий». Именно данный раздел определил направленность, число вопросов и их порядок. Таким образом, анкетный опросный лист состоит из шести блоков: искусство, этика, наука, ценности общения, религия, нравственная культура; и «паспортички», то есть вопросов, выявляющих социальные и демографические характеристики респондентов. Внешнее оформление бланка анкеты также удовлетворяет требованиям, предъявляемых к нему: шрифт привычно воспринимаем и легко читаем, в анкете есть оглавление, включающее в себя название организации, проводящей опрос, тему опроса, обращение к респонденту с изложением цели, и правила заполнения анкеты.

Карточка интервьэра также содержит некую «шапку», где изложена основная информация: название организации, проводящей опрос; цель исследования; советы интервьюэру (кого опрашивать, как проводить   интервью, время проведения интервью и др.). Бланк интервью содержит: паспортичку, а также несколько блоков вопросов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Операц. понятие

Индикатор

Вербализация индикатора

Размерности шкалы

№ в анкете

Искусство

Значимость духовного развития в сфере культуры

Что для Вас важно в жизни? (поставьте от 10-самое важное, до 1- совсем не важно, баллов там, где считаете нужным)

1. Семья; 2. Дружба; 3. Работа; 4. Духовное развитие; 5. Любовь; 6. Деньги; 7. Доброта; 8. Справедливость; 9. Мудрость; 10. Другое

1

Степень выраженности заинтересованности искусством

Интересуетесь ли Вы искусством?

1. Очень заинтересован; 2. Скорее заинтересован, чем нет; 3.Скорее не заинтересован, чем да; 4. Совсем не заинтересован

2

Предпочтения в сфере культуры

Какие культурные заведения Вы любите посещать? (поставьте галочку там, где считаете нужным:1-самое любимое, 10- самое нелюбимое)

1. Музеи; 2. Театры; 3. Кинотеатры; 4.Выставки; 5.Библиотеки; 6. Кафе; 7. Рестораны; 8.  Картинные галереи; 9. Балет; 10. другое

3

Частота посещений культурных заведений

Как часто Вы посещаете культурные заведения (театры, кино, музеи, выставки и др.)? (если посещаете, после ответа переходите к вопросу №6)

1. Раз в неделю или чаще; 2. Раз в месяц; 3. Раз в 2-3 месяца; 4. Раз в полгода; 5. Раз в год или реже; 6. Не посещаю

4

Причина посещений/непосещений культурных заведений.

Почему Вы не посещаете культурные заведения? (после ответа переходите к вопросу №8)

1. Нет времени; 2. Не люблю такие места; 3. Это меня не интересует; 4. Я больше люблю проводить время на природе; 5. Не хочу тратить на это свое свободное время; 6. Мне не с кем туда идти; 7. Я не понимаю искусство; 8. Затрудняюсь ответить; 9. Хотелось бы тратить время на что-то более полезное; 10. другое (вписать свой вариант)

5

Почему Вы посещаете культурные места?

1. Мне это доставляет удовольствие; 2. Мне нечем заняться; 3. Мне некуда девать деньги; 4. Я интересуюсь искусством; 5. Я хочу быть духовно развитым человеком; 6. Потому что мои друзья часто зовут меня с собой; 7. Не хочу выглядеть глупо, когда люди говорят о культуре, поэтому должен об этом все знать; 8. Я работаю в сфере искусства; 9. . затрудняюсь ответить; 10. другое (вписать свой вариант)

6

Цель посещения культ. заведений

Для чего Вы посещаете культурные места?

1.Узнать больше нового; 2.Больше некуда пойти с друзьями; 3. Хочу быть образованным человеком; 4. Мне нужны знания в этой области, т.к. я работаю в этой сфере; 5. Хочу «блистать» познаниями в этой области; 6. Мои друзья «знатоки» в этой области и я не хочу быть хуже них; 7. Хочу доказать маме, что я духовно развитый человек; 8. Затрудняюсь ответить; 9. Нет цели, просто люблю искусство; 10. другое (вписать свой вариант)

7

Этика

Количество времени, затрачиваемое на чтение этической лит-ры

Как часто Вы читаете этическую литературу? (литература, соответствующая этике, с принципами морали и нравственности)

1. Читаю каждый день; 2. Читаю по одной книге в месяц; 3. Читаю по одной книге в полгода; 4. Читаю по одной книге в год или реже; 5. Не читаю вообще

8

Личное представление о справедливости

По-Вашему, справедливость - это …? (впишите свой вариант ответа)

1. справедливость - это …

9

Личное представление о мудрости

По-Вашему, мудрость – это…? (впишите свой вариант ответа)

1. Мудрость – это…

10

Личное представление о верности

По-Вашему, верность – это…? ( впишите свой вариант ответа)

1. Верность – это…

11

Соблюдение этических норм

Соблюдаете ли Вы этические нормы?

1. Соблюдаю; 2. Не соблюдаю

12

Наука

Кол-во времени, затрачиваемое на чтение научной литературы.

