Государственная поддержка граждан пожилого возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

В организации социальной работы с пожилыми людьми необходимо учитывать всю специфику их социального статуса не только в целом, но и каждого человека в отдельности, их нужды, потребности, биологические и социальные возможности, определенные региональные и другие особенности жизнедеятельности. Немаловажно и то, что в специфических российских условиях старшее поколение в связи с периодом перестройки и отрицанием всех ценностей и достижений до перестроечного периода испытывает чувство глубокой обиды и разочарования: вся их жизнь и работа, посвященные труду на благо общества, нередко признаются бесполезными, ненужными.
Цель данной работы – рассмотреть формы и методы социального обслуживания пожилых людей.

Содержание

Введение
Глава 1. Государственная поддержка граждан пожилого возраста
1. Объективная необходимость социальной защиты
населения, её место в политической жизни государства.
1.1. Нормативно-правовые основы социальной поддержки
пожилых людей.
1.3. Модели социального обслуживания пожилых людей.
1.4. Социально-психологическое положение
пожилых людей.
Вывод.
Глава 2 Социальная защита граждан
пожилого возраста в Российской Федерации.
2.1. Принципы и механизмы социальной защиты
пожилых людей.
2.2. Основные направления социальной защиты пожилых людей
в Российской Федерации.
Вывод
Заключение
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 76.63 Кб (Скачать файл)

Курсова по технологии соц работы сдана на отлично 7,10,2011

Введение 3
Глава 1. Государственная поддержка граждан пожилого возраста 6
  1. Объективная необходимость социальной защиты
населения, её место  в политической жизни государства.
6
    1. Нормативно-правовые основы социальной поддержки
пожилых людей.
8
1.3. Модели социального обслуживания пожилых людей. 13
   1.4. Социально-психологическое положение

пожилых людей.

17
Вывод. 22
   Глава 2 Социальная защита граждан

пожилого возраста в Российской Федерации.

26
   2.1. Принципы и механизмы социальной защиты

пожилых людей.

26
   2.2. Основные направления социальной защиты пожилых людей

в Российской Федерации.

29
Вывод 37
Заключение 40
Список  используемой литературы. 45
   
   
   

 
 
 
 
 
 
 

Введение 

   В настоящее время  пожилые люди в нашей стране стали наиболее социально незащищенной категорией общества. Уровень малообеспеченности растет с каждым месяцем, а доходы пожилых граждан практически  остаются на том же уровне.

   В соответствии с классификацией  Всемирной организации здравоохранения  к пожилому возрасту относится население  в возрасте от 60 до 74 лет, от 75 до 89 лет - к старому, а 90 лет и старше –  это долгожители.1

   Важность  повседневного внимания к решению  социальных проблем этой категории  граждан возрастает и в связи  с увеличением числа пожилых  людей в России, которое наблюдается  в последнее десятилетие не только в нашей стране, но и во всем мире. Достаточно сказать, что в настоящее  время пенсии и пособия в Российской Федерации получают.

   В организации социальной работы с  пожилыми людьми необходимо учитывать  всю специфику их социального  статуса не только в целом, но и  каждого человека в отдельности, их нужды, потребности, биологические  и социальные  возможности, определенные региональные и другие особенности  жизнедеятельности. Немаловажно и  то, что в специфических российских условиях старшее поколение в  связи с периодом перестройки  и отрицанием всех ценностей и  достижений до перестроечного периода  испытывает чувство глубокой обиды  и разочарования: вся их жизнь  и работа, посвященные труду на благо общества, нередко признаются бесполезными, ненужными.

   Однако  следует отметить, что экономическая  ситуация в России такова, что обстоятельства побуждают пожилых людей активизировать свою позицию, жить более насыщенной жизнью, продолжать работу и после  пенсионного возраста. Поэтому очень  важно, чтобы общество, учитывая все  экономические, политические и демографические  факторы, способствовало продлению  активной трудовой деятельности пожилых людей.

   В России накоплен определенный опыт в  социальной работе с пожилыми людьми, но следует сказать, что неразрешенных, сложных проблем здесь значительно  больше. Необходимо понимание и осознание  множества психологических, этических  проблем, возникающих у пожилых  людей, овладение методиками и технологиями, которые помогли бы в повседневной практической  социальной работе.

   Как сделать жизнь пожилого человека достойной, насыщенной активной деятельностью  и радостью, как избавить его от чувства одиночества, отчуждённости, восполнить дефицит общения, удовлетворить  потребности и интересы – эти  и другие вопросы волнуют в  настоящее время общественность всего мира. И здесь в первую очередь встаёт проблема социальной защиты пожилого человека, обеспечения  ему таких условий, чтобы он имел все те условия существования, которые  отвечают современным представлениям о комфорте и безопасности.

   Научная разработанность исследуемой проблемы заключается в следующем.

Рассмотрением проблемы старения населения занималось и занимается сегодня множество  специалистов, как в нашей стране, так и за рубежом. Эта область  современного научного знания является достаточно исследованной практически  во всех аспектах, однако некоторые  проблемы всё ещё находятся в  активной разработке, например поиск  причин, вызывающих физическое старение2, разработка новых методов адаптации пожилых людей к своей новой социальной роли3 и т.п.

   Объектом  исследования данной работы являются пожилые люди, нуждающиеся в помощи.

   Предметом исследования данной работы являются формы и методы социальной защиты пожилых людей.

   Цель  данной работы – рассмотреть формы и методы социального обслуживания пожилых людей.

