Генезис и развитие малой группы. ьодели коллективообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 22:53, контрольная работа

Краткое описание

Прежде чем приступить к обсуждению феноменов возникновения и развития малой группы, необходимо отметить актуальность этого вопроса для научного общества.
Занимаясь изучением какой бы то ни было социальной проблемы, мы изначально приходим к первоэлементам, с которых начинается исследовательская деятельность. В социальной психологии это – личность в структуре социума, но если пойти дальше, расширить обзор, то выясняется, что человек не может быть малейшей целостной функциональной единицей. Этой первой функциональной ячейкой любого общества является малая группа.
Общество – это матрица межличностных (и межгрупповых) контактов, а контакты начинаются именно в малой группе.

Содержание

Введение 3
Возникновение малой группы 4
Феномен группообразования 4
Образование формальных и неформальных групп 7
Причинно-следственные аспекты возникновения малой группы 9
Развитие малой группы 10
Стадии развития группы 10
Модели коллективообразования 12
Динамические процесы, связаные с развитием группы 15
Заключение 17
Список используемой литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

Генезис и развитие малой группы. Модели коллективообразования.123456.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Также возникают сложности  с разведением понятий «формальная  группа», «коллектив» и «организация».

Очевидна  нечеткость терминологии, однако обнаружение самого наличия двух структур в малых группах имеет очень большое значение. Оно было уже подчеркнуто в исследованиях Мэйо, и из них впоследствии были сделаны выводы, имевшие определенный социальный смысл, а именно: возможность использовать неформальную структуру отношений в интересах организации. В настоящее время имеется большое количество экспериментальных исследований, посвященных выявлению влияния определенного соотношения формальной и неформальной структур группы на ее сплоченность, продуктивность и т.д. Особое значение проблема имеет при исследовании вопроса об управлении и руководстве группой [1, с. 135].

Нельзя обойти стороной тот факт, что формальность или неформальность группы отчётливо связана с факторами формирования и возникновения малой социальной ячейки.

В основе возникновения организованной – формальной – малой группы лежат следующие факты: объективные требования общества, экономические потребности рынка. В качестве самостоятельных организаций, как результат соответствующей рыночной конъюнктуры, возникла широкая сеть предприятий малого бизнеса (те же самые малые группы) в сферах торговли, производства продуктов питания, оказания всевозможных образовательных, туристических, консалтинговых, бытовых, печатных и иных услуг.

Но вместе с  тем, если исходить из реального положения  дел, необходимо констатировать: официальная  малая группа в виде какого-либо организационного подразделения вполне может возникнуть (и, заметим, не так  уже нередко и возникает) по причинам чисто субъективного характера. Родственные, приятельские и т.п. личные моменты (в том числе и волюнтаризм босса, например) могут служить основанием для создания того или иного малого структурного подразделения под «своего» (или «нужного») человека в организациях как государственного, так и негосударственного типа.

Что же касается возникновения малых групп неофициального, неформального плана (по специальной  терминологии — психологических  групп), то в их основе лежит сугубо субъективный, человеческий фактор. Конкретно  речь идет о стремлении индивидов к удовлетворению потребностей, связанных со сферой человеческого общения. В этом случае малая группа выступает как своеобразная микросреда общения, в которой индивид находит источники удовлетворения соответствующих потребностей.

Разумеется, образование  психологических малых групп  не находится в столь уже строгой  зависимости от социально-экономических  условий жизни общества. Но вот  что интересно: по мере урбанизации, интенсификации современной жизни  обитатели больших городов все чаще жалуются на оскудение, уменьшение эмоциональных связей [3].

Таким образом, можно сказать, что в основе образования  формальных и не формальных групп  лежат одни и те же механизмы, но структурированы они по-разному, и играют разные роли. В формировании формальной группы доминируют общественно-экономические запросы, в неформальной - индивидуально-личностные. Этот антагонизм общественного и индивидуального красной нитью прослеживается в любом устройстве общества.

 

Причинно-следственные аспекты возникновения малой группы.

В целом можно  выделить следующие основные критерии, в которых нас интересуют причинно-следственные связи.

  1. Причины, побуждающие людей идти в эту группу, т.е. причины кадрового наполнения официально объявленного на табло организации подразделения, занятия людьми вакантных должностей в нем;
  2. Причины возникновения группы вне зависимости от входящих в нее индивидов как официальной, формальной организационной единицы;
  3. Причины возникновения в рамках официального подразделения психологических, неформальных малых групп.

