Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 17:03, лекция
Объектом изучения теории менеджмента являются микрогруппы, или малые группы, которые в своей совокупности образуют организацию. Малая группа- относительно обособленное объединение небольшого количества людей, находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместное действие в течение достаточно долгого промежутка времени. Взаимодействие базируется на общем интересе и связано с достижением группой целей.
Реальные группы существуют в действительности, члены их заняты каким-либо делом, и находятся в прямых взаимоотношениях друг с другом.
Естественные группы возникают и существуют исходя из потребностей организации или включенных в эти группы людей.
Экспериментальные группы создаются временно, с целью проведения какого-либо научного исследования.
Формальные группы создаются и существуют в рамках официальных организаций, конкретной деятельности. В них строго распределены позиции и роли членов группы на основе системы подчинения, называемой «структура власти». Цели формальных групп ставятся извне на основе задач, стоящих перед организацией.
Неформальные группы возникают стихийно на основе социальных взаимоотношений между людьми. Эти группы являются спонтанной реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности. Цели неформальных групп обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников.
Слаборазвитые группы характеризуются отсутствием психологической общности, четкого распределения обязанностей, эффективной совместной деятельности.
Высокоразвитые группы имеют налаженные деловые и личные взаимоотношения, сложившуюся структуру взаимодействия, признанных лидеров, эффективную совместную деятельность.
Референтная группа — та, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. Мнением этой группы индивид очень дорожит.
Нереферентная - группа, нормы и интересы которой безразличны или чужды для индивида.
Ниже представлены основные характеристики малой группы :
Композиция - характеристика, отражающая индивидуальный состав группы. Состав может быть однородный, т.е. люди похожи друг на друга, тогда композиция будет гомогенной. Если же в группу входят индивидуально очень разные люди, то композиция будет гетерогенной.
Позиция члена группы — понятие, обозначающее официальное положение человека в какой-то подсистеме отношений.
Статус — реальное положение человека в системе внутригрупповых отношений, степень авторитетности для остальных участников.
Внутренняя установка человека — личное субъективное восприятие им своего собственного статуса, то, как он оценивает свой авторитет и степень влияния на остальных. Статус человека и его личное восприятие не всегда совпадают.
Размер — количественный состав группы.
По мере увеличения размера группы общение между ее членами усложняется и становится более трудным в достижении согласия по вопросам, связанным с деятельностью организации. Увеличение размера группы усиливает также возможность появления неформальных групп в ней, что может привести к формированию несогласующихся целей.
Роль — нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения человека. Роль может определяться официальной должностью или избираться членом группы самостоятельно.
Конформизм (приспособленчество) — психологическая характеристика позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного мнения, свойственного группе; мера «подчинения» индивида групповому давлению.
Социально-психологический климат – нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений.
Каналы коммуникаций - структура межличностного общения, структура обмена деловой и личностной информацией.
Групповые нормы — общие правила поведения, которых придерживаются члены группы.
Сплоченность — мера тяготения членов группы друг к другу и к группе, проявляющаяся в ответственности за совместную работу, сотрудничестве и взаимопомощи, в отношении к нечестности, нетребовательности, халатности.
Тема 5.4- Индивид и группы
Взаимодействие человека и группы всегда носит двусторонний характер: человек своим трудом, своими действиями способствует решению групповых задач, но и группа помогает ему удовлетворить его потребности безопасности, любви, уважения, самовыражения, формирования личности и т.п.
Укажем на некоторые существенные
изменения в поведении
Во-первых, под общественным влиянием происходят изменения таких характеристик человека, как восприятие, мотивация, сфера внимания, система оценок и др. Человек усиливает свое внимание к интересам других членов группы. Его жизнь оказывается в зависимости от действий его коллег, и это существенно меняет его взгляд на себя, на свое место в окружении и на окружающих.
Во-вторых, в группе человек получает определенный относительный «вес». Группа определяет относительную позицию каждого. Члены группы могут делать совершенно одинаковую работу, но иметь при этом разный «вес» в группе. Такая характеристика может быть не менее важной для индивида, которой он не обладал, находясь вне группы.
В-третьих, группа помогает индивиду обрести новое видение своего «Я». Человек начинает идентифицировать себя с группой.
В-четвертых, находясь в группе, участвуя в обсуждениях и выработки решений, человек повышает свой творческий потенциал.
В-пятых, в группе человек гораздо в большей мере склонен принимать риск, чем в ситуации, когда он действует один.
Взаимодействие человека с группой может носить либо характер кооперации, либо слияния, либо конфликта.