   Задачи  данной работы заключаются в следующем:

  • рассмотреть основные демографические и социально-психологические характеристики различных категорий людей старшего поколения;
  • проанализировать современное положение и проблемы пожилых людей в Российской Федерации;
  • осуществить теоретический анализ современного состояния социальной защиты пожилых людей;
  • определить возможности дальнейшего совершенствования работы в области социальной защиты людей старшего поколения.

Структура данного исследования представлена в виде двух глав, которые делятся  на параграфы.

   Первая  глава посвящена теоретическим  аспектам исследуемой проблемы. рассматривает  практически-правовые вопросы государственной  поддержки пожилых людей. Во второй главе анализируются технологические аспекты социальной работы с пожилыми людьми. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1

  Государственная поддержка пожилых людей. 

1.1 Объективная необходимость социальной защиты населения

  и её место в политической жизни  государства. 

   Неотъемлемыми факторами любой нормально функционирующей  социальной системы являются защита и социально-экономическая поддержка  населения. Система социальной защиты, как показывает практика, вовлечена  в систему рынка и является его неотъемлемым элементом, через  который реализуется принцип  социальной справедливости. С переходом  к рыночным отношениям в России происходит изменение форм собственности, а, следовательно, и общественно-экономических отношений. Наряду с государственной и общественной всё более значительный вес приобретает  частная собственность. Появление  новых форм собственности на средства производства приводит к проблеме их отчуждения. Эта проблема непосредственно  замыкается на категории удовлетворения потребностей человека (материальных, социальных, экономических, духовных, культурных и др.), на выражении интересов  личности.

   В условиях рыночных отношений человек  может обеспечить удовлетворение своих  потребностей лишь путём получения  дохода от собственности или в  виде заработной платы за свой труд. Однако в каждом обществе есть определённая часть населения, которая не имеет  способности и не в состоянии  трудиться в силу объективных  причин: болезнь, нетрудоспособность вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, национальных, политических и военных конфликтов, стихийных  бедствий и т.д. Эти категории  населения не выживут без защиты и социальной помощи государства.

   Государство объективно заинтересовано в поддержке  социально уязвимых слоёв населения  по нескольким причинам:

  1. Государство, провозглашающее себя цивилизованным, руководствуется идеей гуманизма и обязано, согласно Всеобщей Декларации прав человека, «обеспечить населению достойный уровень жизни»;
  2. Всякое государство заинтересовано в расширенном воспроизводстве квалифицированной рабочей силы;
  3. Социально-экономическая поддержка неимущих нивелирует экономическое состояние различных групп и слоёв населения, тем самым снижая социальное напряжение в обществе4.

   В целом, система социальной защиты предполагает в первую очередь защиту конституционных  прав человека.

   В широком смысле социальная защита –  это политика государства по обеспечению  конституционных прав и минимальных  гарантий человеку независимо от его  места жительства, национальности, пола, возраста и вероисповедания.

   Более узкое понимание социальной защиты состоит в том, что это соответствующая  политика государства по обеспечению  прав и гарантий в области уровня жизни, удовлетворения потребностей человека: права на минимально достаточные  средства жизнеобеспечения, на труд и  на отдых, защиту от безработицы, охрану здоровья и жилища, на социальное обеспечение  по старости, болезни и в случает  потери кормильца, для воспитания детей  и т.п.5.

   Система социальной защиты населения в России находится в стадии формирования, она постепенно превращается в качественно  новую самостоятельную, многопрофильную  отрасль народного хозяйства. В  настоящее время в ней занято около 400 тысяч работников, функционирует  более 16 тысяч учреждений, санитарно-оздоровительных, протезно-ортопедических предприятий, учебных заведений6.

   Социальная  ориентация экономики выражается в  подчинении производства потребителю, удовлетворении социальных потребностей населения и стимулировании этих потребностей. Вместе с тем, она предполагает необходимое перераспределение  доходов от более обеспеченных слоёв  населения к менее обеспеченным, накопление в бюджетах разных уровней  и различных фондах средств на оказание населению социальных услуг  и предоставление социальных гарантий.

   Степень удовлетворения потребностей человека, различных слоёв общества, как  известно, является основным критерием  эффективности социальной работы. Однако период формирования рыночных отношений, в который вступила Россия в конце 80-х годов, характеризуется противоречием  между нарастанием потребностей в социальной защите населения и  сужением возможностей для их удовлетворения. Особенно это касается пожилых людей, уровень удовлетворения социальных потребностей которых в данный момент хоть и имеет тенденцию к росту, но всё ещё остаётся на недопустимо  низком уровне.

   Таким образом, основные предпосылки необходимости  социальной защиты населения в обществе рыночной экономики диктуются социально-философскими принципами современного цивилизованного  общества, но определяются законами рынка, проистекают из его сущности и  обусловливают формирование системы  социальной защиты как специализированного  общественного института. Социальная защита населения, и не в последнюю  очередь обеспечение достойного уровня жизни пожилым гражданам, становится в современном обществе составной частью экономической  и социальной политики государства.

   1.2. Нормативно-правовые основы социальной поддержки

   пожилых людей. 

   Нормативно-правовая база, закрепляющая права, статус и  положение пожилых россиян, выглядит достаточно ёмко.

   Она представлена законодательством, как общего характера, так и специального7. Основы для развития законодательства, закрепляющего систему социальных прав пожилых людей, были заложены Конституцией Российской Федерации 1993 года.

   Условно в систему социальных прав пожилых  людей можно включить два вида норм:

  • нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей;
  • нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и их особых групп.

Информация о работе Государственная поддержка граждан пожилого возраста