Два последних  пункта были рассмотрены нами в предыдущей части. Здесь отметим мотивы, по котрым люди вступают в группы, тем самым формируя их.

1-Группа - пространство для реализации индивидуальных целей.

2-Группа выполняет инструментальную функцию: благодаря пребыванию в данной группе индивид получает доступ к интересующей его информации.

3-Рыночная конъюктура профессий, в том числе и престижность, обусловливает вступление в то или иное сообщество.

4-Безработица - отсутствие иного выхода.

5-Группа удовлетворяет потребность принадлежности и общения.

В заключение ещё  раз подчеркнём: малая группа является объединением людей, и в силу специфичности своего возникновения, любая малая группа обладает уникальностью.

 

 

 

 

 

 

 

2.Развитие малой группы

 

Стадии развития группы.

 Возникшей малой группе предстоит дальнейшая жизнь. Каким окажется ее течение, как и посредством чего будет разворачиваться процесс групповой жизнедеятельности, какова его этапность? Эти и иные, подобные им вопросы не могут не интересовать исследователей, пытающихся предложить свои варианты ответа, далеко не во всем, однако, между собой совпадающие. Тем не менее при всем разнообразии имеющихся точек зрения на характер развития малой группы в них, как мы увидим далее, обнаруживается и ряд общих моментов, а главное - в совокупности своей они позволяют составить довольно широкую, хотя и весьма пеструю, картину динамики реально разворачивающегося процесса.

Возникновение группы является чрезвычайно важным этапом ее жизнедеятельности, однако лишь началом этого процесса, который предстает перед исследователем как процесс непрерывного изменения  состояний и свойств группы, получившего  название развития группы. В современной социальной психологии процесс развития малой группы понимается как закономерная смена этапов (или стадий), различающихся по характеру доминирующих тенденций во внутригрупповых отношениях: дифференциации и интеграции. Так, начиная с работ А.С.Макаренко, в отечественных исследованиях психологии трудовых коллективов выделяются стадии первичного синтеза, дифференциации и вторичного синтеза или интегрирования.

В концепции Л.И.Уманского  поэтапное развитие группы характеризуется  как последовательная смена стадий, различающихся степенью психологической интегрированности в деловой и эмоциональной сферах. Отличительными признаками (параметрами) развития группы выступают: - направленность (содержание групповых целей, мотивов и ценностей), организованность, подготовленность к выполнению совместной деятельности, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность, стрессоустойчивость. Целостными характеристиками группы выступают также сплоченность, микроклимат, Референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая активность.

Развитие группы происходит в континууме, высшую точку которого занимает коллектив - реальная контактная группа, отличающаяся интегративным единством направленности, организованности, подготовленности и психологической коммуникативности, а крайнюю низшую точку этого развития представляет группа-конгломерат, только что сформированная или собравшаяся группа людей, у которых отсутствуют все эти параметры,

В предложенном континууме автор выделяет следующие основные этапы развития группы как коллектива. Номинальная группа характеризуется внешним, формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач. Группа - ассоциация отличается начальной межличностной интеграцией в сфере эмоциональных отношений. Группа - кооперация характеризуется преобладанием интегративных тенденций в сфере деловых отношений. Группа-автономия обладает высоким внутренним единством как в сфере деловых, так и в сфере эмоциональных отношений. Изоляция группы и концентрация активности ее членов на узкогрупповых целях приводит к формированию группы - корпорации.

Отличительной особенностью коллектива является его интеграция с другими группами на основе направленности на более широкие социально значимые цели. Динамика коллективообразования представляет собой сложный процесс, включающий как этапы быстрого продвижения по уровням, так и периоды длительного пребывания на одном и том же уровне и даже его снижения. В этом случае группы могут характеризоваться внутренней антипатией, эгоизмом в межличностных отношениях, конфликтностью, агрессивностью как формами проявления дезинтеграции.

В психологической теории коллектива, разработанной А.В.Петровским, развитие группы характеризуется по двум основным критериям: степень опосредованности межличностных отношений содержанием совместной деятельности и ее общественная значимость.

По первому критерию уровень  развития группы можно определить в  континууме от диффузной группы (случайного собрания людей, не связанных совместной деятельностью) до высокоорганизованных групп, межличностные отношения в которых максимально подчинены целям совместной деятельности и опосредствованы ею.