В случае кооперации между членом группы и группой устанавливаются доверительные и благожелательные отношения.
При слиянии человека с группой каждая из сторон рассматривает другую как органически единую с ней составляющую целого. Группа старается оказать ему содействие в решении не только производственных задач, но и в решении его личных проблем.
В случае конфликтов наблюдаются противопоставление интересов человека и группы. Конфликты могут быть порождены двумя группами факторов:
Первая группа факторов связана с различием во взглядах настоящей перед группой цели, структуры, взаимоотношения, распределение ролей в группе и т.п. Ко второй группе факторов относятся такие факторы, как: чувство угрозы, страх, зависть, злоба и т.д. Конфликты, порождаемые этими факторами, слабо поддаются полному устранению.
Конфликт носит разрушительный и позитивный характер. Позитивный конфликт может привести к следующим благоприятным последствиям:
Тема 5.5 Характер формирования группы в организациях
4. Теория и практика менеджмента предлагает разнообразные виды формальных групп :
1) рабочая (целевая) группа - группа внутри предприятия, члены которой работают над одним заданием, задачей, проектом. Целевые группы могут быть специальные и постоянные. Эти группы представляют собой отдельные взаимосвязанные производственные элементы, образующие организацию как систему. Задачи каждой из рабочих групп должны быть взаимосвязаны с задачами других структурных подразделений и организации в целом;
2) руководящая (командная)
группа — группа управления, состоящая
из руководителя и его
3) комитет - группа
людей внутри организации,
Выделяют два типа комитетов:
1) постоянный комитет,
создаваемый как постоянно
2) специальный комитет, формируемый для выполнения отдельной временной задачи.
Формальные группы всех видов могут создаваться в любых организациях: правительственных, религиозных, коммерческих учреждениях. Они создаются для выполнения определенной цели, задачи, их деятельность сознательно координируется.
Эффективность работы формальной группы зависит от ряда факторов – размер и состав группы, групповые нормы, сплоченность, единомыслие и конфликтность группы, статус и функциональные роли ее членов.
Размер группы 5-8 до 11 человек. Увеличение размера группы приводит к усложнению общения и достижения согласия.
Состав группы характеризуется степенью сходства личности и точек зрения, подходов. Исследования показывают, что группа, состоящая из несхожих личностей, имеющих разные точки зрения, работает более эффективно.
Групповые нормы при условии согласования своих действий с этими нормами отдельная личность может рассчитывать на принадлежность к группе, ее признание и поддержку.
Сплоченность мера тяготения членов группы к друг другу и к группе. В сплоченных группах мало проблем в общении, недопонимания, недоверия, а производительность их труда выше.
Групповое единомыслие
представляет собой тенденцию подавления
отдельной личностью своих
Статус членов группы
определяется рядом факторов: старшинство
в должности и ее название, расположение
и тип рабочего места, образование,
информированность и накопленны
Функциональные роли членов группы подразделяются на целевые и поддерживающие: 1) целевые роли позволяют отбирать групповые задачи и выполнять их; 2) поддерживающие роли подразумевают поведение, способствующее поддержанию и активизации жизни и деятельности группы.
Целевые роли включают: 1) инициирование деятельности – новую постановку проблем, предложение новых подходов, идей, решений.; 2) поиск информации, необходимой для разъяснения предложений; 3) сбор мнений - опрос членов группы; 4) проработка предложений и прогнозирование перспектив принятых решений; 5) обобщение предложений и оценок.
Поддерживающие роли включают: 1) поощрение путем душевного, отзывчивого отношения к другим членам группы и их идеям; 2) обеспечение участия путем развязывания инициативы каждого члена группы; 3) исполнительность в части принятых решений.
Считается, что американские менеджеры сосредотачиваются на целевых ролях, японские гармонично сочетают целевые и поддерживающие роли.
Остановимся более подробно на деятельности комитетов. Особенностью функционирования комитетов в организации является групповой характер принятия решений, эффективность которого определяется рядом преимуществ перед индивидуальной деятельностью.
Н. Сигбанд, специалист по управленческим коммуникациям, предлагает шесть способов сделать заседания комитетов как можно более продуктивными :
• проводить только те заседания, необходимость которых очевидна;
• каждый раз определять общую цель и последовательность
решения задач;
• приглашать на заседания тех, кто может быть полезен;
• заранее проводить
всю техническую
• раздавать всем повестку дня и необходимые материалы до начала заседания;
• начинать и заканчивать заседания вовремя.
Эффективность использования комитетов.
Использования комитетов предпочтительно в следующих случаях :
Следует избегать типичных ошибок использования комитетов: