Благотворительность как социальный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы явилось изучение феномена благотворительности в России и за рубежом на современном этапе и выработка рекомендаций по оптимизации благотворительной деятельности.
В соответствии с целью исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы проблемы изучения благотворительности;
2. Изучить историю благотворительности в России;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….4
I. Теоретико-методологические основы исследования
благотворительности……………………………………………………………...9
1.1 Благотворительность как объект теоретического изучения………………..9
1.2 История благотворительности в России…………………………………...15
1.3 Правовое обеспечение благотворительной деятельности………………...22
II. Современный этап развития благотворительности………………………...29
2.1 Сравнительная характеристика современного этапа развития
благотворительности в России и за рубежом………………………………….29
2.2 Перспективы развития благотворительной деятельности в России……...36
Заключение……………………………………………………………………….40
Библиографический список……...……………………………………………...42

Вложенные файлы: 1 файл

Благотворительность как социальный феномен.docx

— 73.59 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Правовое обеспечение  благотворительной деятельности

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим в настоящее  время благотворительную деятельность, является Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ (ред. от 23.12.2010) "О благотворительной  деятельности и благотворительных  организациях"

Этот закон определяет деятельность многих субъектов благотворительной  деятельности: благополучателей, благотворителей и особенный вид некоммерческих организаций – благотворительных. В нем четко и детально определяются формы благотворительной деятельности, ее сущность и основные характеристики благотворительных организаций.

Основным понятием выступает  благотворительная деятельность. Под  благотворительной деятельностью, согласно ст.1 Закона понимается: «Добровольная  деятельность граждан и юридических  лиц по бескорыстной (безвозмездной  или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам  имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки» [1].

В соответствии со ст. 1 закона «О благотворительной деятельности»  указанные термины характеризуется  двумя основными признаками: 1) Во-первых, добровольность осуществления благотворительной  деятельности. К благотворительной  деятельности не относиться уплата различного вида обязательств и взносов, деятельность муниципальных и государственных  учреждений по бюджетному финансированию  образования, здравоохранения и  др. 2) Вторым базовым признаком благотворительной  деятельности является ее бескорыстность. Согласно закону бескорыстность имеет  место на льготной основе.

Бескорыстие не означает запрета  на проявление благодарности со стороны  лиц, получающих благотворительную  помощь; первая, например, может высказываться  публично, в том числе через  СМИ. Следует отметить, что именно второй признак позволяет различать  благотворительную деятельность и спонсорство, поскольку у спонсорства отсутствует такой признак, как безвозмездность. Отношения спонсора и спонсируемого именно строятся на возмездной основе. В соответствии с п. 9 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О рекламе" определено, что «спонсором является лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности» [2].

Благотворительная деятельность осуществляется в следующих целях:

1. Социальной поддержки и защиты граждан, включая материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных способностей, или иных обстоятельств не в состоянии самостоятельно реализовать свои права и законные интересы.

2. Подготовки населения преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных и иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3. Оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных и иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

4. Содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, региональных катастроф;

5. Содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;

6. Содействие защите материнства, детства и отцовства;

7. Содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, посвящения, духовному развитию личности;

8. Содействие деятельности в сфере физической культуры и спорта;

9. Охраны окружающей среды и защиты животных;

10. Охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культурное или природоохранное значение и мест захоронения.

Благотворительной деятельностью не является оказание поддержки коммерческим организациям, а так же политическим партиям, движениям, группам и компаниям.

Участниками благотворительной  деятельности являются граждане и юридические  лица, осуществляющие благотворительную  деятельность, в том числе путем  поддержки, существующей или создания новой благотворительной организации, а так же граждане и юридические  лица, участники благотворительность. В зависимости от формы, в которой  осуществляется благотворительная  деятельность, осуществляющие ее граждане подразделяются на благотворителей  и добровольцев.

Граждане и юридические  лица вправе осуществлять благотворительную  деятельность как индивидуально, так  и объединившись, с образованием или без образования благотворительной  организации.

Согласно закону благотворительные  организации могут быть созданы  в следующих формах: общественная организация, фонд, учреждение.

Федеральным законодательством  о благотворительных организациях предусмотрена возможность других форм благотворительных организаций. Необходимо отметить, что при создании благотворительных организаций  их учредителям надлежит также руководствоваться  и иными базовыми законами Российской Федерации, регулирующими порядок  создания и деятельность конкретных типов некоммерческих организаций. Так же следует отметить, что закон запрещает преобразование благотворительных организаций в хозяйственные общества или товарищества.

Учредителями благотворительных  организаций могут быть как юридические, так и физические лица, так же органы местного самоуправления, государственные  и муниципальные предприятия  и учреждения.

Закон не устанавливает специальных  процедур регистрации благотворительных  организаций в отличие от других общественных объединений, как это  было ранее. Порядок регистрации  благотворительной организации  очень просто, создается такая  организация путем регистрации  юридического лица (по месту жительства одного из учредителей).