По второму критерию можно  выделить группы с положительной  и отрицательной социальной направленностью.

Развитие группы характеризуется динамикой изменения ее свойств по обоим параметрам, что предусматривает возможность регрессивного изменения отношений (изменение социальной направленности с позитивной на негативную или узкогрупповую) и дает возможность четкой типологизации многочисленных реально существующих групп по предложенным параметрам.

В западной социальной психологии существует большое количество моделей  развития группы. Для большинства  из них характерно выделение трех основных этапов или стадий: ориентировки в ситуации, конфликта и достижения согласия или равновесия. Модель развития малой группы, предложенная американским психологом Б.Такменом, основана на выделении двух основных сфер или измерений групповой жизнедеятельности: деловой, связанной с решением групповой задачи, и межличностной, связанной с развитием групповой структуры. В сфере деловой активности Б. Такмен выделяет следующие стадии:

- ориентировка в задаче и поиск оптимального способа ее решения,

- эмоциональные реакции на требования задачи, противодействие членов группы требованиям, предъявляемым к ним в связи с решением задачи и противоречащим их собственным намерениям,

-открытый обмен информацией с целью достижения более глубокого понимания намерений друг друга и поиска альтернатив,

-принятие решения и активные совместные действия по его реализации.

В сфере межличностной  активности Б.Такмен выделяет стадии:

-«проверка и зависимость», ориентировка членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведения,

-«внутренний конфликт», связанный с нарушением взаимодействия и отсутствием единства в группе,

-«развитие групповой сплоченности», преодоление разногласий и разрешение конфликтов,

-«функционально-ролевая согласованность», связанная с образованием ролевой структуры группы, соответствующей содержанию групповой задачи

Изменения в  выделенных сферах протекают взаимосвязано, а противоречия между ними могут  рассматриваться как механизмы  группового развития [3].

Модели коллективообразования.

Коллектив - это объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой. Коллектив носит добровольный характера объединения, причем под добровольностью здесь понимается не стихийность образования коллектива, а такая характеристика группы, когда она не просто задана внешними обстоятельствами, но стала для индивидов, в нее входящих, системой активно построенных ими отношений на базе общей деятельности. Существенным признаком коллектива является его целостность, что выражается в том, что коллектив выступает всегда как некоторая система деятельности с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления. Наконец, коллектив представляет собой особую форму взаимоотношений между его членами, которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива [1, с. 168].

В настоящее  время существует несколько моделей  группообразования. Задачами их теоретического осмысления выступают для нас, во-первых, их соотнесение и классификация, во-вторых, анализ возможностей применения в различных областях психологической практики. Р.Л. Кричевский и Е.М. Дубовская предлагают теоретические конструкции, создаваемые в рамках групповой динамики, разделить на модели коллективообразования (Петровский А.В., Л.И. Уманский, А.Н. Лутошкин), двухфакторные модели (Г. Стенфорд, А. Роарк, Б. Такмен), однофакторные (И.П.Волков, Е. Мабри) и частные модели (М.А. Новиков). В основе такой классификации лежат различные критерии для выделения этапов жизнедеятельности группы.

Однако  различные теоретики придерживаются разных взглядов на коллектив. Вот основные модели:

Стратометрическая концепция коллектива (А. В. Петровский).

 В стратометрической концепции критериями группового развития являются степень опосредования межличностных отношений в группе содержанием совместной деятельности и общественная значимость, позитивность - негативность с точки зрения общественного прогресса. Развитие группы - это движение от диффузной группы к коллективу или к корпорации. Выделенные страты представлены в такой обобщенной форме, что не поддаются операционализации в эмпирическом исследовании.

Параметрический подход к исследованию группы, (Л. И. Уманский)

 В основу параметрического подхода, близкого к стратометрическому, но более раннего по времени создания (г.Курск, 70-е годы), положены представления Л.И. Уманского о социально-психологических параметрах (отсюда название подхода) развития группы как коллектива. Возможность выделения конкретных опорных, возможных для диагностики пунктов сделала модель популярной для последователей. Среди изучаемых групповых критериев: единство целей, мотивов, ценностных ориентаций, групповая подготовленность в сфере какой-либо деятельности, межличностное познание, межличностные контакты и стрессоустойчивость группы.

Информация о работе Генезис и развитие малой группы. ьодели коллективообразования