Как часто Вы читаете научную литературу (письменные труды, которые созданы в результате исследований, теоретических обобщений, сделанных в рамках научного метода)? (если читаете, после ответа переходите к вопросу №15)

1. Читаю каждый день; 2. Читаю по одной книге в месяц; 3. Читаю по одной книге в полгода; 4. Читаю по одной книге в год или реже; 5.Не читаю вообще

13

Причина не чтения научной литературы

Почему Вы не читаете научную литературу? (после ответа переходите к вопросу №16)

1. Мне это не интересно; 2. Не  хочу тратить свое время на  это; 3. У меня есть другие важные дела; 4. Я не понимаю науку; 5. Это «не мое»; 6. Мои друзья не читают, поэтому я не читаю тоже; 7. Научная литература читается не так легко, как художественная, поэтому мне не хочется ее читать; 8. Есть другие более интересные жанры; 9. Научная литература оперирует специальными терминами, которые поймут только специалисты; 10. Другое (впишите свой вариант)

14

Причина чтения научной литературы

Почему вы читаете научную литературу?

1. «Скрасить» свободное время; 2. Чтобы  быть в курсе событий; 3. Мне  это интересно; 4. Потому что мои друзья интересуются этим; 5. Я работаю в сфере науки; 6. Хочу быть образованным человеком; 7. Хочу быть ученым; 8. Мои родители заставляют меня читать научную литературу; 9. Потому что много домашних заданий в ВУЗе связаны с чтением научной литературы; 10. Другое (вписать свой вариант)

15

Наличие/отсутствие знаний о процессах в мире

Всегда ли Вы в курсе того, что происходит в мире?

1. Всегда в курсе событий; 2. периодически интересуюсь событиями в мире; 3. Раз в месяц могу почитать газету; 4. Раз в полгода интересуюсь событиями в мире; 5. Не интересуюсь вообще событиями в мире

16

Наличие опыта участия в научных конференциях

Есть ли у Вас опыт участия в научных конференциях?

1. Есть; 2. Нет

17

Ценности общения

Ценности дружбы

Насколько для Вас важна дружба?

1. Очень важна; 2. Скорее важна, чем  нет; 3. Скорее не важна, чем да; 4. Не важна вовсе

18

Ценности семьи

Насколько для Вас важна семья?

1. Очень важна; 2. Скорее важна, чем  нет; 3. Скорее не важна, чем да; 4. Не важна вовсе

19

Ценности любви

Насколько для Вас важна любовь?

1. Очень важна; 2. Скорее важна, чем  нет; 3. Скорее не важна, чем да; 4. Не важна вовсе

20

Частота общения с близкими

Как часто Вы встречаетесь с близкими (семьей, другими родственниками)?

1. Каждый день; 2. Каждую неделю; 3. 1 раз в месяц; 4. 1 раз в полгода; 5. Реже 1 раза в год

21

Частота общения с друзьями

Как часто Вы встречаетесь с друзьями?

1. Каждый день; 2. Каждую неделю; 3. 1 раз в месяц; 4. 1 раз в полгода; 5. Реже 1 раза в год

22

Религия

Соблюдение религиозных постов

Соблюдаете ли Вы религиозные посты?

1. Да; 2. Нет

23

Частота посещений религиозных заведений

Как часто Вы посещаете религиозные заведения (церкви)?

1. Раз в неделю; 2. Раз в месяц; 3. Раз в 2-3 месяца; 4. Раз в полгода; 5. Раз в год или реже; 6.Не посещаю вообще

24

Причина посещения религиозных заведений

Почему Вы посещаете религиозные заведения (церкви)?

1. Я чувствую облегчение, когда  прихожу туда; 2. Я хочу избавиться  от всех грехов; 3. Мне нравится  там находиться; 4. Я хожу туда, потому что там спокойно; 5. Я очень верующий человек и я обязан туда ходить; 6. Я люблю читать там молитвы; 7. Я часто молюсь за близких и друзей; 8. Там я чувствую, что причастен(на) к чему-то возвышенному; 9. Я потерял близких, а в церкви я чувствую связь с ними; 10. другое (вписать свой вариант)

25

Причина непосещения религиозных заведений

Почему Вы не посещаете религиозные заведения (церкви)?

1. Я не верующий; 2. Я чувствую  себя там чужим; 3. Мне некомфортно  там находиться; 4. Я не знаю церковных правил, вдруг я сделаю что-то не так; 5. Я могу помолиться и дома; 6. Не вижу толка в том, чтобы ходить в церковь; 7. Я верующий, но в церковь ходить не люблю; 8. Я считаю, что церкви просто собирают деньги; 9. Настоящему верующему не нужно ходить куда-то, вера в нашей душе; 10. Другое (вписать свой вариант)

26

Нравственная культура

Степень выраженности обеспокоенности наличием нравственной культуры в обществе

Беспокоит ли Вас уровень нравственной культуры в обществе?

1. Очень беспокоит; 2. Скорее беспокоит, чем нет; 3. Скорее не беспокоит, чем да; 4. Совсем не беспокоит

27

Желание повысить уровень культуры в обществе

Хотели бы Вы, чтобы уровень нравственной культуры в обществе был выше?

1. Да; 2. Скорее да, чем нет; 3. Затрудняюсь ответить; 4. Скорее нет, чем да; 5. Нет

28

Информация о работе Анализ ценностных ориентаций и предпочтений студенческой молодежи в сфере культуры (на примере студентов московских ВУЗов)