Система Органов управления благотворительной организацией определяется учредителем и закрепляется в  уставе. Органы управления занимаются следующими делами:

-изменение устава благотворительной  организации;

-образование исполнительных  органов благотворительной организации,  ее контрольно-ревизионных органов  и досрочное прекращение их  полномочий;

-утверждение благотворительных  программ;

-утверждение годового  плана, бюджета благотворительной  организации и ее годового отчета;

-принятие решений о  создании коммерческих и некоммерческих  организаций, об участии в таких  организациях, открытии филиалов  и представительств;

-принятие решений о  реорганизации и ликвидации благотворительной  организации (за исключением благотворительного  фонда)».

Закон так же подтверждает право благотворительной организации  на осуществление предпринимательской  деятельности. Такая деятельность может  осуществляться только при достижении целей, ради которых организация  создана.

Закон вводит понятие благотворительный  грант, заменяя понятие иностранный  грант, что говорит о том, что теперь гранты (добровольные целевые пожертвования), могут предоставляться не только иностранными, но и российскими лицами.

Кроме того, закон предусматривает новый источники формирования имущества – труд добровольцев.

Следует отметить, что сведения о размерах и структуре доходов  благотворительной организации, а  так же сведения о размерах ее имущества, ее расходах, численности работников, об оплате их труда и о привлечении добровольцев не могут составлять коммерческую тайну.

По закону, контроль над деятельностью благотворительной организации вправе осуществлять регистрирующий орган и налоговая инспекция.

Благотворительная организация  ежегодно представляет в орган, принявший  решение о ее государственной  регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:

-финансово-хозяйственной  деятельности, подтверждающие соблюдение  требований настоящего Федерального  закона по использованию имущества  и расходованию средств благотворительной организации;

-персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;

-составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);

-содержании и результатах деятельности благотворительной организации;

-нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Согласно закону контроль над деятельностью благотворительной  организации может осуществлять налоговая инспекция и регистрирующий орган. Благотворительная организация  каждый год представляет отчет о  своей деятельности в регистрирующий орган. Такой ежегодный отчет  предоставляется в регистрирующий орган в тот же строк что  и годовой отчет о финансово  – хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы. Налоговые  органы исполняют контроль над источниками  доходов благотворительных организаций, размерами получаемых ими средств  и уплатой налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах. Так же согласно ст. 219 "Налогового Кодекса Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 21.06.2011) благотворительные организации имеет право на получение социальных налоговых вычетов: «в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, а также в сумме пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности, - в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде» [4].

Если организация осуществляет действия, противоречащие ее целям, а  так же Федеральному Закону, орган, регистрирующий благотворительную  организацию, может направить ей предупреждение в письменной форме, которое может быть обжаловано в  судебном порядке. В случае невыполнения неоднократных предложений и  рекомендаций в письменной форме, вынесенных благотворительной организации, она  может быть ликвидирована в порядке, предусмотренном Гражданским Кодексом Российской Федерации (ст.61-63 ГК РФ) [3].

В итоге следует отметить, что в целом благотворительная  деятельность в нашей стране жестко регламентируется действующим законодательством. Помимо прямого закона (ФЗ № 135 –  «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»), можно отметить что непосредственное отношение к благотворительной деятельности имеют и другие Федеральные законы, и кодексы Российской федерации. Каждый из отдельных документов охватывает конкретную часть вопроса, налоговый кодекс отвечает за налоговые обязательства благотворительной деятельности, Гражданский кодекс за организацию и ликвидацию юридического лица. Так же предусматривается ответственность за правонарушения благотворителями и благотворительными организациями.

 

 

II. Современный этап развития благотворительности

2.1 Сравнительная характеристика  современного этапа развития

В России представители власти принимают решения в такой по определению частной сфере, как благотворительность. Больше половины благотворительных расходов российского бизнеса, не только корпораций, но и их владельцев — частных лиц, инициировано властями различных уровней — от мэров маленьких городов до администрации президента. В определенном смысле благотворительность дает власти и бизнесу возможность прийти к компромиссу, она становится точкой объединения их усилий во имя национальных (городских, региональных) интересов. В чем состоят эти интересы, решают представители власти, а не население. А представления власти и населения совпадают не всегда.

Ориентация на местную  власть или на администрацию субъекта Федерации как на главного заказчика  благотворительной деятельности —  самая яркая особенность российской филантропии. В странах западной демократии все наоборот. Там заказчиком и главным адресатом благотворительности  является общество, т. е. люди — с  их проблемами, представлениями о  своих правах, об обязанностях государства  по отношению к гражданам и  о том, какой должна быть жизнь. За рубежом человек или корпорация, решив заняться благотворительностью, даже не очень масштабной, в первую очередь будет озабочен тем, чтобы выяснить, какие проблемы больше всего волнуют общество (или местное сообщество) и как можно эффективнее и доступнее решить эти проблемы — конечно, соразмеряя с их масштабом свои амбиции и ресурсы. Но хотя российские благотворители творят добро в полном согласии с государственными и муниципальными интересами, они в отличие от своих западных коллег не получают за это ни каких налоговых льгот, хотя их получение и прописано в законе. Западные показатели в значительной степени обусловлены налоговыми льготами и вычетами.

Информация о работе Благотворительность как социальный феномен